Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Работа №137869

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………4
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. Психологические особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих детей с легкой степенью
умственной отсталости……………………………………………………….9
1.1. Общая характеристика детско-родительских отношений….…..9
1.2. Характеристика семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья……………………………………………..21
1.3. Особенности умственно отсталых детей…………………….…27
1.4. Подростковый возраст у детей с нормальным психическим
развитием и детей с легкой степенью умственной отсталости…
1.5. Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования восприятия детскородительских отношений подростками с умственной отсталостью
2.1. Описание выборки исследования……………………………….36
2.2. Методы и методики исследования………………...……………37
2.3. Процедура исследования …..……………………………………42
2.4. Математико-статистические методы обработки данных……...43
ГЛАВА 3. Результаты исследования детско-родительских отношений в
восприятии подростков с легкой степенью умственной
отсталости………………………………………………………………...….44
3.1. Анализ восприятия умственно отсталыми подростками стилей
семейного воспитания…………………………………. ……….…...443
3.2. Анализ смысловых (психосемантических) характеристик
понятий «мама», «папа», «я сам», «моя семья» у умственно
отсталых подростков …………………………………………………49
3.3. Анализ особенностей межличностных отношений в рамках
семьи у умственно отсталых подростков……………………….…..55
3.4. Анализ эмоциональных характеристик внутрисемейных
отношений у умственно отсталых подростков………………….….59
3.5. Анализ визуальных репрезентаций семейных отношений у
умственно отсталых подростков……………………………..………65
3.6. Анализ результатов сравнения средних показателей и
корреляционного анализа………………………………………...…..69
3.7. Обсуждение результатов……………………………………...…82
ВЫВОДЫ………………………………………………………………...…. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…....87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..89
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В 2
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ПРИЛОЖЕНИЕ З

Детско-родительские отношения являются во многом определяющими
не только для становления и развития человека (Боулби Дж., 2003, 2004;
Выготский Л.С., 1956, 1989; Захаров А.И. , 1988, 2010; Гарбузов В.И., 1977;
Эльконин Б.Д., 2007), но и оказывают влияние на его дальнейшую жизнь,
оставаясь подчас в значительной степени неосознаваемыми (Фрейд А., 1993;
Фрейд З., 2007; Фромм Э., 2004; Хорни К., 2006). Главенствующая роль
детско-родительских отношений в структуре функционирования семьи как
системы определяет важность изучения, как целостности семейной системы,
так и составляющих ее подструктур. Большинство работ посвящено
изучению детско-родительских отношений в контексте отношения родителей
к ребенку (Белл Р.К., Шеффер Е.С., 1958; А.Я. Варга, 2001; Захаров А.И.,
1988, 2010; Эйдемиллер Э.Г., В.В. Юстицкис, 1999, 2007; Baumrind D., 1971,
1989). Несмотря на ведущую роль родителей в системе детско-родительских
отношений, они рассматриваются также с позиции ребенка (Бернс Р., 2003;
Вассерман Л.И. , Горьковая И.А. , Ромицына Е.Е., 2004; Лисина М.И., 1986;
Шведовская А.А., 2005) и взаимоотношений детей и родителей (Диденко
Е.Я., 2016; Марковская И.М., 2000).
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья
создает совершенно иной, отличный от привычного, контекст существования
и развития семьи. Семьи испытывают стресс на всех уровнях:
эмоциональном, психологическом, социальном, бытовом, финансовом и т.д.
Пролонгированный стресс сказывается на всех членах семьи, приводит к
дисгармонии внутрисемейных отношений (Сорокин В.М., 2008, 2011;
Ткачева В.В., 1999, 2014; Шипицына Л.М., 2008; Kearney P.M., 2001).
