Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диалогическое взаимодействие в телевизионном интервью: речевые интенции и практики на примере программ «Познер» и «Собчак живьём»

Работа №138228

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Жанр интервью: становление, особенности, современное
состояние…
1.1. Интервью как жанр: история и современность
1.2. Интервью: особенности, подготовка, задачи, виды, собеседники ........ 12
1.3. Характер вопросов и виды реакций на них
1.4. Речевые практики интервьюирования
Глава 2. Особенности диалогического взаимодействия в интервью .............. 26
2.1. Характеристики программ «Познер» и «Собчак живьём»..................... 26
2.2. Подготовительный этап интервью в программах «Познер» и «Собчак
живьём»
2.3. Драматургия и композиция программ «Познер» и «Собчак живьём».. 32
2.4. Задачи, типы интервью и виды собеседников
2.5. Речевые интенции и практики в программах «Познер» и «Собчак
живьём»
Заключение
Список используемых источников
Приложение

В настоящее время в России активно происходит сращивание контента
сетевых и традиционных медиа. Однако, хотя потоковое видео в какой-то
степени перенимает функции телевещания, частично вступая с ним в
конкуренцию, но телевидение среди аудиовизуальных медиа всё равно
продолжает занимать лидирующую позицию. Это связано, во-первых, с
простотой получения информации (для этого не требуются усилия), во-вторых, – со зрелищностью СМИ, а в-третьих, с тем, что телевидение – это
хороший инструмент воздействия на аудиторию. Есть утверждение, что
телевидение обладает даже гипнотических эффектом. Так, Л. П. Гримак
пишет: «Телевидение выступает в качестве новейшего и эффективнейшего
средства формирования гипнотической пассивности зрителя, которая
способствует прочному закреплению создаваемых психологических установок»1.
Сегодня на российском телевидении немного программ, полностью
реализуемых в жанре интервью. На наш взгляд, программы «Познер» и
«Собчак живьём», которые построены именно на интервью – наиболее
удачные и при этом не идентичные. Проведение интервью на телевидении
имеет ряд своих особенностей. Во-первых, оно может происходить в прямом
эфире (например, как в программе «Собчак живьём»), а может быть и
смонтировано позже («Познер»). Во-вторых, зрителю доступны не только
слова интервьюируемого и ведущего, но и их мимика, жесты, эмоции.
Существует множество рекомендаций в разных областях по
эффективному ведению интервью: психологии, социологии, журналистике.
При этом такие знания полезны и в обыденной жизни, так как интервью –
это, прежде всего, диалог, общение. А сегодня диалог, по мнению
Л. Р. Дускаевой, это «одно из наиболее часто употребляемых понятий в
разных науках. Диалог изучается, помимо лингвистики, философией,
социологией, педагогикой, психологией, информатикой. В современных
лингвистических исследованиях диалог также изучается в разных аспектах:
социолого-лингвистическом, семиотическом, психолингвистическом,
функционально-стилистическом и т.д.»2. Любой диалог – это воздействие
коммуникантов друг на друга. Воздействие осуществляется с помощью
вербальных и невербальных компонентов, за которыми стоят речевые
намерения (интенции). Интервью на телевидении, в отличие от печатного,
обладает рядом визуальных характеристик, так как мы видим поведение
собеседников, слышим индивидуальные особенности их речи. Всё
вышесказанное говорит в пользу актуальности исследования речевых
интенций и практик в современной российской телевизионной журналистике.
Настоящее исследование может представлять интерес для студентов
факультетов журналистики, журналистов-практиков, а также преподавателей
факультетов журналистики.
Научная новизна данной работы заключается в определении
особенностей диалогического взаимодействия в телевизионном интервью на
российском телевидении, исследовании зависимости этих особенностей от
личности интервьюера и интервьюируемого, их межличностных отношений
и обсуждаемого вопроса.
Объектом исследования явились программы «Познер» («Первый
канал») и «Собчак живьём» (телеканал «Дождь»), которые демонстрируют
жанр интервью на современном российском телевидении.
Предметом исследования стали коммуникативные интенции и речевые
практики в телеинтервью на примере программ «Познер» и «Собчак живьём».
