Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЛГО-ДОНСКОЙ РЕГИОН: КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Работа №138070

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы127
Год сдачи2016
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Начало формирования многоконфессионального населения Волго-Донского региона.
История заселения края с конца XV века по материалам отечественной историографии конца
XVIII – начала XXI вв.
§ 1. Ранний этап изучения истории донских казаков. Конец XVӀӀӀ – начало XX вв……………7
§ 2. История происхождения донских казаков в отечественной историографии XX века…….16
§ 3. Постсоветская историография………………………………………………………………...24
Глава II. Межконфессиональные отношения на территории Области Войска Донского во
второй половине XІX века.
§ 1. Этнокультурная ситуация на землях Войска Донского во второй половине XIX в:
причины многонационального состава населения, народы, их численность и районы
проживания…
§ 2. Религиозная принадлежность населения и межконфессиональные отношения на
территории Области Войска Донского во второй половине XІX века.
2.1. Христианские конфессии: православие, старообрядчество и протестантские
течения (лютеранство и штундо-баптизм)………………………………………………………...33
2.2. Нехристианские верования: буддизм и ислам……………………………………….59
Глава IV. Конфессиональное разнообразие Волго-Донского региона как туристский ресурс.
§ 1. Конфессиональная география и распределение историко-культурных памятников
региона…
§ 2. Современное состояние туристической индустрии Ростовской области. Перспективы
развития
Заключение
Приложение
Список литературы

В названии данной выпускной квалификационной работы обозначен регион, который
нельзя отыскать ни на физико-географической, ни на административно-региональной картах
современной России. Волго-Донской регион – это особая историко-географическая зона,
включающая в себя территорию нескольких нынешних административных субъектов РФ:
Ростовской (полностью) и Волгоградской областей, часть Краснодарского края.1 Обширные
территории, простирающиеся от верховьев реки Бузулук на севере и до оз. Маныч – Гудило
на юге – все эти просторы некогда принадлежали Донскому казачьему войску. Территория так
и называлась – Область Войска Донского.
Согласно последним статистическим данным 3, большая часть некогда существовавшей
Области Войска Донского, а именно Ростовская область, является одним из самых
густонаселѐнных субъектов РФ: 6 место в общем списке субъектов (около 4 242 тыс. чел.)4.
Кроме того, Ростовская область была и остаѐтся одним из самых многоконфессиональных
регионов РФ. По состоянию на 31 декабря 2013 года в Ростовской области официально
зарегистрировано несколько сотен религиозных организаций более чем двадцати различных
вероучений. Так, в Ростовской области проживают представители трѐх мировых религий:
христианства, ислама и буддизма. Более того, в данном регионе сосредоточено большое
количество самых разнообразных религиозных течений, таких как, например,
старообрядчество. В Ростовской области продолжает существовать крупная община
старообрядцев – потомков переселенцев-староверов в XVI веке. Также здесь распространены
различные религиозные общины протестантского толка: баптизм, течение «Христиане веры
Евангельской» (пятидесятники), свидетели Иеговы, и др. Принимая во внимание все эти
данные, нельзя не задаться вопросом: откуда такое разнообразие конфессий? Почему именно
в этом регионе страны мы можем наблюдать такую пестроту в религиозных убеждениях
населения? Всѐ дело в истории этого края.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является ретроспективный
обзор религиозной действительности Волго-донского региона, выявление причин
конфессионального разнообразия края путѐм изучения истории распространения той или иной
конфессии на территорию данного региона. В представленной выпускной квалификационной
работе предпринята попытка проследить путь становления многоконфессионального региона
России через историю его заселения (с начала XVI века). А последние немыслимо без истории
донского казачества.
