ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНА….
1.1. Феномен имиджа и факторы формирования инвестиционного
имиджа региона
1.2. Автономия медиасистемы как определяющий фактор
медиаплюразлизма СМИ
1.3. Медиасистемы стран БРИКС как элемент развивающихся
экономик
1.4. Сотрудничество глав БРИКС до и во время современного
экономического кризиса в России
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ИМИДЖА РОССИИ КАК ДЕЛОВОГО ПАРТНЕРА СТРАН БРИКС
2.1. O Globo: негативная динамика образа России на фоне укрепления
торговых отношений с Бразилией
2.2. The Hindu: дружба вопреки санкциям
2.3. China Daily: российско-китайская “win-win cooperation” ................ 78
2.4. Business Day: Россия как страна, из которой бегут инвесторы ....... 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Контент-анализ публикаций бразильской газеты O
Globo
Приложение 2. Контент-анализ публикаций индийской газеты The
Hindu
Приложение 3. Контент-анализ публикаций китайской газеты China Daily
Приложение 4. Контент-анализ публикаций южноафриканской газеты
Business Day
В 2001 году британский финансист Джим О’Нил опубликовал
аналитическую записку “Building Better Global Economic BRICs”, в которой
впервые объединил четыре страны – Бразилию, Россию, Индию и Китай, в
акроним БРИК. О’Нил заявил, что к 2050 году ВВП четырех государств
должен превысить ВВП «Большой семерки», в которую входят крупнейшие
экономики развитых стран. Какие аргументы были у О’Нила? В первую
очередь он руководствовался тем, что каждая из стран богата определенными
ресурсами: Бразилия – сельскохозяйственными, Россия – углеводородом,
Индия – дешевыми интеллектуальными ресурсами, Китай – дешевой рабочей силой1.
В течение пяти лет союз БРИК оставался проектом на бумаге – в
публикации О’Нила. Но уже в 2006 году на Петербургском экономическом
форуме этот проект, подразумевающий объединение и координацию четырех
стран, заинтересовал политиков – соглашение об основании организации
БРИК было подписано министрами экономики Бразилии, России, Индии и
Китая. Позже к группе присоединилось государство ЮАР.
Союз БРИКС вскоре после начала сотрудничества стран,
зашифрованных в аббревиатуре, и проведения саммитов с участием глав пяти
государств был признан исследователями первым опытом тесного политико-экономического взаимодействия стран разных по экономическому значению и уровню цивилизационного развития.
Однако финансовый кризис в России, начавшийся в марте 2014 года
после вмешательства страны в конфликт на Украине и крымского
референдума, драматическое падение курса рубля, еще более серьезное
ухудшение экономической ситуации в Бразилии, а затем и обвал китайского
фондового рынка перевернули представления экспертов о могуществе этого союза.
В августе прошлого года экс-министр экономики России Андрей Нечаев
назвал БРИКС «мыльным пузырем, который быстро лопнул». «Сколько было
фанфар по поводу новой, грандиозной роли стран БРИКС в мировой
экономике. Обвальное падение курса юаня и рубля. Резкое замедление роста
экономики Китая и ускоряющееся падение ВВП России. Сверхвысокая
инфляция в России и Бразилии. И финал: отток капитала из стран БРИКС за
последние 13 месяцев составил около одного триллиона долларов! Занавес», –
написал Нечаев в своем аккаунте в социальных сетях.
Представители стран БРИКС тем не менее продолжают сотрудничество,
в том числе обсуждая тактики взаимодействия в рамках медиасистем своих
стран. Для укрепления своих позиций за рубежом главы БРИКС
договариваются о необходимости укрепления партнерских отношений, в том
числе об усилении сотрудничества СМИ пяти государств.
Крупнейший медиасаммит состоялся в ноябре 2015 года в Китае при
участии значимых игроков медиарынка пяти стран, в том числе бразильского
издания Correio Braziliense, российских ТАСС, Российской газеты и
телеканала Russia Today, индийской газеты The Hindu, китайской газеты China
Daily и различных СМИ Южно-Африканской Республики. Представители
масс-медиа обсудили роль СМИ в содействии развитию «более тесных
партнерских отношений между странами БРИКС <…> с помощью
объективного, справедливого, всестороннего и своевременного освещения
новостных событий»2. Согласно опубликованной по итогам этой встречи
пекинской декларации, на саммите союз БРИКС был назван «важной силой в
международных отношениях и активным строителем глобальной системы».
Также было отмечено, что СМИ играют «незаменимую стимулирующую роль
в углублении сотрудничества между странами».
