Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В. КРИВУЛИНА В 1970- 1980-Х ГГ.

Работа №137995

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. «Спиритуальные» мотивы в литературно-критических текстах В.
Кривулина 1970-х гг 11
1.1. Ленинградская самиздатская периодика: темы и вариации
11
1.2. Категория «спиритуальности» в критических статьях В. Кривулина
13
1.3. «Пророк» целостности: апология традиции в критике В. Кривулина
20
1.4. Советский интеллигент на rendez-vous с «духовностью»
24
Глава 2. «Историческое воображение» В. Кривулина и концепции времени в
34
культуре позднесоветского периода
2.1. Кривулин и неоконсервативные тенденции в обществе позднего
35
социализма
2.2. Вопрос к классику: опыты «врастания» в историю
44
2.3. Границы «спиритуального»: взгляд из 2000-х
57
Выводы
64
Список литературы


Виктора Кривулина (1944-2001) часто называют одним из главных
деятелей ленинградской неофициальной среды, который не только обладал
уникальным поэтическим слухом, способным изобразить наиболее глубокие
слои сознания «подпольного» человека эпохи позднего социализма, но и был
активным участником, а также идеологом независимого «культурного
движения», создавшего разветвленную систему отношений,
компенсировавших отсутствие публичности, свободы и дискуссионности в
официальной литературе.
Объект исследования – литературно-критические статьи и
выступления В. Кривулина 1970-1980-х годов.
Предмет исследования – концептуальные стратегии описания и
анализа неофициальной культуры в критических статьях В. Кривулина.
Другими словами, в центре нашего исследования оказывается
«мышление о культуре», т.е. то, каким образом поэт Виктор Кривулин
теоретизировал феномен ленинградской неподцензурной поэзии, какие
концептуальные рамки предлагал для описания конкретных текстов
представителей неофициального сообщества, какие социально-политические
и культурные процессы могли, при этом, влиять на самого Кривулина. Если
говорить еще более кратко, то нам предстоит разобраться в том, каким поэт
Виктор Кривулин был критиком.
Цель исследования – выявить основные стратегии осмысления
неофициальной культуры в литературно-критических статьях В. Кривулина
1970-1980х гг.
Задачи исследования:
– описать основной корпус литературно-критических текстов В. Кривулина,
созданных в 1970-1980-х гг.;
– вычленить наиболее характерную риторическую топику в описании
феномена «неподцензурной поэзии» в критических текстах В. Кривулина;4
– выделить основные понятия, на которых строился язык самоописания
представителей ленинградской неофициальной литературы;
– проанализировать полемику В. Кривулина с Б. Гройсом, развернувшуюся
на страницах журнала «37»;
– сопоставить взгляды В. Кривулина с теорией «культурного движения» Б.
Иванова;
– проследить функционирование религиозной лексики в дискурсе В.
Кривулина 1970-х гг.;
– описать образы времени, возникающие в критических текстах В.
Кривулина и рассмотреть их в контексте его поэтической практики;
– рассмотреть феномен пассеизма в рамках развития ленинградской
неофициальной литературы;
– проанализировать функционирование категории «спиритуальность» в
литературно-критических статьях В. Кривулина;
– охарактеризовать трансформацию взглядов В. Кривулина в перестроечный
и пост-советский период.
В исследовательской литературе интерес к творчеству Кривулина не
перестает возрастать, о чем свидетельствует хотя бы недавнее издание
наиболее полного сборника стихотворений 1970-х годов «Воскресные
облака», составленного М. Шейнкером и О. Кушлиной. Характерно, что в
рецензии на выход этого сборника, написанной Г. Беневичем, содержится
наиболее распространенная модель восприятия поэзии Кривулина,
строящаяся на мотиве «реставрации»: «при встрече с произведениями
искусства прошлого Кривулин, можно сказать, религиозно пережил разрыв с
культурой, неподлинность своего существования, оторванного от традиции и
ее живых носителей. Но изнутри этого переживания, этой не только5
эстетической, но и экзистенциальной тоски, ему открылась возможность
восстановления традиции и обретения подлинности»1.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проделанного исследования мы стремились вычленить некие
стержневые моменты в разветвленной системе критических текстов и
выступлений Виктора Кривулина 1970-х годов. Обращая внимание, в
первую очередь, на риторические и рефлективные схемы, в которые
облекалась мысль Кривулина-критика, мы проанализировали некоторые
составляющие его категориального аппарата. Стремясь охарактеризовать
феномен неофициальной литературы как явление многосоставное, Кривулин,
в то же время, вычленил две основные тенденции развития творческих
методов представителей неподцензурной поэзии: 1) спиритуализацию и
сакрализацию творчества и 2) возрождение пассеизма в «совершенно новом
виде»158.
Метафизическая ориентированность текста стала в описании
Кривулина основной чертой нонконформистского художественного
сознания, а сама фигура художника сблизилась с пророком, тайновидцем.
Конструируя в своих статья «язык опосредования», Кривулин прибегал к
довольно оригинально осмысленным понятиям из религиозной сферы, таким
как соборность, а порою использовал излюбленные русскими религиозными
философами оппозиции зрелища/ действа для объяснения специфики
неофициальной живописи. Особенно резко этот взгляд представлен в
полемике с Б. Гройсом, которая продемонстрировала, что религиозная
топика и образность составляют основу литературно-критической стратегии
Кривулина этого периода.
В середине 70-х годов Кривулин выступает апологетом
универсальной, надвременной целостности, в связи с чем, в его критических
текстах возникает органицистская метафора «единства» живых и мертвых
158 Кривулин В. Пять лет культурного движения. Связь движения художников с движением
поэтов» // «Часы». 1979. № 21. С. 230.65
русских поэтов, позволяющая выстроить особые отношения с прошлым и
настоящим. Как мы стремились показать, сутью концепции времени
Кривулина является ее принципиальная ахронистичность, которая
оказывается залогом «врастания в историю», причем сама история
понимается не как конкретная реальность «позднего социализма» 1970-х
годов, а как пространство культуры и языка.
Соотнося себя с традицией русского модернизма Кривулин, в
некоторой степени соответствовал той общей пассеистической и
консервативной тональности, которой было охвачено советское общество в
конце 60-х, а затем и в «долгие 70-е». Но определяющим оказывается то, что
вступая в некий резонанс с консервативными тенденциями, кривулинский
тип самидентификации этого периода затем претерпел существенные
изменения под воздействием разъедающей, неутешительной саморефлексии.
Формируя образ поколения на основе концепта «спиритуальности»
Кривулин ориентировался на модернистскую парадигму, включавшую в себя
оккультный элемент, поэтому введение Кривулиным в «самиздатскую»
критику термина «спиритуальной» лирики (в которую входили
ленинградские авторы) было своеобразным акцентированием этой
культурной преемственности. В конечном счете, это было выполнением
собственного императива, сформулированного еще в «Вопросе к Тютчеву»:
«родства к истории родной, не отрекайся».