Донское казачество – явление, формирование которого происходило на территории,
населенной разными народами. Это не могло ни отразиться на структуре самого казачества
Дона. В его ряды входили и беглецы из России, и выходцы из соседних государств – ВКЛ,
Польши5, Ногайской орды, Крымского, Казанского и Астраханского ханств. Вместе с собой
они переносили на Дон и свою религию. Таким образом, за донским казачеством закрепился
статус полиэтнического и многоконфессионального общества. Но по прошествии лет по
разным причинам, таким как 1) изначально большее количество русского элемента среди
казаков, 2) долгое противостояние православных казаков мусульманским странам, в первую
очередь, Крымскому ханству, 3) вхождение донцов и их территории во второй половине XVII
века в состав русского государства, где главной религией признавалось православие и др., в
сознании людей сформировалась точка зрения, согласно которой донское казачество в своем
определении неразрывно связано только с православием. Однако, такое понимание и
восприятие казачества Дона – не совсем точное. «Прошлое сложнее и многообразнее, нежели
кажется порой некоторым из нас».6 В работе будут рассмотрены три временных пласта: 1)
конец XV – начало XVI вв.: начало зарождения донского казачьего общества, и начальный
этап формирования многоконфессионального региона на современной карте России;7 2) 2-ая
половина XIX века: период расцвета как самого донского казачества в границах русского
государства, так и многочисленных верований на территории Области Войска Донского; 3)
конец XX - начало XXI века: – современная конфессиональная картина Волго-Донского региона.
Исходя из вышесказанного перед автором выпускной квалификационной работы
встают следующие задачи:
- проследить историю заселения Волго-донского региона.
- описать этнический состав населения Волго-донского региона, сформировавшегося ко 2-ой
пол. XIX века и отображающего в определѐнной степени современную ситуацию в крае, дать
оценку его религиозной принадлежности.
- изучить историю распространения самых многочисленных по числу приверженцев
конфессий, рассмотреть их положение во 2-ой пол. XIX века, а также охарактеризовать их
современное состояние в Волго-донском регионе.
- дать оценку многоконфессиональности Волго-донского региона с т. з. туристского потенциала края.
В виду этого, первая глава настоящей работы посвящена начальному этапу изучения
истории казачества и охватывает период со второй половины XVӀӀӀ в. до начала XX века. В
ней также раскрываются ключевые положения двух теорий, основные подходы к решению
проблемы происхождения донского казачества.
Во второй главе выпускной квалификационной работы подробно рассматриваются
причины разнообразия конфессионального состава донского казачества. Вследствие
пограничного положения Придонья по отношению к Европе и Азии, народы, кочевавшие в
Донских степях ко времени появления донского казачества, отличались особой религиозной
пестротой.8 Они были различны не только в этническом отношении, каждый из них обладал
своей неповторимой культурой. В процессе взаимодействия этих народов на донской земле
зародилось уникальное явление – казачество, являющееся своего рода отражением той
этнокультурной ситуации, которая сложилась на берегах Дона к XVІ в. И, как следствие,
одной из основ казачьего общества стала веротерпимость. Это важное свойство окажет
значительное влияние на дальнейшую историю развития донского казачества и станет одной
из причин большого числа конфессий, распространившихся на территории Области Войска
Донского ко второй половине XІX в. и имеющих место быть и поныне.
В последующем параграфе главы работы были рассмотрены различные религиозные
общины Придонья во второй пол. XІX столетия. Все конфессии были поделены на две
большие группы – христианские и, соответственно, нехристианские. Первая из двух глав
полностью посвящена самой крупной мировой религии (как по числу последователей, так и
по масштабам распространѐнности) христианству. В ней были рассмотрены, в первую очередь,
сохраняющая свою главенствующую позицию среди многочисленных конфессий Дона –
8 Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. Ростов н/Д., 2001. С. 43, 103.6
православие, одна из форм православия, появившееся в середине XVІІ в. в результате
реформы патриарха Никона – старообрядчество, а также различные вероучения, относящиеся
к западному христианству. В четвѐртой по счѐту главе рассказывается о нехристианских
конфессиях Дона – буддизме и исламе.
