Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовое регулирование оборота гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации

Работа №138203

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

конституционное право

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость4680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Правовые основы оборота гражданского огнестрельного оружия 8
1.1 Характеристика законодательства РФ об оружии 8
1.2 Понятие гражданского огнестрельного оружия 20
1.3 Понятие оборота гражданского огнестрельного оружия 25
Глава 2 Механизм правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия 32
2.1 Государственный контроль за оборотом гражданского огнестрельного
оружия 32
2.2 Меры принуждения в административно-правовом регулировании
оборота гражданского огнестрельного оружия 41
2.3 Административная ответственность за нарушения правил оборота гражданского огнестрельного оружия 48
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 58

Актуальность исследования состоит в том, что происходящие изменения в экономической, политической, общественной жизни нашей страны неизбежно приводят к необходимости совершенствования её правовой системы, в том числе правового регулирования оборота оружия. Федеральный закон РФ «Об оружии» вступил в силу 1 июля 1997 года. Следует отметить, что некоторые из его статей содержит отсылки к актам органов исполнительной власти. В силу этого многие аспекты регулирования оборота оружия в значительной степени смещены на подзаконный, в том числе ведомственный уровень.
В ходе совершенствования регулирования оборота гражданского оружия основные административные функции по осуществлению лицензионно-разрешительной работы, изначально выполнявшиеся Министерством внутренних дел РФ, перешли к Федеральной службе войск национальной гвардии. Это повлекло за собой определённые изменения в правоприменительной практике, как в части исполнения соответствующих государственных услуг, так и в части привлечения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Помимо того, после резонансных случаев противоправного использования гражданского огнестрельного оружия законодатель реагировал
соответствующим образом, внося изменения в отраслевые нормативно-правовые акты.
Исследование Фонда общественного мнения показывает, что в 2008 году на вопрос, есть ли у кого-либо из родственников, друзей, знакомых опрошенных гражданское огнестрельное оружие, положительно ответили 17%, отрицательно ответили 76%. На тот же вопрос в 2018 году положительно ответили 30%, отрицательно — 65%. В 2021 году ответы распределились следующим образом: положительно — 24%, отрицательно — 72%.
Относительно того, есть ли гражданское огнестрельное оружие в семьях респондентов ответы в 2008, 2018 и 2021 годах в своих пропорциях практически сохранялись — 92.93% опрошенных отвечали отрицательно, и 6.7% — положительно.
При этом, на вопрос, умеет ли респондент пользоваться огнестрельным оружием, ответ был положительным в 38.44% случаев, отрицательным — в 55.60% случаев.
В период 2018-2021 гг. отношение к запрету свободной продажи гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации оставалось практически неизменным — 89.92% опрошенных одобряли запрет такой продажи, при этом сторонников либерализации оборота оказалось всего 6.7%.
Сторонники либерализации оборота гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации исходят из предпосылок, что огнестрельное оружие может понадобиться для самообороны, свободная продажа огнестрельного оружия помогла бы гражданам противостоять преступности, а иметь огнестрельное оружие допустимо для нормальных, адекватных людей.
Тенденция неприятия возможности приобретения гражданского огнестрельного оружия при существовании легальной возможности выражена довольно ярким образом. С 2001 по 2021 год число сторонников приобретения снизилось с 27 до 17%, а противников — выросло с 67 до 80%.
Столь же очевидна и динамика ответов на вопрос о предполагаемом уровне преступности при разрешении свободной продажи огнестрельного оружия: за период времени с 2001 по 2021 годы объём убеждённых в росте преступности при таком развитии событий вырос с 80 до 85%. С 8% до 6% снизилось число полагающих, что либерализация оборота гражданского огнестрельного оружия не окажет влияния на уровень преступности, и с 8% до 4% снизился объём считающих, что это поспособствует снижению уровня преступности (при этом, состоявшееся в дальнейшем ужесточение административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия очевидным образом не повлекло сокращения вооружённой преступности — напротив, как следует из статистики МВД, в январе-октябре 2022 года, рост числа преступлений с использованием оружия в Москве составил 203,2%, в Санкт- Петербурге — 108,3%...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведённой работы автор ознакомился с уровнем теоретической разработки темы административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия, как в диссертационных исследованиях, так и в формате научных публикаций.
Охарактеризована сложившаяся система законодательства РФ об оружии. Для сравнения приведены нормы иностранного законодательства. Отечественное законодательство в сфере административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного огнестрельного оружия охарактеризовано как сложный комплекс нормативно-правовых актов и подзаконных актов различных ведомств, не всегда в достаточной степени гармоничных и согласованных между собой. Предложены отдельные поправки к ФЗ «Об оружии», являющемся основным законом, регулирующим рассматриваемую отрасль административного права России.
На основе действующего законодательства, фактически сложившейся практики и научной литературы автором сформулировано понятие гражданского огнестрельного оружия как огнестрельного оружия, приобретаемого гражданами Российской Федерации и юридическими лицами-резидентами Российской Федерации, и предназначенного для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охотой, а также в культурных и образовательных целях, соответствующее техническим требованиям, предъявляемым к такому оружию.
Рассматривая различные административно-правовые режимы оборота гражданского огнестрельного оружия, автор определяет оборот гражданского огнестрельного оружия как совокупность предусмотренных административным законодательством действий в отношении гражданского огнестрельного оружия, и включает в себя: 1) производство гражданского огнестрельного оружия (разработка; производство; сертификация); 2) непосредственный оборот гражданского огнестрельного оружия (торговля; продажа; передача; приобретение (в том числе, прохождение обучения безопасному
и квалифицированному обращению с оружием и освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием); дарение; коллекционирование; наследование; экспонирование; награждение; учёт; хранение; ношение; перевозка; транспортирование; использование; ремонт; ввоз и вывоз с территории Российской Федерации); 3) Изъятие гражданского огнестрельного оружия из оборота (изъятие; уничтожение). Сформулированы предложения по модернизации рассмотренных административно-правовых режимов.
Лицензионно-разрешительная система, осуществляемая Федеральной службой войск национальной гвардии РФ по поводу оборота гражданского огнестрельного оружия, определяется автором как установленный нормами административного законодательства порядок оборота гражданского огнестрельного оружия, а также организации деятельности сертификационных, производственных, торговых, спортивных и образовательных организаций в сфере оборота такого оружия в целях обеспечения общественной и личной безопасности граждан.
Рассматривая меры принуждения в административно-правовом регулировании оборота гражданского огнестрельного оружия, автор приходит к выводу, что это меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и меры административного наказания. Применение мер административно-правового пресечения, в зависимости от объёма поражения в правах субъекта оборота гражданского огнестрельного оружия, осуществляется как в судебном, так и во внесудебном порядке. Проблематика применения административно-правовых мер принуждения в обороте гражданского огнестрельного оружия связана, в основном, с подменой закона квазинормативными актами (инструкциями, методическими рекомендациями и т. п.) и приданием этим актам обязательного характера, прецедентными решениями судов и созданием на их основе устойчивой судебной практики, произвольным административным правоприменением, создающим систему деловых обыкновений (обычное право)...


