Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности

Работа №137770

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего
возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада 8
1.2 Возможности изобразительной деятельности для адаптации
детей раннего возраста к условиям детского сада 14
Глава 2 Экспериментальная работа по адаптации детей раннего
возраста к условиям детского сада средствами изобразительной
деятельности 26
2.1 Выявление уровня адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада 26
2.2 Организация работы по адаптации детей раннего возраста
к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности 37
2.3 Результативность работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада 46
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Формы работы с родителями в период адаптации 61
Приложение Б Формы работы с детьми в период адаптации 62

Актуальность исследования. Важнейшим периодом в становлении и
развитии ребенка является ранний возраст. В этот период наиболее активно
формируется потенциальное желание ребенка к выстраиванию новых
отношений со сверстниками, расширяется круг общения с незнакомыми
взрослыми и совершается трудный процесс интеграции прежнего,
сложившегося мира в новый мир человеческих отношений. В связи в чем,
адаптация при поступлении в детский сад детей, проходит наиболее остро и
часто сопровождается психологическими срывами или тревожными
болезненными состояниями.
В большинстве случаев поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию сопряжено с тем, что дети, попадая в новую
для них социальную среду, сталкиваются с правилами и нормами жизни в ней отличными от тех, к которым они привыкли жить в семье. Поэтому с адаптацией к непривычной для себя среде сталкиваются все без исключения дошкольники. Чтобы привыкание ребенка проходило более адекватно и не вызывало бы проблем в психическом и физическом состоянии его здоровья, необходимо создать комфортные условия для каждого, учитывая его
индивидуальные особенности, условия проживания ребенка в семье и
специфику возраста.
«Проблемы адаптации связаны с попаданием человека в новые для него условия и традиционно рассматриваются как в социологии, так и в психологии. Изучению данного феномена в отечественной психологии посвящены труды Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна; в зарубежной психологии – труды Дж. Г. Мида, М. Монтессори, Э. Эриксона.
Социально-психологическая адаптация как приспособление человека к социальной среде рассматривается в научных работах Ж. Пиаже, А.А. Реана, Т. Парсонса. Адаптация к образовательному учреждению изучалась
Б.Г. Ананьевым, Д.А. Андреевой, Т.А. Голубевой, исследования Л.А. Венгера, М.И. Лисиной, Л.А. Ясюковой – посвящены адаптации детей к условиям детского сада» [6].К сожалению, не всегда при поступлении ребенка в детский сад педагогами и психологами проводится опрос родителей по проблемам, связанным с умением ребенка взаимодействовать со сверстниками и другими взрослыми вне семьи, а первая встреча происходит, когда его уже приводят в группу.
В успешной адаптации ребенка огромное значение приобретают
рисование, лепка, конструирование, музыка. Изобразительная деятельность в
раннем возрасте носит эмоциональный, творческий характер.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы позволил
определить противоречие между необходимостью успешной адаптации детей
раннего возраста к условиям детского сада и недостаточным использованием
изобразительной деятельности в этом процессе. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности изобразительной деятельности
в формировании у детей раннего возраста адаптации к условиям детского
сада.
Практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы
исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
средствами изобразительной деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально
проверить возможность адаптации детей раннего возраста к условиям
детского сада средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования – процесс адаптации детей раннего возраста
к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности.
Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство
адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Задачей исследования стал анализ психолого- педагогических исследований по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности. На основании теоретического материала, в практической части нашей работы мы рассматривали влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому саду. Исследование проходило на базе МБДОУ
№ 61 «Лель» г. Сургут. В исследовании приняли участие 20 детей ранней
группы детского сада. В качестве методики, мы применили анкету-опросник для родителей, который помогает определить психолого-педагогические параметры
определения готовности поступления ребенка в ДОО. По результатам работы с родителями мы получили следующие
результаты: 3 родителей оценили, что их дети готовы к поступлению в детский сад; 5 родителей отметили, что их дети готовы условно; 12 родителей оценили, что их дети не готовы к поступлению в детский сад.
Результаты проведенного исследования с родителями показали, что больше
половины детей (из 20) не готовы к поступлению в детский сад.
В результате проведения контрольного этапа исследования по методике Н.Д. Ватутиной, было выявлено, что только у 12 детей (от общего количества испытуемых) на контрольном этапе в ходе адаптации был
отмечен хороший аппетит, тогда как у 8 детей (от общего количества
испытуемых) он все еще был неудовлетворительный. При этом,
эмоциональное состояние характеризуется следующими особенностями:
негативное эмоциональное состояние выявлено у 2 детей (от общего количества испытуемых), неуравновешенное – у 4 детей (от общего количества испытуемых), уравновешенное – у 11 детей (от общего
количества испытуемых), а бездеятельностное – у 3 детей (от общего
количества испытуемых).
Рассматривая деятельность на контрольном этапе в ходе адаптации было установлено, что наблюдение характерно для 4 детей (от общего количества испытуемых), а предметная деятельность – оставшимся 16 детям (от общего количества испытуемых). Результаты контрольного этапа исследования по оценке степени адаптации детей показали, что с течением 6 месяцев, показатели значительно изменились в лучшую сторону. Большая часть детей, принявших участие в исследовании, – адаптирована к
дошкольной образовательной организации.
У них преобладают положительные эмоции, хорошее самочувствие, дети идут на контакт, у них хороший аппетит, наблюдается безболезненное прощание с близкими.
Таким образом, исследование показало – изобразительная деятельность
позволяет детям справиться со многими психологическими проблемами. В
том числе и со стрессами. Поскольку ребенок раннего возраста ограничен в
способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на
помощь ему может прийти игра и изобразительная деятельность. Занимаясь
изобразительной деятельностью, он отвлекается от своих переживаний,
связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя
ситуации общения с детьми.
На основании вышеизложенного можно заключить, что цель работы
достигнута, гипотеза доказана.


