Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие произвольного внимания как условие формирования регулятивных универсальных учебных действий

Работа №138046

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития произвольного внимания у младших школьников 7
1.1 Теоретический анализ понятия «внимание» 7
1.2 Роль произвольного внимания в формировании регулятивных
универсальных учебных действий младших
школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на основе развития внимания 24
2.1 Диагностика уровня развития произвольного внимания и
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 24
2.2 Реализация комплекса дидактических игр на уроках математики,
направленного на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 34
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Результаты диагностики обучающихся экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах 59
Приложение Б Рабочая тетрадь «Веселая математика с Бусей» 63
Приложение В Примеры выполнения диагностических заданий 67

Актуальность исследования. Проблема развития внимания у младших школьников остается актуальной для системы образования. Общество, живущее в двадцать первом веке, отличается цифровизацией различных сфер жизнедеятельности. Современный ребенок с раннего возраста развивается в стремительно увеличивающимся потоке информации, получаемой из различных источников. В процессе учения при выполнении разных типов заданий школьники допускают большое количество ошибок. Возрастает количество детей, которые теряют интерес к учебной деятельности, снижается уровень их мотивации.
Первоклассники, начиная свой школьный путь, как подтверждают наблюдения, чаще всего испытывают сложности, связанные с рассеянностью или неразвитостью внимания. Детям сложно продолжительное время удерживать внимание на уроке при объяснении учебного материала или выполнении заданий. Они отвлекаются на посторонний шум и окружающие их предметы. К одной из причин данной проблемы можно отнести несформированность таких свойств психического процесса как концентрация и устойчивость, а также неумение переключать и распределять внимание.
Развивать внимание младшего школьника так же важно, как и учить письму, счету, чтению, решению логических задач. Постепенно учебная деятельность приведет ребенка к произвольному вниманию, но без целенаправленной и систематической работы учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и воспроизведения информации.
Понятие «внимание», природу и свойства данного психического процесса раскрыли и описали в своих учениях такие ученые, как Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн, И.С. Страхов и другие. Проблему данного психического процесса у младших школьников изучали следующие ученые: С.Л. Выготский, В.В. Давыдов, Т.К. Комаров, и другие.
Развитие произвольного внимания имеет большое значение в становлении познавательной деятельности детей, что является необходимой предпосылкой для успешного овладения учебной деятельностью, достижения планируемых результатов, формирования универсальных учебных действий. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) описываются виды регулятивных универсальных учебных действий, которыми должны овладеть младшие школьники - это самоорганизация, и самоконтроль. Если конкретизировать, то к регулятивным действиям относятся: «целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция».
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования регулятивных действий, но при этом ученики на начальном этапе обучения испытывают трудности в самоконтроле и самоорганизации. Процесс формирования регулятивных действий долгий и сложный. Не все младшие школьники могут ими овладеть к окончанию начальной школы в полном объеме. Без ежедневной систематической работы по развитию произвольного внимания школьников трудно обеспечить становление саморегуляции учебной деятельности. Учитель должен выстраивать образовательный процесс, включая в него задания, направленные на развитие произвольного внимания.
Проблема исследования: как организовать в учебном процессе формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников по средством развития произвольного внимания?
Из проблемы и актуальности формулируется тема выпускной квалификационной работы: «Развитие произвольного внимания как условие формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников».
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предметом исследования является процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в начальной школе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Изучаемая проблема актуальна, потому что в современном обществе востребована развитая личность, которая обладает такими качествами, как самостоятельность, инициативность, ответственность, активность и постоянное стремление к получению новых знаний.
В процессе изучения теоретического аспекта исследования было раскрыто понятие «внимание», дана характеристика произвольному вниманию и его свойствам. Изучили понятие «регулятивные универсальные учебные действия» и роль произвольного внимания в процессе формирования РУУД. Выяснили, что внимание тесно связано с любой деятельностью, соответственно, оно играет важное значение в процессе формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий. Сущность произвольного внимания для формирования РУУД в процессе обучения школьников младших классов заключается в граммотном подходе к образовательному процессу, который будет сочетать применение дидактических игр на развитие произвольного внимания и учебную деятельность. Такая форма обучения имеет практическую направленность, повышает вовлеченность учащихся в учебный процесс и позволяет избежать переутомление. Проведение серии дидактических игр дает положительный эффект и полезно как для учащихся, так и для преподавателей.
Результаты теоретического исследования дают основание утверждать, что развитие и формирование РУУД требует дальнейшего теоретического осмысления.
Опытно-экспериментальная работа, направленная на повышение уровня сформированности регулятивных УУД на основе развития произвольного внимания, была реализована в три этапа:
• первый - констатирующий;
• второй - формирующей;
- третий - контрольный.
На констатирующем этапе было проведено диагностическое обследование обучающихся 2 «В» и 2 «Б» классов для определения уровня сформированности РУУД. Диагностика показала, что большинство участвующих в эксперименте во 2 «В» классе имеют разный уровень
сформированности РУУД: низкий уровень составил 29 %, средний уровень - 50 %, высокий уровень - 21 %.
На формирующем этапе в период с марта по октябрь 2023 года был внедрен комплекс дидактических игр на уроках математики, который способствовал повышению уровня сформированности РУУД. В комплекс вошло 14 занятий. Все они были представлены в виде рабочей тетради на печатной основе, которая стала действенным средством, позволяющим повысить уровень сформированности РУУД.
Каждый участник экспериментальной группы выполнял задания с интересом и увлеченно, а главная героиня - божья коровка Буся, стала любимым гостем на каждом уроке, которую они встречали с улыбками. Рабочая тетрадь настраивала ребят на интересную и плодотворную работу в начале урока, а при использовании тетради на этапах закрепления материала, служила эмоциональной разгрузкой после напряженной работы.
Реализация серии игр по развитию РУУД в устной форме, давала обучающимся возможность подвигаться. Чаще всего такие виды игр использовались в качестве физкультурных минуток. Ученики 2 «В» класса были активно вовлечены в работы с комплексом. Большинство детей изъявляли желание работать с ним и во время перемен.
Для обучающихся серия дидактических игр из комплекса - возможность опробовать на практике различные дидактические игры, а для преподавателя - пособие для развития внимания и РУУД.
...