Целью настоящей работы является выявление диалогического
взаимодействия в телевизионном интервью на примере программ «Познер» и
«Собчак живьём» (так написано в аннотации).
Цель работы обусловила следующие задачи:
1) рассмотреть историю появления интервью как жанра;
2) систематизировать типы вопросов и виды реакций на них;
3) определить, какие практики интервью используются на российском телевидении;
4) выявить особенности речевого поведения интервьюера в
программах «Познер» и «Собчак живьём»;
5) охарактеризовать особенности диалогического
взаимодействия В. Познера и К. Собчак с интервьюируемыми.
Для изучения специфики жанра интервью были использованы работы
Р. А. Борецкого, В. Л. Цвика, Л. П. Шестеркиной, Т. Д. Николаевой, А. В. Колесниченко.
Историческая ретроспектива российского телевидения рассмотрена с
опорой на труды А. Г. Беспаловой, Е. А. Корнилова, А. А. Шереля.
Для решения поставленных задач были применены следующие
общенаучные методы: наблюдение, сравнительный анализ, дедукция,
лингвостилистический анализ.
Эмпирическая база исследования – 15 выпусков программы «Познер»
(с 2009 по 2016 гг.) и 15 выпусков программы «Собчак живьём» (выпуски с 2012 по 2016 гг.).
По структуре работа состоит из введения, двух глав, девяти
параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I посвящена теоретическому аспекту работы. В ней мы
рассматриваем историю появления жанра интервью в России и мире, его
развитие с самого начала и до наших дней. Далее мы изучаем характер
вопросов, задаваемых в процессе проведения интервью, и виды реакций на
эти вопросы. В главе II мы обозначим особенности программ «Познер» и6
«Собчак живьём», определим, какие практики интервью используются на
российском телевидении, выявим особенности диалогического
взаимодействия в интервью. В заключении излагаются и описываются
выводы исследования и оценивается эффективность проведённой работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире телевизионная журналистика не только активно
развивается, но и играет важную роль в формировании позиции каждого
человека. Пройдя длительное развитие, интервью как жанр телевизионной
журналистики преобразовалось: оно стало независимым жанром (а не только
методом), приобрело иной характер подачи материала. Интерес вызывает
продолжающееся становление этого жанра, которое происходит под
влиянием эпохи и научно-технического прогресса.
Подводя итог проделанной работе, мы пришли к тому, что в
теоретической части работы познакомились с понятием интервью, узнали,
что за длинную историю своего существования оно трансформировалось в
самостоятельный жанр, который характеризуется определёнными особенностями, такими как:
1) субъективизация повествования;
2) наглядность и зрелищность речевого общения;
3) совместное творчество тележурналиста, собеседника и телезрителя.
Мы проследили, как с научно-техническим прогрессом жанр интервью
перешел из печатных СМИ в аудиовизуальные.
Далее мы изучили этапы подготовки к интервью, жанровостилистические особенности, задачи данного жанра, виды интервью, которые
позволят решить поставленные задачи, типы собеседников и формы
изложения интервью. После этого мы сначала в теории познакомились с
речевыми интенциями и практиками в интервью, обозначили существующие
виды вопросов по классификации А. В. Колесниченко. Также мы изучили
виды реакции собеседников на разные вопросы.
На основе изученной теоретической базы мы проанализировали 15
выпусков программы «Познер» и столько же выпусков программы «Собчак
живьём» и пришли к следующим выводам:
- подготовка к интервью: Ксения Собчак и Владимир Познер
проходят все этапы подготовки к интервью в программе;69
- тип композиции, форма поведения: оба интервьюера используют
свободный тип композиции и активное поведение;
- окончание интервью: оно соответствует общепринятым в интервью
нормам (собеседники прощаются на положительной ноте и ведут себя
уважительно по отношению друг к другу);
- языковые нормы интервью: в обеих передачах сохраняются
индивидуальные особенности речи собеседников.
- цели и виды интервью: в передаче Ксении Собчак доминирующий
вид – проблемное интервью. Программа «Познер» – пример личностного
интервью. В обеих программах используется только диалоговая форма проведения интервью.