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в свете
происходящих перемен в мировой экономике становится важным понимание
того, как меняются взгляды ведущих изданий Бразилии, Индии, Китая и ЮАР
на экономическую политику России в периоды ухудшения политических и
экономических отношений РФ со странами Европы и США и обострения
финансового кризиса (с 2014 по 2016 гг.) для того, чтобы понять, способны ли
СМИ пяти стран достичь глобального диалога, который выносится на
повестку встреч глав этих государств, и наносится ли при этом ущерб
объективности и плюрализму мнений в СМИ. Экономический образ России,
созданный иностранными СМИ, является существенным фактором
формирования инвестиционной привлекательности страны. Он дополняет и
конкретизирует экспертные рейтинги.
Для того, чтобы найти ответ на эти вопросы, мы проследим, какой образ
государства формируют средства массовой информации БРИКС в период
нестабильности, сложной экономической ситуации в РФ, какой предстает
Россия на страницах зарубежных изданий.
Как отметил бывший заместитель председателя Центробанка Сергей
Алексашенко в эфире телеканала «Дождь» в марте 2014 года, «главная
причина [российского] экономического кризиса в том, что на протяжении уже
почти двух лет инвестиции в российскую экономику падают (прим.: спикер
говорит о периоде с 2013 по 2015 гг.). А без инвестиций никакая экономика не
может расти. Экономика – такое существо, которому инвестиции нужны, как
бензин автомобилю. Западные инвестиции останавливаются из-за санкций, из-за выросших политических рисков, российские инвестиции останавливаются
и из-за политических рисков, но самое главное – из-за отсутствия прав
собственности: это независимый суд и политическая конкуренция»3.
3 Рубль обвалится, капитал побежит за границу, привлекательность России для инвесторов
снизится [Электронный ресурс] // телеканал «Дождь». 02.03.2014. – URL:6
Под экономическим, или инвестиционным, имиджем государства
исследователи понимают «складывающуюся у потенциальных и действующих
инвесторов совокупность представлений об инвестиционном климате
территории и оценок этого климата, способствующую увеличению объемов
инвестиций»4. Формирование этих представлений происходит при анализе
существующей информации о государстве.
Безусловно то, что образ субъекта, конструируемый в СМИ, является
лишь компонентом целостного имиджа. Однако при этом нельзя умалять роли
СМИ во влиянии, во-первых, на уровень инвестиционной привлекательности
государства, который определяет эффективность экономической деятельности
субъекта, и, во-вторых, на формирование интереса и доверия к данной
территории у зарубежных инвесторов, представителей бизнеса.
Объектом исследования являются публикации СМИ стран, входящих
в союз БРИКС, основной темой которых являются экономические события в
современной России, а именно четыре издания: O Globo (Бразилия), The Hindu
(Индия), China Daily (Китай) и Business Day (ЮАР).
Предмет исследования – экономический образ России, создаваемый
ведущими СМИ Бразилии, Индии, Китая и ЮАР.
Целью работы данной работы является изучение экономического
образа России, формируемого в СМИ Бразилии, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики в период современного финансового кризиса.
Для достижения заявленной цели были сформулированы следующие задачи:
– определить составляющие экономического образа региона;
– представить особенности взаимодействия стран БРИКС;
– дать характеристику медиасистемам стран БРИКС;
– определить основные теги экономического образа России,
создаваемого ведущими СМИ стран БРИКС;
– сравнить отношение СМИ Бразилии, Индии, Китая и ЮАР к основным
экономическим событиям, произошедшим в России в период с 2014 года;
– выявить соответствие медийных характеристик России в Бразилии,
Индии, Китае и ЮАР политическим установкам глав БРИКС в отношении медиасистем.
В ходе исследования использовались методы сравнительно-описательного анализа, обобщения данных и контент-анализа. Для написания
диссертации были переведены англоязычные публикации.
Гипотеза работы. Ввиду того, что союз БРИКС является в первую
очередь политическим объединением, страны которого значительно
отличаются по экономическим показателям, СМИ БРИКС представляют
разные типы медиасистем, а, следовательно, различные варианты зависимости
от власти и демонстрируют различные коммерческие успехи. СМИ тех стран,
которые находятся в состоянии экономического кризиса, получают
небольшой доход от рекламы и вынуждены существовать за счет поддержки
правительства, государственных дотаций, – они формируют образ России как
дружественного их стране государства, то есть в ущерб медиаплюрализму.
Иная ситуация может наблюдаться в тех странах, которые не испытывают
экономических трудностей и характеризуются независимостью от властных
структур, а значит характеризуются политической автономией, поэтому
стремятся к формированию объективной информационной повестки в
интересах аудитории, в том числе позволяя себе критику российской экономики.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы
нескольких ученых в области имиджелогии, в частности Д. П. Гавры, В. Г.
