Административно-правовое регулирование оборота гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Правовые основы оборота гражданского огнестрельного оружия 8
1.1 Характеристика законодательства РФ об оружии 8
1.2 Понятие гражданского огнестрельного оружия 20
1.3 Понятие оборота гражданского огнестрельного оружия 25
Глава 2 Механизм правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия 32
2.1 Государственный контроль за оборотом гражданского огнестрельного
оружия 32
2.2 Меры принуждения в административно-правовом регулировании
оборота гражданского огнестрельного оружия 41
2.3 Административная ответственность за нарушения правил оборота гражданского огнестрельного оружия 48
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 58
Глава 1 Правовые основы оборота гражданского огнестрельного оружия 8
1.1 Характеристика законодательства РФ об оружии 8
1.2 Понятие гражданского огнестрельного оружия 20
1.3 Понятие оборота гражданского огнестрельного оружия 25
Глава 2 Механизм правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия 32
2.1 Государственный контроль за оборотом гражданского огнестрельного
оружия 32
2.2 Меры принуждения в административно-правовом регулировании
оборота гражданского огнестрельного оружия 41
2.3 Административная ответственность за нарушения правил оборота гражданского огнестрельного оружия 48
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 58
Актуальность исследования состоит в том, что происходящие изменения в экономической, политической, общественной жизни нашей страны неизбежно приводят к необходимости совершенствования её правовой системы, в том числе правового регулирования оборота оружия. Федеральный закон РФ «Об оружии» вступил в силу 1 июля 1997 года. Следует отметить, что некоторые из его статей содержит отсылки к актам органов исполнительной власти. В силу этого многие аспекты регулирования оборота оружия в значительной степени смещены на подзаконный, в том числе ведомственный уровень.
В ходе совершенствования регулирования оборота гражданского оружия основные административные функции по осуществлению лицензионно-разрешительной работы, изначально выполнявшиеся Министерством внутренних дел РФ, перешли к Федеральной службе войск национальной гвардии. Это повлекло за собой определённые изменения в правоприменительной практике, как в части исполнения соответствующих государственных услуг, так и в части привлечения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Помимо того, после резонансных случаев противоправного использования гражданского огнестрельного оружия законодатель реагировал
соответствующим образом, внося изменения в отраслевые нормативно-правовые акты.
Исследование Фонда общественного мнения показывает, что в 2008 году на вопрос, есть ли у кого-либо из родственников, друзей, знакомых опрошенных гражданское огнестрельное оружие, положительно ответили 17%, отрицательно ответили 76%. На тот же вопрос в 2018 году положительно ответили 30%, отрицательно — 65%. В 2021 году ответы распределились следующим образом: положительно — 24%, отрицательно — 72%.
Относительно того, есть ли гражданское огнестрельное оружие в семьях респондентов ответы в 2008, 2018 и 2021 годах в своих пропорциях практически сохранялись — 92.93% опрошенных отвечали отрицательно, и 6.7% — положительно.
При этом, на вопрос, умеет ли респондент пользоваться огнестрельным оружием, ответ был положительным в 38.44% случаев, отрицательным — в 55.60% случаев.
В период 2018-2021 гг. отношение к запрету свободной продажи гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации оставалось практически неизменным — 89.92% опрошенных одобряли запрет такой продажи, при этом сторонников либерализации оборота оказалось всего 6.7%.
Сторонники либерализации оборота гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации исходят из предпосылок, что огнестрельное оружие может понадобиться для самообороны, свободная продажа огнестрельного оружия помогла бы гражданам противостоять преступности, а иметь огнестрельное оружие допустимо для нормальных, адекватных людей.
Тенденция неприятия возможности приобретения гражданского огнестрельного оружия при существовании легальной возможности выражена довольно ярким образом. С 2001 по 2021 год число сторонников приобретения снизилось с 27 до 17%, а противников — выросло с 67 до 80%.
Столь же очевидна и динамика ответов на вопрос о предполагаемом уровне преступности при разрешении свободной продажи огнестрельного оружия: за период времени с 2001 по 2021 годы объём убеждённых в росте преступности при таком развитии событий вырос с 80 до 85%. С 8% до 6% снизилось число полагающих, что либерализация оборота гражданского огнестрельного оружия не окажет влияния на уровень преступности, и с 8% до 4% снизился объём считающих, что это поспособствует снижению уровня преступности (при этом, состоявшееся в дальнейшем ужесточение административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия очевидным образом не повлекло сокращения вооружённой преступности — напротив, как следует из статистики МВД, в январе-октябре 2022 года, рост числа преступлений с использованием оружия в Москве составил 203,2%, в Санкт- Петербурге — 108,3%...
