Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СУФИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Работа №137994

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. История распространения суфизма на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан)
1.1. История распространения тариката Накшбандия
1.2. История распространения тариката Кадирия
ГЛАВА 2. Ритуальные практики тарикатов Накшбандия и Кадирия на Севером Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан)
2.1. Особенности ритуальных практик тариката Накшбандия
2.2. Особенности ритуальных практик тариката Кадирия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ


Северный Кавказ многонациональный и многоконфессиональный регион Российской
Федерации, состоящий из национальных республик: Адыгея, Карачаево-Черкесия, КабардиноБалкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чечня, Дагестан и 2 края (Краснодарский,
Ставропольский), По данным последней всероссийской переписи населения 2010 года
численность населения Северного Кавказа составляет 14,8 млн. чел. или 10,5% населения
России. Для национальных республик одной из основных задач является сохранение
национальной идентичности, обычаев и традиций. Для народов Северного Кавказа
национальная идентичность это не просто язык и семейно-родовой коллективизм, а
обязательное проявление гостеприимства, уважительного отношения к людям старшего
возраста, женщинам и детям, а также сохранение приверженности религии и передача знаний
от поколения к поколению. По данным последней всероссийской переписи населения 2010
года 94% населения Ингушетии, Чечни и Дагестана это этнические мусульмане.
Народы Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия. Дагестан) принимали ислам почти на
протяжении тысячи лет. Это было связано с большой этнической и политической
дифференциацией населения республик. Например, в Дагестане, Осетии, Кабарде уже в XVIII
веке существовали государственные образования, а горцы Чечни и Западного Кавказа до
начала XIX века сохраняли родовой уклад. На Северном Кавказе первым народом, принявшим
ислам, были жители Дагестана.1 Завершилось принятие ислама народами Дагестана только к
концу XVII века. В XV-XVI веках ислам распространился среди вайнахов2 в Чечне.
Ислам – самая молодая из мировых религий: в изначальном виде он сформировался
благодаря проповедям пророка Мухаммада в VII веке нашей эры. В конце 80-х – начале 90-х
ХХ века республики, в которых проживали российские мусульмане, пережили религиозный
подъѐм. Здесь наблюдался рост строительства мечетей, медресе, высших исламских
институтов. Лидером исламского ренессанса среди народов Северного Кавказа стал Дагестан.
Система исламского образования восстанавливалась благодаря сохранившимся нелегальным
центрам мусульманского просвещения. В 1990 г. северокавказские мусульмане вместе с
представителями других мусульманских народов России впервые за 70 лет получили
возможность совершить хадж. В 1990-1992 гг. были открыты духовные управления мусульман
Чечено-Ингушетии (г. Грозный), Северной Осетии (село Куртат, Пригородного района),
Карачаево-Черкесии (г. Майкоп) и Ставропольского края (село Первомайское,
Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики), Кабардино-Балкарии (г.
1 Первый мусульманский памятник появился на территории Дагестана в 779 г. – джума-мечеть в ауле
Кумух.
2 Вайнахи – коренное население Чечни и Ингушетии. В переводе с чеченского или ингушского языка
«вай нах» – наши люди.4
Нальчик). 5 апреля 1993 г., в столице Ингушетии, после образования суверенной республики, в
городе Назрани было организовано самостоятельное Духовное управление.3
Этноконфессиональные противоречия среди мусульман не исчезают несмотря на то,
что в принципе ислам способствует сплочению людей. Ислам на Кавказе был и остается
неоднородным, что обуславливается его региональными особенностями. Например, в
Дагестане, Чечне и Ингушетии ислам является не просто религией, но мировоззрением,
определяющим образ жизни и поведенческие стереотипы, а на территории Центрального
Кавказа (осетины, моздокские кабардинцы) и на Западном Кавказе (адыги, карачаевцы,
балкарцы, ногайцы) в дополнение к этому, мусульмане взаимодействуют с представителями
православно-христианских течений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В главе первой была раскрыта история возникновения суфизма, как религиозного
учения в исламе. Проанализированы исторические данные и опросы учѐных-суфиев по вопросу
зарождения и распространения суфизма на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан).
