ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ РОЗНИЧНЫМИ КРЕДИТАМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ РОЗНИЧНЫХ ЗАЁМЩИКОВ
1.1. Экономическая природа проблемных кредитов и их классификация с позиции регулирования 7
1.2. Розничное банковское кредитование как сфера возникновения проблемных ссуд 13
1.3. Организационно-экономическая составляющая работы коммерческого банка с проблемными долгами в сегменте
розничного кредитования 21
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ БАНКА С ПРОБЛЕМНЫМИ РОЗНИЧНЫМИ КРЕДИТАМИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО СБЕРБАНК)
2.1. Организационно-экономическая характеристика Публичного акционерного общества «Сбербанк России» 30
2.2. Анализ и оценка эффективности технологии работы Банка с проблемными долгами заёмщиков - физических лиц 39
2.3. Пути повышения результативности банковской работы с розничными проблемными долгами на основе развития
кредитных технологий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ РОЗНИЧНЫХ ЗАЁМЩИКОВ
1.1. Экономическая природа проблемных кредитов и их классификация с позиции регулирования 7
1.2. Розничное банковское кредитование как сфера возникновения проблемных ссуд 13
1.3. Организационно-экономическая составляющая работы коммерческого банка с проблемными долгами в сегменте
розничного кредитования 21
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ БАНКА С ПРОБЛЕМНЫМИ РОЗНИЧНЫМИ КРЕДИТАМИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО СБЕРБАНК)
2.1. Организационно-экономическая характеристика Публичного акционерного общества «Сбербанк России» 30
2.2. Анализ и оценка эффективности технологии работы Банка с проблемными долгами заёмщиков - физических лиц 39
2.3. Пути повышения результативности банковской работы с розничными проблемными долгами на основе развития
кредитных технологий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Актуальность темы исследования. В условиях стремительного развития розничного рынка кредитных услуг многие экономически активные физические лица, не рассчитав свои финансовые возможности или же недостаточно хорошо разобравшись в сложных договорных кредитных «конструкциях» коммерческих банков, оказались неспособными к выполнению своих финансовых обязательств по взятым ими кредитам.
Как следствие такой ситуации - нарастание банковских рисков, увеличение объемов просроченной задолженности и проблемных ссуд и значительное ухудшение качественных характеристик портфелей розничных кредитов на фоне все обостряющихся проблем с возвратами кредитов коммерческим банкам.
Появление проблемной задолженности может серьезно ухудшить способность банка генерировать прибыль и динамично развиваться в условиях изменчивой внешней среды, в силу чего поиск и формирование новых и усовершенствование существующих методов регулирования проблемных кредитов являются главными задачами, которые стоят перед банковскими учреждениями.
В связи с этим все большую значимость приобретают вопросы развития технологий работы кредитных организаций с проблемными розничными заемщиками в целях обеспечения эффективности работы в данной сфере и улучшения качества розничных кредитов, что и обусловило актуальность выбора темы данного исследования.
Степень научной разработанности. Проблемам организации кредитных отношений коммерческих банков розничными клиентами и, в том числе, с проблемными заемщиками, посвящены работы многих известных отечественных экономистов - Г.Н. Белоглазовой, Е.Ф. Жукова, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Валенцевой Н.И., Сухаревой О.И, Парусимовой Н.И., Завернюка В.М. и других.
При этом следует отметить, что в последние годы увеличилось количество публикаций и научных исследований, посвященных проблеме управления токсичными розничными кредитами - это публикации Котлярова О.Д., Сурудиной А.С., Юсуповой В.А., Никонова О.И., Гулько А.А. и др.
Вместе с тем особенности технологий организации работы банков с проблемной ссудной задолженностью физических лиц с учетом современных тенденций на рынке кредитования в данном сегменте остаются все еще в исследованными в недостаточной степени, что определило выбор темы, цели и задачи данной выпускной квалификационной работы.