- категории собеседников: оба ведущих приглашают в студию только известных личностей;
- виды вопросов: в обеих программах ведущие наиболее часто
прибегают к оценивающим вопросам из категории предметных, к
фильтрующим в категории управляющих и к усилительным в поведенческой категории.
- доминирующий приём: оба ведущих чаще всего воздействуют на
собеседника приёмом выбора тональности общения.
Данное научное исследование позволило нам увидеть не только
историческую перспективу развития жанра интервью, но и его современное
состояние на двух российских телеканалах, чей контент является почти
противоположным. Проанализировав по 15 выпусков программ, мы
обнаружили различие интенций у ведущих. Ксения Собчак стремится с
помощью воздействующих приёмов узнать мнение собеседника по проблеме,
вызвать интервьюируемого на эмоции, чтобы добиться правды или
подтвердить свою точку зрения. Владимир Познер преследует иную цель: он
добивается раскрытия собеседника как многогранной личности.
На основе анализа выпусков двух программ удалось обнаружить
закономерности, связанные с частотой употребления разных видов вопросов70
и выявить доминирующий приём воздействия на собеседников. Это говорит
в пользу того, что, несмотря на разные цели программ «Познер» и «Собчак
живьём», ведущие пользуются одинаковыми средствами для их достижения.


1. Борецкий Р.А., Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М.,2002.
2. Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой
журналистики. СПб., 2008.
3. Ганапольский М. Ю. Кисло-сладкая журналистика. М.,2008.
4. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых
жанров. СПб., 2012.
5. Дускаева Л. Р. Интенциональность медиаречи: онтология и
структура // Медиатекст как полиинтенциональная система. СПб., 2012.
6. Рохлин А.М. Так рождалось дальновидение. М., 2000.
7. Шерель А.А. Радиожурналистика. М., 2000.
Учебные пособия, лекции
8. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П.,
Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики.
Москва – Ростов-на-Дону, 2003.
9. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2005.
10. Григорян М. В. Пособие по журналистике. М., 2007.
11. Иссерс О. С. Речевое воздействие. М., 2011.
12. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М., 2008.
13. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности
журналиста. СПб., 2000.
14. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004.
15. Лукина М. М. Технология интервью. М., 2003.
16. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром.
М., 2003.
17. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.72
18. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативнопрагматический подход. М., 2002.
19. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной
журналистики. М., 2012.
Иностранная литература
20. Haller M. Das Interview. Ein Handbuch für Journalisten.
Konstanz: UVK Medien, 2001.
21. Dr. Alban Webb. The Grand Inquisitor. URL:
http://www.bbc.co.uk/corporate2/historyofthebbc/memories/elections/robinday.
22. Robin Day. Grand Inquisitor: A Memoir. URL:
http://biblio.co.uk/book/grand-inquisitor-robin-day/d/828615420.
Научные статьи
23. Гримак Л. П. Гипноз и телевидение (Истоки нашей страсти
к телевидению) // Прикладная психология. – 1999. – №1.
24. Манаенко Г. Н. Отображение коммуникативных интенций
публициста на основе осложняющих конструкций //
Медиалингвистика. – 2013. – №2.
25. Останин А.И. Целевая соотнесённость обращения и
высказывания // Филологические науки. – 1996. – №3.
26. Сахнова Е. Б. Способы речевого воздействия в печатных
интервью // Известия Саратовского университета. Филология. 2012.
№2.
27. Сыченков В.В. Жанр разговора в эпоху А. Пушкина и Е.
Боратынского (К истокам интервью-портрета) // Казань, 2000.
28. Федосюк М.Ю. Нерешённые вопросы теории речевых
жанров // Вопросы языкознания. – 1997. – № 5.
Словари и энциклопедии
29. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. КРСУ,
2002.73
Электронные ресурсы
30. Официальный сайт Владимира Познера / URL:
http://pozneronline.ru/category/pozner/.
31. Официальный сайт «Первого канала» / URL:
http://www.1tv.ru/total/.
32. Официальный сайт телеканала «Дождь» / URL:
https://tvrain.ru/teleshow/sobchak_zhivem/.
33. Подорожная Л. В. Технология интервью: правила Саватски.
URL: http://www.elitarium.ru/tekhnologija_intervju_pravila_savatski/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