Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Палаццо как архитектурный тип итальянской городской культуры

Работа №137910

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………….3-8
Глава I. Предпосылки возникновения итальянского искусства в XV веке…
1.1. Историческая обстановка Италии в XV веке…………………..9-10
1.2. Гуманизм как философия XV века………………………..…..11-14
1.3. Начало эпохи Возрождения в итальянском искусстве XV века
Глава II. Гении архитектурного Возрождения XV века
2.1. Филиппо Брунеллески – «отец» архитектурного Возрождения
2.2. Трансформация храмовой архитектуры в постройках Леона
Баттиста Альберти ……………………………………..............28-32
2.3. Город как единый ансамбль в работах Бернардо Росселлино
Глава III. Палаццо как феномен итальянской городской культуры
XV века
3.1. Город эпохи Ренессанса…
3.2. Общая характеристика палаццо
3.2.1. Флорентийские палаццо
3.2.2. Венецианские палаццо
3.2.3. Римские палаццо
Заключение
Список литературы

Итальянская архитектура эпохи Возрождения являет собой область,
наиболее изученную в искусствознании. Но внимание к этой теме не
перестает уменьшаться. В эту эпоху стала складываться новая стилевая
система. Мастера Возрождения занимались переработкой ценностей
античного мира, они вернули интерес к ордерной системе, что стало важным
фактором в образовании нового стиля, который впоследствии повлиял на всю
культуру Европы. Нужно уточнить, что речь идет не обо всей архитектуре в
целом, а о ряде зданий, таких как церковные и дворцовые постройки, и тех
зданий, которые строились по заказу влиятельной части общества. Эпоха
Возрождения – это не рождение совершенно новых архитектурных форм, это
скорее продолжение классической традиции после долголетней паузы. Но
этот процесс нельзя назвать простым заимствованием, ведь античные формы
уже трактовались и использовались иначе. Перед зодчими эпохи
Возрождения стояли совсем иные задачи, отличные от задач средневековья.
С появлением новых типов зданий возникали и новые планировочные
приемы, которые ранее отсутствовали. Стали строиться училища, больницы,
здания городского управления, церкви и палаццо.
В данной дипломной работе мы ограничиваемся выбором
памятников, сосредоточенных вокруг творчества Брунеллески, Альберти,
Микелоццо и некоторых других архитекторов, представляющих
многообразие архитектуры эпохи, и структурированных таким образом,
чтобы продемонстрировать процесс развития и трансформации не столько
собственно отдельных архитектурных элементов и планов, сколько процесс
переосмысления города и мировоззренческой позиции человека Возрождения в целом.
Цель работы: провести анализ процесса появления и развития
палаццо как архитектурного феномена в архитектуре Италии XV века в его
социально-культурном аспекте.
Для достижения поставленной цели был сформирован круг задач:
- обобщить и систематизировать имеющиеся сведения по истории создания палаццо;
- выявить архитектурные особенности палаццо;
- проследить развитие ренессансных дворцов городского типа XV века;
- определить роль и место палаццо в истории и культуре Италии.
Актуальность темы исследования заключается в определении
значения палаццо как социокультурного феномена в культуре Италии эпохи
Ренессанса. В процессе анализа указанной проблематики был охвачен
широкий круг соответствующих памятников.
Настоящая работа может быть использована как дополнение для
создания специального курса лекций; информация, содержащаяся в данной
работе, может быть также использована для проведения лекций как по
истории искусства в Италии в эпоху Ренессанса, так и отдельно по истории
итальянской архитектуры данного периода. Данная работа содержит
материалы, которые могут быть полезны при составлении статей по темам
истории искусств, истории архитектуры, истории градостроительства и также
отдельно истории таких городов как Флоренция, Венеция и Рим,
Степень разработанности проблемы: в качестве отдельной проблемы
данная тема не раскрыта. Обзор и анализ литературы подтверждают, что
палаццо не являлся еще предметом целостного исследования. Сложно
провести достойный анализ стилистики палаццо без тщательного
исследования памятников во всех аспектах: строительной истории, научного5
описания и характеристики архитектурной композиции и планировочного
решения зданий, его интерьеров. Палаццо остается малоисследованным
памятником, поэтому работа является попыткой обобщения раннее накопленных знаний.
