Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей 5-6 лет алгоритмических предписаний посредством логических задач

Работа №137768

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития алгоритмических
предписаний у детей 5-6 лет посредством логических задач 8
1.1 Особенности развития алгоритмических предписаний у детей 5-6 лет в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Характеристика логических задач в развитии алгоритмических предписаний у детей 5-6 лет 15
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование развития алгоритмических предписаний у детей 5-6 лет посредством логических задач 24
2.1 Диагностика уровня развития у детей 5-6 лет алгоритмических предписаний 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию алгоритмических предписаний у детей 5-6 лет посредством
логических задач 37
2.3 Оценка динамики уровня развития алгоритмических предписаний у детей 5-6 лет посредством логических задач 45
Заключение 52
Список используемой литературы 56
Приложение А Результаты диагностики 60
Приложение Б Материал для занятий по методике «Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов)
62
Приложение В Материал для занятий по методике «Раздели на группы» (А.Я. Иванова)

«Актуальность вопроса развития алгоритмических предписаний
посредством логических задач у старших дошкольников обусловлена тем,
что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека
сознательно относиться к жизни. На современном этапе развития системы
дошкольного образования большую значимость приобрела необходимость
поиска новых форм воспитания и обучения, которая способствовала бы
личностному росту дошкольника» [18].
Развитие алгоритмических предписаний «у дошкольников – это
качественные изменения познавательной активности ребенка, происходящие
в результате формирования элементарных математических представлений и
алгоритмических предписаний» [40].
«Основной задачей воспитания дошкольников является формирование
у них мыслительных операций и действий, а также потребности в
активности. Деятельность дошкольной образовательной организации
направлена на то, чтобы подготовить детей к школе и научить их с детства
самостоятельно выполнять умственную работу» [42].
«Несмотря на это, по мнению психологов, большинство детей
испытывают трудности при обобщении и сравнении информации в единицу
времени. Это негативно влияет не только результат обучение, но также
может привести к лени или отсутствию желания обучаться вообще.
Алгоритмические предписания делают ребенка более внимательным, он
учится мыслить ясно и может сконцентрироваться на сути проблемы. Это
даст ребёнку возможность лучше усваивать материал. Логика способствует
интеллектуальному и культурному развитию личности» [1].
Исходя из вышеизложенного, суть проблемной ситуации заключается в
недостаточном развитии алгоритмических предписаний посредством
логических задач, что возможно снизит эффективность дальнейшего
обучения в школе, так как мышление недостаточно подготовлено к усвоению знаний. Ребенку будет труднее даваться учеба, решение задач и выполнение
упражнений потребуют больших затрат сил и времени. В результате есть
риск ослабления интереса к учению. Решение этой проблемы должно
осуществляться в поиске необходимых насущных путей, средств,
сосредоточения большего внимания к определенным видам деятельности при
организации образовательного процесса детей в дошкольных
образовательных организациях.
Одним из способов формирования алгоритмических предписаний
посредством логических задач у старших дошкольников является
использование заданий для обучения счетной деятельности.
«Проблемам изучения формирования представлений об алгоритмах,
алгоритмической деятельности и умений, посвящены многочисленные
работы педагогов и психологов (А.А. Столяр, А.З. Зак, З.А. Михайлова и
другие); возможности развития алгоритмических предписаний у
дошкольников (Д. Альтхауз, Э. Дум, Ж. Пиаже, Л.Ф. Обухова, Д. Флейвелл);
применение логических задач для развития алгоритмических предписаний у
детей (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Н.И. Фрейлах)» [2].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы,
научных публикаций, исследовательских работ по данной проблеме позволил
выделить противоречие между необходимостью развития алгоритмических
предписаний у детей 5-6 лет и недостаточным использованием логических
задач в реализации данного процесса. В связи с выявленным противоречием
возникает актуальная проблема исследования: как логические задачи
способствуют развитию алгоритмических предписаний у детей 5-6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Развитие у детей 5-6 лет алгоритмических предписаний
посредством логических задач».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально
проверить возможность развития алгоритмических предписаний у детей 5-6
лет посредством логических задач

