Культура советского периода (История культуры, Башкирский Государственный Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1917-1923 гг.)5
2.СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА 16
2.1. Развитие советской культуры до начала Великой Отечественной войны 16
2.2. Значение Великой Отечественной войны для советской культуры 20
2.3. Восстановление советской культуры после войны 25
3. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ СССР В 1953-1991 гг. 32
3.1. Культура периода «оттепели» 32
3.2. Культура периода «застоя» 36
3.3. Культура периода «перестройки» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
1. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1917-1923 гг.)5
2.СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ТОТАЛИТАРИЗМА 16
2.1. Развитие советской культуры до начала Великой Отечественной войны 16
2.2. Значение Великой Отечественной войны для советской культуры 20
2.3. Восстановление советской культуры после войны 25
3. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ СССР В 1953-1991 гг. 32
3.1. Культура периода «оттепели» 32
3.2. Культура периода «застоя» 36
3.3. Культура периода «перестройки» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Актуальность темы исследования. Советская культура – это неотъемлемая часть российской и мировой истории. Советский народ, творческая интеллигенция СССР внесли неоценимый вклад в развитие всех отраслей культуры. Достижения, открытия, произведения этой поры и по сей день не теряют своей значимости. Они хранят память о великой эпохе. И, чтобы понимать и осознавать события настоящего, необходимо помнить и знать историю прошлого.
Степень научной разработанности. Тема культуры советской эпохи была рассмотрена в трудах исследователей Л.В. Кошмана, В.Н. Лексина, Р.А. Сусловой, Г.П. Сидоровой, Л.Л. Агаджаняна, А.С. Бочкаревой и других .
Объектом исследования выступает Россия как историко-культурный феномен.
Предметом исследования является культура советского периода.
Цель исследования – рассмотреть культуру советского времени в аспектах ее универсальных и уникальных черт.
Задачи исследования:
изучить процесс формирования советской культуры в период после Октябрьской революции 1917 г.;
охарактеризовать развитие советской культуры в период до начала Великой Отечественной войны;
определить значение событий 1941-1945 гг. для советской культуры;
проанализировать состояние советской культуры в процессе послевоенного восстановления;
рассмотреть особенности советской культуры в период 1953-1964 гг.;
проследить изменения в развитии культурной жизни СССР периода «застоя»;
выявить тенденции в становлении новой культуры времен «перестройки».
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Степень научной разработанности. Тема культуры советской эпохи была рассмотрена в трудах исследователей Л.В. Кошмана, В.Н. Лексина, Р.А. Сусловой, Г.П. Сидоровой, Л.Л. Агаджаняна, А.С. Бочкаревой и других .
Объектом исследования выступает Россия как историко-культурный феномен.
Предметом исследования является культура советского периода.
Цель исследования – рассмотреть культуру советского времени в аспектах ее универсальных и уникальных черт.
Задачи исследования:
изучить процесс формирования советской культуры в период после Октябрьской революции 1917 г.;
охарактеризовать развитие советской культуры в период до начала Великой Отечественной войны;
определить значение событий 1941-1945 гг. для советской культуры;
проанализировать состояние советской культуры в процессе послевоенного восстановления;
рассмотреть особенности советской культуры в период 1953-1964 гг.;
проследить изменения в развитии культурной жизни СССР периода «застоя»;
выявить тенденции в становлении новой культуры времен «перестройки».
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем работы составляет 53 страницы.
В данном исследовании нами была рассмотрена культура России советской эпохи в важнейших аспектах науки, образования и искусства, выделены основные периоды ее развития и определены их особенности. Подводя итоги, можно охарактеризовать каждый из них.
Становление советской культуры началось в период после Октябрьской революции. Главной задачей культуры того времени было выражение интересов пролетариата и трудящихся. В этот период активно создавались различные объединения и союзы (научно-просветительские, образовательные, творческие), возникали новые жанры творчества, поддерживалось международное общение. Это стало большими шагами для создания новой социалистической культуры, в которой нуждалось, по мнению революционеров, общество.
Период конца 1920-х-1930-е годы для советской культуры являлся временем значительных перемен. С одной стороны, сложившийся тоталитарный режим во многом ограничил жизнь общества посредством жесткой цензуры и тотального контроля, а с другой стороны, способствовал достижению выдающихся успехов в культуре. В общественной среде вырос интерес к чтению, и стало доступным кино. Это период стал подготовительным перед испытаниями, выпавшими на долю СССР в 1941-1945 годы.
Времена Великой Отечественной войны стали непростыми для всего советского общества. Война требовала мобилизации всех ресурсов общества. Достижения в культуре стали во многом определяющим фактором победы над врагом. Если научно-технические исследования и разработки помогали в обороне и нападении, то музыка, кино, литература и живопись поддерживало силу духа и не давало сломиться даже в секунды отчаяния, когда казалось, что выхода нет.
Послевоенный период стал временем восстановления после ужасов войны. Общество надеялось на снятие некоторых ограничений и смягчение контроля со стороны государства. Но тоталитарный режим лишь усилил свои позиции, что никак не отвечало настроениям людей. Многие деятели культуры подверглись гонениям, а сферы культуры не могли полноценно функционировать. Стали необходимы реформы, которые ослабили бы напор существующей власти.
Период 1953-1964 годов ознаменовался значительным потеплением в отношениях общества и государства. Реформы, начатые в «оттепель», благоприятно сказались на состоянии культуры послевоенного времени. В науке были достигнуты большие успехи в областях освоения космоса, физики, атомной энергетики, ракетно-космической техники, а выдающиеся ученые удостоились мирового признания. В искусство вернулось творчество, появились новые направления. Многие деятели культуры были реабилитированы. Хотя изменения проходили и постепенно, они нашли положительный отклик у советских людей.