Колоссальное количество публикаций посвящено истории и теории
итальянской архитектуры эпохи Возрождения. В данной работе я опиралась
на труды как российских, так и иностранных исследователей в области
архитектуры и искусства в целом. Для удобства весь материал работы
поделен на следующие категории:
a) литература, затрагивающая проблемы в сфере живописи и
архитектуры в Италии в эпоху Ренессанса:
 Лазарев В. Н. Из цикла «Происхождение итальянского
Возрождения». «Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве»;
 Нессельштраус Ц.Г. «История искусства зарубежных стран: средние века, возрождение»;
 А.С. Михалевская, Н.В. Ревякина. «Влияние идей гуманизма на
развитие искусства в Италии в XV веке»;
 «Всеобщая история искусств. Том 3»под общей редакцией
Колпинского Ю.Д. и Ротенберга Е.И.;
 Том Мюллер. «Купол Брунеллески»;
 Арган Дж.К. «История итальянского искусства».
b) работы, акцентирующие внимание на творчестве наиболее
влиятельных зодчих Возрождения:
 Бартенев И.А. «Зодчие итальянского Ренессанса»;
 Данилова И. Е. «Брунеллески и Флоренция. Творческая
личность в контексте ренессансной культуры».6
c) литература по истории архитектуры отдельных городов и
областей Италии эпохи Возрождения:
 Данилова И.Е. «Итальянский город XV века: Реальность, миф»;
 Муратов П.П. «Образы Италии»;
 Данилова И. Е. «Брунеллески и Флоренция. Творческая
личность в контексте ренессансной культуры»;
 Коммин де Ф. «Мемуары»;
 Ирина Корчагина. «К вопросу о феномене венецианского палаццо».
d) работы по истории архитектуры:
 Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства;
 Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» ;
 Михаловский И.Б. «Архитектурные формы античности»;
 М.Б. Михайлова. «Всеобщая история архитектуры. Том II.
Архитектура античного мира (Греция и Рим)»;
 А.С. Куликов. «История архитектуры, градостроительства и дизайна»;
 Френч Х. «История архитектуры».
e) труды по истории Италии и стран Европы:
 Баткин Л.М. «Итальянское Возрождение: проблемы и люди»;
 Карпов С.П. «История средних веков»;
 Л.С.Чиколини. «Культура Возрождения и средние века»;
 М. Л. Абрамсон, А. А. Кириллова, Н. Ф. Колесницкий и др.
«История средних веков»;
 Брагина Л.М. «Итальянский гуманизм эпохи Возрождения.
Идеалы и практика культуры»;
 Китс Джонатан. «История Италии»;7
 Ревякина Н.В. «Гуманистическое воспитание в Италии
XIV–XV вв».
f) иностранные источники:
 Marvin Trachtenberg . «What Brunelleschi Saw: Monument
and Site at the Palazzo Vecchio in Florence»;
 Giulio Carlo Argan, Nesca A. Robb. «The architecture of
Brunelleschi and the Origins of Perspective Theory in the
Fiftennth Century»;
 Jessica Lynne Clinton. «The ornamentation of Brunelleschi’s
old sacristy of San Lorenzo in Florence»;
 Giorgio Vasari. «Le vite de’ piu eccellenti pittori, scultori ed
architetti».
Научная новизна работы заключается в том факте, что рассмотрение
палаццо как феномена, относящегося к определенному этапу развития
итальянской архитектуры, который способствовал развитию дворцовой
архитектуры в Италии и за ее пределами; обозначение архитектурной
характеристики палаццо на примере различных областей Италии.
