Взаимосвязь ценностных ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников
|
Работа в формате PDF
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение взаимосвязи ценностных ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников 8
1.1 Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте 8
1.2 Особенности профессионального самоопределения
старшеклассников 13
1.3 Исследования взаимосвязи ценностных ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников. 19
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных
ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций
и профессиональных интересов у старшеклассников 29
2.3 Результаты корреляционного анализа взаимосвязи
ценностных ориентаций с профессиональными интересами
у старшеклассников 37
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Характеристика выборки исследования 50
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования 51
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение взаимосвязи ценностных ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников 8
1.1 Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте 8
1.2 Особенности профессионального самоопределения
старшеклассников 13
1.3 Исследования взаимосвязи ценностных ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников. 19
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных
ориентаций с профессиональными интересами у старшеклассников 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций
и профессиональных интересов у старшеклассников 29
2.3 Результаты корреляционного анализа взаимосвязи
ценностных ориентаций с профессиональными интересами
у старшеклассников 37
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Характеристика выборки исследования 50
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования 51
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключена в
том, что на выпускников общеобразовательных школ ложится
ответственность за принятие решения о будущей карьере после окончания учебного заведения. Лишь небольшому числу школьников приходится делать столь же экзистенциально важный выбор заранее, в силу особых семейных обстоятельств.
Правильный выбор профессии очень важен, так как позволяет им
раскрыть себя, стать профессионалами в своей области и оставаться
конкурентоспособными. Подростки очень чувствительны, и это влияет на их выбор профессии. Ведь именно в юношеский период человек максимально подвержен влиянию социума, который стремительно меняется и вносит свои коррективы в мировоззрение личности. В это время у человека формируются ценностные ориентации, которые на протяжении всей жизни будут являться основой его нравственности и культуры; будут влиять на его дальнейшие поступки, взгляды, убеждения.
Поэтому проблема ценностей при выборе будущей профессии является
одной из самых актуальных в современной психологии.
Теоретические аспекты проблемы самоопределения проанализированы
в работах Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Чебышевой и других авторов, изучавших данную проблематику.
В работе К.А. Абульхановой-Славской проблема профессионального
самоопределения связывается с изучением жизненного пути человека.
Рубинштейн отмечает, что проблема самоопределения не может быть решена отдельно от проблемы отношения человека к окружающему миру. Это связано с тем, что отношение человека к самому себе является ключом к пониманию феномена самоопределения, который в значительной степени зависит от его отношения к другим людям и от отношения других людей к нему самому.
Это связано с тем, что в этот период перед молодыми людьми встает
ряд объективных задач, связанных с принятием решений, в том числе и о выборе профессии. Многие ученые отмечают, что при выборе профессии старшеклассники часто не учитывают весь сложный психологический феномен, определяющий успехи или неудачи в учебе, и что чем более устойчивой становится профессиональная ориентация каждого человека, тем меньше внимания уделяется ценностным ориентациям молодого человека.
Поэтому необходимо учитывать и изучать ценностные ориентации,
которыми руководствуются выпускники школ при выборе специальности.
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что
в настоящее время актуализируется необходимость пристального изучения взаимосвязи между ценностными ориентациями старшеклассников и их профессиональными интересами.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между
необходимостью изучения взаимосвязи ценностных ориентаций
с профессиональными интересами у старшеклассников и недостаточностью исследований по данной проблеме.
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каков характер
взаимосвязи ценностных ориентаций с профессиональными интересами
у старшеклассников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Взаимосвязь ценностных ориентаций с профессиональными
интересами у старшеклассников».
Цель исследования: определение особенностей и взаимосвязи
ценностных ориентации с профессиональными интересами
у старшеклассников.
Объект исследования: профессиональные интересы старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций
и профессиональных интересов у старшеклассников.
том, что на выпускников общеобразовательных школ ложится
ответственность за принятие решения о будущей карьере после окончания учебного заведения. Лишь небольшому числу школьников приходится делать столь же экзистенциально важный выбор заранее, в силу особых семейных обстоятельств.
Правильный выбор профессии очень важен, так как позволяет им
раскрыть себя, стать профессионалами в своей области и оставаться
конкурентоспособными. Подростки очень чувствительны, и это влияет на их выбор профессии. Ведь именно в юношеский период человек максимально подвержен влиянию социума, который стремительно меняется и вносит свои коррективы в мировоззрение личности. В это время у человека формируются ценностные ориентации, которые на протяжении всей жизни будут являться основой его нравственности и культуры; будут влиять на его дальнейшие поступки, взгляды, убеждения.
