Введение
Глава I.История и предпосылки.
1.Анализ исторического
контекста
2. Ги Дебор, “Общество спектакля
Глава II.Диалог политического и эстетического
1. Жак Рансьер о взаимоотношении эстетики и
политики
2. Идеи Бориса Гройса об эстетизации
политики
3. Франк Руда против тезиса “все искусство является
политическим
Глава III.“Красный май” в искусстве
1. “Новая волна”
2. Жан-Люк Годар и майские
события
3. Филипп Гаррель, “Постоянные
любовники”
4. Бернардо Бертолуччи,
"Мечтатели"
5.Луи Маль, "Милу в мае"
Заключение
Список литературы
Приложение ..…
При вступление в Новое Время искусство претерпело трансформации,
в связи с чем и первичную его задачу - нести красоту и в первую очередь
брать своей эстетической составляющей, сменила новая цель - преподнесение
реципиенту концепт, смысловой посыл. Это изменение целеполагания в
искусстве позволило последнему расширить свои горизонты и преумножить
количество форм его производства. Новым временем с эстетики было снято
ограничение требованием техничности автора, «элитарности» произведения,
современная эстетика стала все чаще обращаться к воплощениям искусства в
массовых, политических явлениях, анализировать их эстетизацию .
Главной задачей моей работы является освещение специфики событий
мая 1968 и анализ одного из способов эстетизации протестов тех дней - с
помощью кинематографа, а также поиск взаимосвязи между философскими
осмыслениями культурного феномена и его рецепциями в художественной
культуре. В качестве объекта исследования были избраны кинокартины,
которые я обозначу ниже. Предметом исследования избран диалог
политического, выраженного в форме протеста, и эстетики, в спектр этой
задачи включена демонстрация их взаимосвязи на примере единиц
художественной культуры. Главной методологической основой для моего
анализа служит осмысление теорий и концепций Ги Дебора, посвященных
критике капиталистического общества, и трудов Бориса Гройса, чьи научные
изыскания занимают видное место в области анализа эстетизации. Научную
новизну я усматриваю в попытке соединить достижения отечественной
эстетики с западной, разбирая конкретный культурно-исторический феномен,
вопрос о результатах которого по сей день обладает высокой актуальностью в научном сообществе.
Структура выпускной квалификационной состоит из трех глав, и в
качестве демонстрационное материала в приложении будут представлены
кадры из рассмотренных фильмов. Первая глава отведена описанию
исторического контекста французской студенческой революцию. Этот шаг в
рассмотрении феномена является необходимым, так как политическая
3ситуация во Франции тех лет определяла состояние культуры, которое и
послужила толчком для выступления студентов на баррикадах. Пользуясь
историческими источниками, я постараюсь воспроизвести хронологию
событий и охарактеризовать аспекты французского общества тех дней, что
необходимо для составления полной картины. На основании труда
французского философа Ги Дебора, принимавшего непосредственное участие
в создании Ситуационистского интернационала, активно участвовавшего в
волнениях, и его теории «общества спектакля» приведу анализ философских
рецепций на реалии выбранного для изучения периода истории. Также
исследования Пьера Бурдье будут задействованы в качестве материала для
оценки изменений в университетском мире Франции, откуда "Красный май" и взял свои корни.
Вторая глава нацелена на работу с понятием эстетизации и
конкретизацию его черт в случае с политическими актами при помощи работ
Рансьера и Бориса Гройса. Центральная позиция данной главы отведена
анализу идеи отечественного философа.
Третья глава посвящена анализу кинематографа и уделяет отдельное
внимание Французской Новой волне. Студенческая французская революция
мая 1968 или же, как иначе называют эту главу истории - неоднозначное
явление, но обладающее исключительным духом, ставшее основанием для
культурной рефлексии, нашедшее свое отражение в практике искусства, что
можно подкрепить цитатой из книги “Кино” философа Жиля Делеза: “кино
подкрепляется привилегированными событиями”. Творчество режиссеров
Новой волны визуализировало философские идеи, служившие
идеологической базой для забастовок студентов Франции, лирические герои
олицетворяли народ и его желания, а новаторство в сфере
кинематографических приемов воплощало собой общее стремление к
обновлению и расширению культуры. Первым в качестве материала для
исследований выступает фильмы Жана-Люка Годара по той причине, что они
создавалась в едином со студенческой революцией историческом
промежутке и представляет собой продукт именно той специфической
культуры. В том числе в главе будут рассмотрены и более современные
4прочтения феномена, авторство которых принадлежит Бернардо Бертолуччи
и Филиппу Гаррелю. Мое исследование не является киноведческим, хотя
анализу будут подвергнуты и нюансы операторской работы, и сюжет, и
новаторские подходы режиссеров. Работа с кинолентами необходима по
следующим причинам: а) картины, принадлежащие к Французской Новой
волне, являются прямым результатом культурной обстановки
вышеупомянутой страны, и это позволит более точно выявить все
особенности рассматриваемого феномена; б) художественные фильмы,
разворачивающие и интерпретирующие политические события, сами собой
являются актом эстетизации избранных общественных происшествий.
