Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Работа №13777

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы60стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
670
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………............... 3
Глава 1. Необходимые теоретические сведения исследований
собственных имен……………………………………………………….. 8
1.1.Антропонимика как наука о личных именах……………….. 8
1.2.Основные направления исследования топонимики………... 14
1.3.Другие группы имен собственных………………………....... 20
1.4.Концепции преподавания ономастики на уроках русского
языка с учетом использования регионального компонента………….. 26
Глава 2. Имена собственные в романе Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»…………………………………………. 29
2.1.Личные имена в романе……………………………………… 29
2.2.Топонимика «Преступления и наказания»………………….. 43
2.3.Петербург в романе Ф.М.Достоевского…………………….. 48
Заключение………………………………………………………... 54
Список литературы……………………………………….………. 56

Уже при самом первом знакомстве с творчеством Ф.М.Достоевского
невозможно не заметить крайне обширный круг действующих лиц и
повышенную семантическую значимость их имен, фамилий и отчеств, очень
часто крайне необычных. Это по праву можно считать одной из
неотъемлемых черт поэтики Ф.М.Достоевского, которая, несомненно,
характерна и для романа «Преступление и наказание».
При прочтении данного произведения невольно возникает ряд
вопросов. Зачем, например, скромный титулярный советник, находящийся в
в весьма трагической для его семьи и для него самого ситуации наделен
«сладкой» фамилией Мармеладов? Или для чего автору романа называть
главного героя, убийцу двух женщин, именем Родион, имеющим
однозначно позитивные коннотации у носителей русского языка. И почему
явный аморалист, сыгравший роковую роль в судьбе сестры Раскольникова
носит не иначе, как иностранную фамилию Свидригайлов?
Ответы на эти и другие вопросы можно найти в исследованиях в
области ономастики, и в этой достаточно молодой науке уже имеется много
значительных работ.
Одним из важнейших элементов композиции образа героя является имя
собственное, которое, в основном, намечает главнейшие стороны характеров
персонажей, их функциональность в сюжете, показывает авторское
отношение к тому или иному герою и выражаемым им принципами и идеями.
Тем самым, прибегая к ономастике, автор передает идею всего произведения.
Так, например, С.Н.Булгаков утверждал, что «имя выражает особый
духовный тип, строение, разновидность человека» [Булгаков 1998:12],
П.А.Флоренский считал, что вокруг имени «оплотняется наша внутренняя
жизнь» [Флоренский 2011:217].
Изучение имен собственных берет свое начало еще в III в. до н.э., когда
их подкласс был выделен из общего класса имен стоиками. Как отдельную,
самостоятельную группу слов, которая была противопоставлена всему лексическому составу, имена собственные были выделены Хрисиппом,
древнегреческим философом, главным систематизатором раннего стоицизма,
разработчиком логики высказываний. В эпоху Возрождения продолжались
споры об именах собственных по различным точкам зрений среди таких
исследователей, как Х.Джозеф, Джон Милль, Дж. Локк. и др.
В XX веке ономастика как наука продолжает развиваться в трудах
таких лингвистов, как: П. Кристоферсен, Бертран Рассел, В.А.Никонов, А.В.
Суперанская, В.Д. Бондалетов. К исследованиям в области ономастики
обращались также Е.М.Поспелов, Э.М.Мурзаев, О.Н.Трубачев, В.Н.Топоров,
Ю.А. Федосюк и др.
Общеизвестно, что все имена собственные зачастую «говорящие», так
как несут в себе полифоничную информацию: по отношению к
антропонимам и топонимам это будет значимость:
1. Историческая (определяет типичность онима для определенной
эпохи)
2. Культурно-этническая (обозначает принадлежность носителя
имени к определенным конфессиям или народам)
3. Эмоционально-экспрессивная (фонический образ имени и
воспроизводимые в связи с этим ассоциации).
4. Метафорическая (этимологический смысл).
При реализации приведенных функций имя приобретает
символическое значение при соотнесении с денотатом. А.Л. Бем отмечал
системный подход Ф.М.Достоевского к выбору антропонимов в своих
произведениях: «Там, где выбор имени кажется на первый взгляд
совершенно случайным, при ближайшем рассмотрении проглядывает вполне
сознательное отношение писателя» [Бем 2001:173].
