Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕРАКТЫ В ОТРАЖЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРЕССЫ (НА ПРИМЕРЕ СОБЫТИЙ В БЕСЛАНЕ И ВОЛГОГРАДЕ

Работа №137823

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕМА ТЕРРОРИЗМА В СМИ: ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ
§ 1.1.Определение понятия «Терроризм»
§ 1.2. Развитие СМИ и медиацели террористов
§ 1.3. Нормы поведения журналиста при работе в экстремальной ситуации
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ ВОКРУГ ОБЩЕСТВЕННОЙ ТРАГЕДИИ
§ 2.1. Медиаполе, образованное на базе теракта в городе Беслане........22
§ 2.2. Ретроспективные спецпроекты, посвященные теракту в городе
Беслане
§ 2.3. Реакция медиа на серию терактов в Волгограде
§ 2.4. Сообщения СМИ о теракте в Волгограде, актуализированные
взрывом в петербургском метро
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

Терроризм в XXI веке становится угрозой мировой безопасности номер
один, об этом говорят на всех уровнях, начиная от обывателей и заканчивая
первыми лицами государств. Одновременно с этим можно сказать, что
современный терроризм как явление тяготеет к таким тенденциям как
международная направленность разрушения и стремление к максимальной
освещенности актов в СМИ. Если направленность разрушительной силы
против международных устоев не требует дополнительной поддержки, то
осуществить трансляцию терактов без внимания журналистов террористы не
могут. Именно поэтому террористы активно используют различные форматы средств массовой коммуникации.
Включение в информационную повестку события такого типа требует
особых компетенций от журналиста, поскольку упоминание о крупной
общественной трагедии воспринимается аудиторией специфически на фоне
остальных информационных поводов. Представители средств массовой
информации должны быть готовы к особенностям ее перцепции на разных уровнях общества.
Из этого следует, что актуальность нашего
исследования обусловлена, прежде всего тем, что в связи с усилением
позиций международного терроризма, активизацией террористической
деятельности ИГИЛ, проблема освещения терактов в медиапространстве
превратилась в одну из самых острых и широко обсуждаемых в
журналистском сообществе. Кроме того, в момент совершения теракта на
журналиста возлагается ответственность за те информационные потоки,
которые поступают о теракте, а значит от выполнения им своих
профессиональных обязанностей зависит жизнь и психологическое здоровье
людей. Верное поведение журналиста и подача материала в правильной
форме может помочь избежать увеличения количества жертв.4
Современная российская пресса впервые столкнулась с вопросом
освещения терактов в 1995 году, при захвате больницы в городе Буденновск.
Летом 1995 года отряд чеченских боевиков под командованием Шамиля
Басаева ворвался в город Буденновск Ставропольского края. Боевики
обстреляли здания РОВД и городской администрации, захватили больницу и
собрали там свыше 1500 человек заложников. Басаев требовал прекращения
боевых действий в Чечне и вывода оттуда российской армии. Федеральные
войска попытались взять больницу штурмом. По итогам переговоров отряд
Басаева покинул город с частью захваченных мирных жителей. Последние
заложники были отпущены 20 июня. Боевики пускали съемочные группы
внутрь захваченной больницы, а Шамиль Басаев устраивал там же прессконференции. Неудачный штурм больницы показывали практически в
прямом эфире. Фраза из телефонных переговоров между премьер-министром
России Виктором Черномырдиным и лидером боевиков («Шамиль Басаев,
говори громче!»), обнародованная в теленовостях, стала крылатой1.
Главной целью нашего исследования стало выявление основных
особенностей освещения терактов в текстах журналистов, посвященных
теракту, а также динамику их развития.
Задачи непосредственно соотносятся с главной целью и сводятся к следующему:
– провести тематический, смысловой, а также стилистический и
жанровый анализ текстов, посвященных теракту;
– изучить проблемы, связанные с формированием образа террориста
средствами массовой информации;
– выявить различия в описании терактов в городах Беслан и Волгоград.
Предметом исследования стала специфика отражения темы терактов в
аналитической прессе.
Объектом исследования выступили публикации в СМИ, посвященные
терактам городах Беслан и Волгоград.