В ходе совершенствования регулирования оборота гражданского оружия основные административные функции по осуществлению лицензионно-разрешительной работы, изначально выполнявшиеся Министерством внутренних дел РФ, перешли к Федеральной службе войск национальной гвардии. Это повлекло за собой определённые изменения в правоприменительной практике, как в части исполнения соответствующих государственных услуг, так и в части привлечения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Помимо того, после резонансных случаев противоправного использования гражданского огнестрельного оружия законодатель реагировал
соответствующим образом, внося изменения в отраслевые нормативно-правовые акты.
Исследование Фонда общественного мнения показывает, что в 2008 году на вопрос, есть ли у кого-либо из родственников, друзей, знакомых опрошенных гражданское огнестрельное оружие, положительно ответили 17%, отрицательно ответили 76%. На тот же вопрос в 2018 году положительно ответили 30%, отрицательно — 65%. В 2021 году ответы распределились следующим образом: положительно — 24%, отрицательно — 72%.
Относительно того, есть ли гражданское огнестрельное оружие в семьях респондентов ответы в 2008, 2018 и 2021 годах в своих пропорциях практически сохранялись — 92.93% опрошенных отвечали отрицательно, и 6.7% — положительно.
При этом, на вопрос, умеет ли респондент пользоваться огнестрельным оружием, ответ был положительным в 38.44% случаев, отрицательным — в 55.60% случаев.
В период 2018-2021 гг. отношение к запрету свободной продажи гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации оставалось практически неизменным — 89.92% опрошенных одобряли запрет такой продажи, при этом сторонников либерализации оборота оказалось всего 6.7%.
Сторонники либерализации оборота гражданского огнестрельного оружия в Российской Федерации исходят из предпосылок, что огнестрельное оружие может понадобиться для самообороны, свободная продажа огнестрельного оружия помогла бы гражданам противостоять преступности, а иметь огнестрельное оружие допустимо для нормальных, адекватных людей.
Тенденция неприятия возможности приобретения гражданского огнестрельного оружия при существовании легальной возможности выражена довольно ярким образом. С 2001 по 2021 год число сторонников приобретения снизилось с 27 до 17%, а противников — выросло с 67 до 80%.
Столь же очевидна и динамика ответов на вопрос о предполагаемом уровне преступности при разрешении свободной продажи огнестрельного оружия: за период времени с 2001 по 2021 годы объём убеждённых в росте преступности при таком развитии событий вырос с 80 до 85%. С 8% до 6% снизилось число полагающих, что либерализация оборота гражданского огнестрельного оружия не окажет влияния на уровень преступности, и с 8% до 4% снизился объём считающих, что это поспособствует снижению уровня преступности (при этом, состоявшееся в дальнейшем ужесточение административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия очевидным образом не повлекло сокращения вооружённой преступности — напротив, как следует из статистики МВД, в январе-октябре 2022 года, рост числа преступлений с использованием оружия в Москве составил 203,2%, в Санкт- Петербурге — 108,3%...
В ходе проведённой работы автор ознакомился с уровнем теоретической разработки темы административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия, как в диссертационных исследованиях, так и в формате научных публикаций.
Охарактеризована сложившаяся система законодательства РФ об оружии. Для сравнения приведены нормы иностранного законодательства. Отечественное законодательство в сфере административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного огнестрельного оружия охарактеризовано как сложный комплекс нормативно-правовых актов и подзаконных актов различных ведомств, не всегда в достаточной степени гармоничных и согласованных между собой. Предложены отдельные поправки к ФЗ «Об оружии», являющемся основным законом, регулирующим рассматриваемую отрасль административного права России.
На основе действующего законодательства, фактически сложившейся практики и научной литературы автором сформулировано понятие гражданского огнестрельного оружия как огнестрельного оружия, приобретаемого гражданами Российской Федерации и юридическими лицами-резидентами Российской Федерации, и предназначенного для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охотой, а также в культурных и образовательных целях, соответствующее техническим требованиям, предъявляемым к такому оружию.
Рассматривая различные административно-правовые режимы оборота гражданского огнестрельного оружия, автор определяет оборот гражданского огнестрельного оружия как совокупность предусмотренных административным законодательством действий в отношении гражданского огнестрельного оружия, и включает в себя: 1) производство гражданского огнестрельного оружия (разработка; производство; сертификация); 2) непосредственный оборот гражданского огнестрельного оружия (торговля; продажа; передача; приобретение (в том числе, прохождение обучения безопасному
и квалифицированному обращению с оружием и освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием); дарение; коллекционирование; наследование; экспонирование; награждение; учёт; хранение; ношение; перевозка; транспортирование; использование; ремонт; ввоз и вывоз с территории Российской Федерации); 3) Изъятие гражданского огнестрельного оружия из оборота (изъятие; уничтожение). Сформулированы предложения по модернизации рассмотренных административно-правовых режимов.