Возможности и потенциал социализации и социальной интеграции для лиц с
умственной отсталостью, адаптация и нахождение жизненного пути во
многом определяется сложившимися внутрисистемными отношениями. Тема
отношения родителей к детям с интеллектуальной недостаточностью
(Багдасарьян И.С., 2000; Исаев Д.Н., 2007; Мамайчук И.И., 2010; Мастюкова7
Е.М 2003; Шипицына Л.М., 2002; Шипицына Л.М., Сорокин В.М., 2008;
Bauman S., 2004; Ravindranadan V., Raju.S., 2007) широко представлена в
литературе. Внутрисемейные отношения и воспитание ребенка, оставаясь
важнейшими источниками детского развития, не отменяют субъектности
самого ребёнка. Находясь в системе семейных отношений, ребенок
определенным образом воспринимает, осмысляет эти отношения, а также
себя в них. Важным механизмом межличностного восприятия выступает
рефлексия. В.Н. Мясищев (2005) рассматривал отношения как избирательные
связи человека с миром природы, обществом и самими собой. При этом он
подчеркивал внечувственную природу отношений. Мышление как
познавательный процесс как раз и репрезентирует в сознании отношения
между объектами и явлениями окружающего мира. При умственной
отсталости в разной степени страдают все формы мышления, в особенности
рефлексивного мышления (Выготский Л.С., 1989, Зейгарник Б.В., 1986, Я.
Рубинштейн, 2001), благодаря которому осознаются свои собственные отношения с другими людьми.
Увеличение числа семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья, необходимость адекватной психокоррекции на
всех уровнях определяет актуальность настоящей работы. В семьях,
воспитывающих детей с умственной отсталостью, на качество и особенности
межличностных отношений воздействуют многие факторы: личность
родителей, их установки, ценностные ориентации, избираемые меры
воспитательного воздействия, глубина и вид нарушения ребенка,
микросоциальные условия и многое другое. В настоящей работе предпринята
попытка выделения собственно особенностей восприятия детей с легкой
степенью умственной отсталости внутрисемейных и детско-родительских
отношений, как фактора, влияющего на внутрисемейные отношения. Таким
образом, новизна настоящего исследования состоит в том, что приводится
изучение восприятия детьми с легкой степенью умственной отсталости
собственных родителей и внутрисемейных отношений, а также проводится8
сравнение восприятия межличностных отношений в рамках семьи с детьми с
нормальным психофизическим развитием.
Цель исследования: изучить восприятие ребенком с легкой степенью
умственной отсталости собственных родителей и внутрисемейных отношений.
Объектом исследования выступают подростки с умственной отсталостью.
Предмет исследования: восприятие и понимание внутрисемейных
отношений умственно отсталыми подростками.
Гипотеза исследования: восприятие и оценка своих межличностных
отношений с другими людьми в рамках семьи у умственно отсталых
подростков имеет свою специфику, характеризуется недоразвитием в
сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Для решения цели исследования поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучение восприятия подростками с легкой степенью умственной
отсталости стилей семейного воспитания.
2) Изучение психосемантических аспектов характеристик отношения к
родителям, семье и себе у подростков с интеллектуальной недостаточностью.
3) Исследование специфики особенностей межличностных отношений
в рамках семьи у умственно отсталых подростков.
4) Выявление эмоциональных характеристик внутрисемейных
отношений у умственно отсталых подростков.
5) Изучение визуальных репрезентация семейных отношений у
умственно отсталых подростков.
Методы исследования:
1) Психодиагностический метод
2) Математико-статистический метод

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несмотря на проработанность и обширность темы детско-родительских
отношений, в современной коррекционной психологии недостаточно
изученным остается вопрос о восприятии подростками с умственной
отсталостью их родителей, а также межличностных отношений в рамках
семьи. Лица с легкой степенью умственной отсталости вполне способны
социализироваться, найти свое место в жизни, создать семью. То, как и
какими они воспринимают своих родителей, насколько адекватно их
отражение существующей картине во многом определяет специфику
межличностных отношений внутри семьи.
Гипотеза исследования состояла в том, что восприятие своих
межличностных отношений с другими людьми в рамках семьи у умственно
отсталых подростков имеет свою специфику. Результаты исследования
показали, что такая специфика выражается в:
- неудовлетворенности подростков сложившимися отношениями
внутри семьи, непонимании внутренних механизмов функционирования семьи,
- негативном восприятии образа отца,
- вариативности эмоционального отношения к значимым фигурам
родителей и родственников, образу семьи,
- восприятии семейной ситуации, как конфликтной, неблагополучной.