Вопрос освещения СМИ темы терроризма в последнее время все
больше интересует исследователей из различных областей науки, в частности
теоретиков журналистики, психологов, политологов, педагогов.
Одним из основных авторов, исследующих этот вопрос, является
доцент кафедры периодической печати УРФУ В. М. Амиров. Его статья
«Новые тенденции в освещении актов терроризма российскими печатными
СМИ» интересна для анализа в рамках данного исследования тем, что близка
по форме и задачам – в статье выделены три основных тенденции реакции
СМИ на теракт2. Другая работа этого же уральского ученого позволяет
систематизировать знания о работе журналиста в целом в экстремальной ситуации3.
В данной работе большое внимание уделено воздействию СМИ на
аудиторию. Наибольший интерес для исследования данного вопроса в
соотнесении с террористическими атаками, представляет работа
Ю. Белозеровой «Террористические акты в российской и американской
прессе: психологический аспект». В ней рассмотрены факторы как
усиливающие травмогенность материалов прессы при описании теракта, так и
снижающие травматический эффект от публикаций у читателя.
Большое внимание научного сообщества привлекает вопрос
взаимодействия органов внутренних дел и СМИ во время совершения
теракта. Ряд статей рассматривает этот немаловажный аспект с различных
сторон. Например, с точки зрения криминалистики данный вопрос
максимально полно изучили В. Н. Чаплыгина и А. Н. Калюжный –
преподаватели кафедры криминалистики и предварительного расследования
Орловского юридического института МВД России. В статье описаны все
этапы, необходимые для эффективного выполнения должностных
обязанностей как правоохранительных органов, так и журналистов,
разработаны рекомендации для СМИ. Статья базируется в первую очередь на нормативно-правовых актах.
Схожей по тематике, но с акцентом на иные аспекты взаимодействия
является статья адъюнкта Академии управления МВД России Ч. Я. Чингизова
«Характеристика источников и актуальных проблем правового регулирования
взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой
информации»5. Проведенный автором анализ источников позволяет найти и
проанализировать проблемы на законодательном уровне для коммуникации
со СМИ во время совершения теракта.
Наибольший интерес как у исследователей у нас вызвала работа
И. А. Сундиева6. В ней проведен обширный анализ на разных уровнях
различных терактов, в том числе и теракта в Беслане, и их освещения в СМИ,
оценивается потенциал воздействия на аудиторию, проведены социологические опросы.
Однако не только российские ученые занимаются анализом действий
СМИ во время террористических актов. Профессор Университета Джорджа
Вашингтона Дж. Пост пишет о терроризме как о медиафеномене и делает
вывод, что относится к нему необходимо как к форме информационной войны.
Тему терроризма и СМИ часто обсуждают на конференциях и круглых
столах различного уровня. Одна из самых значимых прошла 18-21 октября
2016 года в Белграде (Сербия). На двенадцатой международной конференции
«Терроризм и электронные СМИ» состоялось обсуждение актуальных
вопросов среди 90 журналистов из разных стран мира, экспертов из Франции,
Сербии, Испании, Греции, Иордании, Бельгии, Кипра, Китая8.
Методы, использованные в работе: анализ, описание, сопоставление,
обобщение, сравнение и аналогия.
Хронология исследования разделена на несколько этапов:
 этап первый, 2004 год – теракт в городе Беслан;
 этап второй, 2013 год – теракты в городе Волгоград;
 этап третий, 2014 год – ретроспективные спецпроекты,
посвященные десятилетию теракта в Беслане;
 этап четвертый, 2017 год – материалы о событиях в Беслане и
Волгограде, актуализированных взрывом в петербургском метрополитене.
Эмпирическим материалом работы выступили 42 публикации
различных СМИ, освещающие теракты в городах Беслан и Волгоград.
