Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ДИЗАЙНА: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №137860

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение к работе……….………………….………………………..3
Глава 1. Определение дизайна……………………………………..7
Глава 2. Генезис дизайна………………………………………….12
§ 2.1 Доиндустриальная парадигма…………………………………12
§ 2.2 Индустриальная парадигма…………………………………….15
§2.3 Постиндустриальная парадигма…………………………….….18
Глава 3. Соотношение красоты и пользы в продукте дизайна…21
Глава 4. Рекламный образ вещи…………………………………….27
Глава 5. Метафизика дизайна: очерчивание и поэзис
§5.1. Двоякая практика границы
§5.2. Дизайн в контексте Хайдеггеровского рассмотрения вещи..….39
Заключительная часть работы
Список использованной литературы

Моя выпускная работа посвящена рассмотрению понятия дизайна в
социокультурном и философском аспекте. Дизайн играет огромную роль в
жизни современного человека, во многом из-за своей всепроникающей
природы. Из-за того, что философия дизайна – достаточно молодое явление,
дискуссии по поводу определения дизайна, его природы, сферы деятельности,
генезиса до сих пор ведутся в философском и культурологическом мире. В
своей работе я рассматриваю различные версии возникновения дизайна и его
истории, акцентируя, впрочем, внимание на исторической трактовке, которая
подразумевает, что дизайн характеризует не только эпоху промышленности,
как принято считать, но и древний ремесленный труд является сферой
дизайна. Несмотря на эту историчность понятия дизайна, профессия
дизайнера появляется в момент торжества промышленной революции. В связи
с переходом на машинизированное производство происходит отчуждение
творимого объекта от автора, творца. Создаваемые объекты становятся
унифицированными и шаблонными, теряют индивидуальность, и в этот
момент появляется дизайнер – человек, который изображает на бумаге
будущий облик вещи. В непосредственном производстве вещи дизайнер не
принимает участия. Дизайн – творческая деятельность по формированию
эстетически выразительной предметной среды. Дизайн в современном своем
проявлении возникает как ответ на унификацию вещного мира.
Помимо рассмотрения дизайна в культурологическом смысле как
социальной практике, в своей работе я хочу обратиться к семиотике рекламы.
Реклама имеет родство с дизайном, в некотором смысле они преследуют4
одинаковые цели. О том, каким образом реклама подменяет вещь на образ
вещи, пойдет речь в 4 главе этой выпускной работы.
Кроме того, следует упомянуть онтологическую трактовку понятия
дизайна, в которой дизайн предстает перед нами как практика, делающая вещи
уместными и определяющая через них бытие. Такую трактовку вслед за
Хайдеггером предлагает Галина Лола в своих работах, посвященных
метафизике дизайна. В своих предыдущих курсовых работах я акцентировала
свое внимание именно на социокультурном аспекте дизайна, его генезиса.
Однако в дипломной работе, подводя итог всему мною уже написанному, я
вижу целесообразным развить тему метафизики дизайна, то есть перевести
повествование в более философское русло.
Актуальность работы.
Вопрос актуальности моей выпускной работы обусловлен растущей
ролью дизайна в современном обществе. Дизайн влияет не только на
рыночные отношения, социальная практика дизайна проникает во все сферы
человеческого бытия. Поэтому важно изучить, каким образом дизайн и
дизайнер воздействуют на мир, в чем с философской точки зрения
заключается дизайнерская практика. В современном мире в отношении
человек-вещь акцент смещается с производства вещи на собственно
отношение к этой вещи, и смещение этого акцента взаимообусловлено с
усложнением и дифференциацией деятельности по изготовлению вещей.
Цель работы: провести социально-философский анализ дизайна как
проектирования предметного мира с позиций философии поэзиса,
опредмечивания человеческих способностей и потребностей.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- осуществить сравнительный анализ многообразных подходов и5
определений сущности дизайна, сформулировать авторскую позицию в исследуемом вопросе.
- раскрыть метафизику дизайна, рассмотреть социальные практики
дизайна сквозь призму фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, поставить
проблематику дизайна в контекст философских понятий «бытия», «истины», «вещи».
- обратиться к анализу функциональных и эстетических характеристик
предметной среды, соотношению прекрасного и утилитарного в продуктах человеческого труда.
- рассмотреть семиотический подход к практикам дизайнирования
вещей и отношений, проанализировать эффект превращения вещей в знаки и
образы, продуцируемые рекламными коммуникациями.
Объект исследования: история и современные формы социальных практик дизайна.
Предмет исследования: эпистемологическое значение концепта
«дизайн» для философского постижения бытия мира, общества и человека.
Краткий анализ литературы.
В первой части этой работы автор ссылается на труды философов и
культурологов, которые по-разному определяли дизайн и по-разному
подходили к проблеме его генезиса. Существует несколько концепций
возникновения дизайна, но в своей работе я преимущественно обращаюсь к
диссертации Н. Н. Мосоровой «Философия дизайна: социально-антропологические проблемы» и ее историческому подходу к изучению
генезиса дизайна, так как ее подход позволяет рассматривать дизайн с точки
зрения праксиса и поэзиса. Помимо Н. Н. Мосоровой, к этому подходу
обращается Г. Н. Лола в своих книгах «Дизайн-код: культура креатива» и6
«Метафизика дизайна», к которым я также обращаюсь для определения и
изучения генезиса дизайна. Тем не менее, в ходе это работы были изучены
такие источники, как «Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна»
Т. В. Быстровой, «The design of modern design» Джорджа Нельсона. Также я
ссылаюсь на книгу В. Л. Глазычева «О дизайне».
В контексте изучения дизайна через призму Хайдеггеровского взгляда
на вещи я ссылаюсь на работу Хайдеггера «Вещь», а также на работу Лолы
«Метафизика дизайна». В моей работе также присутствуют ссылки из работы
«Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени» М. К. Мамардашвили.
В контексте изучения семиотических знаков рекламы в своей работе я в
основном использую работу Бодрийяра «Систему вещей», а также ссылаюсь
на работу по психоанализу «Современный психоанализ: теория и практика» авторства Елены Валерьевны Змановской.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение выпускной квалификационной работы хотелось бы
вынести несколько выводов, полученных в итоге философского и
культурологического анализа дизайна как социальной практики.
Дизайн – это древнейшая система, существующая наравне с
цивилизацией с тех пор, как человек научился мастерить вещи и осознал
взаимосвязь их формы и функции. Существует несколько концепций
возникновения дизайна, их различия в основном заключаются в точке отсчета.
В данной работе рассматривается историческая концепция возникновения
дизайна. Были рассмотрены три исторических парадигмы дизайна –
доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Отношение
человека к вещи, их взаимодействие является индикатором жизни человека и
человечества, иллюстрирует развитие культуры и сознания. С переходом от
одной исторической парадигмы к другой менялся способ производства вещи:
от ручного производства к машинному, от машинного – к постмодернистскому символизму.
В контексте постмодернистского символизма помимо самого дизайна
мы рассматриваем еще и рекламу как порождение дизайна как изготовления
вещей массового потребления. Основная черта рекламы – ее симулятивная
природа. Рекламный образ представляет собой одновременно и содержание, и
ссылку на это содержание. Благодаря рекламе сама вещь не является больше
источником знаний о самой себе. Знаки, которыми являются рекламные
образы, становятся вещественными, крадут вещественность у вещей, на
которые они ссылаются. Этот процесс являет собой наиболее точную
современную репрезентацию отношений человека и вещи в контексте
постмодернистского общества.45
В последней главе выпускной квалификационной работы
рассматривается дизайн сквозь призму Хайдеггеровского представления о
вещи, поднимается вопрос дизайна как практики очерчивания, которая может
быть понята двояко – как акт отделения себя от Другого, превозмогание хаоса
внешнего мира, а также как вписывание объекта дизайна в вещный мир путем
обращения внимания на него, придание ему контура-границы.
Помимо этого, в контексте Хайдеггеровского труда «Вещь» в этой
работе осмысляется миссия дизайнера. Было выяснено, что мы не можем
называть дизайнера Творцом, потому что он не создает вещи сами по себе.
Вещи как они есть уже существуют в мире, а миссия дизайнера заключается в
том, чтобы увидеть их такими, какие они есть, и привнести их в вещный мир
в форме, коррелирующей их настоящему облику, придать им предметность.
Таким образом, дизайн через призму Хайдеггеровского отношения вещи
мыслится как реализация принципов фундаментальной онтологии, то есть как
раскрытие смысла бытия вещи через работу дизайнера, а не как придание уже
существующему в подручном мире предмету различных атрибутов, вроде красоты или пользы.
Далее в работе был введен термин «обустроенность», который наиболее
точно описывает деятельность дизайнера. Дизайнер обращает внимание не
только на саму вещь и ее изготовление, но и на условия, в которых она будет
существовать, на вещи, с которыми она будет взаимодействовать, то есть
основная функция дизайнера – это делать вещь уместной окружающему миру,
и в некоторой степени делать окружающий мир уместным вещи. Именно это
и понимается под термином «обустроенность».