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам исследования в данной работе можно сделать следующие основные выводы и предложения. По мере развития когнитивных способностей ребенка происходит постепенное совершенствование его концептуального понимания и логических когнитивных процессов. Этот прогресс заметно ускоряется благодаря активному взаимодействию и участию. Такое когнитивное развитие расширяет восприятие мира, позволяя им эффективно формулировать и обосновывать свою точку зрения. Склонность к научным занятиям предрасполагает ребенка охотно решать задание в классе, опираясь на логические рамки. Логические задачи – очень хороший способ потренировать свой мозг. Логическое мышление – это очень сложный процесс, во время которого ваш мозг передает электрические импульсы из одной области в другую, и чем больше человек думает, тем активнее и гибче ваш мозг. Дети в возрасте 5-6 лет находятся на стадии когнитивного развития. На этом этапе у ребенка уже есть знания о логическом мышлении. Это соответствует когнитивной теории, предложенной Пиаже. В этом возрасте у
детей уже есть навыки сортировки, измерения, подсчета, классификации,
установления связей и составления выводов.
«В процессе познаний у детей 5-6 лет развиваются математические представления и «связанные с ними алгоритмические предписания, такие как сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирования, анализ, синтез, классификация, систематизация, аналогия и сериация. Оптимальными для детей 5–6 лет являются вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема)» [28].
Следовательно, хотя эти дети по своей сути обладают базовыми навыками, необходимыми для умственных операций, эволюция таких
сложных когнитивных процессов по–прежнему требует дополнительного времени и целенаправленных усилий. Целенаправленные педагогические стратегии могут повысить уровень владения детьми навыками логического мышления, такими как аналитические рассуждения, синтез, сравнительная оценка и последовательность выполнения заданий. Задачи, основанные на
логике, не только увлекательны, но и познавательны, позволяя детям
совершенствовать свои способности к логическому мышлению и приходить
к глубоким выводам с большей скоростью и точностью. Для проверки достоверности выдвинутой гипотезы осуществлялась
опытно–экспериментальное исследование, которая состоит из трех этапов:
– констатирующий эксперимент – проведение первичной диагностики
уровня развития алгоритмических предписаний у детей 5-6 лет;
– формирующий эксперимент – разработка и реализация
алгоритмических предписаний у детей 5-6 лет посредством решения
логических задач;
– контрольный эксперимент – проведение повторной диагностики
уровня развития алгоритмических предписаний после реализации
логических задач.
Исследование проходило на базе МКДОУ «Детский сад № 1 «Малыш»
г. Кирс Верхнекамского муниципального округа Кировской области.
В исследовании приняло участие 40 человек: 20 детей в экспериментальной группе 20 детей – в контрольной группе.
Цель исследования, состоит в том, чтобы определить уровень развития алгоритмических предписаний у детей 5-6 лет. В результате проведенной
работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что
30% детей экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы
умеют выделять несколько признаков предметов для сравнения и
классификации. Они могут быстро устанавливать взаимосвязь между
предметами. Испытуемые умеют выстраивать последовательность действий,
владеют алгоритмом действия упорядочивания. Так же они владеют умением
выделять существенные признаки предметов. Умеют аргументировать свои действия. Все задания выполняли самостоятельно, без помощи педагога. Мы
их отнесли к первому (высокому) уровню развития алгоритмических
предписаний.


Агаева Е. Формирование элементов логического мышления //
Дошкольное воспитание. 1982. № 1. 38-41 с.
2. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5–8 лет
: учеб. пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010. 112 с.
3. Андреева И. А. Развиваем логику : учеб. пособие. М. :
Интерпрессервис, 2015. 32 с.
4. Баженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных
математических представлений : учеб. пособие. М. : Эксмо, 2005. 64 с.
5. Белошистая А. В. Готовимся к математике : методические
рекомендации для организации занятий с детьми 5–6 лет. М. : Ювента, 2013.
32 с.
6. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических
способностей детей 5-6 лет: конспекты занятий. М. : Владос, 2004. 100 с.
7. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников. М. : ВЛАДОС, 2003. 400 с.
8. Бойко А. П. Логика : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1994. 37 с.
9. Веклерова Х. М. Формирование логических структур у старших
дошкольников / Х. М. Веклерова. Обнинск : Светоч, 1998. 87 с.
10. Ворощиков С. Г Азбука логического мышления : учеб. пособие.
М. : 2007. 352 с.
11. Головин С. Ю. Словарь практического психолога : учеб. пособие.
М. : Харвест, 1998. 226 с.
12. Дмитриева В. Г. Развиваем логику. М. : Аст, 2015. 64 с.
13. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: методическое
пособие для воспитателей. СПб. : Владос, 2007. 191 с.
14. Зак А. С. Как развивать логическое мышление?: 800 занимательных
задач для детей 6-15 лет. М. : Аркти, 2001. 144 с.
15. Земцова О. Н. Найди отличия. М.: Махаон, 2016....47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