Поэтому проблема ценностей при выборе будущей профессии является
одной из самых актуальных в современной психологии.
Теоретические аспекты проблемы самоопределения проанализированы
в работах Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Чебышевой и других авторов, изучавших данную проблематику.
В работе К.А. Абульхановой-Славской проблема профессионального
самоопределения связывается с изучением жизненного пути человека.
Рубинштейн отмечает, что проблема самоопределения не может быть решена отдельно от проблемы отношения человека к окружающему миру. Это связано с тем, что отношение человека к самому себе является ключом к пониманию феномена самоопределения, который в значительной степени зависит от его отношения к другим людям и от отношения других людей к нему самому.
Это связано с тем, что в этот период перед молодыми людьми встает
ряд объективных задач, связанных с принятием решений, в том числе и о выборе профессии. Многие ученые отмечают, что при выборе профессии старшеклассники часто не учитывают весь сложный психологический феномен, определяющий успехи или неудачи в учебе, и что чем более устойчивой становится профессиональная ориентация каждого человека, тем меньше внимания уделяется ценностным ориентациям молодого человека.
Поэтому необходимо учитывать и изучать ценностные ориентации,
которыми руководствуются выпускники школ при выборе специальности.
Анализ научной литературы дает нам возможность утверждать, что
в настоящее время актуализируется необходимость пристального изучения взаимосвязи между ценностными ориентациями старшеклассников и их профессиональными интересами.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между
необходимостью изучения взаимосвязи ценностных ориентаций
с профессиональными интересами у старшеклассников и недостаточностью исследований по данной проблеме.
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каков характер
взаимосвязи ценностных ориентаций с профессиональными интересами
у старшеклассников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Взаимосвязь ценностных ориентаций с профессиональными
интересами у старшеклассников».
Цель исследования: определение особенностей и взаимосвязи
ценностных ориентации с профессиональными интересами
у старшеклассников.
Объект исследования: профессиональные интересы старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций
и профессиональных интересов у старшеклассников.
Проблема исследования профессионального самоопределения
подростков как никогда важна в современном, постоянно развивающемся
и меняющемся мире. В этой связи целью нашей работы стало определение
особенностей и взаимосвязи ценностных ориентации с профессиональными
интересами у старшеклассников.
В ходе теоретического изучения взаимосвязи ценностных ориентаций
старшеклассников с их профессиональными интересами мы выявили, что
ценностные ориентации – это глубокое социально-психологическое явление,
квалифицирующее характер и смысл жизнедеятельности личности, а также
влияющее на ее мировоззрение. Ценности представляют собой основные
жизненные принципы человека, его нравственную ориентацию, а также его
интересы, поведение, намерения и то, как он строит отношения.
Профессиональное самоопределение – это способ самореализации
личности в сфере профессиональной деятельности, которая является
важнейшей сферой жизни и самоопределения личности. Интерес
к профессии – это сложная совокупность качеств и состояний, позволяющих
человеку проявлять волевые, когнитивные и эмоциональные способности по
отношению к выбранной или заранее определенной профессиональной сфере.
На формирование профессиональных интересов большое влияние
оказывают ценностные ориентации. Ценностно-смысловая сфера личности
как психическое новообразование, нуждающееся в определении своих
конструктов, активно формируется в подростковом и юношеском возрасте и
проявляет себя в определении целей личностного развития, осознании
«личностного смысла», значимости личностных достижений в развитии
социальных процессов микро и макроуровня, своей социальной
и психосексуальной идентичности.
Эмпирическое исследование позволило нам выявить, что девочки
имеют значимо больший уровень направленности на работу с людьми,
а мальчики – на работу с техникой. Кроме того, для девочек более значима
красота природы и искусства.
Корреляционный анализ показал специфику связей в группах
мальчиков и девочек. У них ориентация на профессии, связанные с работой
с людьми, отрицательно коррелирует с ценностями активной жизни, дружбы
и общественного признания, направленность на работу с техникой
отрицательно коррелирует с ценностями материальной обеспеченности,
интересной работы и рационализма, а направленность на профессии,
связанные с работой со знаковыми системами, отрицательно коррелирует
с ценностью интересной работы и положительно – с ценностью дружбы.