Очевидно, что и по сей день кино - одна из самых влиятельных
художественных форм массовой передачи информации, форма, создаваемая
культурой и создающая ее, поэтому и требующая философского осмысления
и не теряющая своей актуальности.
Проведенное мной исследование еще раз доказывает, что проблема
эстетизации политических актов, в частности в форме протеста, не теряет
своей актуальности, так как его осмысление осуществляется через призму
определения понятий “политика”, “эстетика”, “культура” и прочих
сопряженных, семантика и объяснение соотношения которых находятся в
постоянном развитии и все чаще становятся предметом изучения и критики
современных критиков. Небольшая удаленность событий на временной оси
от нынешнего периода истории позволяет нам использовать исторический
контекст и всю широту причастных ему фактов, для чего мной и была
создана первая глава. Работа с трактатом Ги Дебора послужила в качестве
философской интерпретации нюансов исторического события и помогла
определить концепцию революции и культуры, которая принималась за
объективную критиками-современниками “Красного мая”.
43Вторую главу, а именно изучение Бориса Гройса, я хочу предложить в
качестве центральной, поскольку, во-первых, она раскрывает многообразие
соотношений двух ключевых понятий, на основании которых можно
построить различные линии подходов к эстетизации протеста, что исключит
ограничение в выборе при поиске истины, во-вторых, идеи Гройса
коррелируют с моими личными представлениями об эстетике.
Отечественный философ иллюстрирует свои идеи конкретными примерами и
не отклоняется в какую-либо из сфер, как это происходит у Рансьера.
Введенное Гройсом уточнение о различиях между дизайном и искусством
имеет особую важность, позволяет нам отличить технические задачи
творческих практик от самодостаточной художественной деятельности и
эстетики, работающей на освобождение художника от производства функциональных объектов.
Анализ работ Рансьера и Франка Руда послужил демонстрацией
многообразия мыслей на данную тему и еще раз подчеркнул их контрастность и изменяемость.
Глава III может быть названа практической частью моей работы. Анализ
кинокартин дает нам возможность увидеть воплощение особенной культуры
и эстетики, осмысление событий искусством и рассмотреть эстетизацию
протеста не как со-бытийный историческому явлению, а в виде зримой
рефлексии, выраженной в художественных образах.
Итогом исследований, по моему мнению, можно назвать выполненную
основную задачу - анализ феномена эстетизации протеста и способ
построения концепций этого феномена на основании теория соотношения эстетики и политики
1.Дебор Ги. Общество спектакля // [сборник]. - М. : Опустошитель, 2017.
2.Делез Ж. Мая 68-го не было. Ad Marginem. 2016
3.Жижек С. Размышления в красном цвете / пер. с англ., изд-тво “Европа”,
2011, 476 с.
4.Кризис политики голлизма во Франции. URL:
http://www.formuladomina.ru/krizis-politiki-gollizma
5.Статья Б. Гройса “Логика равноправия” URL:
http://xz.gif.ru/numbers/58-59/logika-ravnopraviya/
6.Майские события во Франции 1968. URL: http://ru.wikipedia.org
7.Маховиков Д. Красный Май во Франции. Как это было.
URL: http://solidarizm.ru/txt/krama.shtml
8.Молодежная революция. К сорокалетию событий 1968-го. URL:
http://www.pravoslavie.ru/37092.html
9.Рансьер Ж. Несолгасие. - СПБ.: Machina, 2013.
4510.Рансьер Ж. Разделяя Чувственное / пер. с фр. В. Лапицкого, А.
11.Шестакова. - СПБ. : 13.Издательство Европейского университета в
Санкт-Петербурге, 2007.
12.Славное тридцатилетие URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Славное_тридцатилетие
13.Статья Ф. Руда “Сначала как “политика”, затем как “искусство”” URL:
http://www.academia.edu/31201782/First_as_Politics_Than_as_Art_-_Article_and
_whole_Issue_of_Stasis_with_Brassier_and_others
14.Схивия А. Красный май - 68. URL: http://revolucia.ru/may68.htm
15.Тарасов А. Годар как Вольтер. URL: https://scepsis.net/library/id_835.html
16.Тарасов А. In memoriam anno 1968. URL:
http://scepsis.net/library/id_550.html
17.Франция в 50-90е годы. URL: http://protown.ru/information/hide/3717.html
18.Экономика Франции в 60-е годы 20 века. URL:
http://www.formuladomina.ru/ekonomic-france-v-60-gg
19.Cтатья Б. Гройса “On Art Activism’’ URL:
http://www.e-flux.com/journal/56/60343/on-art-activism/