Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образы Хуан-ди в философско-исторических памятниках Древнего Китая

Работа №138272

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Мифический и исторический анализ образа Хуан-ди
1.1 Взаимосвязь древнекитайской мифологии и истории, как важная
составляющая осмысления образа правления Хуан-ди
1.2 Мифический образ Хуан-ди в Древнем Китае
1.3 Историческое переосмысление мифического образа Хуан-ди. ................. 25
2. Упоминание Хуан-ди в философских памятниках Древнего Китая.... 32
2.1 «Хуан-ди нэй-цзин»
2.2 Упоминание Хуан-ди в даосских памятниках
«Чжуан-цзы»
«Ле-цзы»
«Хуайнань-цзы»
2.3 «Учение Сюаньюаня»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение №1
Приложение №2

Данная работа посвящена анализу образов Хуан-ди 黄帝 в различных
философско-исторических памятниках Древнего Китая. Желтый Император
является легендарным правителем Китая и мифическим персонажем,
который считается также одним из основателей даосизма и первопредком
всех китайцев. Годы правления Хуан-ди ок. 2698–2598 г. до н.э. За это время
он сумел подчинить себе вождей отдельных племён и создал первое
китайское государство, назначил чиновников-управителей и ввёл первые в
стране законы. Ему приписывается изобретение топора, лодки и весла, лука и
стрел, одежды и разделение земли на наделы. Также он появляется в
различных даосских памятниках и является основоположником ряда
интеллектуальных традиций.
Большой научный интерес состоит в том, что портретное изображение
императора позволяет раскрыть идеологический характер персонажа,
показать роль портретного изображения в различных философских системах
древнего Китая, увидеть процесс формирования портретной характеристики
Хуан-ди и ее постепенную эволюцию, а также увидеть отражение
определенных архаических представлений. Предметом исследования
является величайший герой китайской культуры, персонаж, возводимый в
божественный статус и пользующийся соответствующим почитанием. Его
значимость доказывается многочисленными упоминаниями в историческом,
мифологическом и философском наследии, существованием даосизма,
последователи которого признают Хуан-ди одним из основателей, как
официальной религии, и наличием культа Сюаньюаньцзяо, центральной
фигурой которого является Желтый Император.3
В данном исследовании автор ставит перед собой следующую цель:
 Проследить трансформацию образа Хуан-ди из мифического в
исторический и рассмотреть присутствие фигуры Желтого
Императора в различных древнекитайских философскоисторических памятниках.
Актуальность представленной работы заключается в важности
изучения китайской культуры, истории и мифологии не только для
понимания роли автономной Поднебесной во всемирной истории и поднятия
общего культурного уровня, но и в связи с налаживанием отношений с
Китайской Народной Республикой и активным продвижением на Восток в
сфере бизнеса и экономики.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблематику сохранения мифического образа в связи с
конфуцианским процессом эвгемеризации.
2. Проанализировать миф и обосновать его с точки зрения
исторического рационализма
3. Изучить наиболее выдающиеся памятники философской мысли, в
которых фигурирует образ Желтого Императора.
Исходя из заявленных целей и задач, работа имеет следующую
структуру: введение, две главы, заключение, список использованной
литературы и два приложения.
В первой главе, открывающей исследование, представлены
рассуждения о взаимосвязи древнекитайской мифологии и истории, а также
немного рассказано о феномене эвгемеризации, согласно которому
древнейшая китайская история представляет собой переосмысленную
мифологию. Далее идет анализ мифологических истоков образа, а затем
разбирается его преобразование в историческом контексте.
Во второй главе рассматривается ряд древнекитайских трактатов и
роль Хуан-ди в них: медицинский трактат «Хуан-ди нэй цзин» 黄帝内經;4
даосские трактаты Чжуан-цзы 莊子, «Ле-цзы» 列子, Хуайнань-цзы 淮南子, а
также рассказывается о ныне существующей синкретической религии под
названием Сюаньюаньцзяо 軒轅教 «Учение Сюань-юаня», возникшей во
второй половине 20 века.
Приложение №1 представляет собой изображения мавзолея Хуан-ди.
Приложение №2 представляет собой изображение предполагаемого
внешнего вида Хуан-ди.
