Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы оптимизации самооценки подростков средствами социально-психологического тренинга 8
1.1 Понятие самооценки в психологической науке 8
1.2 Особенности самооценки в подростковый период 17
1.3 Социально-психологический тренинг как средство
оптимизации самооценки подростков 24
Глава 2 Эмпирическое исследование оптимизации самооценки
подростков средствами социально-психологического тренинга на базе МБУ «Школа № 13» 33
2.1 Организация исследования. Анализ результатов исследования самооценки подростков на констатирующем этапе 33
2.2 Разработка и реализация программы социально-психологического тренинга оптимизации самооценки
подростков 43
2.3 Оценка эффективности проведенного социально-психологического тренинга по оптимизации самооценки подростков 50
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Программа социально-психологического тренинга
оптимизации самооценки подростков 65
В настоящее время люди все больше и больше стремятся занять
определенный социальный статус в обществе, иметь финансовую
независимость и хороший уровень доходов, быть успешными в
профессиональной и личной сферах жизни, чувствовать себя
удовлетворенными и счастливыми. Достижению желаемой успешности
способствует не только развитие интеллектуальных способностей, но и
большое значение имеет уровень психологического развития и субъективное
понимание и ощущение нормы, успеха, удовлетворения, счастья.
Значительное влияние оказывает также самооценка человеком собственных
знаний, способностей, достижений, формирующая и его уверенность в себе.
Самооценка тесным образом связана с самосознанием человека: развивая
свое самосознание, человек влияет и на самооценку.
В отечественной науке изучением самооценки и разработкой наиболее
полного представления о ней занимались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,
Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова,
С.Л. Рубинштейн и другие. Среди зарубежных авторов изучению самооценки
посвящены работы К. Роджерса, У. Джемса, Э. Эриксона, Дж. Марвела, Р. Бернса и других.
Подростковый возраст является важным в процессе развития
самосознания и становления самооценки. В этот период на первый план
выходят вопросы самопознания: подросток стремится к познанию своей
сущности и окружающего мира, направлен на достижение
сбалансированности между реальным представлением себя и идеальным
образом. Достижению указанных задач способствует его взаимодействие с
окружающими людьми, общение со сверстниками становится весьма
значительным. Формирование адекватной самооценки позволяет подростку
реалистично оценивать свои поступки, объективно оценивать свои
недостатки и достоинства, регулировать свое поведение, адекватно
реагировать на оценки окружающих, ставить цели и видеть пути их
достижения. Именно это отражает актуальность оптимизации самооценки
именно в подростковом возрасте.
Исследование научной литературы показало, что психологический
тренинг является успешным методом развития личности. Посредством
тренинга человек может получить новые знания, овладеть новыми навыками
поведения, развить навыки самопознания и рефлексии, сформировать
позитивное представление о себе и окружающих людях. Применение разных
форм деятельности в тренинге позволяет заинтересовать его участников и
включить в активную работу. К достоинствам тренинга можно отнести
групповой формат его проведения, который позволяет участникам получить
поддержку, сопереживание, обратную связь от других людей, а также
возможность посмотреть на себя со стороны.
Что же касается работы с подростками именно в форме социально-психологического тренинга, то данная тема в настоящее время недостаточно
развита, также не были обнаружены целенаправленные исследования,
доказывающие эффективность влияния групповой тренинговой работы с
подростками на оптимизацию их самооценки.
Цель исследования: провести социально-психологический тренинг,
направленный на оптимизацию самооценки подростков, и экспериментально
проверить эффективность его применения.
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: оптимизация самооценки подростков
средствами социально-психологического тренинга.
Гипотеза исследования: социально-психологический тренинг является
эффективным способом оптимизации самооценки подростков 12-13 лет,
предполагающим развитие у них навыков коммуникации, формирование
объективного оценивания своих способностей и повышение уверенности в
себе....
В процессе проведенного исследования было установлено, что
самооценка и самосознание личности тесно связаны между собой.
Самооценку рассматривают либо как структурную часть самосознания, либо
как самостоятельное личностное образование, но в обоих случаях
самооценка берет свое начало в самосознании человека. Подростковый
период является важным этапом становления самооценки, поскольку именно
в данный период активно развивается самопознание, ранее опиравшаяся
исключительно на внешние оценки и нормы самооценка становится
обращенной более на внутренние параметры оценивания себя, окружающих
людей, формируются собственные нормы и эталоны, которым человек
стремиться соответствовать.