Целью работы является определение направлений развития технологии работы отечественных коммерческих банков с проблемными ссудозаемщиками.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
- исследовать экономическую природу проблемных кредитов и проблемной ссудной задолженности, и их индикаторы;
- изучить экономико-правовые аспекты технологий кредитной работы отечественных коммерческих банков с проблемными розничными клиентами;
- исследовать факторы образования и обозначить проблему нарастания токсичных розничных кредитов в портфелях отечественных банков;
- проанализировать технологии работы с проблемными кредитами розничных заемщиков в конкретном коммерческом банке и дать оценку их результативности;
- предложить меры по совершенствованию и развитию банковских технологий работы с проблемными кредитами и проблемной ссудной задолженностью физических лиц.
Объектом исследования являются проблемные кредиты розничных заемщиков коммерческого банка и технологии работы с ними.
Предметом исследования выступает система экономических отношений, возникающих между коммерческим банком, его розничными заемщиками и всеми другими участниками осуществления процедур обеспечения возвратности розничных проблемных кредитов и погашения проблемной ссудной задолженности.
Работа выполнена на материалах Публичного акционерного общества «Сбербанк России»; исследование охватывает период с 2013 по 2017 год.
Теоретическую основу для написания работы составили федеральное законодательство России и нормативно-правовые акты Центрального банка РФ, научные работы и учебные пособия по исследуемой тематике.
Информационная база основана на данных официальных сайтов Банка России, Национального бюро кредитных историй, внутренних методических и инструктивных материалах Публичного акционерного общества «Сбербанк России»; данных статистической отчетности за анализируемый период и материалах официального сайта Банка, ежегодно публикуемых в открытой печати годовых балансов Банка, внутренних документов его соответствующих кредитных подразделений.
Методы исследования. В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки, статистического и графического анализа. обобщения полученных результатов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется актуальностью поставленных задач и предложенными рекомендациями прикладного характера по развитию технологии кредитной работы коммерческих банков с проблемными долгами розничных клиентов.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и библиографического списка, содержащего 60 наименований.
В первой главе работы предметом теоретического исследования выступают экономическая природа проблемных кредитов банка, их
классификация и экономико-правовые основы работы отечественных коммерческих банков с проблемными кредитами розничных клиентов.
Во второй главе выпускной квалификационной работы дана оценка результативности технологических схем работы с проблемными кредитами физических лиц Публичного акционерного общества «Сбербанк России» и предложены меры по совершенствованию и развитию кредитной работы с проблемной ссудной задолженностью розничных ссудозаемщиков.
Работа изложена на 66 страницах текста. Расчеты оформлялись в виде таблиц, общее количество которых составило 5; в работе представлены рисунки и диаграммы в количестве 11 шт.; делались ссылки на приложения (3 шт.).
Как следствие такой ситуации - нарастание банковских рисков, увеличение объемов просроченной задолженности и проблемных ссуд и значительное ухудшение качественных характеристик портфелей розничных кредитов на фоне все обостряющихся проблем с возвратами кредитов коммерческим банкам.
Появление проблемной задолженности может серьезно ухудшить способность банка генерировать прибыль и динамично развиваться в условиях изменчивой внешней среды, в силу чего поиск и формирование новых и усовершенствование существующих методов регулирования проблемных кредитов являются главными задачами, которые стоят перед банковскими учреждениями.
В связи с этим все большую значимость приобретают вопросы развития технологий работы кредитных организаций с проблемными розничными заемщиками в целях обеспечения эффективности работы в данной сфере и улучшения качества розничных кредитов, что и обусловило актуальность выбора темы данного исследования.
Степень научной разработанности. Проблемам организации кредитных отношений коммерческих банков розничными клиентами и, в том числе, с проблемными заемщиками, посвящены работы многих известных отечественных экономистов - Г.Н. Белоглазовой, Е.Ф. Жукова, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Валенцевой Н.И., Сухаревой О.И, Парусимовой Н.И., Завернюка В.М. и других.
При этом следует отметить, что в последние годы увеличилось количество публикаций и научных исследований, посвященных проблеме управления токсичными розничными кредитами - это публикации Котлярова О.Д., Сурудиной А.С., Юсуповой В.А., Никонова О.И., Гулько А.А. и др.
Вместе с тем особенности технологий организации работы банков с проблемной ссудной задолженностью физических лиц с учетом современных тенденций на рынке кредитования в данном сегменте остаются все еще в исследованными в недостаточной степени, что определило выбор темы, цели и задачи данной выпускной квалификационной работы.