У старшеклассников женского пола направленность на работу
с людьми отрицательно связана с ценностями интересной работы, дружбы,
широты взглядов и чуткости и положительно связана с ценностью
материальной обеспеченности; направленность на работу с техникой
отрицательно связана с ценностью материальной обеспеченности, твердой
воли и независимости; ориентация на работу со знаковыми системами
положительно коррелирует с ценностями чуткости и дружбы;
и направленность на работу с художественными образами отрицательно
коррелирует с ценностями красоты природы и искусства.
Благодаря проведенному анализу и результатам нашего исследования
мы подтвердили гипотезу о том, что существуют взаимосвязи ценностных
ориентаций с профессиональными интересами, которые специфичны для
старшеклассников мужского и женского пола. Таким образом, задачи работы
решены, а цель достигнута. Полученные результаты обусловливают
необходимость разного подхода к работе с мальчиками и девочками и могут
использоваться школьными психологами в разработке программ,
направленных на помощь в профессиональном самоопределении
старшеклассников.
подростков как никогда важна в современном, постоянно развивающемся
и меняющемся мире. В этой связи целью нашей работы стало определение
особенностей и взаимосвязи ценностных ориентации с профессиональными
интересами у старшеклассников.
В ходе теоретического изучения взаимосвязи ценностных ориентаций
старшеклассников с их профессиональными интересами мы выявили, что
ценностные ориентации – это глубокое социально-психологическое явление,
квалифицирующее характер и смысл жизнедеятельности личности, а также
влияющее на ее мировоззрение. Ценности представляют собой основные
жизненные принципы человека, его нравственную ориентацию, а также его
интересы, поведение, намерения и то, как он строит отношения.
Профессиональное самоопределение – это способ самореализации
личности в сфере профессиональной деятельности, которая является
важнейшей сферой жизни и самоопределения личности. Интерес
к профессии – это сложная совокупность качеств и состояний, позволяющих
человеку проявлять волевые, когнитивные и эмоциональные способности по
отношению к выбранной или заранее определенной профессиональной сфере.
На формирование профессиональных интересов большое влияние
оказывают ценностные ориентации. Ценностно-смысловая сфера личности
как психическое новообразование, нуждающееся в определении своих
конструктов, активно формируется в подростковом и юношеском возрасте и
проявляет себя в определении целей личностного развития, осознании
«личностного смысла», значимости личностных достижений в развитии
социальных процессов микро и макроуровня, своей социальной
и психосексуальной идентичности.
Эмпирическое исследование позволило нам выявить, что девочки
имеют значимо больший уровень направленности на работу с людьми,
а мальчики – на работу с техникой. Кроме того, для девочек более значима
красота природы и искусства.
Корреляционный анализ показал специфику связей в группах
мальчиков и девочек. У них ориентация на профессии, связанные с работой
с людьми, отрицательно коррелирует с ценностями активной жизни, дружбы
и общественного признания, направленность на работу с техникой
отрицательно коррелирует с ценностями материальной обеспеченности,
интересной работы и рационализма, а направленность на профессии,
связанные с работой со знаковыми системами, отрицательно коррелирует
с ценностью интересной работы и положительно – с ценностью дружбы.
У старшеклассников женского пола направленность на работу
с людьми отрицательно связана с ценностями интересной работы, дружбы,
широты взглядов и чуткости и положительно связана с ценностью
материальной обеспеченности; направленность на работу с техникой
отрицательно связана с ценностью материальной обеспеченности, твердой
воли и независимости; ориентация на работу со знаковыми системами
положительно коррелирует с ценностями чуткости и дружбы;
и направленность на работу с художественными образами отрицательно
коррелирует с ценностями красоты природы и искусства.
Благодаря проведенному анализу и результатам нашего исследования
мы подтвердили гипотезу о том, что существуют взаимосвязи ценностных
ориентаций с профессиональными интересами, которые специфичны для
старшеклассников мужского и женского пола. Таким образом, задачи работы
решены, а цель достигнута. Полученные результаты обусловливают
необходимость разного подхода к работе с мальчиками и девочками и могут
использоваться школьными психологами в разработке программ,
направленных на помощь в профессиональном самоопределении
старшеклассников.
Подобные работы
- Взаимосвязь целостных ориентаций и профессионального самоопределения у старшеклассников (Благовещенский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - Ценностные ориентации студентов одного педагогического отделения вуза разных лет (Рязанский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Ценностные ориентации старших подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Связь ценностных ориентаций старших школьников и студентов с их отношением к ненормативной лексике
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-х КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «Я В МИРЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального
интереса к педагогической деятельности (на материале
профильных педагогических классов)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (на примере туркменской и русской национальностей)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





