Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 8
1.1 Понятие «эмоциональный интеллект» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Педагогические условия развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 27
2.1 Выявление уровня развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 27
2.2 Формирующий этап исследования 41
2.3 Анализ динамики развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте 52
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение А Сводные таблицы результатов констатирующего этапа 70
Приложение Б Сводные таблицы результатов контрольного этапа 72
В Российской Федерации, в настоящий момент, осуществляется процесс развития общества, сопровождающийся повышенной динамикой. Происходит непрерывное ускорение, а также усложнение социальных процессов, которые затрагивают проблему развития человеческой личности, а также и эмоционального интеллекта.
Каждый человек, с раннего детства, демонстрирует наличие массы эмоций. В этих эмоциях заключены различные чувства, которые отображает ребенок, например, чувство стыда, злость, счастье, страх, радость и так далее. Совокупность всех человеческих чувств заключена в определенную систему, которая создает эмоциональную сферу в жизни человека. Наличие собственных эмоций, а также, эмоции других людей, дают детям возможность понять своё собственное состояние и состояние окружающих. При проявлении позитивных эмоций, дети чувствуют себя комфортно и безопасно. Негативные эмоции заставляют детей чувствовать себя в опасности, проявлять гнев, страх, отчаяние.
Эмоциональный интеллект необходимо начать развивать в младшем школьном возрасте, так как это позволит ребенку в настоящем времени, демонстрировать навыки грамотной коммуникации со сверстниками и окружающими людьми, от которых могут зависеть многие исходы решения конфликтных ситуаций. В будущем, эмоциональный интеллект, имеющий высокую степень развития, позволит детям благополучно и успешно воспроизвести процесс адаптации в обществе. Эмоциональный интеллект включает в себя умение держать под контролем свои эмоции и чувства, сознательно оказывать влияние на данные аспекты, также способность распознавания и признания чувств окружающих людей.
Многие ученые посвятили часть своей жизни изучению закономерностей и проблем развития эмоционального интеллекта. К таким ученым относятся Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Солодкова, И.Н. Мещерякова, Р. Бар, П. Сэловей, Дж. Майер, Д. Гоулман, Р. Торндайк.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается отношению к значимости развития младших школьников, а также в и применению различных методик, способствующих развитию изучаемого аспекта.
Проблема: что включает в себя содержание работы, направленное на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников?
Цель исследования: изучение эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста и педагогических условий, направленных на развитие эмоционального интеллекта с помощью реализации программы с
применением методов арт-терапии
Объектом исследования выступает процесс осуществления внеурочной деятельности.
Предмет исследования отражает развитие эмоционального интеллекта у младших школьников с помощью использования методов арт-терапии...
Изучением закономерностей эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста занимались как отечественные исследователи, так и зарубежные. В ходе анализа в области изучения эмоционального интеллекта, мнения исследователей в значительной мере различаются, именно поэтому имеются разнообразные трактовки такого понятия, как эмоциональный интеллект. Тем не менее, у всех существующих, на сегодняшний день, подходов, можно выделить общее толкование эмоционального интеллекта, как умение понимать, осознавать собственные эмоции и эмоции окружающих людей, способность управления над собственными и сторонними эмоциональными проявлениями.
В ходе осуществления экспериментально-исследовательской работы, на констатирующем этапе, с помощью подобранных диагностических методик, были установлены показатели степени развития эмоционального интеллекта у младших школьников. Реализация исследования осуществлялась на базе ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани. В исследовании участвовали ученики 2 «Б» класса, в количестве 26 человек. Младшие школьники были разделены на 2 группы: экспериментальную (в количестве 13 человек) и контрольную (в количестве 13 человек). В экспериментальной группе, на констатирующем этапе, высокую степень развития продемонстрировали 2 младших школьника (15%), в контрольной группе 3 младших школьника (23%). Среднюю степень развития продемонстрировали 6 учащихся (46%) в экспериментальной группе, 8 учащихся (62%) в контрольной группе. Низкую степень развития, в экспериментальной группе, показали 5 (39%) детей, в контрольной группе 2 ребенка (15%).
Следовательно, по результатам исследования констатирующего этапа, было установлено, что эмоциональный интеллект у младших школьников 2 «Б» класса, ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани, имеет недостаточное развитие. В контрольной группе результаты от реализации работы по выбранным методикам, достаточно выше, чем в экспериментальной группе. На основании этого, с детьми экспериментальной группы, была реализована специальная работа, которая направлена, непосредственно, на развитие эмоционального интеллекта.
На формирующем этапе исследования, была разработана программа, включающая в себя, наиболее эффективные методы арт-терапии, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта у детей младшего шокльного возраста, такие как сказкотерапия, изотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, игротерапия, танцевально-двигательная терапия. Программа была составлена с учетом возвратных, а также, индивидуальных особенностей и возможностей личности младших школьников.
По завершении формирующего этапа исследования, на контрольном этапе была реализована вторичная диагностика степени развития эмоционального интеллекта у младших школьников 2 «Б» класса, ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани. По итогам диагностики установлена положительная динамика в области развития степени эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Этому способствовал переход четверых учащихся (31%) - Света У., Кира Л., Коля И., с низкой степенью развития, на средний уровень. Количество младших школьников, которые обладают высокой степенью развития эмоционального интеллекта, также, увеличилось. Это случилось за счет перехода двоих учащихся (16%) -Данила В., Мадина К., со среднего уровня развития, на высокий уровень.
Интерпретированные результаты контрольного этапа свидетельствуют о том, что выбранные методы арт-терапии эффективны в области развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Следовательно, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи, в полной мере, реализованы, гипотеза доказана.
1. Абрамова М. С. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23930738 (дата обращения: 22.02.2023).
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. М., 2015. С. 45-54.
3. Андреева И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 2. С. 98¬107 с.
4. Барышникова Е. В. Психология детей младшего школьного возраста. М. : Южно-Урал, 2018. 168 с.
5. Брязгина В. А. Психолого-педагогические условия развития
эмоционального интеллекта младших школьников. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=37240596 (дата обращения: 23.02.2023).
6. Волокитин А. П. К вопросу об особенностях эмоционального интеллекта младших школьников. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=41390937 (дата обращения: 23.02.2023).
7. Геращенко Т. А. Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39219461 (дата обращения: 24.02.2023).
8. Гоулмэн Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М. : Иванов и Фербер, 2017. 34 с.
9. Данилова Н. А. Формы психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта младших школьников. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25259239 (дата обращения: 25.02.2023).
10. Доброва Ю. С., Безгодова С. А. Проблема понимания эмоционального интеллекта в психологии. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=32785776 (дата обращения: 25.02.2023).
11. Кириченко К. В. Эмоциональный интеллект как психологическая категория. URL: https:ZZeduherald.ru/pdf/2018/5Z18926.pdf (дата обращения: 26.02.2023).
12. Корниенко П. А. Понятие и сущность эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе. М. : Мир науки, 2020. С.281-288.
13. Машкина Е. Н., Клюева Н. Ю. Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42398050 (дата обращения: 26.02.2023).
14. Николаева П. В. Эмоциональный интеллект как объект исследования современной психологии. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=36465878 (дата обращения: 26.02.2023).
15. Низамова О. Н. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5311(дата обращения: 27.02.2023)...(25)