Отдельное внимание уделено истории развития тариката, как организованной форме
суфийского братства. Разобраны отличия братств, вирдов. История суфизма на Северном
Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан) рассмотрена путѐм изучения возникновения и развития
в регионе тарикатов Накшбандия и Кадирия. В главе приведены сводные результаты
исследования: анкетирование 90 (девяносто) жителей и интервьюирование 5 (пять) учѐныхсуфиев Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан).
В главе второй рассмотрены ритуальные практики суфизма, особенности
практикования суфиями пути к Богу в тарикатах Накшбандия и Кадирия на Севером Кавказе
(Чечня, Ингушетия, Дагестан). В работе уделено внимание таким ритуальным практикам, как:
зикр, вирдовая практика, зиярат, хатм, мавлид, иджаза, сухбат, таваджух. На примере
тарикатов Накшбандия и Кадирия рассмотрены стадии суфийского мистического пути и
особенности, проявляемые в практиках, например, таких как зикр с музыкальными
инструментами, особенности силсилы, и другие. В главе приведены сводные результаты
исследования: анкетирование 90 (девяносто) жителей и интервьюирование 5 (пять) учѐныхсуфиев Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан) На базе исследования выявлено
общее восприятие суфизма жителями региона.
Изучение истории распространения ислама и суфизма на Северном Кавказае, а также
анализ практик наиболее распространенных братств Накшбандия и Кадирия позволили сделать
следующие выводы на основе поставленных задач:
1. Раскрыта история распространения суфизма и тарикатов на Северном Кавказе
(Чечня, Ингушетия, Дагестан).
 Ислам проник на территорию Северного Кавказа в суфийской форме, как учение,
в результате активной деятельности шейхов в Чечне - шейха Мансура Ушурма, в Ингушетии
шейха – Кунта-Хаджи Кишиева, в Дагестане - шейха Исмаила Сирадж ад-Дина Ширвани
Курдамирского.
 Укрепление суфийского ислама связано с первыми шейхами, которые являлись
проповедниками суфизма на территории Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан).
 Тарикат Накшбандия (ветви Халидия и Муджаджидия) активно распространялся
как тарикат, представители которого ведут социально активную деятельность, очень часто
переходящую в политическую. И на текущий момент в политических кругах Дагестана много71
последователей тариката Накшбандия (ветви Халидия и Муджаджидия). Тарикат Кадирия
имел задачи сгладить военные конфликты и вывести жителей на мирный путь. Последователи
Кадирия ведут джихад внутри себя и в первую очередь с собой, со своим нафсом.
 На данный момент представителей тариката Накшбандия в регионе нет. Тарикат
Накшбандия представлен последователями обновленных ветвей тариката, такими как
Накбандия-Халидия и Накшбандия-Муджаджидия.
2. Определены социокультурные и географические, политические предпосылки
распространения тарикатов Накшбандия и Кадирия в традиционной культуре народов
Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан).
 Для большинства населения данного региона суфизм и есть ислам.
 Суфизм на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан) активно развивается
и поддерживается местными властями, а также имеет большую популярность среди местных
жителей. Знатоки и старики передают знания молодѐжи, прививают им веру, которая
формирует их образ жизни и образ мысли.
3. Выявлены тенденции в пониманиях и разночтениях суфийских практик в
тарикатах Накшбандия и Кадирия на Северном Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан);
 Выявлено обновление ветвей тарикатов Накшбандия, Кадирия на Северном
Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан), которое является следствием как политического так и
социального влияния.
 Существует практика перехода суфиев из тариката в тарикат и осуществление
практик разных тарикатов одними членами семьи, что обуславливается социальными
факторами, приверженностью, уважением и как следствие следованию пути уважаемых в
регионе людей.
 Для тарикатов Накшбандия и Кадирия Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия,
Дагестан) характерна отличительная особенность сохранности силсилы и передачи иджазы. В
связи с тем, что у тариката Кадирия нет живых шейхов и последний из шейхов Кунта-Хаджи
Кишиев оставил наставление о том, что любой желающий может следовать тарикату Кадирия,
для этого достаточно начать практиковать вирд, то понятие передача иджазы исчезло.
