Введение 3
Глава 1 Поиск новых идей в проектировании ювелирных изделий 6
1.1 Проекция психологии на сферу ювелирного дизайна 6
1.2 Современное состояние проективных методик в ювелирном дизайне 22
Глава 2 Возможный метод проектирования в ювелирном дизайне на основе методики чернильных пятен Роршаха 32
2.1 Психодиагностические проективные методики в разработке ювелирного дизайна 32
2.2 Изготовление в материале серии колец «Testum» 46
Заключение 67
Список используемой литературы 70
Приложение А Примеры проекций психологии на ювелирные украшения 73
Приложение Б Проективные методики в разработке ювелирного дизайна 80
Приложение В Технологический процесс изготовления изделий 86
Приложение Г Технологические карты 96
Темой бакалаврской работы является проективная методика Роршаха как метод разработки серии колец «Testum».
Актуальность данной работы подтверждается необходимостью создания новых методов проектирования, с целью получение уникальных и свежих идей в разработке ювелирного дизайна.
Объектом исследования данной работы стало изучение проекции сферы психологии на ювелирные украшения, а также разработка возможных методов проектирования, основанные на психодиагностических проективных методиках.
Предметом исследования является проектирование и изготовление самостоятельного художественного проекта серии колец «Testum», который разработан экспериментальным методом проектирования, основанным на методике чернильных пятен Роршаха.
Целью настоящей бакалаврской работы является создание художественного изделий, дизайн которых разработан на основе использования проективных методик психодиагностики.
Задачи:
- изучение и анализ проекции психологии на сферу ювелирного дизайна;
- анализ современного состояния проективных методик в ювелирном дизайне;
- изучение проективных методик в психодиагностике;
- создание ряда эскизных зарисовок и макетов, основанных на коллаборации стимульного материала проективных психодиагностических методик и ювелирного дизайна;
- выполнение чертежа изделий и проекта в технике акварельной отмывке;
- изготовление серии колец в материале;
Поставленные задачи в данной бакалаврской работе, решаются с помощью следующих методов: системны и сравнительный анализ, аналитический метод, метод проектирования и моделирования.
В бакалаврской работе выдвигается гипотеза о том, что использование психодиагностических проективных методик в ювелирном дизайне может стать новым плодотворным методом проектирования ювелирных украшений. Уникальность данного метода заключается в том, что проективные методики в психологии направлены на выявление глубинных особенностей личности, что так же и отражается в изделиях. Это применимо как к художнику, который разрабатывает дизайн исходя из собственного уклада психики, так и заказчика, у которого данное украшение стимулирует воображение, тем самым превращая обычное украшение в игру ассоциаций, через которых можно заглянуть внутрь себя.
Теоретическая значимость данной бакалаврской работы заключается в создании экспериментальных методов проектирования ювелирных украшений, основанных на психодиагностических проективных методиках и проекции человеческой психики на ювелирные украшения.
Практическая значимость работы заключается в разработке и создании в материале художественных изделий, разработанные экспериментальным методом проектирования, основанным на методике чернильных пятен Роршаха.
К защите представлены следующие материалы:
- серии колец «Testum», состоящая из трёх изделий;
- графический чертеж серии колец «Testum»;
- проект серии колец «Testum»;
- три фото-презентации серии колец «Testum»;
- пояснительная записка, включающая в себя: введение,
теоретическую и практическую части, заключение, список используемой литературы и используемых источников, приложения;
- презентация в формате PDF...
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена информация о психологии ювелирных украшений, современном состоянии проективных методик в сфере ювелирного дизайна, исследована информация о проективных методиках в сфере психодиагностики, на основе чего был создан экспериментальный метод разработки ювелирных украшений. Данный метод был применён на практике, по которому был создан ряд эскизов, макетов и разработана серия колец «Testum». Данные кольца выполнены в различных техниках: SD-моделирование, прототипирование в воске, литьё, монтировка, закрепка, электрохимическое травление, выпиловка, пайка, чернение, шлифовка, полировка.
В процессе создания бакалаврской работы были выполнены следующие задачи: изучены и проанализированы материалы по проекции психологии на сферу ювелирных украшений и по психодиагностическим проективным методикам, проанализировано современное состояние проективных методик в сфере ювелирного дизайна и создан новый экспериментальный метод разработки ювелирных украшений, создан ряд эскизных зарисовок и макетов по разработанному методу, проведён сравнительный анализ способов изготовления изделий спроектированных изделий и изготовлен в материале серии колец «Testum». Так же был выполнен графический чертеж и проект серии колец в технике акварельной отмывки, составлена технологическая карта и реализованы презентационные листы.
