Период изготовления: июнь 2023 года.
ВУЗ: .
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ ООШ №20 (Самарская область, г. Новокуйбышевск).
Выборка: 25 учащихся 1 «А» класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Межличностные отношения младших школьников как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………6
1.2 Особенности формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста………………………………………………………………...10
1.3 Коллективная творческая деятельность как условие формирования межличностных отношений младших школьников ……14
ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДЩЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
2.1 Исследование уровня межличностных отношений младших школьников……18
2.2 Организация и методика проведения коллективных творческих дел в начальной школе…26
2.3 Рекомендации по формированию межличностных отношений в детском коллективе в ходе подготовки и проведения КТД……………………….………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..….36
Актуальность исследования заключается в том, что, по мнению ученых, изучение человеческих отношений, стало «проблемой века. Межличностные отношения играют важнейшую роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка. Как гласит статья 66 в «Законе об образовании РФ», основное общее образование направлено на становление и формирование личности высокой культуры межличностного и межэтнического общения. ФГОС НОО ориентирован на становление личных характеристик выпускника. Одним из характеристик является выпускник, уважающих других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Исследования Я.Л. Коломинского, Н.В. Клюева, А.В. Мудрика отмечают, что в младшем школьном возрасте происходит стремительное увеличение структурированности детского коллектива, меняются содержание и аргументирование выборов детьми партнеров по общению. Т.А. Репина сравнивает межличностные отношения с айсбергом: надводная часть их проявляется в поведении, а подводная скрыта и непредсказуема. В.Н. Куницина рассматривает межличностные отношения с точки зрения совместной деятельности. Проблема формирования межличностных отношений, обучающихся рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из самых актуальных. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска и применения различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Одним из таких средств является коллективно - творческая деятельность. По мнению доктора педагогических наук Т.А. Стефановской, сила коллективно - творческой деятельности в том, что оно требует общего поиска и в тоже время возможность проявить инициативу каждому ученику.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил
нам обнаружить ряд противоречий:
-между достаточной степенью изученности проблемы межличностных отношений младших школьников и недостаточностью комплексного анализа коллективно творческой деятельности как средства, влияющего на их формирование;
-между потенциальными возможностями использования коллективно - творческой деятельности для формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте и ее недостаточным применением в воспитательном процессе.
Установленные противоречия позволили выделить проблему исследования: использование коллективно творческой деятельности в формировании межличностных отношений детей младшего школьного возраста
С целью разрешения данного противоречия выбрана тема исследования: Формирование межличностных отношений младших школьников средствами коллективной творческой деятельности.
Объект исследования - процесс формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - использование коллективно - творческой деятельности в воспитательном процессе младших школьников.
Цель исследования - теоретическое обоснование проблемы воспитания межличностных отношений в младшем школьном возрасте и на основе результатов диагностического этапа разработка рекомендаций по повышению уровня межличностных отношений младших школьников при подготовке и проведении КТД.
Задачи исследования
1. Охарактеризовать межличностные отношения младших школьников как психолого - педагогическую проблему
2. Определить особенности формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста
3. Описать коллективно - творческую деятельность как условие формирования межличностных отношений младших школьников
4. Исследовать уровень межличностных отношений
5. Раскрыть организацию и методику проведения коллективных творческих дел в начальной школе
6. Разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в детском коллективе при подготовке и проведении КТД.
Гипотеза исследования - формирование межличностных отношений младших школьников будет проходить более успешно, если педагог систематически использует специальные задания в своей практике при подготовке и проведении коллективно - творческой деятельности.
В работе использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, теоретический анализ, анализ и синтез, классификация, сравнение; эмпирические методы: педагогический эксперимент
(констатирующий этап), наблюдение, беседа, социометрия; математические методы: количественная и качественная обработка результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе психолого-педагогической и методической литературы, позволившей узнать существующие аспекты проблемы, уточнить понятийный аппарат.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации по формированию межличностных отношений при подготовке и проведении коллективно - творческих дел могут быть использованы педагогами начальной школы при организации всех форм внеурочной деятельности.
База исследования: ГБОУ ООШ №20 Самарская область, город Новокуйбышевск. Выборка составила 25 учащихся 1 «А» класса.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает в себя: введение, теоретическую главу, опытно - практическую главу, заключение, список использованных источников, приложения.
На основании проведенного исследования и анализа полученных результатов, необходимо сделать вывод о том, что проблема формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте остается актуальной и требует своего решения.