Научная значимость. Данное исследование расширяет представления
о детско-родительских отношениях в контексте семьей, воспитывающих
детей с интеллектуальной недостаточностью.
Перспективными видятся следующие направления исследований:
 Изучение особенностей полоролевого восприятия родителей,
детьми и подростками с умственной отсталостью.
 Изучение особенностей взаимоотношений детей и подростков с
умственной отсталостью и их отцов.88
 Изучение роли отца в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть
использованы в коррекционной работе по улучшению и гармонизации
внутрисемейных отношений, в том числе в непосредственном процессе
воспитания умственно отсталого подростка, так как они расширяют
представления родителей и других членов семьи об умственно отсталом ребенке и его особенностях.


1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д:
«Феникс», 1998. 448с
2. Алексеева Е.Е. Взаимоотношения детей с ограниченными
возможностями и родителей // Развитие специальной (коррекционной)
психологии в изменяющейся России: Материалы научно-практической
конференции «Ананьевские чтения-2005»/ Под. редакцией Л.А.
Цветковой, Л.М. Щипицыной. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. с. 380 - 381.
3. Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в
системе детско-родительских отношений // Теория и практика
общественного развития. 2012. №12. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniy-o-semie-i-obrazeroditelya-v-sisteme-detsko-roditelskih-otnosheniy-1 (дата обращения: 23.11.2017).
4. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей
умственно отсталого ребенка: автореферат диссертации на соискание
ученой степени канд. психол. наук: 19.00.10 / Багдасарьян Ирина
Сергеевна. Н. Новгород, 2000. 20 с.
5. Бернс Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей
через кинетические рисунки / Р.С. Бернс, С.Х. Кауфман. М.: Смысл,
2003. 146 с.
6. Берталанфи Л.фон. Общая теория систем – критический обзор
исследования по общей теории систем: Сборник переводов / общ. Ред.
В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С. 23-82
7. Божович, Л.И. Психология подростка / Л.И. Божович. БСЭ. - Т. 35,
1955. 244 с.
8. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003. 462 с.
9. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.:
Академический проект, 2004. 237 с.90
10. Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные
понятия, методы и клиническая практика. М.: Когито-Центр, 2008. 496
с.
11. Бутина-Гречаная С. В. Теоретические подходы к анализу детскородительских отношений // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика
и психология. 2010. №5. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-analizu-detskoroditelskih-otnosheniy (дата обращения: 14.11.2017).
12. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный
курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
13.Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами
подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической
практике. СПб.: Речь, 2004. 256с.
14. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя.
Екатеринбург: Литур, 2004. 400 с.
15. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М.:
Просвещение, 1973. 176 с.
16. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. М.:
Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 520 с.
17. Выготский Л.С. История культурного развития нормального и
ненормального ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности. М.,
1989.
18.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. / Л.С. Выготский.
Детская психология. М.: Педагогика, Т. 4. 1984. 432 с.
19.Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. / Л.С. Выготский.
Основы дефектологии. М.: Педагогика, Т. 5. 1983. 368 с.
20.Высотина, Т.Н. Особенности родительского отношения к детям с
атипичным аутизмом: автореферат диссертации на соискание ученой
степени канд. мед. наук: 19.00.10 / Татьяна Николаевна Высотина.
СпбГУ – СПб, 2013. 24 с.91
21.Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение.
Л.: Медицина, 1977. 272 с.
22. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К
проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений
«Родитель-ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты //
Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2014. №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-differentsiatsii-osnovnyhponyatiy-v-sisteme-otnosheniy-roditel-rebenok-teoreticheskiy-iempiricheskiy-aspekty (дата обращения: 17.11.2017).
23. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными
возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология
образования. Психология развития. 2016. №2. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detsko-roditelskih-otnosheniy-vsemyah-vospityvayuschih-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyamizdorovya (дата обращения: 23.11.2017).
24. Демьянов Ю.Г. Семейные кризисы и дети с отклонениями в развитии
и поведении // Материалы научно-практической конференции
«Ананьевские чтения-2008» / Под ред. Л. А. Цветковой, Н. С.
Хрусталёвой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 142 - 143.