Целью работы является определение направлений развития технологии работы отечественных коммерческих банков с проблемными ссудозаемщиками.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
- исследовать экономическую природу проблемных кредитов и проблемной ссудной задолженности, и их индикаторы;
- изучить экономико-правовые аспекты технологий кредитной работы отечественных коммерческих банков с проблемными розничными клиентами;
- исследовать факторы образования и обозначить проблему нарастания токсичных розничных кредитов в портфелях отечественных банков;
- проанализировать технологии работы с проблемными кредитами розничных заемщиков в конкретном коммерческом банке и дать оценку их результативности;
- предложить меры по совершенствованию и развитию банковских технологий работы с проблемными кредитами и проблемной ссудной задолженностью физических лиц.
Объектом исследования являются проблемные кредиты розничных заемщиков коммерческого банка и технологии работы с ними.
Предметом исследования выступает система экономических отношений, возникающих между коммерческим банком, его розничными заемщиками и всеми другими участниками осуществления процедур обеспечения возвратности розничных проблемных кредитов и погашения проблемной ссудной задолженности.
Работа выполнена на материалах Публичного акционерного общества «Сбербанк России»; исследование охватывает период с 2013 по 2017 год.
Теоретическую основу для написания работы составили федеральное законодательство России и нормативно-правовые акты Центрального банка РФ, научные работы и учебные пособия по исследуемой тематике.
Информационная база основана на данных официальных сайтов Банка России, Национального бюро кредитных историй, внутренних методических и инструктивных материалах Публичного акционерного общества «Сбербанк России»; данных статистической отчетности за анализируемый период и материалах официального сайта Банка, ежегодно публикуемых в открытой печати годовых балансов Банка, внутренних документов его соответствующих кредитных подразделений.
Методы исследования. В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки, статистического и графического анализа. обобщения полученных результатов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется актуальностью поставленных задач и предложенными рекомендациями прикладного характера по развитию технологии кредитной работы коммерческих банков с проблемными долгами розничных клиентов.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и библиографического списка, содержащего 60 наименований.
В первой главе работы предметом теоретического исследования выступают экономическая природа проблемных кредитов банка, их
классификация и экономико-правовые основы работы отечественных коммерческих банков с проблемными кредитами розничных клиентов.
Во второй главе выпускной квалификационной работы дана оценка результативности технологических схем работы с проблемными кредитами физических лиц Публичного акционерного общества «Сбербанк России» и предложены меры по совершенствованию и развитию кредитной работы с проблемной ссудной задолженностью розничных ссудозаемщиков.
Работа изложена на 66 страницах текста. Расчеты оформлялись в виде таблиц, общее количество которых составило 5; в работе представлены рисунки и диаграммы в количестве 11 шт.; делались ссылки на приложения (3 шт.).
Любое банковское учреждение независимо от качества кредитного портфеля и кредитной политики, способов и методов управления кредитным риском, качества и точности оценки платежеспособности и кредитоспособности заемщика регулярно сталкивается с таким явлением, как «проблемные кредиты» и необходимостью работы с ними.
Несмотря на все многообразие подходов к трактовке сущности проблемного кредита, она состоит в том, что проблемные кредиты несут в себе явные признаки нарушения со стороны заемщика его договорных обязательств, возможность частичного или полного непогашения выданной банком ссуды и превышение для банка его расходов по обслуживанию таких кредитов над доходами.
Розничное кредитование является весьма благоприятной для возникновения проблемных кредитов сферой в силу особенности факторов, стимулирующих увеличение кредитного риска. Согласно данным НБКИ, количество просроченных розничных кредитов граждан России достигло к 2017 году 6,7 млн. шт.
Технологические схемы работы банков с проблемными долгами розничных заемщиков выстраиваются с учетом необходимости соблюдения требований законодателя, регулятора и с учетом особенностей его кредитной политики и нацелены на улучшение качества розничного кредитного портфеля банка, совокупного портфеля кредитов и структуры банковского портфеля в целом; получение банком-кредитором дополнительных доходов от ликвидации проблемных кредитов. Они регламентируют основные этапы работы с проблемными долгами и определенный порядок действий служб и работников банка на этих этапах.