Методологическая база исследования: в работе используется
комплексный метод исследования, позволяющий привлекать для изучения
избранной темы самые разнообразные источники (письменные, графические,
фотоматериалы и т. д.). В работе присутствует приём сравнительного анализа
дворцовой архитектуры Флоренции, Венеции и Рима, а также сравнение
палаццо с другим видом дворцового жилого помещения - виллой.
Положения, выносимые на защиту:
 палаццо как новый тип городской постройки является феноменом, ярко
репрезентирующим не только специфически архитектурные
изменения, произошедшие в городской архитектуре итальянских8
городов ХV века, но и суть социально-экономических и политических
изменений, характерных для эпохи;
 ордерная система как основа архитектурного языка дворцовой
архитектуры Италии XV века демонстрирует преемственность эпохи
Возрождения по отношении к античности, вместе с тем, новые
подходы к планированию города единым ансамблем демонстрируют
явное соотнесение палаццо с утопическими концепциями городов государств;
 палаццо стал одним из тех сооружений, которые позволили выдвинуть
на первый план художника-творца (архитектора), а его
антропологическая соразмерность демонстрирует изменившееся место
человека в мировоззрении человека эпохи Возрождения;
 палаццо как тип дворцовой постройки XV века репрезентирует суть
глобальных мировоззренческих изменений, произошедших с
наступлением эпохи Возрождения, атмосферу нового образа жизни,
духа человека, характерных для эпохи Ренессанса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эпоха Ренессанса является одной из самых ярких в истории
европейской культуры. Разум человека стал возвышаться, способность
человека к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира встали
на первый план. Человек стал освобождаться из под гнета церковной догмы.
Место Бога в центре вселенной занял человек. Эта эпоха породила те
духовные и культурные ценности, которые имеют значение и по сей день.
Особую роль в этой эволюции сыграл гуманизм.
Начало XV века знаменует собой большие изменения практически во
всех сферах жизни людей. Начался бурный рост городов, культура стала
возрождаться после долгой спячки. Городской облик Италии предстал в
новом свете, который постепенно стал распространяться и на другие страны.
Флоренция стала главным очагом эпохи Возрождения. В городе
развернулось грандиозное строительство, которое полностью меняет
внешний вид города. Основные изменения происходят в церковных и дворцовых постройках.
Градостроительное искусство стало развиваться с небывалой силой
благодаря трактатам архитекторов, которые писали об идеальных городах государствах. Идеи мыслителей эпохи о представлении города как единого
ансамбля однозначно соотносят палаццо с утопиями об идеальных городах государствах.
Деятели эпохи ищут вдохновение в античных традициях, используя
ордерную систему в отношении новых типов зданий, в особенности
применительно к дворцовой архитектуре эпохи. Постройкам придается
точность, ясность, особое внимание отводится соотношению внутреннего и внешнего пространства.
Индивидуальность мастера выходит на первый план, человек-творец
становится символом эпохи Возрождения, чему также способствовала
архитектура палаццо, в которой зодчие показывали своё мастерство
наилучшим образом. Свои гуманистические воззрения архитекторы
выражали благодаря антропологической соразмерности человека.
Деятельность главного зодчего эпохи Ренессанса Филиппо
Брунеллески была направлена на изменение архитектурной среды города.
Его мастерство в области общественных и частных зданий определило
дальнейшее развитие гражданской архитектуры.
Одним из первых Брунеллески вырабатывает новый архитектурный
тип жилого дома, отличного от домов-замков эпохи средневековья.
Лучшие примеры данных сооружений вобрала в себя Флоренция.
Флорентийский палаццо ни раз послужил прообразом будущих построек
дворцового типа как в Италии, так и за ее пределами. Палаццо прошел путь
эволюции от суровых крепостей до живописных дворцов, теряя со временем
характерные черты крепостных сооружений.
Этот тип городского сооружения представляет собой не только
грандиозные изменения в области архитектуры, но и знаменует собой
масштабные перевороты в социальной, экономической и политической сферах.