1. Агеев А. А. Определение понятия «Административная ответственность»
в доктрине административного права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya-
administrativnaya-otvetstvennost-v-doktrine-administrativnogo-prava (дата обращения: 25.12.2022).
2. Анализ рынка гражданского оружия в России в 2018-2022 гг, прогноз на
2023-2027 гг в условиях санкций. — Текст : электронный // BusinesStat : [сайт]. — URL:
https://businesstat.ru/images/demo/civilian_weapons_russia_demo_businesstat.pdf(дата обращения: 01.06.2023).
3. Благов А. Д. Административно-правовой режим оборота оружия в Российской Федерации : специальность 12.00.14 «административное право; финансовое право; информационное право» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Благов Александр Дмитриевич. М.: Академия управления МВД России, 2007. 209 c.
4. В России почти на 30% выросло число преступлений с использованием
оружия . — Текст: электронный // РБК : [сайт]. — URL:
https://www.rbc.ru/society/23/11/2022/637ccfa59a79478ef249f44d (дата
обращения: 07.06.2023).
5. Володин А. В. Актуальные тенденции развития административно - правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). Казань : Молодой ученый, 2022. URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/438/17113/ (дата обращения: 19.04.2022).
6. Городнова О. Н. Понимание и реализация права на необходимую
оборону // Вестник ЧГУ. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-i-realizatsiya-prava-na- neobhodimuyu-oboronu(дата обращения: 17.04.2022).
7. Горшков И. С. К вопросу о профилактике нарушений физическими
лицами законодательства в области оборота оружия // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2021. № 7-2. С. 39-45.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022).
9. Дерюга А. Н. Соотношение понятий административного наказания и административной ответственности / А. Н. Дерюга, С. Н. Шаклеин.// Сибирское юридическое обозрение. 2020. № 17(1). С. 93-99.
10. Долгополов А. А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации : специальность 12.00.14 «административное право, финансовое право, информационное право» : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук Долгополов Александр Александрович. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2007. 377 с.
11. Журавлёв В. И. Право каждого на занятие физической культурой и спортом в системе конституционных прав человека // Вестник СГЮА. 2012. № 4 (87). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pravo-kazhdogo-na-zanyatie- fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-v-sisteme-konstitutsionnyh-prav-cheloveka
(дата обращения: 17.04.2022).
12. Задачи и функции территориальных органов Росгвардии. // Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации : [сайт]. URL: https://rosguard.gov.ru/page/index/territorialnye-organy (дата обращения: 29.04.2022).
13. Закон Забайкальского края от 24.06.2009 № 199-ЗЗК «О профилактике правонарушений в Забайкальском крае»;
14. Закон Пермского края от 06.11.2019 № 462-ПК «О профилактике правонарушений в Пермском крае».
15. Зырянов С. М. Административно-правовые модели оборота гражданского оружия в Российской Федерации и в зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 1 (62). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/administrativno-pravovye-modeli-
oborota-grazhdanskogo-oruzhiya-v-rossiyskoy-federatsii-i-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 09.04.2022)...(85)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