ПАО Сбербанк является лидером розничного кредитования на отечественном рынке розничного кредитования, а потому качество его портфеля, его проблемность во многом определяют аналогичные характеристики банковского сектора в целом.
Согласно кредитной политике Сбербанка проблемной задолженностью розничного заемщика является задолженность по кредиту, по которому Банк выявил определенную негативную информацию независимо от наличия (отсутствия) просроченного долга. Неработающими являются кредитами со сроками просроченной задолженности свыше 90 дней.
Технологии работы Банка с проблемными долгами физических лиц формируются и реализуются с учетом современных тенденций развития финансовых рынков, требований регулятора и направлений кредитной политики Группы. Работа с проблемными кредитами четко регламентирована по уровням ответственности и этапам осуществления процедур. Банк обладает качественной информационной базой, использует широкий набор инструментов урегулирования «плохой» задолженности. Существенные изменения в целях оптимизации и повышения эффективности данной работы осуществлены Банков в 2016 году.
Это позволило значительно улучшить качество розничного кредитного портфеля Банка, однако продолжает оставаться высокой доля проблемных и безнадежных кредитов; высоки доля просроченной задолженности и показатель совокупного кредитного риска портфеля розничных кредитов; - значительно вырос удельный вес кредитов физических лиц с просроченными сроками свыше 180 дней, и неработающих кредитов и т.д.
Это требует от Банка дальнейших усилий по повышению результативности роботы с проблемными долгами его розничных ссудозаемщиков, в части повышения уровня централизации и автоматизации стандартизированных процессов кредитования физических лиц для обеспечения сегментирования клиентов по профилям риска и минимизации числа участников кредитного процесса; улучшения работы по выявлению и учету ссуд с индикаторами раннего предупреждения проблемности;
обеспечения настройки автоматизированных процессов с учетом возможного использования новых каналов получения информации о небанковских долгах заемщиков Банка; снижения объемов списания ссуд 5 группы риска; разработки и внедрения механизма упрощения процессов реструктуризации розничных заемщиков; расширения вариантов реструктуризации; рассмотрения возможности осуществления повторных реструктуризаций; обеспечения полного участия заемщика в процедурах реструктуризации путем предоставления ним расширенного пакета подтверждающих ее причины документов; дальнейшего развития механизмов взаимодействия ПАО Сбербанк с профессиональными коллекторами; совершенствования системы внутренних рейтингов качества кредитов розничных заемщиков с использованием математических моделей на основе накопленной банками статистики в области обслуживания долгов по ссудам физических лиц; оперативного реагирования на изменения внешней среды и внесения соответствующих корректив в технологии работы с проблемными долгами и др.
Один из главных трендов в розничном кредитовании на современном этапе - это все большее распространение событийно ориентированного подхода к управлению кредитным портфелем. В целях совершенствования управления рисками при кредитовании физических лиц возможно использование триггеров, основой для срабатывания которых может стать ряд определенных событий.
Эффективность банковской работы с проблемными долгами во многом зависит от развития законодательства, регулирующего отношения участников процесса в данной сфере.
Зарубежный опыт показывает, что допустимая доля проблемных кредитов банков может составлять не выше 3%, тогда как в России значения данного показателя намного выше. Улучшение качества розничных портфелей отечественных банков требует повышения кредитной культуры финансовой ответственности заемщиков и взвешенной, гибкой позиции банков-кредиторов .
Несмотря на все многообразие подходов к трактовке сущности проблемного кредита, она состоит в том, что проблемные кредиты несут в себе явные признаки нарушения со стороны заемщика его договорных обязательств, возможность частичного или полного непогашения выданной банком ссуды и превышение для банка его расходов по обслуживанию таких кредитов над доходами.
Розничное кредитование является весьма благоприятной для возникновения проблемных кредитов сферой в силу особенности факторов, стимулирующих увеличение кредитного риска. Согласно данным НБКИ, количество просроченных розничных кредитов граждан России достигло к 2017 году 6,7 млн. шт.