Последняя глава будет обращена к богатому туристическому потенциалу ВолгоДонского региона, связанному, в первую очередь, с его религиозной историей. В главе
конфессиональная история Волго-Донского региона будет рассмотрена с точки зрения
туристского потенциала. Здесь будет сделан обзор религиозно-культовых сооружений разных
конфессий, а также проанализировано современное состояние туристской индустрии Ростовской области.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена обширная
религиозная история Волго-Донского региона, а также предпринята попытка отыскать
причины многоконфессиональности края. Территория, разбираемая в работе, являлась частью
т.н. Великого Поля, и до сегодняшнего дня это место считается воротами Европы в азиатский
мир. Донские степи, место где два мира (оседлый и кочевой) соприкасаются друг с другом. В
результате этого начинает формироваться общество, сутью которого является симбиоз двух
пограничных культур, сплетение традиций обоих мировоззрений. Позже это общество
назовут донским казачеством. История его возникновение до сих пор неясна до конца. В
течение многих лет гипотезы по этому поводу образовали собой две главные теории:
автохтонную и миграционно-колонизационную. Но не смотря на то, с позиции какой теории
рассматривать донское казачество, неизменным в обоих случаях остаѐтся признание того
факта, что в сложении донского казачьего общества роль сыграли как и тюркоязычные
степные народы, так и славянское население Европы. На начальном этапе развития казачья
вольница принимала в свои ряды людей разных, в том числе разных и по вере.468 Так, на
берегах Дона появились православные, старообрядцы и мусульмане. Степь принимала всех,
закаляя каждого в отдельности она создала вольницу, о чьей воинственности, храбрости и
горячности до сих пор рассказывают гордые потомки. В таком военизированном обществе
строго было запрещено заниматься делами не достойными воина, в том числе и
земледелием. 469 Казак не должен был привязывать себя к определѐнному месту. После
нападений на караваны они просто рассеивались по широкому травяному морю. И хотя, уже
будучи в составе России, запрет на земледелие среди казаков был отменѐн, всѐ-таки основной
деятельностью донцов так и оставалась военная служба. В результате этого другую
необходимую деятельность (земледелие, торговля) должны были выполнять другие, пришлые
люди. Такими людьми стали интенсивно заселяться донские земли. Так при Екатерине II в
низовьях Дона появились немецкие переселенцы, а вместе с ними на Дону появились и
католичество и протестантизм.470 С началом XVII века на левом берегу Дона (т.н. Задонье)
стали кочевать калмыцкие племена.471 Им было разрешено остаться и занять эти территории.
Так, вскоре в ряды казаков стали вливаться буддисты. Подводя итог, можно заключить, что
именно такое явление как казачество дало предпосылки для формирования одного из
полиэтничного и многоконфессионального региона России.
В связи с этим нужно обратиться к истории заселения Придонских степей начиная с
конца XV века, а, следовательно, к истории происхождения донского казачества. Именно
этому посвящена первая глава данной выпускной квалификационной работы. Первый раздел
первой главы повествует о ранним этапе изучения истории донского казачества,
охватывающим период с конца XVIII века - начало века XX. Здесь разбираются автохтонные
версии, которые представлены в работах военного инженера А. И. Ригельмана, директора
училищ Войска Донского А. Г. Попова, а также белогвардейца – эмигранта А. А. Гордеева.
Проанализировав их взгляды, можно заключить, что автохтонная теория относит казачество к
одним из старейших явлений, а еѐ сторонники ищут корни донских казаков у народов,
населяющих земли Войска Донского с глубокой древности. В связи с этим, данная гипотеза, в
основном, опирается на косвенные доказательства, что не позволят не усомниться в еѐ
неправдоподобности других исследователей истории донцов.
Здесь же были рассмотрены миграционно – колонизационной теории в трудах
досоветских историков, а именно В. Д. Сухорукова, П. Н. Краснова, С. М. Соловьѐва и С. Я.
Арефина. Из их рассуждений можно сделать вывод о том, что донские казаки – это результат
массового бегства русских в южные степи в XVІ веке. Версия «крестьянского» формирования
казачества на Дону была весьма практична. Именно поэтому, не смотря на то, что она вышла
из‒под пера «буржуазного» историка, эта теория нашла признание в работах советского периода.
Второй параграф главы рассматривает историографию вопроса XX века. В это время
господствующей становиться миграционно – колонизационная концепция. Однако, в версиях
советских историков присутствуют черты и автохтонной теории. Взгляды таких
исследователей, как Н. Л. Янчевского, Б. В. Лунина, С. И. Рябова представляют собой
консолидацию обеих гипотез, т.е. советские учѐные склоняются к тому, что казачество было
образованно выходцами из Великороссии, но при этом не отрицают участия в формировании
донской вольницы местных жителей (прежде всего это были татары). Помимо этого в первой
главе поднимается вопрос об участии бродников в истории Донского казачества.