Лицензионно-разрешительная система, осуществляемая Федеральной службой войск национальной гвардии РФ по поводу оборота гражданского огнестрельного оружия, определяется автором как установленный нормами административного законодательства порядок оборота гражданского огнестрельного оружия, а также организации деятельности сертификационных, производственных, торговых, спортивных и образовательных организаций в сфере оборота такого оружия в целях обеспечения общественной и личной безопасности граждан.
Рассматривая меры принуждения в административно-правовом регулировании оборота гражданского огнестрельного оружия, автор приходит к выводу, что это меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и меры административного наказания. Применение мер административно-правового пресечения, в зависимости от объёма поражения в правах субъекта оборота гражданского огнестрельного оружия, осуществляется как в судебном, так и во внесудебном порядке. Проблематика применения административно-правовых мер принуждения в обороте гражданского огнестрельного оружия связана, в основном, с подменой закона квазинормативными актами (инструкциями, методическими рекомендациями и т. п.) и приданием этим актам обязательного характера, прецедентными решениями судов и созданием на их основе устойчивой судебной практики, произвольным административным правоприменением, создающим систему деловых обыкновений (обычное право)...
Охарактеризована сложившаяся система законодательства РФ об оружии. Для сравнения приведены нормы иностранного законодательства. Отечественное законодательство в сфере административно-правового регулирования оборота гражданского огнестрельного огнестрельного оружия охарактеризовано как сложный комплекс нормативно-правовых актов и подзаконных актов различных ведомств, не всегда в достаточной степени гармоничных и согласованных между собой. Предложены отдельные поправки к ФЗ «Об оружии», являющемся основным законом, регулирующим рассматриваемую отрасль административного права России.
На основе действующего законодательства, фактически сложившейся практики и научной литературы автором сформулировано понятие гражданского огнестрельного оружия как огнестрельного оружия, приобретаемого гражданами Российской Федерации и юридическими лицами-резидентами Российской Федерации, и предназначенного для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охотой, а также в культурных и образовательных целях, соответствующее техническим требованиям, предъявляемым к такому оружию.
Рассматривая различные административно-правовые режимы оборота гражданского огнестрельного оружия, автор определяет оборот гражданского огнестрельного оружия как совокупность предусмотренных административным законодательством действий в отношении гражданского огнестрельного оружия, и включает в себя: 1) производство гражданского огнестрельного оружия (разработка; производство; сертификация); 2) непосредственный оборот гражданского огнестрельного оружия (торговля; продажа; передача; приобретение (в том числе, прохождение обучения безопасному
и квалифицированному обращению с оружием и освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием); дарение; коллекционирование; наследование; экспонирование; награждение; учёт; хранение; ношение; перевозка; транспортирование; использование; ремонт; ввоз и вывоз с территории Российской Федерации); 3) Изъятие гражданского огнестрельного оружия из оборота (изъятие; уничтожение). Сформулированы предложения по модернизации рассмотренных административно-правовых режимов.
Лицензионно-разрешительная система, осуществляемая Федеральной службой войск национальной гвардии РФ по поводу оборота гражданского огнестрельного оружия, определяется автором как установленный нормами административного законодательства порядок оборота гражданского огнестрельного оружия, а также организации деятельности сертификационных, производственных, торговых, спортивных и образовательных организаций в сфере оборота такого оружия в целях обеспечения общественной и личной безопасности граждан.
Рассматривая меры принуждения в административно-правовом регулировании оборота гражданского огнестрельного оружия, автор приходит к выводу, что это меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и меры административного наказания. Применение мер административно-правового пресечения, в зависимости от объёма поражения в правах субъекта оборота гражданского огнестрельного оружия, осуществляется как в судебном, так и во внесудебном порядке. Проблематика применения административно-правовых мер принуждения в обороте гражданского огнестрельного оружия связана, в основном, с подменой закона квазинормативными актами (инструкциями, методическими рекомендациями и т. п.) и приданием этим актам обязательного характера, прецедентными решениями судов и созданием на их основе устойчивой судебной практики, произвольным административным правоприменением, создающим систему деловых обыкновений (обычное право)...
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Государственный контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2018 - Тактика осмотра места происшествия при расследовании убийств, совершенных с использованием огнестрельного оружия
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Применение и использование оружия (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Незаконный оборот оружия: уголовно правовой аспект (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004