В текстах романа все антропонимы имеют собственное значение,
включая те, которые фигурируют единожды. Они тесно связаны с
лексической составляющей романа в целом, семантически связываясь с ним в одно целое: «Слова и выражения в художественном произведении обращены
не только к действительности, но и к другим словам и выражениям,
входящим в строй того же произведения. Правила и приемы их употребления
и сочетания зависят от стиля произведения в целом. В контексте всего
произведения слова и выражения, находясь в тесном взаимодействии,
приобретают разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной
и глубокой перспективе целого» – именно так говорил о скоррелированности
всех уровней языка в произведении В.В.Виноградов [Виноградов 1954:20].
Имя в художественном произведении усиливается в своем
символическом значении, так как изначально является частью целостной
художественной системы. И именно поэтому при анализе имени в
литературном произведении нужно принимать во внимание его
последующие значения:
1. Онтологическое – исторический аспект лексического значения
имени.
2. Номинативное – как элемент семиотической системы, связанный
по смыслу с другими знаками.
3. Аксиологическое –абстрактный смысл имени, создаваемый из
религиозной традиции, у Достоевского– христианской.
4. Эстетическое– значение, включающее в себя звуковую систему
слова, так называемый ассоциативный аспект. Здесь нужно учитывать
законы эвфонии для формирования нужного эстетического облика слова.
5. Культурологический –коннотативный ряд производимых именем
литературных или культурно-исторических ассоциаций.
6. Социальное – очень часто имя показывает социальное положение
персонажа в обществе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, имена собственные составляют один из самых многочисленных
пластов словарного состава любого языка. Они живут в различных формах
человеческой деятельности. Одной из таких форм, поддерживающих жизнь
имен и названий, являются художественные тексты. Достаточно активное
привлечение ономастической, в том числе и антропонимической лексики в
художественную речь позволяет исследователям считать имена собственные
стилистической категорией, по праву являющейся существенным
компонентом художественного текста.
Подобно другим лексическим средствам языка, имена собственные,
будучи употреблено в контексте художественного произведения, начинает
жить и восприниматься в «сложной и глубокой перспективе», вступает в
связь с этим контекстом, служит авторским целям. Как поясняет
А.В.Суперанская: «потенциальные возможности экспрессии, заложенные в
собственных именах, как многогранной и оригинальной лексикограмматической категории, бытующей в общенародном словоупотреблении,
активизируются писателями в литературном произведении». Значение имен
собственных в тексте иногда называют энциклопедическим. Кроме того,
многие имена собственные имеют свои традиции употребления
художественной речи, являются знаками целых художественных текстов и в
ряде случаев могут рассматриваться как «точечные цитаты», вбирающие в
себя содержание других произведений.
Богатство антропонимического материала в произведениях литературы
создается за счет разнообразия функций привлеченных онимов, развития
ассоциативного фона, использования приема обыгрывания.
Следовательно, работа над подбором имен собственных – трудоемкий
процесс, поскольку они должны быть точными, стилистически верными,
кроме того, художественный текст должен представлять умело выдержанную
пропорцию наименований. Наиболее стилистически эффективными, видимо, следует считать
авторские номинации, каждая из которых включает целый спектр
представлений и ассоциативных приращений.
Чтобы рассмотреть роль имен собственных в художественном тексте
романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, мы постарались
проанализировать систему имен героев, наименования топонимов. Для
проведения такого исследования мы опирались на теоретические положения
известных русских ученых – филологов, таких как В.В. Виноградов, В. Д.
Бондалетов, М. В. Горбаневский, Л. М. Щетинин и др. В романе отобраны и
систематизированы антропонимы, топонимы, анализ которых легли в основе
нашей курсовой работы. Система героев Ф.М. Достоевского представлена
очень широко и разнообразно: личные имена в полных формах; сочетание
имени и отчества, имени и фамилии; характеристика главного героя с
помощью только лишь фамилии или отчества. В именах своих героев
писатель искусно отразил характерные особенности бытования
антропонимов в художественной речи.


Альтман, М. С. Достоевский. По вехам имен: учебное пособие/
М. С. Альтман. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975 –
280 с.
2. Андреева, Л. И. Семантика литературного антропонима. Русская
ономастика: учебное пособие/ Л. И. Андреева. – Рязань: Издательство
Рязанского университета, 1977 – 361 с.
3. Белов, С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание». Комментарии / С. В. Белов. – Л.: «Наука», 1984 – 183 с.
4. Бем, А. Л. Личные имена у Достоевского. Сборник в честь на
проф. Милетичъ за седемдесетгодишнината отъ рождението му (1863-1933)/
А. Л. Бем. – София: 1933– 264 с.