«Бродническая» версия появилась в конце XVІІІ века в рамках автохтонной концепции. В
данной работе в качестве примера этой версии была рассмотрена позиция Л. Н. Гумилѐва.105
Основная идея «броднической» версии заключена в том, что предками донцов являлись некие
бродники. Но главная проблема этой гипотезы заключена в том, что сами сторонники не
могут назвать точно ‒ от кого произошли бродники, и даже не могут указать конкретное
место расселения этих людей. «Бродническая» версия признана труднодоказуемой, что
объясняет тот факт, что она основана только на косвенных доказательствах. Во втором
параграфе также представлена работа белогвардейца – эмигранта А. А. Гордеева, где
интересным образом переплелись положения автохтонной и миграционно ‒ колонизационной теорий.
Последний параграф первой главы знакомит с работами постсоветских авторов. Здесь
представлены версии Р. Г. Тикиджьяна, В. В. Глущенко и Н. И. Никитина, а также
рассмотрены коллективные научно – популярные труды. Одни выдвигают новые версии,
другие придерживаются старых. Главная черта современных работ заключена в возможности
исследователя пользоваться различными, всеобъемлющими источниками, так как теперь их не
сдерживают ни расстояния, ни политика.
Вторая глава целиком посвящена рассмотрению конфессий донского казачества: их
появлению в Придонье, распространению среди казаков, положению и взаимодействию
между собой во второй половине XIX века, а также разобрано современное состояние
многочисленных религиозных взглядов в Волго-Донском регионе. Первый параграф второй
главы рассказывает об этнокультурном положении в Области Войска Донского во второй
половине XIX века. Она повествует о причинах многоконфессионально характера Донской
земли. Главной из них является особое географическое положение Подонья, исторически
закрепившего за ним статуса «границы» между миром азиатских кочевников и европейских
земледельцев. Это и определило наличие в рядах донских казаков представителей разных
этнических групп, а также многообразие религиозных взглядов внутри донского войска.
Также, здесь были приведены статистические данные по населению края во второй половине
XIX века. Во втором параграфе главы были подробно разобраны конфессии донских казаков.
Среди них в первую очередь нужно назвать православие. Самая крупная конфессия по числу
последователей и по распространѐнности на территории Донского края с самого начала
являлась не просто религией, она была одной из основ, на котором формировалось казачество.
Однако, несмотря на это, православие никогда не было единственной верой, исповедуемой
казаками. Это и определяло характер отношений между официальной религией государства и
другими конфессиями Донского края на протяжении всего периода существования донского
казачества в качестве одной из составляющих военной мощи России. Стремясь сохранить106
такое важное для себя явление как казачество Российская империя, истинно православное
государство, лояльно относилось к существованию отличных от православия
мировоззренческих взглядов среди донцов. Кроме православия, в этой главе рассказывается о
появлении старообрядческой веры на Дону. Также речь пойдѐт и о разнообразных
религиозных взглядах немецких колонистов, а именно о лютеранстве и о штундо-баптиской
секте. Положение, которое занимало учение Лютера в XІX в. в Донском крае, также
подтверждало лояльность правительства к донской земле в религиозном плане. Устав
евангелическо-лютеранской церкви, подписанный императором Николаем І в 1832 г.,
практически ставил лютеранство в один ряд с православием. Что касается штундо-баптиской
секты, то в еѐ отношении строгие меры со стороны государства стали предприниматься
только в конце XІX в. До этого положение секты было весьма свободным. В главе речь идѐт и
о нехристианских религиях Донского края, а именно о буддизме и исламе. История появления
этих конфессий в донских степях различна, так же как и отношение к ним со стороны
Православной церкви. В исламе, как в малочисленной конфессии, православие не видело
угроз. Но в отношении буддизма всѐ было иначе. Об этом свидетельствует тот факт, что
основная деятельность учреждѐнного в 1871 г. Донского Миссионерского Комитета была
направлена на просвещение именно калмыцкого населения. Однако, как уже говорилось ранее,
действия комитета не привели к серьѐзным религиозным изменениям в Донской области. И
отчасти от того, что меры, предпринимаемые Православной церковью в отношении донских
буддистов, не отличались агрессивным характером.
