Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях 10
1.2 Характеристика наблюдений как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях 12
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений 16
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях 16
2.2 Организация и содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений. 31
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о комнатных растениях 38
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение 1 Список детей, участвующих в экспериментальной работе 48
Приложение 2 Паспорт комнатных растений 49
Значение природы способствует гармоничному развитию ребенка, закладывает основы воспитания ребенка, создает мотивацию по ознакомлению с окружающей средой. Обеспечивая взаимосвязь ребенка с природой, ребенок расширяет свой кругозор, развивает мышление, повышаются умственные возможности детей, а также наблюдается
проявление таких черт личности, как доброта, отзывчивость, любовь к природе, патриотизм [2].
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческих личностей.
В своей работе педагогами, используются, разнообразные методы и
формы работы с детьми по ознакомлению детей с природой, они продолжают
использовать их при организации наблюдений, отслеживающих изменение в
природе в разное время года. Используются полученные знания,
накопленные в течении многих лет, у ребенка формируется правильное
представление об изменениях в природе, умение обобщать,
систематизировать, логически мыслить, умение прогнозировать дальнейшие
события в природе [12].
В своей работе использовала методическое пособие М.М. Марковской,
где раскрыта особенность работы с детьми разных возрастов. Опираясь на
это выбранное примерное программное содержание при работе с детьми 5-6
лет, подбор методов и приемов. Планируя свою работу, педагог должен
учитывать конкретные условия, уровень готовности детей в познавательной
области по ознакомлению с окружающим миром.
Уголок природы является обязательной частью развивающей среды
детского сада. Но необходимо учитывать возрастные особенности детей при
организации уголка, наполнить, подобрать растения в соответствии с
возрастом детей, способствующих решению поставленных целей.
Уголок природы в старшей группе оснащается разнообразным
оборудованием, которое помогает педагогу решать требования программы в
соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО).
Каждый воспитанник этого возраста, 5-6 лет имеет обязанности по
уходу за комнатными растениями. Уход происходит с учетом особенностей
каждого растения, работа проводится систематически, под наблюдением
взрослого либо ребенка на которого возлагается данная обязанность. Ребенок
осознает важность своего дела [18].
Во время трудовых действий в уголке природы у ребят развиваются
когнитивные процессы: восприятие, мышление, воображение, внимание и
память. Дети учатся мыслить самостоятельно и устанавливают причинно-следственные связи, стараются запомнить названия жителей в уголке
природы, самостоятельно придумывают игры с использованием
определенных объектов находящихся в уголке природы. Это способствует
развитию психического процесса- воображение. Во время проведения
мероприятий у ребенка закладываются такие личностные черты характера:
трудолюбие, умение доводить начатое до конца, работать по почину,
организовывать самостоятельно, замечая необходимые действия по уходу за
растениями [3].
Во время проведения педагогической работы в уголке можно увидеть,
неразрывную связь между живыми организмами с внешней средой;
появление на свет нового организма, его рост, развитие и условия,
обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма, его отличие от
предметов.
По мнению автора В.Г. Грецовой, главным вопросом в экологическом
воспитании является положительное отношение детей к природе. Наличие у
детей знаний о комнатных растениях, как о живых существах являются
неотъемлемой частью для формирования положительного отношения, таких
как: стремление помогать беззащитным, проявлять доброту и сострадание,
отзывчивость, желание прийти на помощь нуждающимся и слабым...
По результатам полученных при проведении диагностических заданий
с детьми дошкольного возраста, можно считать, что наблюдения будет
являться основным методом, также для формирования знаний об уходе за
растениями.
В трудах выдающихся ученых педагогов таких, как А.В. Запорожец,
Л.А. Венгер, Ю.К. Бабанский, Н.Н. Поддьяков, уделялось вниманию вопросу
об уходе за комнатными растениями с использованием метода наблюдения.
Педагоги П.Г. Саморукова, Л.М. Маневцева, С.Н. Николаева,
М.М. Марковская, так же занимались разработкой методики по
ознакомлению детей с природой в дошкольном учреждении. Данные
исследователи подчеркивали, что формирование основ экологических знаний
происходит в процессе ухода за растениями. Комнатные растения влияют на
эмоциональное состояние детей в дошкольной организации [11].