Структура работы. Исследование состоит из двух глав. В первой главе
мы рассмотрим теоретические аспекты темы, включающие в себя
проблематику выявления дефиниции самого понятия «терроризм», а также
нормы поведения журналиста при работе в экстремальной ситуации. Вторая
глава посвящена вопросу создания медиареальности вокруг общественной
трагедии. В главе рассмотрены подходы к описанию терактов в городах
Беслан и Волгоград, а также публикации ретроспективного характера.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Терроризм в ХХI веке становится не просто политическим явлением, а
медиафеноменом. Тема терроризма так или иначе обсуждается во всех СМИ
практически ежедневно. Терроризм становится объектом исследования
многих социально-гуманитарных наук, в том числе и теории журналистики. В
данном исследовании мы выяснили, что в медиапространстве заметен
парадокс – точного определения терроризма, принятого во всех редакциях, не
существует. В медиа употребление понятия «терроризм» не всегда совпадает
с его дефиницией, указанной в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 130-
ФЗ «О борьбе с терроризмом».
Кроме того, результатом исследования в первой главе выпускной
квалификационной работы стало выявление превалирующего мнения ученых
о том, что современный терроризм нацелен на высокую степень освещения
терактов. Наравне с этим терроризм перенимает новые технологии СМИ и
осваивает новые коммуникационные возможности. По результатам научно-исследовательской работы стало ясно, что для журналистов сформулировано
несколько важных рекомендаций для безопасного осуществления
профессиональной деятельности во время теракта. Однако нормы поведения
журналистов, прописанные в теоретических пособиях и рекомендациях, на
практике не исполняются, но в этом минимальна вина собственно
журналистского сообщества. Экстремальная ситуация не подвергается
прогнозированию, и действовать, исходя из прописанных правил в таком
случае становится практически невозможно.
Во второй главе нами были исследованы материалы СМИ о терактах в
городах Беслан и Волгоград в 2004 и 2013 году соответственно. Кроме этого
исследование затронуло и материалы, посвященные десятилетию с момента
совершения теракта в Беслане и публикации о серии терактов в Волгограде,
актуализированные взрывом в петербургском метро 3 апреля 2017 года. Мы
выяснили, что журналисты часто обращаются к анализу публикаций других48
СМИ. Объектами анализа становятся как печатные публикации, так и эфир
теле- и радиопрограмм. Метажурнализм становится частью медийной
действительности во время совершения теракта и некоторое время спустя.
Чаще всего журналисты критикуют коллег и в собственных материалах
обращают внимание на недостатки освещения события. В некоторых случаях
публикации не носят обвинительный характер, а ставят перед собой цель
информировать читателя об иной точке зрения.
При анализе эмпирического материала мы пришли к выводу, что
журналисты стараются избежать обвинительной риторики в адрес
террористов в первые часы после теракта. Лексика, используемая в прессе и
во время захвата заложников в Беслане, и во время серии терактов в
Волгограде, обретает номинации оценочного характера, спустя некоторое
время после начала террористической атаки. Со временем агрессивность
наименований усиливается, но журналисты соблюдают этические нормы –
чаще всего по отношению к свершившим теракт используются
безэмоциональные характеристики, такие как «террорист» и «захватчик».
На примере медиаполя, образованного на базе терактов в Беслане и
Волгограде, можно сделать вывод о том, что СМИ стремятся к
персонификации трагедии, публикуют порой слишком детальные описания места теракта.
Кроме того, в результате исследования мы пришли к выводу, что во
время совершения террористического акта в медиапространстве
увеличивается число анонимных источников СМИ.
Одной из задач нашего исследования было выявить основные различия
в подаче материалов о терактах в городах Беслан и Волгоград. Ими можно
назвать наибольший акцент на национальности и религиозной
принадлежности террористов, совершивших серию актов в Волгограде. Мы
выявили, что словосочетание «дагестанская смертница» стало основной
номинацией, употребляемой по отношению к одной из совершивших теракт.49
В случае с трагедией в Беслане такой тенденции заметно не было, лишь в
одном из анализируемых материалов «чеченец» употребляется как синоним к
слову террорист. Однако в случае с описанием теракта в Беслане, журналисты
часто делали акцент на языковых различиях террористов и мирного
населения. Указание на то, что террористы общаются на других языках были
замечены в нескольких публикациях. В целом можно сделать вывод, о том,
что сообщения о теракте в Беслане были более травматичны для аудитории, в
них чаще присутствуют факторы, усиливающие травмогенность материалов
СМИ, сформулированные в работе Ю. Белозеровой. Серия терактов в
Волгограде показала, что материалы СМИ могут снижать стресс аудитории с
помощью собственных материалов, смещая акценты повествования на
героические поступки, истории сопротивления. Мы отметили, что при
освещении событий в Волгограде акцент на невосполнимости потери в
материалах про жертв теракта менее заметен, чем в подобных сообщениях при теракте в Волгограде.