В последней (третьей) главе предпринята попытка представить
многоконфессиональность Волго-Донского региона с точки зрения туристского потенциала
края. Для этого была выделена зона, в которой будут пересекаться все рассматриваемые в
данной работе конфессии. Данная область находится в юго-западной части Волго-Донского
региона и еѐ центром является административный центр Ростовской области – город Ростовна-Дону. В границах этой зоны были разобраны культовые религиозные памятники
Ростовской области: описаны их история и современное состояние. Во втором параграфе
были рассмотрены достижения в сфере туризма по Ростовской области: описаны основные
нормативные документы, на основе которых ведѐтся политика по развитию туризма в регионе,
подробно разобрана существующая туристская инфраструктура и сделана предположение,
каким образом можно задействовать религиозный аспект истории края для развития туризма в области.


1) Антропология и этнография Монголии Сборник статей. Новосибирск: Наука. 1978.-257 с.
2) Арефин С. Я. Донское казачество прежде и теперь. Краткая история донских казаков.
М.: Сокол. 1907.- 64 с.
3) Астапенко Е.М. Старочеркасск – легенда Дона. Ростов н/Д.: Мини Тайп. 2007. - 271 с.
4) Атлас современной религиозной жизни России. Т. I. / Под ред. М. Бурдо, С. Б.
Филатова. М.: Летний сад. 2005.- 620 с.
5) Атлас современной религиозной жизни России. Т. III. / Под ред. М. Бурдо, С. Б.
Филатова. М.: Летний сад. 2009.- 863 с.
6) Бадмаев А.В. Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа.
Элиста: Б. и. 1968.- 27 с.
7) Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм.
кн. изд-во. 1994.- 127 с.
8) Барон Йозеф. Российское лютеранство. История, теология, актуальность. СПб.:
Алетейя Историческая книга. 2011.- 429 с.
9) Богаевский Л.В. Старочеркасский собор. 1719 – 1919. Новочеркасск: Тип. Упр. артил. В.
в. дон. 1919.- 19 с.
10) Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 78. СПб., 1900.
11) Быкадоров И. Ф. История казачества. Книга І. Происхождение казачества,
происхождения республик вольного казачества ‒ Донского, Волжского, Яицкого и
Терского войск. Основные черты их бытия в период государственной независимости
(1549‒1671). Прага: Б. и. 1930.- 175 с.
12) Велицын А. А. Немцы в России. Очерки исторического развития и настоящего
положения немецких колоний на юге и востоке России. СПб.: Рус. вестн. 1893.- 282 с.
13) Воронцова Л., Филатов С. Б. Старообрядчество: в поисках потерянного града Китежа //
Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.:
Летний сад. 2002. 247-267 с.
14) Глущенко В. В. Казаки и народы Кавказа. М.: Акад. воен. наук РП Южэнерготехнадзор.
1997.- 170 с.116
15) Он же. Казачество в структуре государственности и политической истории России.
СПб.: СПГУВК. 1999.- 152 с.
16) Он же. Казачество. СПб.: СПГУВК. 1998.- 224 с.
17) Гордеев А. А. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества. М.: МГП
"Страстной бульвар". 1992.- 172 с.
18) Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль. 1993.- 783 с.
19) Он же. Открытие Хазарии. М.: Айрис-пресс. 2012.- 412 с.
20) Гурий (Степанов А. И.). Донские калмыки и история их христианского просвещения по
трудам Казанского миссионерского съезда. СПб.: В.М. Скворцов. 1911.- 40 с.
21) Донские казаки в прошлом и настоящем / под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д.: Изд-во
Рост. ун-та : ГинГо. 1998.- 612 с.
22) Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной
политики правительства Российской Империи (середина XVII – начало XX вв.).
Элиста: АПП "Джангар". 1995.- 126 с.
23) Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVІІ в. СПб.: тип. И.Н. Скороходова. 1889.-
335 с.
24) Егоров-Хопёрский В.И. Сокровища «Старого города». Историко-краеведческие очерки
о станице Старочеркасской. Ростов н/Д.: Кн. изд-во. 1981.- 61 с.
25) Епископ Алексей Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй
пол. XІX столетия. Казань: Центр. тип. 1909.- 690 с.
26) Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. СПб.: Азбука-классика
Петерб. Востоковедение. 2004- 251 с.
27) Ерохина О. В. Взаимовлияние русских и немцев в конце XIX - начале XX вв. (на
примере Донской области) // Российские немцы в инонациональном окружении:
проблемы адаптации, взаимодействия, толерантности. М.: МСНК-пресс. 2005- 356 с.
28) Она же. Немецкие колонии Области войска Донского. Волгоград: Волгоградское
научное изд-во. 2009.-193 с.
