Логопедическое обследование звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста (Ивановский Государственный Университет (Шуйский филиал))
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад №1» города Иваново.
Выборка: 6 полных лет (мальчик), который имеет заключение психолого-медико-педагогической комиссии (общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня речевого развития, дизартрический компонент).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты логопедического обследования звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста 6
1.1. Звукопроизношение: характеристика понятия, онтогенез 6
1.2. Особенности сформированности звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе 13
1.3. Анализ методик логопедического обследования звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста 17
Глава 2. Экспериментальное исследование состояния звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста 24
2.1. Организация и содержание экспериментального исследования 24
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 27
Выводы по главе 2 30
Список использованных источников 34
Проблема владения языком всегда привлекала внимание выдающихся исследователей различных специальностей, и неоспорим тот факт, что наша речь разнообразна и очень сложна, и развивать ее нужно с раннего возраста. Но на сегодняшний день существует множество людей, страдающих нарушением речи.
Данная проблема возникает в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе. Этот жизненный этап нуждается в специальном изучении, анализе и особом внимании ученых и практиков. Ребенок с нарушениями речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех ее компонентов: звуковая культура речи, пассивный и активный словарь, грамматический строй, связная речь. Кроме того, такие дети страдают и нарушениями моторики: артикуляционной, общей, мелкой. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на готовность ребёнка к школе.
Об актуальности логопедической работы с детьми дошкольного возраста свидетельствуют также и положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых отмечено, что субъекты должны сосредоточить внимание на речевом развитии, предусматривающем решение таких задач, как «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [25].
Анализ научно-методической литературы по обозначенной проблеме таких ученых, как Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова показал, что, несмотря на достаточную изученность вопроса развития звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных логопедических методик ее обследования у дошкольников.
Учитывая актуальность данной проблемы, нами определена тема исследования: «Логопедическое обследование звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста».
Объектом исследования является формирование звукопроизношения речи у детей дошкольного возраста.
В качестве предмета исследования выступает состояние звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста.
Цель – теоретическое обоснование логопедического обследования и экспериментальное изучение звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;
2) раскрыть особенности формирования звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе;
3) проанализировать методики логопедического обследования звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста;
4) провести исследование звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста и проанализировать его результаты.
Для достижения цели исследования, решения задач применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, обобщение опыта, тестирование, наблюдение, анализ, синтезирование.
Практическая значимость заключается в возможности использования предложенной методики логопедического обследования звукопроизносительного компонента речи логопедами, педагогами, а также студентами педагогических училищ и вузов.
Структура: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Анализ теоретических исследований и практики логопедической деятельности показал, что проблема логопедического обследования звукопроизносительного компонента речи у детей дошкольного возраста была и остается в центре внимания педагогов, психологов и логопедов.
Звукопроизношение – это процесс образования речевых звуков. Звуки в речи детей появляются постепенно, в онтогенетической определенной последовательности, губные появляются раньше, чем язычные, взрывные — раньше, чем щелевые. К нарушению звукопроизношения относят: отсутствие, искажение, замена, смешение звуков. Такое нарушение, как правило, отрицательно влияет на психическое развитие и отражается в деятельности, в поведении и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми.
Развитие звукопроизношения у каждого ребенка проходит индивидуально. Некоторые начинают говорить и правильно произносить звуки относительно рано, в то время как другие могут начать позже. Качество звукопроизношения зависит от развития и подвижности органов артикуляции.
Наиболее разработанной в логопедической литературе является проблема логопедического обследования звукопроизносительной стороны речи детей. Так, методики и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в трудах М.Е. Хватцева, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Е.Ф. Архиповой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и др. В основе их диагностических комплексов лежат определенные принципы и подходы.
С позиции практико-ориентированного подхода все методики обследования звукопроизношения должны включать: доступный наглядный материал, в соответствии с возрастом испытуемых; четкие рекомендации по использованию этого материала; его ранжирование по уровню сложности и т.д.
Также в процессе работы было проведено экспериментальное исследование звукопроизносительного компонента речи у ребенка дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент осуществлялся на базе детского сада. Был обследован ребенок с выявленным дизартрическим компонентом 6 лет. Ребенок имеет заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК): общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня.
Приведенный количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет нам сделать следующие выводы. У ребенка были выявлены нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, нарушение дифференциации акустически и артикуляционно далеких звуков, акустически и артикуляционно близких звуков, несформированность фонематических процессов. Преодоление нарушений развития звукопроизношения у испытуемого требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий.
Точное, правильно сформулированное заключение логопеда позволит осуществить индивидуальный подход, выбрать наиболее эффективный путь преодоления речевого дефекта, организовать фронтальную работу с дошкольниками, выявить динамику и прогноз расстройства речи. Результат коррекционной работы напрямую зависит от умения верно диагностировать речевое нарушение.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель, поставленная в работе, полностью достигнута, задачи решены.
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 256 с.
2. Архипова Е.Ф. Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией. – Режим доступа: https://logopedmaster.ru/sites/default/files/2017-05.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319 с.
4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
5. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 1. - М., АРКТИ, 2000 - 46 с.
6. Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 52 с.
7. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 144 с.
8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб-метод. пособие. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.
9. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 332 с.
10. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. — СПб.: Детство-пресс, 2007. — 113 с.
11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
12. Дубенцова В.В. Нарушение звукопроизношения у дошкольников: понятие, причины, коррекционные мероприятия / В.В. Дубенцова, Л.В. Черноусова, Н.Н. Шестаченко // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2023. – С. 31-33.
13. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2016. – 120 с.
14. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 279 с.
15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. – М.: Гном-Пресс, 2000.
16. Лалаева Р. И. Теория речевой деятельности / Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Т. А. Титова. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 413 с.
17. Левина Р.Е. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 2014. – 368 с.
18. Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т. Б. – М.: Эксмо, 2017. – 608 с.
19. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
20. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
21. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л.В. Нейман; под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 123 с.
22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М.: Просвещение, 2009. — 10 с.
23. Смирнова И.А.Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 64 с.
24. Тютюева И. А. Затруднения звукопроизношения у дошкольников при подготовке к школе // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов: Межвузовский сборник научных статей с международным участием по материалам научно-практического семинара. Том Выпуск 9. – Барановичи: Учреждение образования «Барановичский государственный университет», 2020. – С. 305-310.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: http: //www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html.
26. Федосова О.Ю. Коррекция звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста. – Самара, 2005.
27. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей. - М.: В. Секачев, 2016. – 196 с.
28. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. – М., Просвещение, 1989. - 237 с.
29. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Просвещение, 2013. – 231 с.