Кесмеришкина, Г. С. Мельник, И. Я. Рожкова и других. Также были изучены
исследования российских и зарубежных авторов о категории медиасистемы –
С. С. Бодруновой, П. Манчини, К. Спаркса и Д. Халлина, и о политических,8
экономических и медийных реалиях БРИКС – К. Норденстренга, С. Пасти, Д.
Л. Стровского, Д. Туссу и других.
Эмпирическая база исследования включает в себя материалы
электронных версий четырех СМИ: бразильской газеты O Globo5, индийской
англоязычной газеты The Hindu6, китайской англоязычной газеты China Daily7
и южноафриканской англоязычной газеты Business Day8. Причиной для такой
выборки послужила популярность газет на медиарынках своих стран
(большой тираж), признание их как влиятельных СМИ, а также сильный
экономический сегмент в этих изданиях.
Хронологические рамки исследования: с марта 2014 года – начала
российского-украинского конфликта, крымского референдума и
последовавших за этим санкций против России – до марта-апреля 2016 года.
Практическая значимость исследования. Ввиду того, что союз стран
БРИКС является новым политико-экономическим объединением
относительно других мировых организаций и союзов, особенности
взаимодействия стран в контексте масс-медиа пока не изучены, поэтому
выводы, содержащиеся в работе, могут быть включены в материалы лекций по
современной международной журналистике, курсу по медиасистемам развивающихся стран.
Новизна темы и результатов диссертации характеризуются тем, что в
современной науке нет пока ни одного исследования, определяющего имидж
России, формируемого средствами массовой информации дружественных ей
государств, в частности стран союза БРИКС. Также новизну выводов работы
характеризует попытка автора найти соответствие между образом России,
формируемым выбранными СМИ стран БРИКС, с тем образом России,
который хотят видеть представители власти РФ в масс-медиа дружественных
ей государств, обсуждая с главами БРИКС варианты сотрудничества СМИ и
их помощь в поддержке интересов страны.
Поставленные цель и задачи определили структуру диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. В
первой главе раскрываются ключевые понятия исследования – имидж, имидж
региона и инвестиционный имидж, а также характеризуются различные
научные подходы к определению категории медиасистемы и дается попытка
определить типы медиасистем стран БРИКС. В этой же главе автор делает
краткий обзор о становлении группы БРИКС и о проблемах, становившихся
приоритетными для обсуждения главами государств на официальных
встречах. Во второй главе идет речь идет о реакции средств массовой
информации стран БРИКС на новый российский финансовый кризис и об
образе России, формируемом этими СМИ. В приложениях представлен контент-анализ четырех изданий.
Положения, выносимые на защиту:
– СМИ развивающихся стран функционируют в рамках медиасистем,
различающихся по уровню политической и экономической автономии;
– СМИ союза стран БРИКС не едины в своем понимании экономической
политики России и формируют контрастные образы страны, влияя, таким
образом, по-разному на ее инвестиционную привлекательность;
– Не все СМИ стран БРИКС вопреки политическим договоренностям
являются эффективными инструментами для создания положительного образа России в зарубежных изданиях.
Апробация работы. Промежуточные выводы диссертации были
представлены в качестве тезисов в сборниках материалов международных конференций:
1) Чурманова К. С. Экономический имидж России в печати стран БРИКС
// Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 14-й
международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов 11–1310
марта 2015 года / под ред. М. А. Бережной; сост. А. Н. Марченко. – СПб.:
Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. – URL:
http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1425986116_2.pdf.
2) Чурманова К. С. Экономический имидж России в англоязычных СМИ
Китая // Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения: тезисы
Международного научного форума 23-24 апреля 2015 г. / отв. ред. В. В.
Васильева. – СПб.: Институт «Высшая школа журналистики и массовых
коммуникаций» СПбГУ, 2015. Электронный сборник. – С. 141-143. URL:
http://jf.spbu.ru/conference/5385/5421.html.
3) Чурманова К. С. Перспективы сотрудничества России и Китая в
аспекте глобальных экономических интересов: взгляд СМИ // Материалы XI
Международной конференции «Средства массовой информации России и
Китая в XXI веке: Медиасистемы России и Китая в контексте стран БРИКС».
– М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. – С. 26-28.
4) Чурманова К.С. Экономический имидж России в СМИ стран БРИКС
(на примере бразильской газеты O Globo) // Медиа в современном мире. 55-е
Петербургские чтения: тезисы Международного научного форума 9-11 апреля
2016 г. / отв. ред. В. В. Васильева. – СПб.: Институт «Высшая школа
журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, 2016. – URL:
http://jf.spbu.ru/conference/6081/6091.html.