Использованная в исследовании научная литература включает в себя
работы отечественных и зарубежных ученых. Русскоязычные исследования
представлены переводами древнекитайских источников, работами по
истории, религии и обрядам, литературе и мифологии. Иностранная
библиография представлена древнекитайским источником в оригинале,
статьями и исследованиями европейских ученых.
Для исследования мифологического образа Хуан-ди были
использованы: «Мифы Древнего Китая» Дерка Бодде, статья Терехова А.Э.
«Мотив «чудесного рождения» и физиогномические характеристики шэнов»
из книги «Процесс формирования официальной идеологии имперского
Китая» Кравцовой М.Е., «Формирование и развитие древнекитайской
мифологии» Яншиной Э.М.
Кроме того, в данном исследовании задействованы статьи
Терехова А.Э., касающиеся совершенномудрых шэн 聖 и физиогномики
(«Статус физиогномики в доханьском и ханьском Китае»,)
Для более подробного анализа образа Хуан-ди были рассмотрены
работы, посвященные специфике китайского мифотворчества, среди которых
можно выделить книги Юань Кэ «Мифы древнего Китая», «От мифа к
роману (эволюция изображения персонажа в китайской литературе)»
Рифтина Б.Л.
При рассмотрении исторической составляющей заявленной темы автор
обращался к "Историческим запискам" Сыма Цяня и "Китайским
синкретическим религиям в ХХ веке" Тертицкого К.М.
Исследование, посвященное упоминаниям Желтого Императора в
историко-философских памятниках, опирается на трактаты, упоминающиеся
в соответствующей главе: «Чжуан-цзы. Ле-цзы» в переводе Малявина В.В.,
"Каталог гор и морей (Шань хай цзин) в переводе Яншиной Э.М., "Трактат
Желтого Императора о внутреннем", первая и вторая части в переводе
Виногродского Б.Б., "Философы из Хуайнани; Хуайнаньцзы» в переводе
Померанцевой Л.Е., а также на включающую в себя общие сведения работу
"Древнекитайская философия. Эпоха Хань".
Для более глубокого понимания темы исследования автор обратился к
оригинальным китайским и английским источникам, таким как «Ю Тинтин,
Шань хай цзин 怣婷婷, 山海经, 北京大众文艺出版社, 2007年, 第176页.
«Каталог гор и морей»», «Sanctioned Violence in Early China» by Mark Lewis,
«The Odes in Excavated Manuscripts. Text and Ritual in Early China» by Martin
Kern и «Early Chinese Religion» by John Lagerway, Marc Kalinowski.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного в рамках данной дипломной работы
исследования и анализа полученных данных можно сделать следующие
промежуточные выводы:
Общие:
• Процесс эвгемеризации, т.е. переосмысления мифов, исключение
сверхъестественных элементов и приближение божественных существ к
земному, человеческому миру, являлся неотъемлемой частью создания
древнекитайской истории.
• Одну из главных ролей в превращении легенд в историческую
действительность сыграли конфуцианцы, стремившиеся очеловечить
действия всех мифических персонажей и объяснить сверхъестественные
события в соответствии со своим мировоззрением.
• Описания наружности древних правителей подводят к
мифологическим представлениям древних китайцев, но все же большая часть
черт их облика носит именно физиогномический характер. Таким образом
китайцы показывают «необычность» совершенномудрых, их альтруизм и
работу на благо народа.
Касающиеся непосредственно Желтого Императора и его упоминаний в
историко-философских памятниках:
• Из имеющихся мифологических и исторических данных можно
заключить, что Хуан-ди был общим предком людей и богов, и именно
поэтому во всех сказаниях его фигура рисуется столь великой. Он был
известен своим справедливым правлением, заботился о благе народа, а
потому пользовался повсеместным почитанием и уважением.48
• Хуан-ди, наравне с Лао-цзы, считается одним из основателей даосизма.
Даосы обожествили Желтого Императора и провозгласили его первым
бессмертным, который постиг Дао и на драконе улетел на небеса.
