Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика эмоционального выгорания сотрудников дома-интерната для престарелых и инвалидов

Работа №137781

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты профилактики синдрома эмоционального
выгорания специалистов социальных учреждений 7
1.1 Проблема эмоций и эмоционального выгорания в отечественной
и зарубежной психологии 7
1.2 Профилактика как вид деятельности практического психолога 14
1.3 Факторы, способствующие эмоциональному выгоранию личности и методы его предупреждения 22
Глава 2 Эмпирическое исследование профилактики эмоционального выгорания сотрудников дома-интерната для престарелых и инвалидов 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Выявление проявлений синдрома эмоционального выгорания у сотрудников дома-интерната для престарелых и инвалидов 35
2.3 Разработка и апробация программы профилактики синдрома
эмоционального выгорания 45
2.4 Анализ полученных данных 54
Заключение 63
Список используемой литературы 66

Профессиональная деятельность сотрудников социальных учреждений
связана с общением, требующим эмоционального участия, затраты сил и
энергии. Наиболее серьезные ситуации, постоянно возникающие в ходе
профессиональной деятельности, непосредственных контактов с клиентами и разъяснение сути проблем людей - все эти условия оказывают негативное психологическое влияние на личность сотрудников социальных учреждений. В связи с тем, что синдром эмоционального выгорания оказывает негативное влияние на здоровье специалиста, отражается потерями в личностном и профессиональном развитии, следует исследовать проблемы поиска эффективных мер профилактики данного явления, что и обуславливает актуальность данной работы.
Актуальность проблемы профилактики эмоционального выгорания
связана также с тем, что многие сотрудники социальных учреждений
сталкиваются в процессе своей деятельности с таким профессиональным
детерминантом, как снижение эффективности труда. Проходит время и
социальный работник из-за неправильной организации труда и многих других смежных причин, оказывается в состоянии эмоционального истощения. Сотрудник не только теряет свои силы и физическое и психологическое здоровье, но и не может объективно помочь в решении проблем получателей социальных услуг. Профилактика эмоционального выгорания не ограничивается только лишь необходимостью создания условий для сохранения психического здоровья работника, но и имеет важную социальную значимость. Необходимо создавать условия и разрабатывать методическое обеспечение для профилактической работы среди сотрудников социальных учреждений по предупреждению, выявлению и снижению синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования - эмоциональное выгорание как поле психологического исследования.
Предмет исследования - профилактика эмоционального выгорания
сотрудников дома-интерната для престарелых и инвалидов.
Цель данной работы - изучить возможности профилактики
эмоционального выгорания у сотрудников.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что специально разработанная
профилактическая программа с применением элементов психологического
просвещения и тренинга будет способствовать понижению уровня показателей эмоционального выгорания у сотрудников дома-интерната для
престарелых и инвалидов.
Для достижения цели работы выполняются следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты профилактики синдрома
эмоционального выгорания специалистов социальных учреждений;
- выявить проявления синдрома эмоционального выгорания у
сотрудников дома-интерната для престарелых и инвалидов;
- разработать и апробировать программу профилактики;
- сделать соответствующие выводы и проанализировать полученные
результаты.
Теоретическая значимость заключается в комплексном исследовании
вопроса эмоционального выгорания специалистов социальных учреждений, в выявлении основных факторов, приводящих к данному явлению, а также
разработке эффективных стратегий поддержки сотрудников социальных
учреждений, направленных на предотвращение стресса и эмоционального
выгорания.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации
программы профилактики синдрома эмоционального выгорания сотрудников
дома-интерната для престарелых и инвалидов, направленной на улучшение
условий труда, обеспечение качественного ухода и обслуживания.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема эмоционального выгорания является крайне актуальной и острой в современном мире, особенно в профессиональной сфере. Эмоциональное выгорание чаще возникает у людей, работающих в условиях повышенной нагрузки, стресса или длительной эмоциональной
напряженности. Оно проявляется через истощение ресурсов человека, потерю
мотивации, апатию, а также ухудшение физического и психического состояния организма в целом. Для борьбы с этой проблемой важно развивать меры профилактики, включая психологическую поддержку, организацию рабочего процесса с учетом потребностей сотрудников, а также обучение
навыкам управления стрессом и поддержания психологического здоровья. Отечественные и зарубежные исследования в области исследования проблемы эмоционального выгорания позволяют понять не только сущность этого феномена, но и найти способы предотвращения и профилактики эмоционального выгорания, что имеет важное значение для повышения
психологического благополучия и эффективности деятельности человека в различных областях жизни.
Экспериментальное исследование возможностей программы профилактики эмоционального выгорания с применением психологического просвещения, практических групповых тренингов и упражнений,
направленной на снижение синдрома эмоционального выгорания у сотрудников дома-интерната для престарелых и инвалидов, было организовано и проведено с 20-ю испытуемыми в возрасте от 22 до 78 лет. Все испытуемые - женщины со стажем работы в учреждении социальной защиты
от 3 до 48 лет. В исследовании были использованы следующие диагностические методики: диагностика уровня эмоционального выгорания (Бойко В.В.) и диагностика профессионального выгорания (Маслач К., Джексон С., адаптированный Водопьяновой Н.Е.).
Констатирующий этап эксперимента включал первичный анамнез данных респондентов посредством проведения социально-психологического анкетирования, которое позволило выявить прямо пропорциональную зависимость физиологического и психологического состояния исследуемой
группы сотрудников. Сопоставив результаты двух методик констатирующего этапа эксперимента, было определено, что синдром эмоционального выгорания присутствует, но не в значительной степени. Большинству сотрудников из числа испытуемых присуще проявление синдрома
профессионального выгорания в умеренной степени - 8 человек (40%).
В связи с тем, что в каждой группе сотрудников были выявлены стадии, в которых проявлялись разные фазы синдрома эмоционального выгорания, всем испытуемым выборки была предложена программа с разнообразными профилактическими мероприятиями для предупреждения синдрома
эмоционального выгорания, а также для снижения его проявлений в острой фазе, которую составляют 6 человек (30%).
Программа разрабатывалась на основании установленных в ходе
теоретического анализа проблемы о специфике синдрома выгорания, его
симптомов и особенностей их образования и включала в себя 9 занятий.
Организация работы включала в себя вводную часть - 1 акад. ч.; основную
(содержательную) часть - 8 акад. ч.; заключительную часть - 1 акад. ч.
После проведения профилактической программы была проведена повторная диагностика, которая показала снижение по шкале «напряжение» на 15%, что означает уменьшение данного показателя у 6-и респондентов; снижение по шкале «эмоциональное истощение» на 10%, что означает
уменьшение данного показателя у четырех человек; и снижение показателя деперсонализация у шести респондентов.
Результаты контрольного этапа исследования выявили положительную
динамику относительно вопроса эмоционального выгорания испытуемых, что
одновременно подтверждает положения выдвинутой гипотезы и эффективность разработанной программы профилактики эмоционального
выгорания....