25. Диденко Е.Я. Детско-родительские отношения молодых людей с
сенсорными нарушениями и их родителей: автореферат диссертации на
соискание ученой степени канд. псих. наук: 19.00.10 / Елена Яковлевна
Диденко. СпбГУ – СПб, 2016. 25 с.
26. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.: «Петербург—XXI век», 1997. 278
с.
27. Дубанова В.А. Теоретические подходы к изучению детскородительских отношений // Вестник БГУ. Образование. Личность.
Общество. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie92
podhody-k-izucheniyu-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения:
22.04.2018).
28. Забрамная С.Д. Отбор умственно-отсталых детей в спец.учреждения /
С.Д. Забрамная. М.: Гелиос, 2007. 193 с.
29. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.:
Просвещение, 1993. – 192 с.
30. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и
патогенез. Л.: Медицина, 1988. 246 с.
31. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.:
ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
32. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Психологические условия
формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы
психологии. 1978. № 4. с.147 - 151.
33.Исследование самооценки младшего школьника в учебной
деятельности //Вопросы психологии, 1980, N 4, с. 90 - 99
34. Защиринская О.В. Возрастные особенности общения детей и
подростков с умственной отсталостью // Вестник СПбГУ. Серия 16:
Психология. Педагогика. 2012. №4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-obscheniya-detey-ipodrostkov-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 29.11.2017).
35. Защиринская О.В., Горбунов И.А. Эмоции в контексте невербальной
коммуникации нормально развивающихся подростков и их
сверстников с нарушением интеллекта // Вестник СПбГУ. Серия 12.
Социология. 2009. №3-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsii-vkontekste-neverbalnoy-kommunikatsii-normalno-razvivayuschihsyapodrostkov-i-ih-sverstnikov-s-narusheniem-intellekta (дата обращения:
29.11.2017).
36. Защиринская О.В., Кулага П.Ю. Дизонтогенетические особенности
общения детей и подростков с умственной отсталостью // Вестник
СПбГУ. Серия 12. Социология. 2011. №3. URL:93
http://cyberleninka.ru/article/n/dizontogeneticheskie-osobennostiobscheniya-detey-i-podrostkov-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения:
29.11.2017).
37. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского
университета. 1986. 287 с.
38. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость.
Руководство для родителей. - СПб.: Изд-во ИСПиП, 2000. 20 с.
39. Иванов Е.С., Шипицына JI.M. Этиопатогенез нарушений поведения у
учеников вспомогательной школы / Дефектология. 1989. № 1. С. 20-24.
40. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Спб.: Речь,
2007. 392 с.
41. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика.
2005. № 9. С. 3 -16.
42. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
43. Конева О.Б., Дурбажева Е.В. Семья как модель поведения и
межличностных отношений в структуре "родитель-ребенок" // Вестник
СМУС74. 2016. №2 (13). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kakmodel-povedeniya-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-strukture-roditelrebenok (дата обращения: 23.11.2017).
44.Кузьмина К.Е. Детско-родительские отношения как фактор развития
представлений подростка о самом себе // Концепт. 2015. №11. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktorrazvitiya-predstavleniy-podrostka-o-samom-sebe (дата обращения:
23.11.2017).
45. Кулина Д.Г., Яковлева Н.В. Родительское отношение к детям с
расстройствами аутистического спектра // Личность в меняющемся
мире: здоровье, адаптация, развитие. 2017. №1 (16). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-otnoshenie-k-detyam-srasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 27.04.2018).94
46.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика , 1986.
144 с.
47. Лосева Н. А., Захарова Н. В. Оптимизация детско-родительских
отношений как условие обеспечения эмоционального благополучия
детей с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт»,
2014. Т. 20. С. 2306–2310.
48. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М.: Просвещение, 2010. 263
с.
49. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2010. 400 с.
50. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.:
Речь, 2000. 150 с.
51. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с
отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
52. Мухина B.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.:
Академия, 2006. 608 с.
53. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 428 с.
54. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Знание, 2005. 356 с.
55. Наследов А.Д. Математические методы психологического
исследования. Учебное пособие, СПб: Речь, 2004. 392с.
56. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского
развития. Учебное пособие. М., 1999.166 с
57. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии / В.Г. Петрова,
И.В. Белякова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
104 с.
58. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников:
Учебн.пособие. М.: Академия, 2002. 160 с.
59. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: РИМИС, 2008. 448 с.95
60. Посохова С.Т. Образ отца и самоактуализация личности / С.Т.
Посохова, С.В. Липпо, Р.В. Манеров // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Серия 12, выпуск 3, 2008. с. 23 - 30.
61. Психологические нарушения у детей и подростков / под ред. А.И.
Захарова. М.: Академия, 2012. 223 с.
62. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо. 2006. 608 с.
(c. 500-514)
63. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:
Прогресс, 1994. 478 с.
64.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002 г. 720
стр.
65. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.:
Просвещение, 2001. 263 с.
66. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
192 с.
67. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000. 254 с.
68. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.
Столина. М.: Изд-во МГУ, 1989. 208 с.
69. СидоренкоЕ.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних
воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб.: Изд-во СПбГУ,
1993. 152 с.
70. Смирнова Е.О. Детская психология. Гуманитар. изд. центр Владос,
2006. 366 с.
71. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и
динамики родительского отношения // Вопросы психологии, 2000. № 3.
С. 3 - 14.
72. Солодков А.С., Защиринская О.В., Малахова А.Н., Ятманов А.Н.
Навыки невербальной коммуникации как фактор социальной
адаптации школьников с легкой умственной отсталостью // Ученые
записки университета Лесгафта. 2016. №1 (131). URL:96
http://cyberleninka.ru/article/n/navyki-neverbalnoy-kommunikatsii-kakfaktor-sotsialnoy-adaptatsii-shkolnikov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu
(дата обращения: 29.11.2017).
73. Сорокин В.М. Психологическое содержание реакций родителей на
факт рождения больного ребенка// Вестник Санкт-Петербургского
университета. Серия 12. 2008. Вып. 3. С. 166 - 171.
74. Сорокин В.М. Содержание и динамика реакций родителей на факт
рождения ребенка с отклонениями в развитии // Вестник ОГУ. 2011.
№5 (124). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-dinamikareaktsiy-roditeley-na-fakt-rozhdeniya-rebenka-s-otkloneniyami-v-razvitii
(дата обращения: 23.11.2017).
75. Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин; под науч. ред.
Л.М. Шипицыной // учеб. пособие – СПб.: Речь, 2004. 216 с.
76. Соловьёв Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1977. 164с.
77. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста,
Т.Н. М.. 1959. с. 178—193.
78. Таранова Е. И. Семья как фактор, влияющий на формирование
аутоагрессивного, суицидального поведения в подростковом возрасте //
Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2011. №10
(105). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-vliyayuschiyna-formirovanie-autoagressivnogo-suitsidalnogo-povedeniya-vpodrostkovom-vozraste (дата обращения: 29.11.2017).
79. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической
помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии:
практикум по формированию адекватных отношений. М.: Гном-Пресс,
1999. 63 с.
80. Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями
здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный
книжный центр, 2014. 152 с.97
81. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: ПедагогикаПресс, 1993. 144 с.
82. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Питер, 2007. 428с
83. Фромм Э. Искусство любить / Пер. с англ.; Под ред. Д. А. Леонтьева.
2-е изд. СПБ.: Азбука-классика, 2004. 224 с.
84. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: Академический проект,
2006. 224 с.
85.Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель
диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 208 с.
86.Чуприкова Г.С. Развитие представления о родительстве у подростков //
Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predstavleniya-o-roditelstve-upodrostkov (дата обращения: 18.11.2017).
87. Шведовская A.A. Использование методики «Родительское сочинение»
в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном
возрасте// Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 70 - 103.
88. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб.:
Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. 627 с.
89. Шипицына JI.M. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.
Социализация семей с нарушением интеллекта. - СПб.: Дидактика
Плюс, 2002. 496 с.
90. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Эмоциональный компонент как
фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей
// Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009. №2-1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-komponent-kak-faktoruspeshnosti-neverbalnogo-obscheniya-umstvenno-otstalyh-detey (дата
обращения: 29.11.2017).
