Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования бережного отношения „ „ „ „ ~ Л Л 10 к природе у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1 Представление о внеурочной деятельности в психологопедагогической литературе 10
1.2 Методы формирования бережного отношения к природе
у младших школьников 14
1.3 Роль внеурочной деятельности в формировании бережного
отношения к природе у младших школьников 20
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию бережного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности 30
2.1 Диагностика представлений о бережном отношении
младших школьников к природе 30
2.2 Разработка и апробация содержания внеурочной деятельности в аспекте формирования бережного отношения
к природе у младших школьников 36
2.3 Определение эффективности проведенной работы 40
Заключение 47
Список используемой литературы 51
Приложение А Характеристика выборки исследования 54
Актуальность исследования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяются базовые национальные ценности, одной из которых является природа.
В связи с ориентированностью на экологическое воспитание и становление экологического сознания как приоритетных задач развитие личности детей на этапе начального школьного обучения внимание акцентируется на формирование бережного отношения к природе. Необходимость рассмотрения данного аспекта работы связано с тем, что у детей младшего школьного возраста отсутствует положительная эмоциональная реакция на взаимодействие с объектами природного мира, при этом младшие школьники не проявляют заинтересованности и направленности на изучение природы и её закономерных особенностей.
В этой связи становится очевидно, что нужно смещать акценты в образовательном процессе. На сегодняшний день важно не только получение учащимися экологических знаний, но и воспитание экологической сознательности школьников, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы, на эмоциональное отношение к ней. Также необходимо воспитывать у учащихся начальных классов понимание своей роли в сохранности природы, своего места в ней, личностное осознание природы как жизненно важной ценности. В связи с этим одной из главных задач экологического образования для учителей начальной школы является воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
Подтверждение вышесказанному можно найти и в главном образовательном стандарте. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе и всем ее объектам; формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром; элементарный опыт деятельности, направленной на охрану и сбережение окружающей среды; развитие у учащихся понимания своей активной роли в природе и интереса ко всем формам жизни и природным явлениям.
В рамках формирования бережного отношения детей к природе и окружающему миру выделяется большое количество исследований, отражающих специфику содержательного и процессуального характера работы, направленной на достижение целей, связанных с экологическим и воспитанием и формированием экологического сознания у подрастающего поколения.
Особую роль отводят исследованиям С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, А.П. Сидельского. В своих исследованиях представленные авторы акцентированные внимания на возрастных особенностях формирования положительного и ответственного отношения к природе. Авторы исследовали проблему экологического воспитания подрастающего поколения через призму становления эстетических и нравственных основ у детей младшего школьного возраста. При этом важное внимание уделялось практической работе, связанной с реализацией ряда исследований, направленных на анализ проблемы взаимодействия детей младшего школьного возраста с природой.
Важно выделить, что процесс работы в аспекте экологического воспитания детей младшего школьного возраста постоянно претерпевает изменения, что детерминировано спецификой организации учебно - воспитательного процесса, социальными запросами, а также особенностями подрастающего поколения с позиции их психолого-педагогических особенностей.
Последние годы в системе образования происходит расширение кругозора обучающихся в рамках познавательной сферы с ориентацией на становление экологического сознания. Происходит воздействие на эмоциональную ценную сферу подрастающего поколения через призму уважительного и бережного отношения к природе.
Проведенные исследования, направленные на изучение специфики взаимодействия детей младшего школьного возраста с природой, позволили определить, что ценностное отношение к природе у детей представленного возрастного периода формируется под воздействием восприятия объектов, что и отражает ценностное формирование к ним.
...
В процессе проведенного анализа нами было конкретизировано, что существует значительное число подходов, отражающих сущность и содержательные особенности внеурочной деятельности. В общем смысле под внеурочной деятельностью понимается педагогический ресурс, направленный на достижение нового уровня образования в аспекте полноценного развития личности ребенка. Также следует отметить, что под внеурочной деятельностью понимается одна из форм организации образовательной деятельности, позволяющая сформировать у детей метапредметные универсальные действия.
Рассматривая особенности формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, нами было конкретизировано, что основное внимание в данном аспекте уделяется формированию экологического сознания, что рассматривается в рамках реализации процесса экологического воспитания детей. В контексте экологического воспитания младший школьный возраст является одним из оптимальных возрастных этапов, поскольку происходит становление мироощущения, младший школьник стремится выступать в роли активного субъекта, направляя силы на изучение окружающей действительности.
Процесс формирования бережного отношения к природе рассматривается с позиции системности, целенаправленности, а также последовательности. Формирование бережного отношения к природе не является спонтанным процессом, а всегда выстроен и отработан с целью получения конкретного результата в аспекте работы с детьми младшего школьного возраста. В контексте формирования бережного отношения к природе используются различные методы работы с детьми и младшего школьного возраста, такие как: игровая деятельность, проект, праздники как форма организации досуга. Актуальность также имеют элементарные опыты, экскурсии, позволяющие детям младшего школьного возраста выступать в
роли активных субъектов деятельности, чтобы положительно сказывается на изучении не только нового материала, но и на обогащении практических умений.
Основными формами работы в рамках формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста являются праздники, представляющие собой развлекательные мероприятия по определенной тематике. Внимание также акцентируется на кружковой деятельности по природоохранительной тематике, которая ориентирована на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Роль внеурочной деятельности в аспекте формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является актуальной, что связано с разнообразной деятельностью, позволяющей раскрыть индивидуальные особенности детей, которые выступают в рамках активных субъектов в реализации данного направления работы. При этом внеурочная деятельность позволяет систематизировать знания детей, способствует проявлению с их стороны активности, познавательной самостоятельности.
Наибольшую популярность имеет метод проблемного изложения. Учащиеся должны высказать свою точку зрения относительно представленной темы, найти решения проблемы; - педагогика сотрудничества - данный вид технологии позиционируется как «проникающая» технология. То есть в процессе работы формируется взаимное сотрудничество между педагогом и учащимися. В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности.
В контексте формирования бережного отношения к природе у младших школьников посредством внеурочной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на применение художественной литературы. Применение художественной литературы способствует повышению уровня знаний обучающихся в контексте представлений об объектах живой и неживой природы. Отдельное внимание уделяется использованию 48
видеоматериала, который представляет собой учебное вспомогательное средство, направленное на формирование у обучающихся необходимой информации через зрительный и слуховой каналы сенсорной системы человека.
...
1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. М. : Сфера,
2014. 128 с.
2. Бондарев П.В. Внеурочная деятельность как средство развития детей младшего школьного возраста // Научный поиск. 2016. № 4. С. 10-11.
3. Букетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятия // Начальная школа. 2018. № 8. С. 73-75.
4. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М. : ВЛАДОС, 2002. 55 с.
5. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Минск : Стипендия, 2014. 297 с.
6. Вахрушев А.А. Экологическое образование - гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после. 2020. № 11. С. 19-22.
7. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации
ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно
практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. Челябинск: ЧИППКРО, 2014. 168 с.
8. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2014. - 156 с.
9. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2018. № 7. С. 13-18.
10. Глазачев С.Н. Экологическое воспитание подрастающего поколения в системе воспитательной работы школы. Волгоград : Мост, 2012. 235 с.
11. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. М. : Просвещение, 2015. 191 с.
12. Григорьев Д.М. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010. 128 с.
13. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов). М., 2015. 220 с.
14. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков : учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2001. 64 с.
15. Демидова Н.Н., Киселева Н.Ю. Дополнительное экологическое
образование: технологический аспект // Современные наукоемкие
технологии. 2016. № 1-1. С. 92-96.
... всего 32 источника