Технологические схемы работы банков с проблемными долгами розничных заемщиков выстраиваются с учетом необходимости соблюдения требований законодателя, регулятора и с учетом особенностей его кредитной политики и нацелены на улучшение качества розничного кредитного портфеля банка, совокупного портфеля кредитов и структуры банковского портфеля в целом; получение банком-кредитором дополнительных доходов от ликвидации проблемных кредитов. Они регламентируют основные этапы работы с проблемными долгами и определенный порядок действий служб и работников банка на этих этапах.
ПАО Сбербанк является лидером розничного кредитования на отечественном рынке розничного кредитования, а потому качество его портфеля, его проблемность во многом определяют аналогичные характеристики банковского сектора в целом.
Согласно кредитной политике Сбербанка проблемной задолженностью розничного заемщика является задолженность по кредиту, по которому Банк выявил определенную негативную информацию независимо от наличия (отсутствия) просроченного долга. Неработающими являются кредитами со сроками просроченной задолженности свыше 90 дней.
Технологии работы Банка с проблемными долгами физических лиц формируются и реализуются с учетом современных тенденций развития финансовых рынков, требований регулятора и направлений кредитной политики Группы. Работа с проблемными кредитами четко регламентирована по уровням ответственности и этапам осуществления процедур. Банк обладает качественной информационной базой, использует широкий набор инструментов урегулирования «плохой» задолженности. Существенные изменения в целях оптимизации и повышения эффективности данной работы осуществлены Банков в 2016 году.
Это позволило значительно улучшить качество розничного кредитного портфеля Банка, однако продолжает оставаться высокой доля проблемных и безнадежных кредитов; высоки доля просроченной задолженности и показатель совокупного кредитного риска портфеля розничных кредитов; - значительно вырос удельный вес кредитов физических лиц с просроченными сроками свыше 180 дней, и неработающих кредитов и т.д.
Это требует от Банка дальнейших усилий по повышению результативности роботы с проблемными долгами его розничных ссудозаемщиков, в части повышения уровня централизации и автоматизации стандартизированных процессов кредитования физических лиц для обеспечения сегментирования клиентов по профилям риска и минимизации числа участников кредитного процесса; улучшения работы по выявлению и учету ссуд с индикаторами раннего предупреждения проблемности;
обеспечения настройки автоматизированных процессов с учетом возможного использования новых каналов получения информации о небанковских долгах заемщиков Банка; снижения объемов списания ссуд 5 группы риска; разработки и внедрения механизма упрощения процессов реструктуризации розничных заемщиков; расширения вариантов реструктуризации; рассмотрения возможности осуществления повторных реструктуризаций; обеспечения полного участия заемщика в процедурах реструктуризации путем предоставления ним расширенного пакета подтверждающих ее причины документов; дальнейшего развития механизмов взаимодействия ПАО Сбербанк с профессиональными коллекторами; совершенствования системы внутренних рейтингов качества кредитов розничных заемщиков с использованием математических моделей на основе накопленной банками статистики в области обслуживания долгов по ссудам физических лиц; оперативного реагирования на изменения внешней среды и внесения соответствующих корректив в технологии работы с проблемными долгами и др.
Один из главных трендов в розничном кредитовании на современном этапе - это все большее распространение событийно ориентированного подхода к управлению кредитным портфелем. В целях совершенствования управления рисками при кредитовании физических лиц возможно использование триггеров, основой для срабатывания которых может стать ряд определенных событий.
Эффективность банковской работы с проблемными долгами во многом зависит от развития законодательства, регулирующего отношения участников процесса в данной сфере.
Зарубежный опыт показывает, что допустимая доля проблемных кредитов банков может составлять не выше 3%, тогда как в России значения данного показателя намного выше. Улучшение качества розничных портфелей отечественных банков требует повышения кредитной культуры финансовой ответственности заемщиков и взвешенной, гибкой позиции банков-кредиторов .
Подобные работы
- Управление проблемными кредитами в коммерческих банках
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
(на примере ООО «ХКФ Банк»)
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Пути оптимизации работы с проблемными кредитами (Московский Технологический Институт)
Главы к дипломным работам, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Управление пассивными операциями коммерческого банка
Главы к дипломным работам, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ ПОРТФЕЛЕМ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Кредитная политика коммерческих банков на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



