Работа в формате PDF
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы развития у детей 6-7 лет
образной речи посредством загадок 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет образной речи 9
1.2 Возможности загадок в развитии у детей 6-7 лет образной речи 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет образной речи посредством загадок 36
2.1 Определение сформированного уровня грамматического строя речи у детей третьего года жизни 36
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 6-7 лет образной речи посредством загадок 52
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 6-7 лет образной речи 64
Заключение 74
Список используемой литературы 76
Приложение А Наглядный материал для диагностических заданий 79
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 80
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 86
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.
Актуальность рассматриваемой темы бакалаврской работы заключается в том, что проблема состояния и формирования навыков
образной речи у детей считается одной из самых сложных и неоднозначных для диагностирования в современной дошкольной педагогике. Как отмечает А.М. Щетинина, «именно развитие образной речи является основой его успешного развития и личностной социализации, формирования творческих и креативных способностей» [27]. С восприятия образов предметов и явлений действительности начинается творческое познание. «Современный этап развития общества влияет на речь таким образом, что ей всё чаще присуща деловая и информативная функция, в результате
чего теряется её индивидуальность, утрачивается эмоциональность. Отсюда
возникает важная проблема развития образности речи, ее выразительности,
которая решается только при соблюдении таких условий, как воспитание
интереса к языковому богатству, формирование умения использовать в своей
речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни» [12].
Под образностью речи понимается «способность формировать
визуально-эмоциональные образы или картины окружающих предметов или
явлений действительности» [21].
М.А. Большакова в своём исследовании отмечает, что «формирование
образной речи дошкольников является важной задачей дошкольного образования, использование малых фольклорных форм для этого процесса достаточно мало изученное направление» [3]. Несмотря на то, что многие учёные признают «эффективность использования малых фольклорных жанров для формирования образности речи дошкольников, в практике педагогов эти образцы народной устной речи используются достаточно редко, что и подчёркивает актуальность и
значиомость выбранной темы исследования. Многие педагоги дошкольного образования признают важность использования фольклора для формирования образной речи дошкольников, тем не менее, зачастую из всего многообразия фольклорных форм используются, в основном, сказки. Между
тем не меньшие возможности предоставляют малые фольклорные жанры – пословицы, поговорки, фразеологизмы и так далее» [3, 6, 9, 11]. Как показал многочисленный анализ литературных источников,
проблему формирования образной речи, а также особенности ее развития у
детей дошкольного возраста изучали такие психологи и педагоги, как
Н.Н. Авдеева, Г.М. Андреева, Л.А. Венгер, А.Д. Виноградова, Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, В.В. Давыдов, Н.В. Клюева, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Е.В. Романин,
С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов и многие другие.
Практически все вышеназванные исследователи считают интеллектуальное и образное развитие «определяющим условием
формирования индивидуально-психологических особенностей и развития всех процессов психики детей старшего дошкольного возраста» [3, 6, 9, 11,
13, 15, 17]. Кроме того, данным вопросом занимались представители многих
психолого-педагогических направлений, причѐм как в теоретическом, так и
прикладном аспекте. В последнем случае мы имеем выбор самых разнообразных форматов игровых технологий и жанров по формированию навыков образного и коммуникативного мышления дошкольников:
семинары, упражнения, игры, тренинги, эксперименты, загадки. Как показывают исследования, у воспитанников трудности в развитии образной речи, прежде всего, связаны со сложностями понимания слов с
переносными значениями, «выделением характерных признаков или особенностями предметов и явлений, а также с называнием их и оперированием ими в разговоре, что, в свою очередь, указывает на необходимость проведения работы в данном направлении» [3]. ...
Изучение вопросов формирования навыков образной речи у детей
считается наиболее актуальной в современной дошкольной педагогике.
Именно в этом возрасте наблюдается становление ребенка как личности,
формируются первые навыки социального поведения, происходит
знакомство с общественными нормами.
Опираясь на теоретический анализ исследований по проблеме развития
образной речи у дошкольников, был сделан вывод, что для детей данного
возрасту характерно осмысленное восприятие произведений, дети уже могут
выделять и замечать средства художественной выразительности (понимание
образной стороны речи).
С целью выявления уровня развития образной речи у дошкольников
был проведен констатирующий этап эксперимента.