29) Жуковская Н.Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет 1969-2011. М.:
Ориенталия. 2013.- 474 с.
30) История донского казачества // под ред. А. В. Венкова. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та.
2001.- 311 с.
31) История Калмыкии с древнейших времѐн до наших дней. Т. I. Элиста: Герел. 2009.-
838 с.117
32) Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 5-6. М.: Моск. рабочий Слог.
1993.- 415 с.
33) Кириллов А. А. Донская епархия в еѐ настоящем положении. Новочеркасск: Дон. тип.
1896.- 220 с.
34) Он же. Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор. Новочеркасск: Част. дон.
тип. 1911.- 53 с.
35) Он же. Празднование двадцатипятилетия Донской Духовной семинарии: 1 октября
1893 г. Новочеркасск: Дон. тип. 1893.- 57 с.
36) Китинов Б. У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XІІІ – XVІІ
вв.) / Под. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Т-во науч. изд. КМК. 2004.- 190 с.
37) Козлов А. И. Откуда пошли и кто такие казаки (периодизация казачьей истории) //
Проблемы истории казачества. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. 1995. 57-64 с.
38) Краснов Н. И. Историко-статистическое описание земли войска Донского.
Новочеркасск, 1881.- 576 с.
39) Краснов П. Н. Всевеликое войско Донское. М.: Алгоритм. 2007.- 99 с.
40) Он же. История донского казачества. Очерки истории Войска Донского. М.: Яуза.
2007.- 576 с.
41) Куц О. Ю. Донское казачество в период от взятия Азова до выступления С. Разина
(1637-1667). СПб.: Дмитрий Буланин. 2009.- 447 с.
42) Кушнёв И. А. Немецкие веры: штундизм, пашковщина, баптизм, Евангельские
христиане, адвентизм 7-го дня, малеваншина. Орѐл: Электр. тип. Логунова. 1916.- 216 с.
43) Кычанов Е.И., Мельниченко Б.И. История Тибета с древнейших времѐн до наших дней.
М.: Вост. лит. 2005.- 351 с.
44) Лаврский Н. Черкасск и его старина. М.: Искусство и жизнь. 1917.- 36 с.
45) Лунин Б. В. К истории донского казачества. Ростов н/Д.: Ростиздат. 1939.- 240 с.
46) Мининков Н. А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.) Ростов
н/Д.: Изд-во Рост. ун-та. 1998.- 510 с.
47) Он же. Донское казачество на заре своей истории. Ростов н/Д.: Б. и. 1992.- 165 с.
48) Митиров А. Г. Ойраты – калмыки: века и поколения. Элиста: Калмыц. кн. изд-во.
1998.- 382 с.
49) Митрохин Л.Н. Баптизм // Новая философская энциклопедия в четырѐх томах / Под
ред. Степин В.С., Гусейнов А.А.. Т. I. М.: Мысль. 2010. 215 -216 с.
50) Никитин Н. И. Русская колонизация с древнейших времѐн до XX века. М.: Изд. центр
Института российской истории. 2010.- 221 с.118
51) Номикосов С. Ф. Статистическое описание области Войска Донского. Новочеркасск,
Области войска Донского типография. 1884.- 782 с.
52) Норбо Ш. Зая-Пандита. Элиста: Калмыц. кн. изд-во. 1999.- 335 с.
53) Носков Г. Откуда явилась секта баптистов на Руси и давно ли она существует по
данным самих же баптистов. Балашов: Тип. С. Ш. Соловейчика и К. 1911.- 48 с.
54) Овсянников Е. Причины широкого распространения старообрядческого раскола на
Дону. Новочеркасск: Част. дон. тип. 1902.- 41 с.
55) Патеев Р. Ф. Ислам в Ростовской области. М.: Логос. 2007.- 98 с.
56) Попов А. Г. История о Донском войске, сочиненная директором училищ в войске
Донском, коллежским советником и кавалером Алексеем Поповым в 1812 году, в
Новочеркасске: в 2 ч. Ч 1. Харьков: в Университетской типографии. 1814.- 171 с.
57) Пронштейн А. П., Мининков Н. А. Крестьянские войны в России XVІІ-XVІІІ вв. и
донское казачество. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та. 1992.- 420 с.