Вопросы, касающиеся союза БРИКС, сегодня вызывает среди
экономистов и политиков оживленные дискуссии, исследователей
провоцируют на рассуждения о перспективах стран развивающегося типа и их
сотрудничества в рамках этого альянса. Актуальным становится изучение
медиасистем государств, входящих в группу БРИКС, – социально-политических и экономических особенностей деятельности СМИ этих стран
на своих медиарынках, то есть тех индикаторов, которые определяют уровень
политической и экономической независимости масс-медиа. В ходе нашего
исследования мы познакомились с различными подходами российских и
зарубежных теоретиков в области медиа к определению типов мировых
медиасистем. И в результате с помощью статистических данных World
Concern, Frazer Institute и Reporters without frontiers, характеризующих страны
с точки зрения их политического и экономического устройства, а также
результатов полевых исследований медиасистем рабочей группы из финского
Университета Тампере, мы определили особенности медиасистем стран БРИКС.
Так, мы можем сделать вывод о том, что отличия стран БРИКС по
уровню экономического и цивилизационного развития предопределили и
различия их медийных систем как поставщиков информации в том числе об
экономической ситуации в России, что было важно обнаружить в ходе нашего
исследования. Пресса Индии и ЮАР занимают одну плоскость в системе
координат «включенность в политическую структуру / включенность в
рыночные условия», будучи странами с наиболее высоким уровнем
демократии и низкими экономическими показателями масс-медиа, которые
мы определяли по уровню доходов от рекламы. Бразильская пресса занимает
в этой плоскости почти центровое положение, а китайская заслуживает
позиции во втором квадрате как максимально зависимая от политических105
установок, но при этом коммерчески успешная. Определение координат
медиасистем БРИКС показалось нам важным, так как условия, в которых
функционируют СМИ предопределяют их информационную повестку.
Чтобы выявить основные теги экономического образа России,
создаваемого ведущими СМИ стран БРИКС, а также сравнить отношение
выбранных изданий к основным экономическим событиям, произошедшим в
России в период с марта 2014 года, когда случился крымский референдум, а за
ним последовали санкции США и Евросоюза против России, мы провели
качественный контент-анализ публикаций четырех СМИ – бразильской газеты
O Globo, индийской The Hindu, китайской China Daily и южноафриканской
Business Day. Параметрами для анализа служили пять имиджеобразующих
факторов, составляющих вкупе целостный экономический образ страны:
производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный,
финансовый и потребительский имиджи.
Проанализированные публикации свидетельствуют о слабой имиджевой
динамике России. Анализ показал, что издания, как правило, не меняли свою
позицию по отношению к России с начала кризиса. Спустя два года после
присоединения Крыма O Globo и Business Day все также выступали с жесткой
критикой как политических действий России, так и экономических
показателей страны, а The Hindu и China Daily в марте 2014 и в марте 2016 гг.
стабильно оказывали информационную поддержку российско-индийскому и
российско-китайскому политическому и экономическому сотрудничеству. На
рисунке 8 видно соотношение положительных, негативных и нейтральных
коннотаций, отражающих особенности экономического образа России в
четырех изданиях.106
O Globo формирует у своей аудитории образ России как страны с
неустойчивой экономикой, которую постепенно покидают иностранные
инвесторы, а европейские страны вступают в период «засухи» в торговых
отношениях с Россией. При этом O Globo признает, что в стране с
монополистической конкуренцией, коррумпированностью власти и «широко
распространенной бедностью», по-прежнему остаются большие денежные
ресурсы, и потенциал для восстановления высок. СМИ Бразилии – страны,
переживающей не менее трагичный, чем Россия, экономический кризис,
обусловленный падением цен на сырье и коррупцией в правительстве, как
никто другой понимают, что экономическая ситуация является отражением
политических действий руководства страны, поэтому при освещении
российских событий постоянно отсылаются на действия правительства и
конкретно президента Владимира Путина, который, по замечанию O Globo,
«проигрывает экономическую битву».
Еще более остро реагирует на экономические решения России
южноафриканская газета Business Day. Журналисты издания незадолго до
крымского референдума призывают Запад «остановить Россию». Они
сравнивают аннексию Крыма с вмешательством России в вооруженный
конфликт Грузии и Южной Осетии в 2008 году и даже с вводом советских
войск в Чехословакию в 1968 году, при этом делают акцент на том, что тогда
«московский рынок не рухнул», так как Россия не зависела от западной
экономики. А сегодня из-за оттока иностранного капитала, как пишет Business
Day, «в российской экономике – хаос». Причину этого журналисты и
эксперты, дающие комментарии изданию, видят в «территориальных
амбициях Путина», которые он скрывает под желанием защитить крымчан.