Палаццо раннего Ренессанса были присуще черты средневековой
крепости. Зодчие все также использовали грубую каменную рустовку,
решетки на небольшого размера окнах. Палаццо имели крайне
изолированный характер. Это объясняется тем фактом, что за счет
небольших городских территорий, новые здания возводить не получалось,
архитекторы занимались переработкой фасадов уже раннее существующих зданий.
Однако к концу эпохи палаццо теряет свою замкнутость, открытые
лоджии выходят на улицы и площади, используется цветная штукатурка и
богатые элементы декорирования, что придает палаццо роскошный праздничный облик.
На основе городского типа этих зданий также возникла новая
дворцовая постройка загородного типа. Виллы превратились из простых
ферм в дворцы, поражавшие своим великолепием и размахом.
В настоящей работе выявлены основные архитектурные особенности
палаццо, прослежены эволюцию постройки от средневекового типа здания до
представителя ренессансной архитектуры и предпосылки зарождения новых
типов зданий, основываясь на исторической, политической и социальной
атмосфере эпохи. Кроме того, в работе выявлена роль ордерной системы в
создании новой городской среды, определено место гуманизма в
формировании искусства эпохи Возрождения, комплексно проанализированы
имеющиеся о палаццо сведения и предпринята попытка определить его роль
в развитии дворцового зодчества.
На основании изложенного необходимо заключить, что палаццо
предстает исключительно репрезентативным, ярким феноменом,
свидетельствующим о масштабных изменениях не только с специфически
архитектурной сфере, но изменениях социо-политико-культурных, а
основные вопросы относительно архитектуры палаццо XV века требуют
дальнейшего углубленного изучения, что поможет определить истинную
роль итальянских палаццо в истории архитектуры всей Европы


1. Абрамсон М.Л., Кириллова А.А., Колесницкий Н.Ф. и др.; История
средних веков: Учеб. для студентов ист. И90 фак. пед. ин-тов / Под ред.
Н. Ф. Колесницкого. — 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, 1986.
//http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kol_istsr/index.php [режим
доступа; 28.04.2016]
2. Арган Дж.К. История итальянского искусства. Том 1. М.: Радуга, 1990.
3. Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. 2007.
4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. –М.: РГГУ,
1995. //http://abuss.narod.ru/renaissance/batkin_content.htm [режим
доступа; 21.04.2016]
5. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и
практика культуры. М.: Изд-во МГУ, 2002. — 384 с. — (Труды
исторического факультета МГУ: Вып. 21; Сер. II, Исторические
исследования: 6).
6. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства,
Т.1. М., 1979. //http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000021/
[режим доступа; 28.04.2016]
7. Гольдштейн А.Ф. Зодчество - Москва: Просвещение, 1979.
8. Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в
контексте ренессансной культуры. М., 1991.
9. Данилова И.Е. Итальянский город XV века: Реальность, миф, образ. М.,
2000.
10. Карпов С.П. История средних веков. В 2-х тт. Том 1. Учебник. - М.: Издво Моск. ун-та: Наука, 2005. //http://yanko.lib.ru/books/hist/ist_sred_vvmgu-a.htm [режим доступа; 21.04.2016]
11. Китс Джонатан. История Италии. М.: Астрель, 2012.
12. Колпинский Ю.Д., Ротенберг Е.И. Всеобщая история искусств. Том 3
Е.И. - Москва: Искусство, 1962.55
//http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/index.shtml [режим доступа;
29.04.2016]
13. Коммин де Ф. Мемуары. Москва: Наука. 1986.
14. Корчагина И. К вопросу о феномене венецианского палаццо.
Искусствознание. – 2013.
//http://sias.ru/publications/magazines/art/upload/2013_3-4_300-316-
korchagina.pdf [режим доступа; 28.04.2016]
15. Куликов А.С. История архитектуры, градостроительства и дизайна.
Тамбов. Издательство ТГТУ. 2003.
//http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2003/kulikov.pdf [режим доступа; 02.05.2016]
16. Лазарев В. Н. Из цикла Происхождение итальянского Возрождения.
Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. Издательство
«Искусство», 1979. //http://bibliotekar.ru/Italia-Vozrozhdenie/index.htm
[режим доступа; 23.04.2016]
17. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Москва: Мысль, 1978.
//http://www.psylib.org.ua/books/lose010/index.htm [режим доступа;
21.04.2016]
18. Михайлова М.Б. Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура
античного мира (Греция и Рим) под редакцией Б.П. Михайлова. Москва,
Стройиздат, 1973.
19. Михалевская А.С., Ревякина Н.В. Влияние идей гуманизма на развитие
искусства в Италии в XV веке. //https://www.isuct.ru/e-publ/vgf/sites/ru.epubl.vgf/files/2009/vgf-2009-04-62.pdf [режим доступа; 24.04.2016]
20. Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности (четвертое
издание). Издательство академии архитектуры СССР Москва–1949.
//http://lib.vvsu.ru/books/arhiformant/default.asp [режим доступа;
24.04.2016]
21. Муратов П.П. Образы Италии. 1923.56
//http://az.lib.ru/m/muratow_p_p/text_0010.shtml [режим доступа;
23.04.2016]
22. Мюллер Т. Купол Брунеллески. //National Geographic (№125, февраль
2014). //http://www.nat-geo.ru/planet/47557-kupol-brunelleski/ [Режим
доступа; 28.04.2016]
23. Нессельштраус Ц.Г. История искусства зарубежных стран: средние
века, возрождение. Учебник/Институт живописи, скульптуры и
архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР; под редакцией
Ц.Г. Нессельштраус. — 2-е изд. , перераб. и доп. – М.: Изобраз.
искусство, 1982.
24. Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV–XV вв.
Иваново,1993.
//https://books.google.ru/books?id=O_82CwAAQBAJ&pg=PA2&lpg=PA2&
dq=%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD%
D0%B0+%D0%9D.%D0%92.+%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0
%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%
D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%
B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B2+%D0%98
%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8+XIV%E2%80%93XV+%
D0%B2%D0%B2.&source=bl&ots=uHp13GyUbZ&sig=89-
JWCtqqJJXbZdlYEIvAJvKxHA&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwj-
3_CY96bKAhXqlXIKHThLA7gQ6AEIHDAA#v=onepage&q=%D0%A0%
D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D
0%9D.%D0%92.%20%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0
%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%
D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D
1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%98%
D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8%20XIV%E2%80%93XV%
20%D0%B2%D0%B2.&f=false [режим доступа; 21.04.2016]57
25. Френч Х. История архитектуры. Астрель. Москва. 2003.
26. Чиколини Л.С. Культура Возрождения и средние века. Москва «Наука»,
1993.
27. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. 1994.
28. Argan G.C., The architecture of Brunelleschi and the Origins of Perspective
Theory in the Fiftennth Century. The Warburg Institute. Journal of the
Warburg and Courtauld Institutes, 2010.
//http://isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic874123.files/January%2027%20-
%20Brunelleschi/Argan.pdf [режим доступа; 25.04.2016]
29. Clinton J.L. The ornamentation of Brunelleschi’s old sacristy of San Lorenzo
in Florence. B.A., Louisiana State University in Shreveport, 2007.
//http://etd.lsu.edu/docs/available/etd-06092010-
230857/unrestricted/clinton_thesis.pdf [режим доступа; 24.04.2016]
30. Trachtenberg M . What Brunelleschi Saw: Monument and Site at the Palazzo
Vecchio in Florence. Journal of the Society of Architectural Historians, Vol.
47,No.1(Mar.,1988).
//https://courses.marlboro.edu/pluginfile.php/32962/mod_page/content/1/Wha
t_Brunelleschi_Saw.pdf [режим доступа; 25.04.2016]
31. Vasari G. Le vite de’ piu eccellenti pittori, scultori ed architetti. Torino,
1986. //http://www.letteraturaitaliana.net/pdf/Volume_5/t129.pdf [режим
доступа; 24.04.2016]

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