1. Г азизова И. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у школьников в процессе обучения игре на струнно­щипковых инструментах : монография. Екатеринбург : УрГПУ, 2020. 170 с.
2. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М. : Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
3. Гамезо М. В. Общая психология : учебно-методическое пособие. М. : Ось-89, 2007. 352 с.
4. Ефимова Н. С. Основы общей психологии : учебник. М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2013. 288 с.
5. Жиренко О. Е., Мурзина М. С., Яровенко В. А. Программа формирования универсальных учебных действий в начальном общем образовании. Ростов-н/Д :Легион, 2021. 176 с.
6. Игнатова В. В. Психология : учебное пособие. - Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнева, 2021. 96 с.
7. Иовенко Е. Ю. Внимание как психологический ресурс // Молодой ученый. 2012. №12 (47). С. 409-412 .
8. Кирдяшкина Т. А. Методы исследования внимания : учебное пособие. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2019. 72 с.
9. Кузнецова О. В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в роцессе обучения : автореф. дис. ...канд. пед. наук. : защещина 8.10.2015, 21 с.
10. Купцова А. М., Зиятдинова Н. И. Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков. Казань, КФУ, 2017. 35 с.
11. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. М. : Питер, 2012. 319 с.
12. Маклаков А. Г. Общая психология : учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. М. : Питер, 2019. 583 с.
13. Мещеряков Б. Г, Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
14. Могучий Антон Тренажер мозга по методикам СССР . Память, внимание, интеллект. М. : Изд-во АСТ, 2023. 288 с.
15. Мороз Т. Г. Основы общей психологии : учебное пособие (курс лекций). Эл. изд-во., 2023. 94 с.
... всего 34 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