58) Пронштейн А.П. Земля Донская в XVІІІ веке. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та.1961.-
375 с.
59) Пудавов В. М. История войска Донского и старобытность начал казачества. Ч.1.
Новочеркасск: изд. М.В. Пудавов. 1890.- 328 с.
60) Пурбцева Ц.П. «Биография Нейджи-тойна» - источник по истории буддизма в
Монголии. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1984.- 113 с.
61) Ратушняк В. Н. Некоторые аспекты изучения казачества на современном этапе. //
Проблемы истории казачества. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. 1995. 5-14 с.
62) Редькина О. Ю. Старообрядчество на Дону во второй половине XІX – начале XX века
(по материалам духовной периодической печати) // Казачество: прошлое и настоящее.
Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. 2000. 262 – 265 с.
63) Рерих Ю.Н. Буддизм и культурное единство Азии. М.: Междунар. центр Рерихов
Мастер-банк. 2002.- 127 с.
64) Рождественский А. Южнорусский штундизм. СПб.: тип. Деп. уделов. 1889.- 295 с.
65) Рункевич С. Г. Русская церковь в XІX веке. СПб.: тип. А.П. Лопухина. 1901.- 246 с.
66) Рябов С. И. Донская земля в XVІІ веке. Волгоград: Перемена Изд-полигр. комплекс
"Царицын". 1992.- 221 с.
67) Савельев Е. П. Типы донских казаков и особенности их говора. Новочеркасск: Обл. В.Д.
тип. 1908.- 15 с.
68) Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Под ред.
М. Бурдо, С.Б. Филатова. Т. 1. М.: Летний сад. 2004.- 326 с.119
69) Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. / Под ред.
М. Бурдо, С. Б. Филатова. Т. II. М.: Летний сад. 2003.- 478 с.
70) Соколов И. И. Русский баптизм, его происхождение, общий характер и учение о
крещении. СПб.: тип. "Сел. вестн." 1914.- 30 с.
71) Соловьев С. М. Сочинения. Кн. ӀӀӀ. М.: Голос. 1993.- 758 с.
72) Ступель А., Глов Е. География России со сведениями из математической, физической и
всеобщей географии. Рига: Издание К. Г. Зихмана. 1902.- 104 с.
73) Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского / Под ред. Н. С.
Коршикова и В. Н. Королѐва. Ростов н/Д.: ГинГо. 2001.- 514 с.
74) Тикиджьян Р. Г. Донское казачество: история и современность. Шахты: Б. и.1992.- 48 с.
75) Торчинов Е. А. Буддийская традиция Тибета // Введение в буддологию. Курс лекций.
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2000.- 304 с.
76) Он же. Введение в буддизм. СПб.: Амфора Петроглиф. 2013.- 429 с.
77) Ушинский А. Д. О причинах появления рационалистических учений штунды и
некоторых других подобных сект в сельском православном населении и о мерах
против распространения учения этих сект. Киев: О.В. Ушинская. 1884.- 80 с.
78) Фалалеев А. В. Государственно-правовое положение Земли Войска Донского
(государственная организация и право Поля-Подонья 1613 - 1723 гг.) // Земля Войска
Донского и Империя. Т.2. Волгоград: Издатель. 2012.- 423 с.
79) Он же. Население Земли Войска Донского (середина XVI – первая четверть XVIII вв.)
// Земля Войска Донского. Т. 3. Волгоград: Издатель. 2013.- 342 с.
80) Филатов С.Б. Феномен российского протестантизма // Религия и общество: очерки
религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний Сад. 2002.- 290 -297 с.
81) Шавунов К. П. Калмыки в составе российского казачества: 2 пол. 18 – 19 вв. Элиста:
Калмыцкий Институт Общественных Наук РАН. 1992.- 317 с.
82) Шадонов В.С.(Бакши Джамба) Калмыцкая вера. Волгоград: Волгоград. 2008.- 107 с.
83) Янчевский Н. Л. Колониальная политика на Дону торгового капитала Московского
государства в XVӀ-XVӀӀ вв. Ростов н/Д.: книгоидз-во "Северный Кавказ". 1930- 196 с.
84) Он же. Разрушение легенды о казачестве. Краткий очерк по истории колониальной
политики на Дону в связи с эволюцией аграрных отношений. Ростов н/Д.: книгоидз-во
"Северный Кавказ". 1931.- 80 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