Социально-психологический тренинг был рассмотрен как метод
оптимизации самооценки подростков. Большое значение для подростка
имеет его общение со сверстниками, характер их взаимоотношений, его
положение среди них. На формирование самооценки продолжает оказывать
влияние окружающих людей: их мнения, отношение, признание. Тренинг
предполагает групповой формат работы, что позволяет воссоздать все
необходимое для формирования адекватной самооценки у подростка. Группа
является отражением реального мира, в ней каждый участник проявляется
так, как он обычно взаимодействует с окружающими, что позволяет увидеть
проблемные места, а также на практике опробовать новые способы
взаимодействия и реагирования. На тренинге самопознание происходит с
помощью отражения другими, то как они видят и воспринимают конкретного
участника, сравнения себя с ними, через оценку результатов своей
деятельности. В группе подросток получает возможность получить
поддержку, понять, что его переживания схожи с переживаниями остальных,
и он не одинок в этом, поставить себя на место другого человека, что
развивает способность сопереживать и эмпатичность. Познание себя и других, развитие навыков рефлексии укрепляет самооценку и уверенность в себе. На основании особенностей тренингов и с учетом принципов их
проведения была разработана программа социально-психологического
тренинга, направленного на оптимизацию самооценки подростков.
Разработанный тренинг направлен на развитие навыков самопознания
подростков, расширение знаний и представлений о себе, формирование
позитивного отношения к себе и другим людям, а также развитие
коммуникативных навыков и способностей саморегуляции собственного
поведения. Для достижения поставленной цели эмпирическое исследование
было организовано в три этапа.
На констатирующем этапе была проведена диагностика самооценки
подростков возраста 12-13 лет, учащихся шестых классов МБУ «Школа
№13». После проведенной диагностики были сформированы контрольная и
экспериментальная группы. Для диагностики уровня самооценки подростков
были применены следующие методики: диагностика уровня самооценки
Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан); методика
«Определения уровня самооценки» С.В. Ковалева. В результате анализа
данных, полученных на констатирующем этапе, установлено, что
большинству подростков характерны низкий и средний уровень самооценки,
при этом мальчикам свойственно оценивать себя ниже, чем девочкам. Также
были выявлены личностные характеристики, по которым исследуемые
подростки оценивают себя наиболее низко – это авторитет, уверенность и
способности.
На формирующем этапе был разработан и реализован социально-психологический тренинг, направленный на оптимизацию самооценки
подростков. Основным направлением тренинга стало развитие
коммуникативных способностей, поскольку общение со сверстниками
является ведущей деятельностью подростков. В программу были включены
упражнения и игры, также способствующие расширению знаний о себе,
развитию навыка замечать свои достоинства и успехи, навыка распознавания своих эмоций и самопредъявления. В каждое занятие включен обязательный элемент – рефлексия, способствующая развитию самопознания подростка
посредством осмысления своих чувств, мыслей, состояний, которые он
испытывал при выполнении заданий, а также через осознание и анализ своих
поступков и мотивов их совершения....
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб. : Питер,
2007. 271 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности ; под ред. Д. И.
Фельдштейна. М. : Институт практической психологии ; Воронеж: НПО
МОДЭК, 1995. 325 с.
3. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] : под ред.
Б. Г. Мещерякова, В. П.Зинченко. URL: https://psychological.slovaronline.com/
(дата обращения 04.09.2023).
4. Большой толковый психологический словарь : в 2-х т. справочное
издание / сост. А. Ребер. М. : Вече : АСТ, 2000. 592 с.
5. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний : учебное
пособие. М. : Психология, 2000. 181 с.
6. Василенко М. А. Основы социально-психологического тренинга :
пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. 125 с.
7. Вилкова И. А. Влияние гендерных различий на уровень самооценки
подростков, отстающих в обучении // Международный научноисследовательский журнал. 2019. №5(83). С. 49-54. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gendernyh-razlichiy-na-urovensamootsenki-podrostkov-otstayuschih-v-obuchenii (дата обращения 06.09.2023).
8. Возрастные особенности психического развития детей : сборник
научных трудов ; под ред. И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М. : АПН СССР,
1982. С. 137–168.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 / Детская
психология ; под ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
10. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный
подход. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. 399 c.
11. Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: Творчество,
общение, самопознание. СПб. : Питер, 2011. 298 с.
63
12. Джемс У. Психология. : под ред. Л. А. Петровской. М. : Педагогика,
1991. 368 с.
13. Казначеева Н. Б. Социально-психологический тренинг : учебное
пособие / Н. Б. Казначеева, Н. Б. Карагачева. СПб. : ПГУПС, 2021. 48 с.
14. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М. : Время, 2009. 496 с.
15. Краткий психологический словарь : под ред. А. В. Петровского, М.
Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1985...37