В рамках выпускной квалификационной работы мы исследовали не
только материалы, опубликованные в момент совершения теракта, но и
сообщения СМИ, актуализированные через несколько лет. Были исследованы
материалы, вышедшие к десятилетию теракта в Беслане и публикации,
вызванные взрывом в петербургском метро. Анализ показал, что для
ретроспективных материалов о годовщине теракта в бесланской школе
журналисты многих изданий предпочли формат мультимедийного
спецпроекта, а материалы о серии взрывов в Волгограде чаще всего были рассмотрены в рамках обзора.
Таким образом, в проведенном исследовании мы реализовали задачи,
поставленные в начале работы: провели тематический, смысловой, а также
стилистический и жанровый анализ текстов, посвященных терактам в городах
Беслан и Волгоград, изучили основные номинации и способы представления
террористов в печатной прессе, выявили сходства и различия в описании50
данных терактов. В ходе работы нами было проанализировано 42 текста
различных СМИ. Благодаря этому цель работы, заключенная в выявлении
основных особенностей освещения терактов в текстах журналистов, посвященных терактам, достигнута.


1. North A. How Media Coverage Influences Terrorism // BuzzFeed.
2. «Время перед Олимпиадой очень "выгодно" для террористов» //
Коммерсантъ.
3. Другого способа борьбы с террором, кроме как еще более жесткий
террор, не существует // Коммерсантъ.
4. Алексеева Т. Бомбу на вокзале в Волгограде взорвала 25-летняя Оксана
Асланова // kp.ru.
5. Алленова О., Фарниев З., Коновалов С., Машкин С. Школа выживания
//Коммерсантъ, 02.09.2004.
6. Ангелы в плену // Жизнь, 02.09.2004.
7. Беслан. Мы помним // Lenta.ru.
8. Беслан // Газета.
9. Богомолов Ю. Средство от массовой информации // Псковская
губерния, 08.09.2004.
10.Боевики захватили школу и 400 заложников // Утро.ру.
11.Бородина А. Террористическая сетка // Коммерсантъ, 2.09.04.
12.Бородина А. Эфирная зона особого внимания. Как отмеряли
телевизионную информацию // Коммерсантъ, 4.09.04.
13.В Беслане боевики захватили школу // Вечерняя Москва, 1.09.04.
14.В результате теракта в Волгограде ранены 37 человек - уточненные
данные МЧС // ТАСС.
15.В троллейбусе в Волгограде произошел взрыв: 14 погибших // Forbes.
16.Варшавчик С. НТВ разрешили быть информационнее остальных //
Независимая газета, 6. 09.04.
17.Взрывная волна // Газета.ру.52
18.Вокзал в Волгограде подорвал уроженец Марий-Эл // Интерфакс.
19.Гаврилко-Алексеев А. Сапронова Ю. Социальный портрет смертника:
кем были взорвавшиеся в России террорист // РБК.
20.Государственное телевидение – заложники цензуры // Новая газета,
6.09.04 Зайцев А. В заложниках сотни детей // Известия, 2.09.04.
21.Гусятинский Е., Идлис Ю., Мильчин К. Террор и медиа// Русский
репортер.
22.Колесников А. Кладбище номер один // Коммерсантъ, 07.09.2004.
23.Коц А. Граждане Беслана: Осетию хотят запалить с двух концов //
kp.ru.
24.Макаренко Г. Посол России в Турции убит в результате теракта //РБК.
25.Матвейчев О. Лекарство от терактов // Известия.
26.Митюшева Н., Брызгалова Е., Лапшин А. Новый год с поправкой на
новости // Газета.ру.
27.Морылева А. Дмитрий Маковкин незадолго до взрыва сделал
предложение девушке и купил кольца // kp.ru.
28.Мы потеряли полтора дня // Новая газета.
29.ПРОСНИТЕСЬ! ОДНИ НАС УБИВАЮТ, ДРУГИЕ НАС УНИЖАЮТ
// Новая газета, 6.09.04.