Журналисты газеты The Hindu занимают прагматичную позицию,
исследуя, какие выгоды может получить Индия от санкций Запада против
России и ответного российского эмбарго. Они, в отличие от своих бразильских
и южноафриканских коллег, напротив, склонны считать, что России как
крупнейшему поставщику энергии в Европу и другие страны, обязан весь мир,
и в санкционной борьбе России и Запада, пострадают страны Запада, а не
Россия, способная найти новых партнеров, просто повернув свой взор на
Восток. В газете смягчается якобы всеобщая истерия по поводу аннексии
Крыма – издание создает для России образ защитника собственных и
пограничных территорий, чем оправдывает вмешательство страны в конфликт
на Украине и даже порицает США, занявшего неверную позицию в отношении
РФ. Пишет об этом издание и спустя два года после объявлений
Соединенными Штатами первых санкций против России. The Hindu как будто
встает на сторону тех 86 процентов граждан России, поддерживающих
президента Путина. Такая информационная политика издания не может быть
обусловлена зависимостью от политических установок: во-первых, The Hindu
является частным бизнесом, а, во-вторых, страна, согласно рейтингам
независимых аналитических организаций, – одна из самых демократичных
стран мира. Мы можем предположить, что такое одностороннее освещение108
экономической ситуации в России продиктовано позицией собственника
издания или сугубо субъективными убеждениями редакции газеты,
отмечающей, что при Путине «в целом произошло процветание», а его
поддержка народом «не исчезнет в одночасье, как исчез из России сыр “Пармезан”».
Даже СМИ Китая – страны, которую, на наш взгляд, необоснованно
считают лучшим другом РФ, газета China Daily менее лояльна и дружелюбна
по отношению к России, российской власти и российской экономической
политике. Издание критикует действия правительства, приведшие к
экономической изоляции России, называя страну «вором, укравшим Крым».
Однако в аспекте освещения санкций против России China Daily более
снисходительна. Газета пишет о том, что из-за санкций страдает не российская
власть, против которой восстал Запад, а население страны, которому, к слову,
China Daily формирует крайне положительный образ как талантливым
сотрудникам, создающим инновационные технологии, благодаря чему в том
числе «Россия справится с экономическими трудностями». Такое
снисхождение мы объяснили аналогичным опытом Китая, которому США в
1989 году объявили санкции из-за жестокого подавления студенческих
протестов, и с которыми Китай, как мы видим, справился.
Проведенное исследование позволяет сделать прогноз о том, как будет
меняться – совершенствоваться или ухудшаться – инвестиционная
привлекательность России на мировом рынке или, по меньшей мере, на рынке
ее четырех союзников – Бразилии, Индии, Китая и ЮАР, так как средства
массовой информации играют если не ключевую, то чрезвычайно важную
роль при создании экономического образа России, а политические
договоренности пока имеют незначительный вес при формировании массмедиа информационной повестки – в большей степени в странах,
медиасистемы которых характеризуются политической и экономической
автономией. Таким образом, не все СМИ, представляющие страны БРИКС,
оказываются эффективными инструментами для создания и поддержания109
позитивного инвестиционного имиджа России в так называемых «дружественных» ей государствах
1. Алимова Г. С., Чернышев Б. Н. Имидж региона в системе оценки его
конкурентоспособности // Научные записки ОрелГИЭТ. – Орел, 2010. – №2. –
С. 342.
2. Афанасьев Д. В. Информационно-коммуникационные аспекты
инвестиционной привлекательности региона // Имидж региона в современном
информационном пространстве: материалы симпозиума. – СПб., 2009. – С. 19-
23.
3. Бодрунова С. С. Политический параллелизм в СМИ как параметр
оценки медакратизации: парадигмы и способы изучения // Мировые
тенденции медиасферы: сб. статей научно-практического семинара «День
науки – 2011». – СПб., 2012. – С.65.
4. Бодрунова С. С. Политическая автономия медиасистемы и ее
экономические основания: опыт стабильных демократий // Экономическое
возрождение России. – 2014. – № 1 (39). – С. 122.
5. Большаков С. Н. Информационно-коммуникационное пространство
электорального процесса. – СПб., 2010. – С. 22.
6. Васищева А. В. Имидж: определение центрального понятия
имеджелогии / А. В. Васищева, А. В. Ненашева // Социально-гуманитарные
знания. – Нижний Новгород, 2005. – № 4. – С.311-312.
7. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Внешнеполитический образ России
в зеркале западной прессы // Имидж государства/региона в современном
информационном пространстве: материалы симпозиума 23-24 марта 2009 г. /
Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет
журналистики; отв. ред. А. Д. Кривоносов. – СПб.: Роза мира, 2010. – С. 368-
371.111
8. Гавра Д. П. Категория имиджа: сущность и основные характеристики
// Имидж государства/региона в современном информационном пространстве:
материалы симпозиума 23-24 марта 2009 г. / Санкт-Петербургский
государственный университет, Факультет журналистики; отв. ред. А. Д.