Аксютина З. А., Ченская А. В., Шабышева Ю. Е. Проблема
эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии //
Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. №4 (91). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-emotsionalnogo-vygoraniya-votechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 06.07.2023). С. 429-
435.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций: эмоции в общении. Эмоции в
проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики
для изучения эмоций. 2-е издание, дополненное и переработанное. СанктПетербург : Питер. 2014. 474 с. ISBN 5-947238-88-8.
3. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды. Москва :
Ин-т психологии РАН. 2008. 621 с.
4. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и
профилактика: практическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. -
3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. 299 с. ISBN 978-
5-534-08627-0 // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
URL: https://urait.ru/bcode/514558 (дата обращения: 28.08.2023). Текст:
электронный.
5. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания
как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект)
// Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 1. С. 27–39.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-ое изд. СПб : Питер. 2021. 784 с.
7. Ильина О. И. Моделирование технологий психологического
просвещения и психопрофилактики в работе психолога: учебно-методическое
пособие / О. И. Ильина, И. В. Носко, С. Н. Бушкова. Владивосток:
Издательство Дальневосточного федерального университета, 2022. 64 с. ISBN
978-5-7444-5412-8. - URL: https://www.dvfu.ru/science/publishing-
66
activities/catalogue-of-booksfefu/. - Дата публикации: 20.12.2022. - Текст:
электронный.
8. Королева Е. Г., Шустер Э. Е. Синдром эмоционального выгорания
// Журнал ГрГМУ. 2007. №3 (19). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya (дата
обращения: 28.08.2023). С. 108-111. Текст: электронный.
9. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания:
учебное пособие [Электронный ресурс]. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед.
ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 76 с. Текст: электронный.
10. Козлова К. В., Муравьева О. И., Корытова Г. С. Понятие
"выгорание" в психологии: анализ и обобщение подходов // Ped.Rev. 2019. №1
(23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-vygoranie-v-psihologiianaliz-i-obobschenie-podhodov (дата обращения: 06.09.2023). С. 18-27. Текст:
электронный.
11. Колузаева Т. В. Эмоциональное выгорание: причины,
последствия, способы профилактики // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2020.
№1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-prichinyposledstviya-sposoby-profilaktiki (дата обращения: 10.09.2023). С. 122-130.
Текст: электронный.
12. Левшина А. А. Эмоциональное выгорание как профессиональная
деструкция / А.А. Левшина, Т.Н. Шакурова // Молодой ученый. 2023. № 19
(466). С. 558-562. URL: https://moluch.ru/archive/466/102432/ (дата обращения:
28.08.2023). Текст: непосредственный.
13. Леонтьев А. Н. Эмоциональные процессы. ред. В.В. Петухов; ред.-
сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. Издание 2-е, исправленное и
дополненное. Москва : Психология: Генезис. 2007. 455 с.
14. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб. : Издательство
«ПИТЕР». 2022. 384 с.
15. Москалёва Т. В. Синдром эмоционального выгорания // Вестник
Московского информационно-технологического университета. Московского архитектурно-строительного института. 2018. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-2 (дата
обращения: 28.08.2023). С. 63-68. Текст: электронный....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