Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь ценностных ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников

Работа №137778

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа в формате PDF
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение взаимосвязи ценностных ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников 8
1.1 Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте 8
1.2 Особенности профессионального самоопределения
старшеклассников 13
1.3 Исследования взаимосвязи ценностных ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников. 19
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных
ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций
и профессиональных интересов у старшеклассников 29
2.3 Результаты корреляционного анализа взаимосвязи
ценностных ориентаций с профессиональными интересами
у старшеклассников 37
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Характеристика выборки исследования 50
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования 51

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключена в
том, что на выпускников общеобразовательных школ ложится
ответственность за принятие решения о будущей карьере после окончания учебного заведения. Лишь небольшому числу школьников приходится делать столь же экзистенциально важный выбор заранее, в силу особых семейных обстоятельств.
Правильный выбор профессии очень важен, так как позволяет им
раскрыть себя, стать профессионалами в своей области и оставаться
конкурентоспособными. Подростки очень чувствительны, и это влияет на их выбор профессии. Ведь именно в юношеский период человек максимально подвержен влиянию социума, который стремительно меняется и вносит свои коррективы в мировоззрение личности. В это время у человека формируются ценностные ориентации, которые на протяжении всей жизни будут являться основой его нравственности и культуры; будут влиять на его дальнейшие поступки, взгляды, убеждения.
Поэтому проблема ценностей при выборе будущей профессии является
одной из самых актуальных в современной психологии.
Теоретические аспекты проблемы самоопределения проанализированы
в работах Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Чебышевой и других авторов, изучавших данную проблематику.
В работе К.А. Абульхановой-Славской проблема профессионального
самоопределения связывается с изучением жизненного пути человека.
Рубинштейн отмечает, что проблема самоопределения не может быть решена отдельно от проблемы отношения человека к окружающему миру. Это связано с тем, что отношение человека к самому себе является ключом к пониманию феномена самоопределения, который в значительной степени зависит от его отношения к другим людям и от отношения других людей к нему самому.
Это связано с тем, что в этот период перед молодыми людьми встает
ряд объективных задач, связанных с принятием решений, в том числе и о выборе профессии. Многие ученые отмечают, что при выборе профессии старшеклассники часто не учитывают весь сложный психологический феномен, определяющий успехи или неудачи в учебе, и что чем более устойчивой становится профессиональная ориентация каждого человека, тем меньше внимания уделяется ценностным ориентациям молодого человека.
Поэтому необходимо учитывать и изучать ценностные ориентации,
которыми руководствуются выпускники школ при выборе специальности.
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что
в настоящее время актуализируется необходимость пристального изучения взаимосвязи между ценностными ориентациями старшеклассников и их профессиональными интересами.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между
необходимостью изучения взаимосвязи ценностных ориентаций
с профессиональными интересами у старшеклассников и недостаточностью исследований по данной проблеме.
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каков характер
взаимосвязи ценностных ориентаций с профессиональными интересами
у старшеклассников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Взаимосвязь ценностных ориентаций с профессиональными
интересами у старшеклассников».
Цель исследования: определение особенностей и взаимосвязи
ценностных ориентации с профессиональными интересами
у старшеклассников.
Объект исследования: профессиональные интересы старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций
и профессиональных интересов у старшеклассников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема исследования профессионального самоопределения
подростков как никогда важна в современном, постоянно развивающемся
и меняющемся мире. В этой связи целью нашей работы стало определение
особенностей и взаимосвязи ценностных ориентации с профессиональными
интересами у старшеклассников.
В ходе теоретического изучения взаимосвязи ценностных ориентаций
старшеклассников с их профессиональными интересами мы выявили, что
ценностные ориентации – это глубокое социально-психологическое явление,
квалифицирующее характер и смысл жизнедеятельности личности, а также
влияющее на ее мировоззрение. Ценности представляют собой основные
жизненные принципы человека, его нравственную ориентацию, а также его
интересы, поведение, намерения и то, как он строит отношения.
Профессиональное самоопределение – это способ самореализации
личности в сфере профессиональной деятельности, которая является
важнейшей сферой жизни и самоопределения личности. Интерес
к профессии – это сложная совокупность качеств и состояний, позволяющих
человеку проявлять волевые, когнитивные и эмоциональные способности по
отношению к выбранной или заранее определенной профессиональной сфере.
На формирование профессиональных интересов большое влияние
оказывают ценностные ориентации. Ценностно-смысловая сфера личности
как психическое новообразование, нуждающееся в определении своих
конструктов, активно формируется в подростковом и юношеском возрасте и
проявляет себя в определении целей личностного развития, осознании
«личностного смысла», значимости личностных достижений в развитии
социальных процессов микро и макроуровня, своей социальной
и психосексуальной идентичности.
Эмпирическое исследование позволило нам выявить, что девочки
имеют значимо больший уровень направленности на работу с людьми,
а мальчики – на работу с техникой. Кроме того, для девочек более значима
красота природы и искусства.
Корреляционный анализ показал специфику связей в группах
мальчиков и девочек. У них ориентация на профессии, связанные с работой
с людьми, отрицательно коррелирует с ценностями активной жизни, дружбы
и общественного признания, направленность на работу с техникой
отрицательно коррелирует с ценностями материальной обеспеченности,
интересной работы и рационализма, а направленность на профессии,
связанные с работой со знаковыми системами, отрицательно коррелирует
с ценностью интересной работы и положительно – с ценностью дружбы.
У старшеклассников женского пола направленность на работу
с людьми отрицательно связана с ценностями интересной работы, дружбы,
широты взглядов и чуткости и положительно связана с ценностью
материальной обеспеченности; направленность на работу с техникой
отрицательно связана с ценностью материальной обеспеченности, твердой
воли и независимости; ориентация на работу со знаковыми системами
положительно коррелирует с ценностями чуткости и дружбы;
и направленность на работу с художественными образами отрицательно
коррелирует с ценностями красоты природы и искусства.
Благодаря проведенному анализу и результатам нашего исследования
мы подтвердили гипотезу о том, что существуют взаимосвязи ценностных
ориентаций с профессиональными интересами, которые специфичны для
старшеклассников мужского и женского пола. Таким образом, задачи работы
решены, а цель достигнута. Полученные результаты обусловливают
необходимость разного подхода к работе с мальчиками и девочками и могут
использоваться школьными психологами в разработке программ,
направленных на помощь в профессиональном самоопределении
старшеклассников.


Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор
жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал / Ред.
Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. Сентябрь-октябрь 1984. № 5 (5). С. 63.
2. Альбуханова-Славская К. А. Психология и сознание личности
(Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности):
Избранные психологические труды. М. : Московский психолого-социальный
институт; Воронеж : Издательство НПО МОДЭК, 2018. 224 с.
3. Андерсонс Г. В. Проблема профессионального самоопределения
учащихся старших классов // Проблема современного образования в школе и
вузе: Сборник материалов международной конференции. Ульяновск :
УлГПУ. 2004. С. 321.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших
учебных заведений М. : Аспект Пресс, 2017. 363 с.
5. Ахмедова Э. М. Самоопределение и профессиональная
ориентация учащихся: практикум. Ставрополь : Северо-Кавказский
федеральный университет, 2018. С. 120.
6. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии:
Аналитический обзор. М. : МПСИ: Флинта, 2021. 48 с.
7. Бобровская Л., Сапрыкина Е., Просихина О. Информационная
подготовка. Образовательный курс профориентационной направленности.
М. : Планета, 2015. 64 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
М. : Владос, 1998. 156 с.
9. Борисенко Ю. А. Исследование направленности национальных
ценностей учащихся колледжа // Человек и образование. 2021. № 3 (68).
С. 87–92.
10. Васина Е. А. Ценностные ориентации личности в юношеском
возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2018. С. 26.
47
11. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации. М. :
Академический проект, 2017. 333 с.
12. Выготский Л. С. Лекции по психологии. М. : Перспектива,
2022. 148 с.
13. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Ценностные ориентации,
гражданская активность и нравственные установки молодежи // Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016.
№ 1 (95). С. 5–36.
14. Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников:
учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2023. 140 с.
15. Емельянов С. А. Смысложизненные ориентации и жизненные
цели в юношеском возрасте // Cборники конференций НИЦ Социосфера.
2017. № 25. С. 57...41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