Кривоносов. – СПб.: Роза мира, 2010. – С. 31-40.
9. Гавра Д. П. Внешний имидж государства: субстанциональное и
процессуальное понимание // Средства массовой информации в современном
мире. Петербургские чтения: тезисы межвузовской научно-практической
конференции 23-24 апреля 2008: сборник / Санкт-Петербургский
государственный университет, Факультет журналистики; ред. И. А.
Богданова. – СПб.: Роза мира, 2008. – С. 92-93.
10. Гавра Д. П. Категория имиджа в современной
коммуникативистике [Электронный ресурс] // Журнал социологии и
социальной антропологии. – Спб., 2013. – № 4 (69). – URL:
http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013_4/Gavra_2013_4.pdf.
11. Дубовик С. В. Разнесенный тотальный контроль Китая
[Электронный ресурс] // Визуально-семантические средства современной
медиаиндустрии: материалы Респ. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С. В. Дубовик.
– Минск: Изд. Центр БГУ, 2015. – URL:
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/119069/1/Dubovik_Vizual_konf_2015-
5.pdf.
12. Каширина Л. Г. Ресурсы СМИ в формировании имиджа страны //
Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения:
тезисы межвузовской научно-практической конференции 23-24 апреля 2008 г.
/ Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет
журналистики; ред. И. А. Богданова. – СПб.: Роза мира, 2008. – С. 101-103.
13. Кива А. В. Мечты и реалии: БРИКС [Электронный ресурс] //
Социология международных отношений. – М., 2014. – С. 39-49. – URL:
http://socis.isras.ru/files/File/2014/2014_9/39-49_Kiva.pdf.112
14. Купцов И. С. БРИКС в системе международных экономических
отношений // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и
обществе. – Пенза, 2013. – № 4 (8). – C. 59.
15. Литвиненко А. А. Формирование образа России В СМИ Германии:
объективные и субъективные факторы // Имидж государства/региона в
современном информационном пространстве: материалы симпозиума 23-24
марта 2009 г. / Санкт-Петербургский государственный университет,
Факультет журналистики; отв. ред. А. Д. Кривоносов. – СПб.: Роза мира, 2010.
– С. 407-410.
16. Матвиенко В. В. Концентрация средств массовой информации
Индии: национальный аспект [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. – № 11. – 2010. – URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/kontsentratsiya-sredstv-massovoy-informatsii-indiinatsionalnyy-aspekt.
17. Парушкина Б. Н. Информационная повестка дня современных
общественно-политических газетных изданий Ставропольского края //
Вестник Ставр. гос. унив-та. – Ставрополь, 2010. – № 68. – С. 123.
18. Панкрухин А. Н. Противодействующий маркетинг –
дебрендирование и разрушение имиджа // Имидж государства/региона в
современном информационном пространстве: материалы симпозиума 23-24
марта 2009 г. / Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.),
Факультет журналистики; отв. ред. А. Д. Кривоносов. – СПб.: Роза мира, 2010.
– С. 73-82.
19. Поселянова Е. А. Страны с формирующимися рынками на
современном этапе развития мировой экономики [Электронный ресурс] //
Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – Нижний Новгород,
2011. – №22. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strany-s-formiruyuschimisyarynkami-na-sovremennom-etape-razvitiya-mirovoy-ekonomiki.
20. Почепцов Г. Г. Имиджеология: монография / Г. Г. Почепцов. – М.:
Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. – 768 с.113
21. Прасолова О. В. Формирование инвестиционного имиджа региона
/ О. В. Прасолова // Региональная журналистика и актуальные проблемы
современности: материалы первых Северо-Западных чтений / ред. А. Д.
Кривоносов. – СПб.: СПбГУ, 2003. – 66 с.
22. Раскладкина М. К. Интернет как средство организации
информационно-политического пространства России: Автореф. дис. … канд.
полит. наук. – СПб, 2006. – С. 23.
23. Рожков И. Я. Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты: научнопопулярная литература / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. – М.: Рипол
классик, 2008. – 368 с.
24. Рожков И. Я., Кисмерешкин В. Г. Имидж России. Ресурсы. Опыт.
Приоритеты. Избранные главы из книги [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.isr2050.ru/items-104.html#1.
25. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы //
Национальный институт прессы. – М., 1998. – С. 16.
26. Слонская М. С. Коррупция в Индии: масштабы и методы борьбы с
ней // Азия и Африка сегодня. – 2015. – №7. – URL:
http://mgimo.ru/upload/2015/10/NSO-Slonskaya.pdf.