. Архарова Н. В. Развитие творческого воображения у детей через
нетрадиционные способы рисования. Мосальск, «Воспитатель года», 2006.
30 с.
2. Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. Особенности адаптации детей
раннего возраста к условиям детского сада // Аспекты и тенденции
педагогической науки: материалы I Международной научной конференции.
СПб. : Свое издательство, 2016. С. 34–37.
3. Вершинина Н. А., Лагутина Ю. В. Педагогическая поддержка как
основное условие развития познавательной самостоятельности
дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета.
2020. № 1. С. 125–136.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1991. 93 с.
5. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству. М. : ТЦ «Сфера», 2000. 80 с.
6. Гордиенко И. Н., Степанюк Н. М. Адаптация детей раннего
возраста к условиям детского сада посредством сказок // Молодой ученый.
2019. № 9.1 (247.1). С. 45–51.
7. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
М. : Скрипторий, 2003. 80 с.
8. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ:
Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2005. 25 с.
9. Долганина В. В. Психологическое сопровождение детей раннего
возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной
организации // Психологические науки: теория и практика: материалы III
междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М. : БукиВеди, 2015. С. 1–3.
10. Дубовец С. Развитие эмоций у детей // Дошкольное воспитание.
2008. № 1. С. 59–63.
59
11. Кадиева М. Р. Педагогическое взаимодействие семьи и детского
сада как условие социализации личности дошкольника // Известия
Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. 2013. № 2. С. 57–61.
12. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной
деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. Москва:
Просвещение, 1996. 157 с.
13. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. :
Мозаика-Синтез, 2006. 192 с.
14. Лыкова И. А. Экспериментирование в изобразительной
деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность.
Материалы международной юбилейной научно-практической конференции
М. : Аванти, 2000. С.157–158.
15. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические
рекомендации. М. : ТЦ «Сфера», 2007....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