Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования логического мышления младших школьников на уроках технологии посредством игр 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме формирования логического мышления младших школьников 8
1.2 Игры как средство формирования логического мышления
младших школьников на уроках технологии 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
логического мышления младших школьников на уроках технологии посредством игр 25
2.1 Выявление уровня сформированности логического
мышления младших школьников 25
2.2 Содержание и организация работы по формированию
логического мышления младших школьников на уроках технологии посредством игр 37
2.3 Динамика формирования логического мышления
младших школьников 51
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Приложение А Результаты диагностики сформированности
логического мышления младших школьников (констатирующий этап) 67
Приложение Б Результаты диагностики сформированности
логического мышления младших школьников (контрольный этап) 69
Каждое новое поколение предъявляет особые требования к системе образования. В настоящее время, в связи с быстрым развитием информационных технологий и их все большим влиянием на жизнь человека, формирование логического мышления становится особенно актуальной задачей для образовательной системы.
Несмотря на трансформацию образовательного процесса, требования к результатам обучения во многом остаются неизменными. Например, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту,
сформированное логическое мышление, которое является метапредметным универсальным учебным действием, повышает качество обучения, мотивирует учащихся к получению новых знаний и ускоряет процесс их усвоения.
Логическое мышление является одним из ключевых компонентов развития ребенка. Оно позволяет ребенку анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и принимать решения. Сформированное логическое мышление помогает ребенку не только в учебе, но и в повседневной жизни, улучшая его способность к принятию решений и анализу информации.
В свою очередь, уроки технологии является важной составляющей образования младших школьников, которое помогает им формировать навыки и умения, необходимые для успешной жизни. Однако, не всегда уроки технологии достаточно интересны и увлекательны для младших школьников.
Многие ученые занимались проблемой развития логического мышления в младшем школьном возрасте (В.В. Давыдов, А.А Люблинская, Д.Б. Эльконин и другие). Однако до сих пор педагоги, работающие в начальной школе, сталкиваются с недостаточной разработанностью методик применения конкретных эффективных средств для формирования у младших школьников логического мышления на уроках технологии.
На наш взгляд, одним из таким средств является игра, широко применяемая в образовательной практике начальной школы. Игры позволяют детям не только получить новые знания и навыки, но и развивать свою логику, креативность, умение решать задачи и принимать решения. Игры являются эффективным инструментом для формирования логического мышления у младших школьников на уроках технологии. Они помогают развивать у детей способность к анализу, синтезу, классификации, сравнению и обобщению информации.
Таким образом, исследование вопроса о том, какие игры на уроках технологии могут помочь формированию логического мышления у младших школьников, является актуальным и важным для педагогической практики.
Противоречием исследования является тот факт, что, с одной стороны, необходимо формировать логическое мышление младших школьников, с другой стороны - на уроках технологии данный процесс осуществляется традиционными методами, недостаточно используется потенциал игр.
Проблема исследования: каковы возможности игр для формирования логического мышления младших школьников на уроках технологии?
Обозначенная актуальность исследования и противоречия определили тему исследования «Формирование логического мышления младших школьников на уроках технологии посредством игр».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса игр для формирования логического мышления младших школьников на уроках технологии.
Объект исследования: процесс формирования логического мышления младших школьников.
Предмет исследования: игры как средство формирования логического мышления младших школьников на уроках технологии.
...
ировании понятиями, суждениями и рассуждениями на основе логических законов и сопоставлении их с действиями. Логическое мышление младших школьников обладает определенной спецификой. Мышление детей младшего школьного возраста находится на критическом этапе развития - завершается переход от визуального к вербальному и логическому. Учащиеся младшей школы постепенно овладевают приемами мыслительной деятельности, логическими операциями, приобретают способность действовать в уме, анализировать собственные процессы рассуждения, выявлять связи между явлениями, оперировать понятиями. На развитие мышления оказывают влияние такие психические новообразования младшего школьного возраста, как произвольность и осознанность психических процессов, их интеллектуализация, внутреннее опосредование процессов, происходящее благодаря усвоению системы научных понятий, рефлексия.
ФГОС НОО ставит перед учителями задачу формирования логического мышления младших школьников на уроках технологии. Для этого используются различные методы и приемы, направленные на развитие у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы и принимать решения на основе логических закономерностей. Игры являются эффективным средством формирования логического мышления у младших школьников на уроках технологии благодаря своей способности развивать навыки анализа и синтеза информации, принятия решений на основе логического мышления, командной работы и участия в занимательных и интересных занятиях.
После изучения теоретического материала по проблеме формирования логического мышления младших школьников на уроках технологии посредством игр, мы перешли к практической части работы. Изучение сформированности логического мышления младших школьников проведено на базе Иситской СОШ, МБОУ (МР Хангаласский Улус республики Саха, Якутия). В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста в возрасте 7-8 лет, из них 20 детей составили экспериментальную группу и также 20 детей составили контрольную группу. Это было необходимо для получения более достоверных результатов и оценки эффективности обучения.
Исходя из результатов диагностики, полученных в ходе констатирующего этапа исследования было выявлено, что только 14% младших школьников экспериментальной группы и 13% детей контрольной группы имеют очень низкий уровень сформированности логического мышления; 70% младших школьников экспериментальной группы и 4% детей контрольной группы имеют низкий уровень сформированности логического мышления; 16% младших школьников экспериментальной группы и 41% детей контрольной группы имеют средний уровень сформированности логического мышления; высокий уровень сформированности логического мышления у младших школьников не выявлен ни в одной группе. Так, дети могут анализировать информацию, но не всегда умеют выделять главное и второстепенное, имеют трудности с деланием выводов и решением проблем. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости организации работы по формированию логического мышления детей средней школы на уроках технологии с помощью игр. Поскольку результаты детей экспериментальной группы были значительно ниже, чем у детей контрольной группы, то именно они были отобраны и включены в формирующий этап.
...
1. Абилов К. С. Основы методики развития мышления школьников. Алматы, 2017. 314 с.
2. Выготский Л. С. Психология. М. : Эксмо-Пресс, 2000. 1008 с.
3. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов пед. вузов; Под ред. М. В. Гамезо. М. : Пед. о-во России, 2003. 508 с.
4. Григорьева Г. И. Логика. 2 класс : занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград : Учитель-АСТ, 2004 (ОАО Альянс Югполиграфиздат, фабрика Офсет). 112 с.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ПНТОР, 2012. 544 с.
6. Дубровина И. В. Психология. М. : Академия, 2020. 446 с.
7. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ.
H. М. Николаевой, под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Совершенство, 2017. 208 с.
8. Ефимов В. Ф. Формирование логического мышления младших школьников во время внеклассных занятий // Студия Гуманитариус. 2016. №
I. С. 1-14.
9. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. М.: Новая школа, 2016. 252 с.
10. Ионова М. С., Романова О. М. Возможности развития логического мышления у младших школьников // Вестник Мордовского университета. 2021. № 2. С. 234-237.
11. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. М. : Феникс, 2020. 206 с.
12. Корниенко А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013. № 4. С. 49-62.
13. Косма Т В. Мышление младшего школьника. Киев, 2011. 48 с.
14. Курбатов В. И. Как развивать свое логическое мышление. Ростов- на-Дону: 2021. 300 с.
15. Левитес В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. 2006. №9. С. 15-23.
... всего 31 источник