По результатам констатирующего этапа был сделан вывод о «недостаточном уровне развития у детей 6-7 лет образной речи: высокий уровень развития образной речи продемонстрировали 22 % детей; средний –
15 %; ниже среднего – 19 % детей и низкий уровень развития образной речи
зафиксирован у 44 % детей контрольной группы. То есть у большинства
детей проявлялись затруднения при построении текстов; начало и концовка
сочинения нередко отсутствовала; основная часть была бедна по
содержанию, мало информативна, так как дети не называли ни основные
объекты, ни их признаки и действия; предложения обрывочны, поэтому
смысловая связь между ними прослеживалась слабо; средства образности
практически отсутствовали» [6].
Поэтому формирующий этап эксперимент был посвящен разработке
содержания и организации работы по развитию у детей 6-7 лет образной речи
посредством загадок. С этой целью, на основании гипотезы, были отобраны и
включены в непрерывную образовательную деятельность педагога и детей
75
загадки, которые соответствовали образовательным целям и возрастным
особенностями дошкольников.
Контрольный этап эксперимент был направлен на выявление динамики
в уровне развития образной речи у детей 6-7 лет после формирующего
эксперимента.
Анализ результатов, полученных на контрольном этапе эксперимента,
позволил констатировать, что у детей экспериментальной группы низкий
уровень развития образной речи опустился на 31 % и составил 7 %, а на
констатирующем – он зафиксирован у 38 % детей. Уровень ниже среднего –
на контрольном этапе у детей не зафиксирован, в то время как на
констатирующем он составлял 31 %. Средний – на контрольном этапе
выявлен у 40 % детей, что на 30 % выше, чем на констатирующем этапе.
Высокий уровень развития образной речи у детей экспериментальной группы
стал выше на 32 % и составил 53 %.
На контрольном этапе эксперимента в контрольной группе
существенных изменений в результатах уровня развития образной речи не
выявлено (они остались прежними).
Таким образом, сформулированные в гипотезе исследования
предположения, получили свое подтверждение в ходе проведенного
исследования. Задачи исследование решены, а цель – достигнута.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и
детский фольклор. Москва Просвещение, 1957. С. 54.
2. Белова Д. Н. Сочинение загадок как условие развития словесного
творчества дошкольников [Электронный ресурс] // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 2. С. 252–256. Режим доступа:
http://e-koncept.ru/2017/570052.htm, свободный. Заглав. с экрана (дата
обращения: 20.08.2023).
3. Большакова М. А. Фольклор в познавательном развитии: Из опыта
работы // Дошкольное воспитание. 2014. № 9. С. 46–49.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь Собр. соч. М., Педагогика, 1982.
5. Гавриш Н. В. Формирование образности речи старших
дошкольников в процессе обучения родному языку: дис. канд. пед. наук. М.,
1991. 188 с.
6. Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О.
С. Ушаковой. РАО, М. : Инфра-М, 1997. 119 с.
7. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для
воспитателей детского сада. М. Просвещение, 1985. 218 с.
8. Киселѐва О. И. Реализация адаптивной образовательной
деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников
с учетом особенностей их развития // Вестник Томского государственного
педагогического университета. 2015. Вып. 1. С. 80–86.
9. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской культуры:
учеб-метод пособие. СПБ. : «Детство-Пресс», 2013. 214 с.
10. Кот Т. А. Формирование образной речи старших дошкольников на
основе литературы и малых фольклорных форм в условиях дошкольной
образовательной организации и семьи // Актуальные вопросы развития речи
дошкольников и младших школьников. Ялта, 2019. С. 51–64.
77
11. Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» тема «Веселые загадки»
в старшей группе в форме игры «Брейн-ринг» Образовательная социальная
сеть https://nsportal.ru/
12. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре //
Дошкольное воспитание. 1986. № 9. С.23–26.
13. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством.
СПб. : «Детство-Пресс», 2011. 384 c.
14. Плескацевич Е. М. Развитие творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста на основе составления загадок об объектах
природы // В сборнике: Дошкольное образование: опыт, проблемы,
перспективы. Сборник научных статей ХI Международного научно-практического семинара. Барановичи, 2020. С. 175–178.
15. Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами
загадки // Молодой ученый. 2019. № 39 (277)...27