5. Бердяев, Н. А. Миросозерцание Достоевского./ Н. А. Бердяев.
Прага: YMCA-Press, 1923– 369 с.
6. Болотов, В. И. К вопросу о значении имен собственных.
Восточнославянская ономастика / В. И. Болотов. – М.: Издательство
Академии наук СССР, 1972 – 161 с.
7. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика / В. Д. Бондалетов. – М.:
«Просвещение», 2012 – 223 с.
8. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых
слов: учебное пособие /А, Вежбицкая – М.: «Просвещение», 2007 – 288 с.
9. Веселова, Н. А. Имя в жизни и в литературе. Литературный текст:
проблемы и методы исследования / Н. А. Веселова.– Тверь: Издательство
Тверского государственного университета, 1998– 36 с.
10. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика / В. В. Виноградов.– М.: Издательство Академии наук СССР, 1981–
255 с.
11. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В.
Виноградов.– М.: Гослитиздат, 1959– 656 с.57
12. Вольф, Е. М. Функциональная семантика оценки /Е. М. Вольф. –
М.: КомКнига, 2006. – 280 с.
13. Ганжина, И. М. Словарь современных русских фамилий / И.
М.Ганжина. – М.: «Дрофа», 2001– 184 с.
14. Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург.– Л.:
Советский писатель, 1979– 223 с.
15. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка./ И. Б. Голуб. – М.:
Айрис-пресс, 1997– 251 с.
16. Горбаневский, М. В. В мире имен и названий /М. В.
Горбаневский. – М.: «Просвещение»,1987 – 226 с.
17. Горбаневский, М. В. Ономастика в художественной литературе:
Филологические этюды / М. В. Горбаневский.– М.: «Просвещение», 1988–
271 с.
18. Денисов, П. Н. Лексика русского языка и принципы её описания
/П. Н. Денисов. – М.: Русский язык, 1993. – 248 с.
19. Достоевская, А. Г. Воспоминания. 1846-1917 / А. Г. Достоевская.
– М.: ООО «Бослен», 2015– 768 с.
20. Жучкевич, В. А. Общая топонимика /А. В. Жучкевич.– Минск:
Вышейшая школа, 1968– 768 с.
21. Зайцева, И. П. Стилистические функции имен собственных в
поэтических текстах (На материале современной советской поэзии). Дисс. …
канд. филол. наук: 10.02.01. / И. П. Зайцева – М.: 1988– 326 с.
22. Золотова, Т.А. Функции и дисфункции современной русской
речи/Т. А. Золотова// Русский язык сегодня. – 2000. – Вып. 1. – С. 122-135.
23. Кирпотин, В.Я. Разочарование и крушение Родиона
Раскольникова (Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание») /
В. Я.Кирпотин. – М.: Художественная литература, 1986– 414 с.
24. Китайгородская, М. В. Современная городская коммуникация:
тенденции развития (на материале языка Москвы) // Русский язык конца ХХ
столетия. (1985-1995). – М.: «Просвещение», 2000– 491 с.58
25. Крюковских, А. П. Словарь исторических терминов. /А. П.
Крюковских.– СПб.: Лита, 1998– 436 с.
26. Кубрякова, Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности./ Е.
С.Кубрякова.– М.: Наука, 1986. – 156 с.
27. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка: учебное пособие/
Э. В. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 2001. – 216 с.
28. Лосев, А. Ф. Философия имени /А. Ф. Лосев.– М.: Правда, 1990–
656 с.
29. Лукин, В. А. Художественный текст: Основы лингвистической
теории и элементы анализа: учебное пособие/ В. А. Лукин– М.: «Дрофа»,
1999– 377 с.
30. Магазанник, Э. Б. Ономапоэтика, или «говорящие» имена в
литературе / Э. Б. Магазаник. – Ташкент: Фан, 1978 –146 с.
31. Мурзаев, Э. М. География в названиях: учебное пособие/ Э. М.
Мурзаев. – М.: «Наука», 1982 – 177 с.
32. Намитокова, Р. Ю. В мире имен собственных./Р. Ю.Намитокова –
Майкоп: Адыгейское книжное издтельство,1998 – 241 с.
33. Намитокова, Р. Ю. Окказиональная ономастика и ономастические
окказионализмы // Эволюция семантических и функциональных свойств
русской лексики: учебное пособие/Р. Ю. Намитокова – М.: МГПИ, 1987– 231
с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