27. Смирнова Е. В. Экономический имидж России и проблемы
трансфертного ценообразования // Имидж государства/региона в современном
информационном пространстве: материалы симпозиума 23-24 марта 2009 г. /
Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет
журналистики; отв. ред. А. Д. Кривоносов. – СПб.: Роза мира, 2010. – С. 87-89.
28. Сордж Б. Наступила ли новая эра в бразильской политике? //
Мониторинг общественного мнения. – 2014. – №3 (121). – С. 159-160.
29. Ткачева Н. В. Индия: медиасистема в условиях либерализации
экономики / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 60-61.
30. Чурманова К. С. Экономический имидж России в печати стран
БРИКС [Электронный ресурс] // Медиа в современном мире. Молодые
исследователи: материалы 14-й международной конференции студентов,114
магистрантов и аспирантов 11–13 марта 2015 года / под ред. М. А. Бережной;
сост. А. Н. Марченко. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный
университет, 2015. – URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1425986116_2.pdf.
31. Чурманова К. С. Экономический имидж России в англоязычных
СМИ Китая [Электронный ресурс] // Медиа в современном мире. 54-е
Петербургские чтения: тезисы Международного научного форума 23-24
апреля 2015 г. / отв. ред. В. В. Васильева. – СПб.: Институт «Высшая школа
журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, 2015. – С. 141-143. URL:
http://jf.spbu.ru/conference/5385/5421.html.
32. Чурманова К. С. Перспективы сотрудничества России и Китая в
аспекте глобальных экономических интересов: взгляд СМИ // Материалы XI
Международной конференции «Средства массовой информации России и
Китая в XXI веке: Медиасистемы России и Китая в контексте стран БРИКС».
– М.: Факультет журналистики МГУ, 2015. – С. 26-28.
33. Чурманова К. С. Экономический имидж России в СМИ стран
БРИКС (на примере бразильской газеты O Globo) [Электронный ресурс] //
Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения: тезисы
Международного научного форума 9-11 апреля 2016 г. / отв. ред. В. В.
Васильева. – СПб.: Институт «Высшая школа журналистики и массовых
коммуникаций» СПбГУ, 2016. – URL:
http://jf.spbu.ru/conference/6081/6091.html.
34. Шмелева Е. В. Оценка имиджа России // Средства массовой
информации в современном мире. Петербургские чтения: тезисы
межвузовской научно-практической конференции 23-24 апреля 2008: сборник
/ Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет
журналистики; ред. И. А. Богданова. – СПб.: Роза мира, 2008. – С. 122-123.
35. Шубин В. Зачем Южной Африке БРИКС и зачем БРИКС Южная
Африка // Индекс безопасности. М., 2013. С. 58, 64.
36. Яковлев И. П. Миссия как стратегический фактор формирования
имиджа страны // Средства массовой информации в современном мире.115
Петербургские чтения: тезисы межвузовской научно-практической
конференции 23-24 апреля 2008: сборник / Санкт-Петербургский
государственный университет, Факультет журналистики; ред. И. А.
Богданова. – СПб: Роза мира, 2008. – С. 123-126.
Книги и научные статьи на английском языке
37. Anton Kruger. From BRIC to BRICS and South Africa’s military
[Электронный ресурс] // News on ISS Africa. – 27.05.2011. – URL:
http://www.iss.co.za/iss_today.php?ID=1289.
38. Brownell H., Bruk R.C. Simple defenitions of “image” [Электронный
ресурс] // Merriam-Webster Dictionary. – URL: http://www.merriamwebster.com/dictionary/image.
39. Hallin D. C., Mancini P. Сomparing Media Systems: Three Models of
Media and Politics // Cambridge University Press. – 2004. – С. 73-74.
40. Maxwell E. McCombs, Donald L. Shaw. The agenda-setting function
of mass media [Электронный ресурс] // Public Opinion Quarterly, 1972. URL:
http://www.soc.unitn.it/sus/membri_del_dipartimento/pagine_ personali/delgrosso/personali/articoli%5Cagendasettingtotal.htm.
41. Musa Ndlovu. The Meaning of South African Media’s Expansion into
the Rest of African Space // Ilha do Desterro. – 2011. – №61. – P. 298.
42. Nordenstreng K., Thussu D. K. Mapping BRICS. – Нью-Йорк, 2015,
286 с.
43. O’Neill J. Building Better Global Economic BRICs [Электронный
ресурс] // Global Economics. – № 66, 2001. – URL:
http://www.goldmansachs.com/our-thinking/archive/archive-pdfs/build-betterbrics.pdf.