Таким образом, экспериментальный метод разработки ювелирных изделий, основанного на использовании психодиагностических проективных методик, может быть плодотворным методом проектирования ювелирных украшений. Разработанные по данной методике украшения являются своего рода стимулами для воображения, которые создают некую игру ассоциаций со зрителем. Подобным образ украшения способны раскрывать глубинные особенности личности, как у разрабатывающего его художника, так и у самого носителя данного изделия.
Выполнение работы происходило в соответствии с составленным планом. Поставленная цель о создание художественных изделий, разработанных на основе использования проективных методиках психодиагностики, была достигнута путём создания серии колец «Testum», а также выполнением ряда перечисленных выше задач. Серия колец представлена тремя изделиями с подвижными элементами, которые названы и изготовлены по трём различным карточкам из теста чернильных пятен Роршаха, соответственно.
Кольцо «Карточка №1» представляет собой двойное складывающееся кольцо, состоящее из двух симметричных деталей, которые скрепляются между собой петлями и штифтом. Данный штифт проходит через центр изделия, в середине которого закреплён камень - радужный корунд. Основная композиция представлена в виде шестиярусной конструкции повторяющегося мотива, созданного по изображению из 1 карточки теста Роршаха.
Следующее изделие «Карточка №2» состоит из двух изделий, которые при совмещении создают единое кольцо. Первая часть состоит из шинки и трёхъярусной композицией сверху. Композиция представляет собой повторяющийся мотив разного размера, созданный по второй карточке из теста чернильных пятен. Вторая часть кольца представлена на гладком шинке с небольшой плоскостной композицией в виде бантика сверху. Таким образом, вторая деталь кольца вставляется в разрез в середине первой детали и образуется единое объёмное кольцо.
Заключительное изделие «Карточка №5» представляет собой широкую шинку в виде кляксы и трёхъярусной вращающейся композиции сверху, мотивом для которой послужило изображение из пятой карточки теста чернильных пятен Роршаха...
1. Акназаров С. А., Ашимов А. А., Мергенбаева М. Т. Психодиагностика и проективные методы исследования личности как важнейшая форма психологической практики. Вестник КазНМУ №3 (2). - Алматы: Изд-во КазНМУ, 2013. С.157-160
2. Беллак Л., Тест детской апперцепции (фигуры животных): методическое руководство / Л. Беллак, С.С. Беллак. - Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2005. - 63 с.
3. Благова Т. Ю. Креативные методы дизайна. Учебное пособие / Т.Ю. Благова. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2018. - 80 с.
4. Груздева И. А., Денисова Е. В., Ильвес О. И., Карпов В. М. / Проектирование и изготовление ювелирных изделий: учебное пособие; М-во образования и науки РФ. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. - 124 с.
5. Голубятникова И. В. Дизайн. История, современность, перспективы / под ред. И. В. Голубятникова. - М. : Мир энциклопедий Аванта+; Астрель 2011. - 224 с.
6. Ермаков М. П. Технология декоративно-прикладного искусства. Основы дизайна. Художественное литье : учебное пособие / Ермаков М. П. - Москва : Нобель Пресс, 2013. - 396 с.
7. Ефимкина Р. П. Психология украшений. Делай. Носи. Осознавай. - М.: Класс, 2019 . - 216 с.
8. Заева Н. А. Проектирование современных ювелирных изделий с подготовкой конструкторско-технологической документации: учеб. пособие / Н. А. Заева, А. Г. Безденежных. - Кострома : Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. - 91 с.
9. Калабухова А. Готы. Православный молодёжный журнал «Наследники» № 46. [Электронный ресурс] : URL:https://www.naslednick.ruZarchive/rubric/rubric 2628.html (дата обращения: 08.08.2016).
10. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. - М.: Смысл, 2000. - 254 с.
11. Люшер Макс. Цветовой тест Люшера = The Lusher color test / Макс Люшер; [Пер. с англ. А. Никоновой]. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 190 с.
12. Максяшин А. С. Теория и методология проектирования художественных изделий: учебное пособие для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических работников / А. С. Максяшин; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО "Российский гос. проф.-пед. ун-т". - Екатеринбург : РГППУ, 2015. - 123 с.
13. Марченков В. И. МЗО Ювелирное дело: Практ. пособие. 3-е изд., перераб и доп. - М.: Высш. шк, 1992. - 256 с.
14. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / Абрахам Г. Маслоу; [Пер. с англ. Татлыбаева А. М.]. - СПб. : Евразия, 1999. - 479 с.
15. Методы и особенности современного дизайнерского проектирования, файловый архив Studfile [https://studfile.net/preview/8901258/]..(25)