Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Становление и правовые основы деятельности органов прокуратуры в
России 8
1.1 История становления и развития органов прокуратуры в
Российском государстве 8
1.2 Правовые аспекты регулирования деятельности и организации
органов прокуратуры Российской Федерации 17
Глава 2 Статус прокуратуры Российской Федерации в системе
государственного управления и основные принципы деятельности 27
2.1 Статус прокуратуры Российской Федерации в системе
государственного управления 27
2.2 Принципы организации деятельности органов прокуратуры
Российской Федерации 39
Глава 3 Актуальные проблемы в деятельности органов прокуратуры
Российской Федерации 49
3.1 Попытки ликвидации и сохранение органов прокуратуры в системе
органов государственной власти 49
3.2 Надзорные органы в зарубежных странах 52
3.3 Проблемы в деятельности и определения статуса органов
прокуратуры и предложения по их преодолению 57
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 68
В сложившейся ситуации в нашей стране, когда мы видим, что западные страны ведут агрессивную политику против России, встает вопрос о законности и обоснованности применяемых методов против нашей страны. Происходит повсеместное нарушение прав и свобод граждан Российской Федерации, покушения на территориальную целостность, а также конституционный строй и общественную безопасность нашей страны. Этому стали свидетельства обстрела вооруженными силами Украины территорий Белгородской, Курской, Брянской областей. Террористический акт на Крымском мосту стал камнем преткновения в отношениях запада и России. Прокуратура в этом случае должна незамедлительно реагировать на любые случаи нарушения прав и свобод.
Любое государство, которое признает верховенство права, обладает определенными признаками. Одним из таких признаков принято выделять принципы. Принцип - это основные направления деятельности, в данном случае деятельности государства. Признаками правового государства является верховенство права и закона, ограничение власти, путем установления ограничений и запретов, наличие механизма защиты прав человека и гражданина, ответственности государства перед организациями и личностью за причиненный вред.
В главе 7 Конституции Российской Федерации, законодатель выделяет и дает определение правового статуса и одновременно закрепляет полномочия судебной власти и прокуратуры. Статья 129 раскрывает основы деятельности органов прокуратуры. Граждане Российской Федерации привыкли относить органы прокуратуры к органам исполнительной власти исходя из предоставленных полномочий согласно Конституции Российской Федерации и Закона «О прокуратуре Российской Федерации». Определенная категория граждан же относят органы прокуратуры к судебным органам исходя из того, что суд и прокуратура находятся в постоянном взаимодействии в области гражданского, административного и уголовного судопроизводства. С отнесением органов прокуратуры к одной из ветвей власти мы поговорим в одной из глав данной работы, так как данный вопрос требует серьезного теоретического изучения и обоснования на основе нормативно-правовых актов, учебной литературы, научных трудов ученых-правоведов.
Механизм и аппарат управления государства имеет свойство модифицироваться, совершенствоваться. Происходит создание совершенно новых, до нынешних пор не существующих органов, которые создаются для должного урегулирования и разрешения сложившихся прецедентов в обществе, для разрешения спорных моментов, которые появляются в результате цифровизации общества, усложнения социальных связей и отношений.
Государство, создавая такие органы власти и управления, наделяет их властными полномочиями по урегулированию таких отношений. Оно создает необходимые инструменты, механизмы для улучшения жизни. Однако с появлением таких органов власти возникает необходимость регулирования и контроля деятельности таких органов. Полномочия по контролю и надзору за такими органами делегируются органам прокуратуры Российской Федерации.
Государство, повышая авторитет права в глазах у граждан, должно в первую очередь контролировать должное исполнение законов органами государственной власти. В противном случае общество может выбрать путь правового нигилизма, что приведет к трагическим последствиям для государства, общества и личности.
...
По итогам проведенного анализа и исследования конституционно-правовых основы организации деятельности прокуратуры в Российской Федерации были сделаны выводы о том, что прокуратура в Российской Федерации является одним из важнейших институтов защиты прав и свобод граждан в государстве и обществе. Образование такого института и наделение его независимостью позволило в полной мере осуществить полномочия по реализации надзорной деятельности за состояние законности и правопорядка.
Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», а также в иных федеральных законах и ведомственных актах.
Прокуратура Российской Федерации является контрольно-надзорным органом в системе органов государственной власти, имеющий специфический и неопределенный статус исходя из нынешней редакции Конституции Российской Федерации.
Принципы деятельности органов прокуратуры составляют определенную иерархическую структуру. Все существующие принципы деятельности взаимосвязаны между собой определенными чертами и признаками. Конституция Российской Федерации по большей части определяет все принципы деятельности, закон о прокуратуре Российской Федерации перенял основные черты и признаки принципов деятельности, так как является органом государственной власти. Все принципы существуют в неразрывной связи друг с другом. Нарушение одного из принципов повлечет нарушение всех сразу. Не стоит забывать, что органы прокуратуры - это контрольно-надзорный орган, который своими действиями должен подавать пример другим органам власти в нашей стране.
