Оптимизация учебного процесса в начальной школе (на примере использования современных информационных технологий)
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы оптимизации учебного процесса в начальной школе на примере использования современных информационных технологий 9
1.1 Информационные технологии в учебном процессе
начальной школы: понятие, виды, значение 9
1.2 Методика использования современных информационных технологий с целью оптимизации учебного процесса
в начальной школе 19
Глава 2 Экспериментальное исследование оптимизации учебного процесса в начальной школе посредством использования современных информационных технологий 32
2.1 Выявление уровня учебной активности младших 32
школьников
2.2 Содержание и реализация потенциала современных
информационных технологий в учебном процессе начальной школы 46
2.3 Выявление динамики уровня учебной активности младших
школьников 56
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Приложение А Результаты исследования на констатирующем этапе 73
Приложение Б Комплекс уроков на базе электронной формы учебника (ЭФУ) и интерактивных заданий, способствующих развитию учебной активности младших школьников и 75
оптимизации учебного процесса
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 83
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы оптимизации учебного процесса в начальной школе на примере использования современных информационных технологий 9
1.1 Информационные технологии в учебном процессе
начальной школы: понятие, виды, значение 9
1.2 Методика использования современных информационных технологий с целью оптимизации учебного процесса
в начальной школе 19
Глава 2 Экспериментальное исследование оптимизации учебного процесса в начальной школе посредством использования современных информационных технологий 32
2.1 Выявление уровня учебной активности младших 32
школьников
2.2 Содержание и реализация потенциала современных
информационных технологий в учебном процессе начальной школы 46
2.3 Выявление динамики уровня учебной активности младших
школьников 56
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Приложение А Результаты исследования на констатирующем этапе 73
Приложение Б Комплекс уроков на базе электронной формы учебника (ЭФУ) и интерактивных заданий, способствующих развитию учебной активности младших школьников и 75
оптимизации учебного процесса
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 83
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии. Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку.
Современные требования к образованию младшего школьника в настоящее время заключаются в следующем:
• общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
• сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию. Применительно к процессу включения информационных технологий в
начальное обучение можно выделить следующие аспекты:
• компьютер становится неотъемлемым компонентом нового предметного окружения ребенка, требующим системного освоения;
• информационная технология обучения активно включается в состав методической системы обучения, видоизменяя ее компоненты и изменяясь сама.
Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Использование современных информационных технологий в начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Использование информационных технологий в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО и ФГОС НОО методологической основой, которого является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [25].
Проблему информатизации образования затрагивают в своих исследованиях Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, Л.Х. Зайнутдинова, О.А. Козлов, А.Ю. Кравцова, Т.А. Лавина, В.Л. Латышев, Н.И. Пак, С.В. Панюкова, П.К. Петров, И.Д. Рудинский, И.А. Румянцев и другие. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, Г.К. Селевко, И.В. Роберт; методические - в работах Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические - в работах В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова.
Для учителей начальной школы стало нормой применение компьютерных презентаций и автоматизированного контроля результатов учебной работы школьников. Инструменты учителей, используемые при изложении учебного материала, стали походить на арсенал ведущих телевизионных каналов. Разработаны десятки тысяч цифровых образовательных ресурсов по большинству дисциплин школьного курса. Однако заметных сдвигов в образовательных результатах школьников не произошло. Результативность оптимизации учебного процесса в начальной школе до настоящего времени сдерживает дефицит новых доказательнорезультативных педагогических практик, которые в полной мере используют потенциал информационных технологий.
...
Современные требования к образованию младшего школьника в настоящее время заключаются в следующем:
• общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
• сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию. Применительно к процессу включения информационных технологий в
начальное обучение можно выделить следующие аспекты:
• компьютер становится неотъемлемым компонентом нового предметного окружения ребенка, требующим системного освоения;
• информационная технология обучения активно включается в состав методической системы обучения, видоизменяя ее компоненты и изменяясь сама.
Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Использование современных информационных технологий в начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Использование информационных технологий в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО и ФГОС НОО методологической основой, которого является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [25].
Проблему информатизации образования затрагивают в своих исследованиях Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, Л.Х. Зайнутдинова, О.А. Козлов, А.Ю. Кравцова, Т.А. Лавина, В.Л. Латышев, Н.И. Пак, С.В. Панюкова, П.К. Петров, И.Д. Рудинский, И.А. Румянцев и другие. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, Г.К. Селевко, И.В. Роберт; методические - в работах Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические - в работах В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова.
Для учителей начальной школы стало нормой применение компьютерных презентаций и автоматизированного контроля результатов учебной работы школьников. Инструменты учителей, используемые при изложении учебного материала, стали походить на арсенал ведущих телевизионных каналов. Разработаны десятки тысяч цифровых образовательных ресурсов по большинству дисциплин школьного курса. Однако заметных сдвигов в образовательных результатах школьников не произошло. Результативность оптимизации учебного процесса в начальной школе до настоящего времени сдерживает дефицит новых доказательнорезультативных педагогических практик, которые в полной мере используют потенциал информационных технологий.
...