Басин А. Трактат о живописи // «Архив». 1976. №2. C. 2-13.
2) Драгомощенко А. Эксгумация мнимой собаки // «Часы». 1981. № 32.
С. 240-252.
3) Иванов Б. Культурное движение как целостное явление // «Часы».
1979. №21. С. 210-221.
4) Иванов Б. По ту сторону официальности // «Часы». 1977. № 8.
5) Иванов Б. Каноническое и неканоническое искусство // «Часы».
1978. № 16. С. 142-153.
6) Колкер Ю. Пассеизм и гуманность // «Часы». 1981. № 31.
7) Каломиров А. (псевд. В. Кривулина) Бродский. Место // «37». 1976.
№9. С. 201-211.
8) Кривулин В. О духовном взгляде на духовное // «37». 1976. №2. С.
32-41.
9) Кривулин В. Полдня длиной в одиннадцать строк // «Часы». 1977.
№9. С. 233-255.
10) Кривулин В. (псевд. Каломиров). Двадцать лет новейшей русской
поэзии (предварительные заметки) // Русская мысль. 1985. № 3601. –
URL: http://rvb.ru/np/publication/03misc/kalomirov.htm (дата
обращения: 25.05.2018).
11) Кривулин В. Пять лет культурного движения. Связь движения
художников с движением поэтов» // «Часы». 1979. № 21. С. 222-229.
12) Кривулин В. Охота на Мамонта. – СПб: БЛИЦ, 1997.
13) Кривулин В. Петербургская спиритуальная лирика вчера и
сегодня // История ленинградской неподцензурной литературы:
1950-е - 1980-е годы. СПб.: ДЕАН, 2000. С. 99–109.
14) Кривулин В. Воскресные облака: книга стихов [Электронный
ресурс] // На середине мира: сайт Натальи Черных. URL:67
http://seredina-mira.narod.ru/krivulin1.html (дата обращения:
25.05.2018).
15) Кривулин В. Композиции / сост. О. Кушлиной, М. Шейнкера
[Электронный ресурс]. – М.: АРГО-РИСК, 2009. URL:
http://www.vavilon.ru/texts/krivulin7.html (дата обращения:
25.05.2018).
16) Материалы симпозиума «Пути культуры 60-80-х годов» //
«Часы». 1986. №62. С. 218-255.
17) Пазухин Е. «Звездные часы» русской поэзии XX века // «Часы».
1985. №57. С. 197-203.
18) Пазухин Е. Материалы симпозиума «Пути культуры 60-80-х
годов» //»Часы». 1986. №61. С. (?).
19) Седакова О. Письма Д.Е. Максимову // Российская Национальная
Библиотека. Ф. 1136. Оп. 2. Ед. хр. 585.
20) Суицидов И. (псевд. Б. Гройса) Взгляд зрителя на духовное в
искусстве // «37». 1976. №2. С. 15-32.
21) Суицидов И. (псевд. Б. Гройса) Художник и модель (ответ поэтукритику) // «37». 1976. №4. С. 114-124.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