Структура органов прокуратуры Российской Федерации строго- определена Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Процедура назначения и освобождения Генерального прокурора Российской Федерации понятна, но не проста для понимания обычного гражданина, не имеющего юридического образования. Прокуратура Российской Федерации по своим полномочиям похожа на исполнительный орган власти. На практике органы прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе взаимодействуют с различными органами власти для достижения целей и задач, указанных в законе. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации имеют свое действие на все органы власти, включая органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Решая поставленные цели и задачи посредством осуществления своих закрепленных законом полномочий, органы прокуратуры Российской Федерации добиваются укрепления законности и правопорядка в стране. Необходимо расширение прав и обязанностей работников органов прокуратуры в гражданском процессе для более точного и детального осуществления надзора в гражданском судопроизводстве.
Несмотря на все попытки ликвидации, ограничений и упразднений отдельных прокурорских полномочий элитой власти, прокуратура продолжает существовать как независимый и централизованный орган власти с расширяющимися до сих пор контрольно-надзорными полномочиями.
Полномочия и статус органов прокуратуры в иностранных государствах зачастую схожи с прокуратурой России. Осуществление общего надзора происходит не в том виде, в котором его принято понимать в России. Методы и содержание общего надзора отличаются.
Российская прокуратура хоть и похожа различными чертами на зарубежные органы надзора, но все же имеет неповторимость своего становления, развития и существования на протяжении всей своей истории.
Касательно предложений по устранению проблем в деятельности органов прокуратуры, автор работы определяет конкретную проблему и предлагает действенное решение.
Автор работы предлагает преодолеть проблему отсутствия конституционного закрепления статуса прокуратуры как самостоятельного и независимого органа с помощью принятия поправки в закон о прокуратуре и определить ее правовой статус независимого органа.
Предложения автора по решению кадровой проблемы таково, что необходимо увеличивать штат прокурорских работников, рационально распределять нагрузку между сотрудниками, определить четкие границы рабочего времени и вести контроль за исполнением этих границ. Снизить минимальные предъявляемые требования к кандидату на должность помощника прокурора.
Предлагая решения проблем, автор исходит из личного опыта и пройденной практики в органах прокуратуры.
1. Антонова О.Г. Основные направления правоохранительной деятельности прокуратуры / О.Г. Антонова // Сборник научных трудов. - Ставрополь, 2019. - С. 170-172.
2. Асилян Л.В. Вопросы организационной структуры российской прокуратуры на современном этапе / Л.В. Асилян // Форум молодых ученых. - 2018. - № 7. - С. 69-73.
3. Бажанов С.В. Соотношение у прокуроров функций общего надзора и уголовного преследования на начальном этапе становления органов прокуратуры в российской Империи / С.В. Бажанов // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 44. - С. 106-110.
4. Боброва Н.А. Дума о Думе: дневник и мемуары депутата четырех созывов. К 25-летию Самарской Губернской Думы / Н.А. Боброва. — Самара: АНО «Издательство СНЦ». - 2019. - 194 с.
5. Власова М.А. Загадка главы 7 Конституции РФ, или О том, кто спас российскую прокуратуру от ликвидации в 1993 году / М.А. Власова // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 10. - С. 61-64.
6. Воронин О.В. Об организации и устройстве прокурорской деятельности в некоторых зарубежных странах / О.В. Воронин // Уголовная юстиция. - 2018. - №12. - С. 113-115.
7. Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование): монография (часть I) / В.Н. Галузо. Москва. - 2008. - 16 с.
8. Голощапова Д.С. К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации / Д.С. Голощапова // Молодой ученый. - 2018. - №7. - С. 126-128.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - № 46. - Ст. 4532.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
11. Надин А.Н. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации / А.Н. Надин // Вопросы российской юстиции. - 2020. - № 6. - С. 93-105.
12. Насуров Б.А. Проблемы в деятельности прокуратуры Р Российской Федерации / Б.А. Насуров // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей. - Махачкала, 2019. - С. 193-195.
13. Павлов Д.М., Кишеев Д.В. Отдельные вопросы при осуществлении органами прокуратуры надзорных полномочий в отношении органов государственной власти и организаций / Д.М. Павлов, Д.В. Кишеев // Образование и право. - 2018. - № 9. - С. 155-158.
14. Петров А. Интервью с Алексеем Казанником // ТААС, 12.06.2016.
15. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // Законность. - 2017. - № 5.
...
Всего источников 30