Актуальность исследуемой проблемы подтверждается, во-первых, статьей 66 в «Законе об образовании РФ», в котором говориться, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности высокой культуры межличностного и межэтнического общения; ФГОС НОО ориентирован на становление личных характеристик выпускника (выпускник, уважающих других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов); во-вторых: в педагогической теории и образовательной практики проблема формирования межличностных отношений в современной ситуации прогрессивных изменений рассматривается одна из самых актуальных; в-третьих: разработанные рекомендации по формированию межличностных отношений при подготовке и проведении коллективно - творческого дела могут быть использованы педагогами начальной школы при организации всех форм внеурочной деятельности.
В ходе анализа теоретической части исследования, было установлено, что изучать межличностные отношения необходимо в период формирования личности; становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений; использование технологии коллективно - творческого дела в начальной школе – является мощным педагогическим средством, которое способствует развитию активности учащихся, формированию коммуникативных навыков младших школьников, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения; коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования межличностных отношений, если соблюдаются основные принципы.
Практическая часть исследования посвящена анализу работы учителя по формированию межличностных отношений в коллективе младших школьников посредством организации коллективно – творческого дела и определению имеющегося уровня межличностных отношений младших школьников в коллективе. С этой целью выбрана диагностические методики «Два домика, «Какой у нас коллектив?». Выбор данных методик основан на соответствии содержания, цели тестирования.
Проведенный анализ уровня межличностных отношений младших школьников в коллективе на базе ГБОУ ООШ №20 города Новокуйбышевск в 1 «А» классе, показал средний уровень межличностных отношений. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы с целью повышения уровня межличностных отношений детей. С этой целью разработаны методические рекомендации по развитию и формированию межличностных отношений в детском коллективе.
Обобщая вышесказанное, стоит подчеркнуть, что предложенные рекомендации позволяют повысить уровень межличностных отношений в коллективе при соблюдении определенных условий.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что формирование межличностных отношений младших школьников будет проходить успешно, если педагог систематически использует специальные задания в своей практике при подготовке и проведении коллективно - творческой деятельности, подтвердилась частично, так как эти задания нужно апробировать.
Поставленные задачи были решены, цель исследования, связанная с обоснованием проблемы воспитания межличностных отношений в младшем школьном возрасте и разработка рекомендаций по повышению уровня межличностных отношений младших школьников достигнута.
Перспективу исследования мы видим в апробации коллективно – творческого дела по формированию межличностных отношений с детьми младшего школьного возраста на преддипломной практике.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012. ст.66, п. 2.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утверждён приказом МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №287 от 31.05. 2021 года
Книги, печатная периодика
3. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учебное пособие
для студентов. - М.: ООО «ПЕР СЭ», 2017.384 с.
4.Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. - М.: Просвещение,
2018. 174 c.
5.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - М.: Педагогика, 2018. 296 с.
6.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: мастера психологии. - СПб.: Питер, 2011. 400 с.
7.Голубева В.С. Личность. Деятельность. Коллектив: над чем работают, о чем спорят философы. - М.: Политиздат, 2017. 256 с.
8.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих. - М.: Педагогика, 2017. 206 с.
9.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов.- Минск: Тетра Системс, 2019.432 с.
10.Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организационной работы. - М.: Просвещение, 2018. 73с.
11.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии. - М.: ЛИНКА—ПРЕСС, 2017. 176 с.
12.Обозов Н. Н. Межличностные отношения: однотомник. - СПб.: ЛГУ, 2018. 236 с.
13. Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2018. 291 с.
14.Фельдштейн Д. И. Человек как созидатель и носитель социального. – М.: Педагогика, 2017. 65 с.
15.Шкуричева Н. А. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе: диссертация кандидата педагогических наук /Шкуричева Наталья Александровна. – М., 2018. 185 с.
16.Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2018. 384 с.
17.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. – М.: Воронеж: Институт практической психологии НПО «МОДЭК», 1995. 416 с.
18.Яковлев В.Г. Педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях: научная статья по специальности «Науки об образовании» // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - №1. - С.52-64.
Электронные ресурсы
19. Ильин В. А. Психология лидерства: учебник для вузов. – М.: Юрайт [Электронный ресурс]. - URL: https://urait.ru/bcode/489128 (дата обращения: 13.05.2023)
20. Мясищев В.Н., Лазурский А. Ф., Басов М. Я. Классификация личностей. - М.: Юрайт [Электронный ресурс]. - URL: https://urait.ru/bcode/494843 (дата обращения: 13.05.2023)