30.Прямая речь. А президент-то что делает? // Коммерсантъъ, 03.09.2004.
31.России нужна власть, умеющая спасать // Новая газета, 6.09.04.
32.С детьми воюют только подонки// Московский комсомолец, 2.09.04.
33.Сабитова А. На вокзале в Волгограде произошел теракт //
Коммерсантъ.
34.Сажина Д. Люди, которые пострадали из-за невнимательности
журналистов // 360tv.ru.
35.Самарина А. Национальная гангрена // Независимая газета.
36.Серенко А. Особенности терактов в Питере (2017) и Волгограде (2013)
// Новости Волгограда.53
37.Стешин Д., Малик Е., Корниенко Н. «Норд-Ост» превратился в «ЗюйдВест»? // Комсомольская правда, 02.09.2004.
38.Супер Р. «Человек в шапочке»: кто такой Ильяс Никитин // РБК,
10.04.17.
39.Телеканал CNN (Cable News Network). Справка // РИА Новости.
40.Телеканал НТВ передал репортаж из осажденного театра "Норд-Ост":
терактов должно было быть несколько// Лента.ру.
41.Теракты в Волгограде: два года спустя // ТАСС.
42.Топ-10 скандалов Летних Олимпиад // РБК-спорт.
43.Траур по погибшим в Волгограде призывают сделать общероссийским
// РБК.
44.У теракта в Волгограде могло быть множество причин – эксперты //
Вестник Кавказа, 22.10.13.
45.Фалалеев М. Просто сделал свою работу // Российская газета.
46.Ширяев В. Взрыв равнодушия // Новая газета.
Законодательные акты:
47.Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии
терроризму».
48.Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ "О борьбе с
терроризмом".
ЛИТЕРАТУРА:
49.Hacker, Frederick J. Crusaders, Criminals, Crazies: Terror and Terrorismin
Our Time. New York: W.W. Norton, 1996.
50.Jenkins, Brian M. High Technology Terrorism and Surrogate Warfare: The
Im-pact of New Technology on Low-Level Violence. Santa Monica,
California: Rand, 1975.
51.Амиров В.М. Журналистика экстремальных ситуаций: конспект лекций54
52.Амиров В.М. Новые тенденции в освещении актов терроризма
российскими печатными СМИ // Политическая лингвистика. 2014. №1
53.Ахмадов Ч. Я. Характеристика источников и актуальных проблем
правового регулирования взаимодействия органов внутренних дел со
средствами массовой информации // Пробелы в российском
законодательстве. 2014. №2.
54.Белозерова Ю. Террористические акты в российской и американской
прессе: психологический аспект. 2004// Медиальманах, № 1. С. 26–36
55.Гладковская Е.С Журналистский дискурс терроризма (сравнитальный
анализ публикаций в качественной прессе России и США),
Екатеринбург, 2006.
56.Ениколопов С., Ерофеева Л., Соковня И, Медиков В., Моисеев М.,
Сахарнова Е., Овчинникова Ю., Пережогин Л.,. Перцова Л,
Цехмистренко Т. Профилактика агрессивных и террористических
проявлений у подростков 2-е изд.
57.Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т.
М, 2006.
58.Информационные аспекты террористических актов (аналитическое
исследование). Информационное агентство «Росбалт» // Психология и
психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора: сб.
статей. Под ред. проф. М. М. Решетникова, 2004.
59.Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации //
Российская газета, 20.10.09.
60.Освещение терактов в СМИ: рекомендации, правила и
ограничения//Mediakritika.by.
61.Памятки по безопасности работы журналиста.
62.Сундиев, И. Медиаресурсы в экстремистской и террористической
деятельности : функциональный анализ // И. Сундиев, А. Смирнов.
Свободная мысль. 2014. N 4.55
63.Терроризм и электронные СМИ // Международная академия
телевидения и радио.
64.Хоффман Б. Терроризм: Взгляд изнутри. М.:, 2003.
65.Цыганов В. Медиа-террорризм. Терроризм и средства массовой
информации.
66.Чаплыгина В.Н. Калюжный А.Н Особенности взаимодействия органов
внутренних дел со средствами массовой информации в ходе
контртеррористических операций // Вестник Санкт-Петербургского
университета МВД России.2009.№2

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