 В тарикате Накшбандия и Кадирия отличаются некоторые ритуальные практики,
такие как: иджаза, зикр, вирд, мавлид, хатм, таваджух. Отличия построены на фактическом
исполнении ритуальных практик. Сами принципы и цели, к которым ведут практики, в
тарикатах едины, потому что в основе положений любого тариката лежит Коран.


Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана/
Махачкала: Дагучпедгиз, 1986 – 173 с.
2. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний сейида Абдурахмана, сына устаза шейха
тариката Джамалуддина ал-Хусейни о делах жителей Дагестана и Чечни / Институт
истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН./ Махачкала: Даг.
кн. изд-во, 1997г. – 868 с.
3. Авиценна, Абу Али ибн Сина. Книга знания: Сочинения. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМОПресс, 1999 – 752 с.
4. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII — нач. XIX вв. М.: Наука,
1988 – 243 с.
5. Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе/ Северо-Кавказский
центр высшей школы / Чеченский государственный университет. - Грозный, 2003 – 264 с.
6. Акаев В.Х. Суфийская культура на Северном Кавказе: теоретические и практические
аспекты/ Отв.ред. Г.В.Драч. – Изд.2-ое, перераб. И доп. – Грозный; ГУП «Книжное
0издательство», 2011 – 208 с.
7. Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение/ НИИ Гуманитарных наук ЧР, Грозный,
1994 – 128 с.
8. Аликберов А.К., Бобровников В.О Дагестан и мусульманский Восток /Издательский дом
Марджани/, Москва, 2010 – 430 с.
9. Алов А.А. Владимиров Н.Г. Ислам в России. /Институт Наследия, М., 1996 – 122 с.
10. Амирханов М.А. Мир ислама. Махачкала, 1996 -104 с.
11. Арсанукаева М., Гиль А., Шабацюк А. Ислам на Северном Кавказе: история и вызовы
современности/ Научная редакция. Издательство КУЛ Издательство Института ЦентральноВосточной Европы в Люблине Люблин-Майкоп, 2014 – 266 с.
12. Дайдзиев Зайнуддигн-Хаджи. Истоки суфизма и его важность / Перевод с араб.яз. Омарова
М.А. Махачкала. Издательский дом «Рисалат», 2009 – 32 с.
13. Дагестан и мусульманский Восток. Сборник статей в честь профессора Амри Рзаевича
Шихсаидова/ сост. И отв. Ред. А. К. Аликберов, В. О. Бобровников, Москва: Издательский
дом Марджани, 2010 – 356 с.
14. Кемпер М. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане // Подвижники ислама:
Культ святых в Средней Азии и на Кавказе. М., 2003 – 305 с.
15. Керимов Г. М. Суфизм: мистическая ветвь в исламе/ Вопросы религии и религиоведения.
Вып. 1: Антология отечественного религиоведения: сборник / сост. и общ. ред. Ю.П. Зуева,74
В.В. Шмидта. Ч. 2: Институт научного атеизма – Институт религиоведения АОН при ЦК
КПСС. М.: ИД «МедиаПром», 2009 – 229-240 с.
16. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история/ Издательство «Диля», МоскваСанкт-Петербург, 2004 – 453 с.
17. Книга вечных даров: О достоинствах и похвальных качествах суфийского братства
Накшбандийа и его Пути к Богу. Перевод с арабского И.Р.Насырова, Уфа, 2000 – 20 с.
18. Мухаммед ибн Ал-Мунаввар Мейхени. Тайны единения с богом в подвигах шейха абу
са'ида. Асрар ат-тавхид фи макамат шейх абу-саид./ По изданию в. А. Жуковского «тайны
единения с богом в подвигах старца абу-са'ида» , СПБ., 1899 – 523 с.
19. Суфизм как социокультурное явление в российской умме. Материалы Всероссийской
научно-практической конференции (Казань, 21 ноября 2006 г.) / Отв. ред. и сост. И. К.
Загидуллин. – Нижний Новгород: ИД «Медина», 2007. – 268 с.
20. Солтамурадов М.Д. Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа / Отв.ред.
И.П.Добаев / Научный редактор В.К.Акаев, Ростов-на-Дону, Издательство СКНЦ ВШ
ЮФУ, 2008 – 141 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