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Информационные технологии незаменимы в современном учебном процессе в начальной школе, так как у учащихся активизируется учебнопознавательная деятельность, что стимулирует реализацию развивающего обучения. Это обусловлено использованием преимущественно игровых форм занятий, конкурсно-соревновательного характера заданий, выполняемых детьми с высокой степенью самостоятельности, высоким уровнем наглядности мультимедиа на уроке. Применение информационных технологий позволяет повысить учебную активность учащихся, дифференцировать темпы усвоения материала с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, организовать контроль за учебной деятельностью учащихся.
На основе исследований О.И. Пащенко, В.Ф. Шолохович, Л.Л. Босовой, Е.И. Машбиц были определены показатели развития учебной активности младших школьников. Для изучения выделенных показателей, был осуществлен подбор диагностических заданий и проведен констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития учебной активности младших школьников. В экспериментальной группе низкий уровень учебной активности показали 7 детей (46,7%), средний уровень учебной активности выявлен у 5 детей (33,3%), высокий уровень учебной активности установлен у 3 детей (20%). В контрольной группе низкий уровень учебной активности показали 6 детей (40%), средний уровень учебной активности выявлен у 6 детей (40%), высокий уровень учебной активности установлен у 3 детей (20%).
По результатам формирующего эксперимента установлено, что применение интерактивных заданий на разных этапах урока способствует:
• на этапе мотивации включению в учебное интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, созданию благоприятной атмосферы на уроке, поддержанию активность всех учащихся, повышению заинтересованности в предлагаемой деятельности;
• на этапе актуализации опорных знаний организации активной познавательной деятельности учащихся, повышению продуктивности обучения за счёт организации конструктивного взаимодействия между педагогом и учащимися, закреплению полученных ранее навыков и умений;
• на этапе постановки учебной проблемы и целеполагания повышению познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу, вовлечению их в активный учебный процесс, формированию умения логически рассуждать и принимать правильное решение в ситуации выбора.
• на этапе открытия новых знаний организации эффективной индивидуальной работы в ноутбуках, парной работы, позволяющей детям обмениваться информацией, групповой работы, в ходе которой происходит активное освоение новой информации, обучение учебному сотрудничеству;
• на этапе первичного закрепления полученных знаний вовлечению всех учащихся в учебный процесс, закреплению полученных знаний в практической деятельности, организации активной познавательной деятельности, построенной на основе взаимодействия не только учителя с учащимися, но и учащихся между собой;
• на этапе самостоятельной работы с самопроверкой организации эффективной проверки и закрепления знаний учащихся в игровой форме, развитию у них познавательного интереса к учебной деятельности, самостоятельности и ответственности.
...
Информационные технологии незаменимы в современном учебном процессе в начальной школе, так как у учащихся активизируется учебнопознавательная деятельность, что стимулирует реализацию развивающего обучения. Это обусловлено использованием преимущественно игровых форм занятий, конкурсно-соревновательного характера заданий, выполняемых детьми с высокой степенью самостоятельности, высоким уровнем наглядности мультимедиа на уроке. Применение информационных технологий позволяет повысить учебную активность учащихся, дифференцировать темпы усвоения материала с учетом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, организовать контроль за учебной деятельностью учащихся.
На основе исследований О.И. Пащенко, В.Ф. Шолохович, Л.Л. Босовой, Е.И. Машбиц были определены показатели развития учебной активности младших школьников. Для изучения выделенных показателей, был осуществлен подбор диагностических заданий и проведен констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития учебной активности младших школьников. В экспериментальной группе низкий уровень учебной активности показали 7 детей (46,7%), средний уровень учебной активности выявлен у 5 детей (33,3%), высокий уровень учебной активности установлен у 3 детей (20%). В контрольной группе низкий уровень учебной активности показали 6 детей (40%), средний уровень учебной активности выявлен у 6 детей (40%), высокий уровень учебной активности установлен у 3 детей (20%).
По результатам формирующего эксперимента установлено, что применение интерактивных заданий на разных этапах урока способствует:
• на этапе мотивации включению в учебное интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, созданию благоприятной атмосферы на уроке, поддержанию активность всех учащихся, повышению заинтересованности в предлагаемой деятельности;
• на этапе актуализации опорных знаний организации активной познавательной деятельности учащихся, повышению продуктивности обучения за счёт организации конструктивного взаимодействия между педагогом и учащимися, закреплению полученных ранее навыков и умений;
• на этапе постановки учебной проблемы и целеполагания повышению познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу, вовлечению их в активный учебный процесс, формированию умения логически рассуждать и принимать правильное решение в ситуации выбора.
• на этапе открытия новых знаний организации эффективной индивидуальной работы в ноутбуках, парной работы, позволяющей детям обмениваться информацией, групповой работы, в ходе которой происходит активное освоение новой информации, обучение учебному сотрудничеству;
• на этапе первичного закрепления полученных знаний вовлечению всех учащихся в учебный процесс, закреплению полученных знаний в практической деятельности, организации активной познавательной деятельности, построенной на основе взаимодействия не только учителя с учащимися, но и учащихся между собой;
• на этапе самостоятельной работы с самопроверкой организации эффективной проверки и закрепления знаний учащихся в игровой форме, развитию у них познавательного интереса к учебной деятельности, самостоятельности и ответственности.
...