Для решения задач нашего исследования мы провели констатирующий
этап. Для этого этапа мы подобрали диагностические задания, такие как:
«Назови что это?», «Собери растение, называя его части», «Магазин
«Цветы», «Узнай растение», «Расскажите от чего зависит состояние
комнатных растений, и в какое время года требуется подкормка?»
разработанные С.Н. Николаевой [20].
Исследование проводилось на базе МДОУ «Уйско-Чебаркульский
детский сад» д. Уйско-Чебаркульская, Челябинская область. Полученные
результаты мы обобщили и проводя анализ данных, мы смогли выявить
уровень представлений у детей 5-6 лет с использованием наблюдений.
На констатирующем этапе по результатам проводимых
диагностических заданий:
– высокий уровень – 51% экспериментальная группа; контрольная
группа – 38%;
– средний уровень – 18% экспериментальная группа; контрольная группа – 34%;
– дошкольники с низким уровнем в экспериментальной группе – 43%, а
в контрольной группе с низким результатом оказалась 28%, что
предполагает 5 детей дошкольного возраста.
На констатирующем этапе, итоговые показатели показывают, что
преобладает большая часть дошкольников в контрольной и
экспериментальной подгруппе которые, имеют средний и низкий уровень
сформированности знаний представлений о комнатных растениях в старшем
дошкольном возрасте. Основываясь на эти факт, мы предполагаем
проведение с воспитанниками по данному направлению спланированной
педагогом организованной и воспитательной работы.
С целью повышения уровня у дошкольников, нами был проведен
формирующей этап эксперимента.
После проведения этого этапа эксперимента дошкольники 5-6 лет
смогли достичь по отношению к исходным уровням наиболее высокого
уровня сформированности знаний и представлений о комнатных растениях
по средствам наблюдений. Это было подтверждено полученными
результатами, на контрольном этапе эксперимента:
– высокий уровень – 64% в экспериментальной подгруппе и в
контрольной группе 46%;
– в экспериментальной группе средний уровень 36 %, и в контрольной
группе составил 47%;
– с низким уровнем – 0 % (0 ребенок) в экспериментальной группе, а в
контрольной группе – 7%.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что, проводя
систематическую, целенаправленную, последовательную работу, можно
увидеть положительной динамики развития знаний....
Апполонова Н. И. Я познаю мир. Интегрированная программа и
методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию
детей дошкольного возраста. Ульяновск, 1999. 122 с.
2. Андреев И. Д. Возрастная психология. М.: Академический Проект,
2020.
3. Бойко Н. А. Роль природоведческой литературы в личностном
развитии ребенка (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики.
2017. №2. С. 7-11.
4. Веретеникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.
2004. 252 с.
5. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей.
М.: ТЦ Сфера, 2015. 288 с.
6. Каралийчев А. «Маленький утенок». М.: Аванта, 2017. 56 с.
7. Коваль Ю. «Воробьиное озеро». М.: Аванта, 2017. 32 с.
8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 2018.
9. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М.:
Просвещение, 2004. с. 128.
10. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в
контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды,
формы, методы деятельности. Волгоград: Учитель, 2019. 260 с.
11. Михайлова И. Б. Общая психология. СПб.: Питер, 2018. 272 с.
12. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Для
работы с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 112 с.
13. Николаева С. Н. Экологическое образование для устойчивого
развития. Анализ основополагающих нормативных документов//
Дошкольное воспитание. 2018. №1. С. 4-12.
14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования
детей: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:
48
Издательский центр «Академия», 2002. 336 с. Режим доступа
https://docs.google.com/document/d/1wwcSmbSbx54jtSxTzQCwr0KU2oZGsvfQ
d-Sf8ar5foo/edit#heading=h.ok72idavg47j
15. Параняк Л. С. Чтение произведений детской литературы как способ
экологического образования дошкольников // На путях к новой школе. 2015.
№3...26