Период «застоя» не был плодотворным для развития культуры. Во многом на это повлияло усиление идеологического гнета и попытки реабилитировать сталинский режим, что негативно встретилось обществом. Цели, которые ставились партией, не вдохновляли, потому и сфера культуры не желала развиваться. Это время пришлось на пользу развитию неофициальной культуры, которая вскоре обрела известность и общественное уважение.
Период «перестройки» изменил отношение общества к культуре. С приходом политики «гласности» последовали значительные перемены во всем. В образовании – был взят курс на демократизацию и гуманизацию образования, в науке же – происходила «утечка мозгов», пострадали многие отрасли наук. Политика «гласности» стала большим ударом для искусства – распространение массовой культуры и переизбыток художественных произведений привело к обесцениванию искусства, его значимости и смысла для человека и стало лишь способом сиюминутного развлечения. Это время ознаменовалось началом формирования новой культуры нового государства.
Культура СССР прошла огромный путь от революции до коренной перестройки и претерпела значительные изменения на своем пути. Она, словно зеркало, отразила все процессы истории страны через области науки, образования и искусства.
Становление советской культуры началось в период после Октябрьской революции. Главной задачей культуры того времени было выражение интересов пролетариата и трудящихся. В этот период активно создавались различные объединения и союзы (научно-просветительские, образовательные, творческие), возникали новые жанры творчества, поддерживалось международное общение. Это стало большими шагами для создания новой социалистической культуры, в которой нуждалось, по мнению революционеров, общество.
Период конца 1920-х-1930-е годы для советской культуры являлся временем значительных перемен. С одной стороны, сложившийся тоталитарный режим во многом ограничил жизнь общества посредством жесткой цензуры и тотального контроля, а с другой стороны, способствовал достижению выдающихся успехов в культуре. В общественной среде вырос интерес к чтению, и стало доступным кино. Это период стал подготовительным перед испытаниями, выпавшими на долю СССР в 1941-1945 годы.
Времена Великой Отечественной войны стали непростыми для всего советского общества. Война требовала мобилизации всех ресурсов общества. Достижения в культуре стали во многом определяющим фактором победы над врагом. Если научно-технические исследования и разработки помогали в обороне и нападении, то музыка, кино, литература и живопись поддерживало силу духа и не давало сломиться даже в секунды отчаяния, когда казалось, что выхода нет.
Послевоенный период стал временем восстановления после ужасов войны. Общество надеялось на снятие некоторых ограничений и смягчение контроля со стороны государства. Но тоталитарный режим лишь усилил свои позиции, что никак не отвечало настроениям людей. Многие деятели культуры подверглись гонениям, а сферы культуры не могли полноценно функционировать. Стали необходимы реформы, которые ослабили бы напор существующей власти.
Период 1953-1964 годов ознаменовался значительным потеплением в отношениях общества и государства. Реформы, начатые в «оттепель», благоприятно сказались на состоянии культуры послевоенного времени. В науке были достигнуты большие успехи в областях освоения космоса, физики, атомной энергетики, ракетно-космической техники, а выдающиеся ученые удостоились мирового признания. В искусство вернулось творчество, появились новые направления. Многие деятели культуры были реабилитированы. Хотя изменения проходили и постепенно, они нашли положительный отклик у советских людей.
Период «застоя» не был плодотворным для развития культуры. Во многом на это повлияло усиление идеологического гнета и попытки реабилитировать сталинский режим, что негативно встретилось обществом. Цели, которые ставились партией, не вдохновляли, потому и сфера культуры не желала развиваться. Это время пришлось на пользу развитию неофициальной культуры, которая вскоре обрела известность и общественное уважение.
Период «перестройки» изменил отношение общества к культуре. С приходом политики «гласности» последовали значительные перемены во всем. В образовании – был взят курс на демократизацию и гуманизацию образования, в науке же – происходила «утечка мозгов», пострадали многие отрасли наук. Политика «гласности» стала большим ударом для искусства – распространение массовой культуры и переизбыток художественных произведений привело к обесцениванию искусства, его значимости и смысла для человека и стало лишь способом сиюминутного развлечения. Это время ознаменовалось началом формирования новой культуры нового государства.
Культура СССР прошла огромный путь от революции до коренной перестройки и претерпела значительные изменения на своем пути. Она, словно зеркало, отразила все процессы истории страны через области науки, образования и искусства.
Подобные работы
- Изучение повседневности Советской России в курсе «История России» в
9 классе
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Государственная политика в области формирования образовательных стандартов по истории в постсоветский период
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2015 - Религиозная проблематика живописи М. В. Нестерова советского периода
Авторефераты (РГБ), искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2005 - ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА СВЕРДЛОВСКА
И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(1940-е - 1980-е годы)
Диссертация , искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Нотариат в правовой системе Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, нотариат. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Права ребенка по законодательству РФ: проблемы теории и практики (Кемеровский государственный университет)
Магистерская диссертация, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Отношение студентов Сибирского федерального университета к государственной символике Российской Федерации
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И РОССИИ ВРЕМЕН СССР
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПО ДАННЫМ ПРОСТРАНСТВЕННОГО АНАЛИЗА В ДОМОСКОВСКИЙ ПЕРИОД
Дипломные работы, ВКР, картография. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