91.Шипицына JI.M., Сорокин В.М. Жизненные кризисы семей, имеющих
детей с нарушением интеллекта// Материалы научно-практической98
конференции «Ананьевские чтения - 2008» / Под. ред. Л.А. Цветковой,
Н.С. Хрусталёвой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 160 - 162.
92. Шипицына Л.М., Сорокин В.М. Личностные особенности матерей,
воспитывающих детей с нарушением интеллекта // Вестник СанктПетербургского университета. № 12, 2008. Вып. 3. С. 178 - 195.
93. Шнейдер Л.Б. Психология семенных отношении, Курс лекции. М.:
Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
94. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз
и семейная психотерапия. Изд. 3-е. СПб.: Речь, 2007. 352 с.
95. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.
СПб.: Питер, 1999. 656 с.
96. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: 1995. 168 с.
97. Эльконин Б.Д. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384 с.
98. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс. 1996. 340 с.
99.Ackerman N.W. The Strength of Family Therapy: Selected Papers/ Eds. D.
Bloch, R. Simon; Ackerman Institute for Family Therapy. – N. Y.:Brunner/
Mazel, publishers, 1982. P. 364-371.
100. Bandura A. Social learning through imitation. University of Nebraska
Press: Lincoln, NE, 1962. P. 302.
101. Bauman S. Parents of children with mental retardation: coping
mechanisms and support needs // Dissertation for the degree of Doctor of
Philosophy. Maryland, 2004. P.167.
102. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental
Psychology. 1971. Vol. 4, № 1, pt. 2. P. 1 - 103.
103. Baumrind D. Rearing competent children // Child development today
and tomorrow / ed. W. Dammon. San Francisco, CA, US: Jossey6Bass
Publishers, 1989. P. 349 - 378.
104. Bentler P. M., La Voie A. L. An Extension of Semantic Space //
Journal of Verbal Learning and Verbal Behaviour. 1972. V. 11. P. 174–18299
105. Felizardo S., Ribeiro E., Amante M.J Parental Adjustment to
Disability, Stress Indicators and the Influence of Social Support // Procedia -
Social and Behavioral Sciences. 2016. № 217. P. 830 – 837.
106. Gupta A., Singhal N., Positive perceptions in parents of children with
disabilities // Asia Pacific Disability Rehabilitation Journal. 2004. № 15 (1).
P. 22 – 35.
107. Hastings R.P., Taunt H.M. Positive perceptions in families of children
with developmental disabilities // Asia Pacific Disability Rehabilitation
Journal. 2004. № 15 (5). P. 22 - 35.
108. Kearney P.M., Griffin T. Between joy and sorrow: being a parent of a
child with developmental disability // Journal of Advanced Nursing. 2001.
№ 34 (5) P. 582 – 592.
109. Kerig P. K., Cowan P.A., Cowan C.P. Marital quality and gender
differences in parent-child interaction // Developmental Psychology. 1993.
№ 29 (6). P. 931 – 939.
110. Mahoney G., Powell A. Modifying parent-child interaction:
enhancing the development of handicapped children // The Journal of
Special Education. 1988. № 22 (1). P. 82 - 96.
111. McCoy S., Maître B., Watson D., Banks J. The role of parental
expectations in understanding social and academic well-being among
children with disabilities in Ireland // European Journal of Special Needs.
2016. № 31 (4). P. 535 – 552.
112. Ravindranadan V., Raju.S. Adjustment and attitude of parents of
children with mental retardation // Journal of the Indian Academy of
Applied Psychology. 2007. № 33 (1). P. 137-141.
113. Rimmerman A., Duvdevani I. Parents of children and adolescents
with severe mental retardation: stress, family resources, normalization, and
their application for out-of-home placement // Research in Developmental
Disabilities. 1996. № 17 (6). P. 487 – 494.100
114. Schaefer E.S. Childrens reports of parental behaviour: an inventory.
Children development. 1965. P. 414 - 424.
115. Wikler L., Wasow M., Hatfield E. Chronic sorrow revisited: parent vs.
professional depiction of the adjustment of parents of mentally retarded
children // American journal of orthopsychiatry. 1981. № 51 (1). P. 63 – 70.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