44. Paiva R., Sodre M., Custodio L. Brazil: patrionalism and media
democratization // Mapping BRICS Media / K. Nordenstreng, D. K. Tsuu. – НьюЙорк, 2015. – С. 109-124.116
45. Tendayi S. Kumbula. Press Freedom and Communication in Africa.
Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press, 1997. 362 с.
Публикации в СМИ на русском языке
46. Алексей Улюкаев: «Мы сами готовили этот кризис»
[Электронный ресурс] // Ведомости. – 18.12.2014. – URL:
http://www.vedomosti.ru/politics/video/2014/12/18/aleksej-ulyukaev-my-samigotovili-etot-krizis.
47. В Индии возбуждено уголовное дело против экс-министра связи
страны [Электронный ресурс] // РБК. – 2.04.2011. – URL:
https://www.rbc.ua/rus/news/v-indii-vozbuzhdeno-ugolovnoe-delo-protiv-eksministra-svyazi-02042011213100.
48. Д. Медведев: Реформа мировой финансовой системы не учитывает
роли БРИКС // РБК. – 29.03.2012. – URL:
www.rbc.ru/economics/29/03/2012/643966.shtml.
49. Деньги утекают, потому что из выводят русские [Электронный
ресурс] // Газета.ru. – 25.06.2012. – URL:
http://www.gazeta.ru/business/2012/06/25/4639901.shtml.
50. Десять уроков для России от стран, столкнувшихся с эмбарго
[Электронный ресурс] // Forbes. – 30.04.2014. – URL:
http://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/256149-desyat-urokov-dlya-rossii-otstran-stolknuvshikhsya-s-embargo.
51. Джим О’Нил: «Россия страдает тяжелой формой «голландской
болезни» [Электронный ресурс] // Forbes. – 06.09.2011. – URL:
http://www.forbes.ru/lichnye-dengi/tsennye-bumagi/73106-dzhim-o-nil-rossiyastradaet-tyazheloi-formoi-gollandskoi-bolezni.117
52. Желтые страницы: почему в Китае запрещают все иностранные
онлайн-издания [Электронный ресурс] // Lenta.ru. – 20.02.2016. – URL:
https://lenta.ru/articles/2016/02/20/chinacloseinternet/.
53. Имидж России после провала 2014 года несколько улучшился
[Электронный ресурс] // Ведомости. 7.12.2015. – URL:
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/12/08/620003-imidzh-rossiiuluchshilsya.
54. Курс цен на фьючерсы нефти Brent [Электронный ресурс] //
информационный портал banki.ru. – URL: http://www.banki.ru/quotes/brent/.
55. Лишний кирпич: почему страны БРИКС потеряли доверие
инвесторов [Электронный ресурс] // Forbes. – 12.11.2015. – URL:
http://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/305417-lishnii-kirpich-pochemustrany-briks-poteryali-doverie-investorov.
56. «Марш миллионов» в Москве завершился массовыми арестами
[Электронный ресурс] // Русская служба BBC. – 6.05.2012. – URL:
http://www.bbc.com/russian/russia/2012/05/120506_livetext_moscow_march.shtm
l.
57. ОЭСР приостановила процесс принятия России в свой состав
после 18 лет переговоров [Электронный ресурс] // ТАСС. – 13.03.2014. – URl:
http://tass.ru/ekonomika/1043509 http://tass.ru/ekonomika/1043509.
58. Пекинская декларация по итогам медиа-саммита стран БРИКС
[Электронный ресурс] // «Жэнминь Жибао». – URL:
http://russian.people.com.cn/n/2015/1202/c31521-8984627.html.
59. Развивающиеся рынки – слабое звено мировой экономики
[Электронный ресурс] // Ведомости. – 21.01.2016. – № 3998. – URL:
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/01/21/624873-slaboe-zveno.
60. Россияне и кризис: кто кого? [Электронный ресурс] // Финам. –
URL: http://www.finam.ru/analysis/forecasts/rossiyane-i-krizis-kto-kogo-
20160212-14180/.118
61. «Рубль обвалится, капитал побежит за границу,
привлекательность России для инвесторов снизится». Экономист
Алексашенко о возможных последствиях украинского кризиса [Электронный
ресурс] // телеканал «Дождь». – 02.03.2014. – URL:
https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/rubl_obvalitsja_kapital_pobezhit_za_gran
itsu_privlekatelnost_rossii_dlja_investorov_snizitsja_ekonomist_aleksashenko_o_
vozmozhnyh_posledstvijah_ukrainskogo_krizisa-364196/.
62. Решения саммита в Бразилии [Электронный ресурс] //
информационное агентство ИТАР-ТАСС. – URL: http://tass.ru/info/1315743.
63. Решения саммита в Уфе // информационное агентство ИТАРТАССhttp. – URL: //tass.ru/info/1315743.