1. В. Л. Глазычев. О дизайне. - М., 1970.
2. В. Л. Глазычев. Дизайн как он есть. - М., 2006.
3. Г. Н. Лола Дизайн-код. Культура креатива. – СПб.: «ЭЛМОР», 2011.
4. Г. Н. Лола Метафизика дизайна. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.
5. Мосорова Н. Н. Философия дизайна: социально-антропологические
проблемы. – Екатеринбург, 2001.
6. М. Хайдеггер Вещь // М. Хайдеггер Время и бытие. - М., 1993.
7. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.
8. Нельсон Дж. The design of modern design. – Cambridge: «The MIT
Press», 2000.
9. С. Лем. Солярис. – М.: «АСТ», 2014.
10.Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под
редакцией А.А. Ивина. 2004.
11.Г. К. Щедрина. О художественной культуре модернизма: в развитие
одной идеи. - СПб., 2001.
12.Платон. Пир. – М.: «Книга по требованию», 2011.
13. Кант И. Критика способности суждения. – М.: «Искусство», 1994.
14. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. - М.:
«Директ-Медиа», 2007.
15. Моррис У. Искусство и социализм // Моррис У. Искусство и жизнь. –
М.: «Искусство», 1973.
16. Е. В. Змановская. Современный психоанализ: теория и практика. –
СПб, «Питер», 2011.
17.М. М. Бахтин. Проблема содержания, материала и формы в словесном
художественном творчестве. // Бахтин М. М. Работы 1920-х гг. - Киев,
1994.47
18. М. К. Мамардашвили. Психологическая топология пути. М. Пруст. «В
поисках утраченного времени». - СПб., 1997.
19.Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарнохудожественные проблемы дизайна. Автореферат докторской
диссертации. М., 1990.
20. Плахов В.А., Плахова А.В. Философия дизайна. СПб, 1995.
21.http://www.icsid.org, дата обращения – 03. 03. 2016.
22. Мальдонадо Т. Актуальные проблемы дизайна. Декоративное
искусство. СССР, 1967, № 7.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