• Трактаты, в которых присутствуют упоминания времен правления, дел
и основных характеристик Хуан-ди, включают в себя не только тексты,
восхваляющие фигуру Императора, но и тексты, критикующие его персону в
связи со временным отступлением от выбранного Пути Дао. Так, к примеру,
«Хуайнаньцзы» во всей красе показывает постепенное нисхождение от высот
«золотого века» правления Желтого Императора к состоянию упадка, а
«Чжуан-цзы» повествует об отвлечении Хуан-ди от даосских канонов и
последующем осознании и исправлении допущенной им ошибки.
• С 1957 года на Тайване существует Сюаньюаньцзяо - "Учение Сюаньюаня". Основатель данного движения ставил своей целью возрождение
религии, существовавшей со времен Хуан-ди, для восстановления
традиционных духовных ценностей китайской нации.
Из всего вышесказанного автор формулирует итоговый вывод проведенного
им исследования:
Фигура Хуан-ди в древнекитайской мифологии и истории настолько
велика, что упоминания о нем в трудах философов и писателей неисчислимы.
Божественная и историзированная версии Желтого Императора являются
неотъемлемой частью китайской культуры. В то же время стоит помнить, что
рассмотрение образа Хуан-ди в историческом контексте невозможно без
анализа и синтеза мифологической составляющей. Хуан-ди сыграл одну из
основополагающих ролей в создании и дальнейшем процветании нескольких
религий, а принципы его правления считались эталонными для живущих в
последствие императоров. Сложно отыскать равного по значимости
персонажа, которому в трудах древнекитайских мыслителей было бы
отведено более почетное место.


Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред.
М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2.
Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин и др. 2007. -
869 с.
2. Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М.Л.
Титаренко ; Ин-т Дальнего Востока РАН. — М. : Вост. лит., 2006 - . Т.
5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование
/ ред. М.Л. Титаренко, Б.Л.Рифтин и др. 2009. — 1087 с.
3. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. — М.:Наука. Главная
редакция восточной литературы, 1990. —523 с.
4. Дерк Бодде. Мифы Древнего Китая // Мифологии древнего мира. – М.,
1977, сс. 385—390).
5. Кравцова М.Е. Процесс формирования официальной идеологии
имперского Китая. СПб.: Наука, 2012. – 591 с.
6. Каталог гор и морей (Шань хай цзин)/ Пер. Яншина Э.М. 2-е изд.,
испр. М.: Наталис; Рипол Классик, 2004. 349 с.
7. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). / Пер. Р.В. Вяткина, М.:
Восточная литература, 2001. — 415 с. т.2, М.: Восточная литература,
2001. — 567 с.
8. Трактат Желтого императора о внутреннем. Часть первая: Вопросы о
простейшем/Пер. Виногродского Б.Б — М.: Профит Стайл, 2007. —
384 с.
9. Трактат Желтого императора о внутреннем. Часть вторая: Ось
духа/Пер. Виногродского Б.Б — М.: Профит Стайл, 2007. — 288 с.
10.Философы из Хуайнани; Хуайнаньцзы / Пер. Л.Е. Померанцевой – М.:
Мысль, 2004. – 430 с.50
11.Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке. М.
Восточная литература 2000 г. 415 с.
12. Терехов А.Э. Статус физиогномики в доханьском и ханьском Китае. / В
поисках «китайского чуда» сб. статей, посвящ. 80-летию Ю.В.
Чудодеева. М.:, 2011. – С. 316–341.
13. Чжуан-цзы. Ле-цзы /Пер. Малявина В.В. — М.: Мысль, 1995.— 439 с.
14. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. – М.: 1965. – 133 с.
15. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской Мифологии.
М.: Наука, 1984. – 188 с.
Литература на иностранных языках:
16. John Lagerway, Marc Kalinowski Eds. Early Chinese Religion. Leiden,
Boston: Brill, 2009. - 1125 p.
17. Kern, Martin ed. The Odes in Excavated Manuscripts. Text and Ritual in
Early China. Seattle: University of Washington Press, 2005. – 362 p.
18. Lewis, Mark Edward. Sanctioned Violence in Early China.. State
University of New York Press, 1990. – 374 p.
19. Ю Тинтин, Шань хай цзин 怣婷婷, 山海经, 北京大众文艺出版社,
2007年, 第176页. «Каталог гор и морей». Пекин: Популярная литература
и искусство, 176 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