Формирование системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере городского округа Тольятти Самарской области)
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологический и правовой аспекты управления социально-экономическим развитием муниципальных образований 11
1.1 Понятие и содержание управления социально-экономическим
развитием муниципальных образований 11
1.2 Правовое регулирование в сфере управления развитием
муниципальных образований 24
1.3 Методическое обеспечение управления социально-экономическим
развитием территорий 34
Глава 2 Анализ и оценка механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере городского округа Тольятти Самарской области) 45
2.1 Общая характеристика ситуации развития городского округа
Тольятти 45
2.2 Анализ системы управления социально-экономическим развитием
муниципального образования 62
2.3 Методы оценки эффективности управления социально-экономическим развитием 72
Глава 3 Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования 83
3.1 Проблемы применения методов управления развитием муниципального
образования 83
3.2 Предложения по совершенствованию механизма управления развитием муниципального образования и оценка их эффективности.95
Заключение 111
Список используемых источников 116
Приложение А Участие городского округа Тольятти в реализации
национальных проектов 124
Глава 1 Теоретико-методологический и правовой аспекты управления социально-экономическим развитием муниципальных образований 11
1.1 Понятие и содержание управления социально-экономическим
развитием муниципальных образований 11
1.2 Правовое регулирование в сфере управления развитием
муниципальных образований 24
1.3 Методическое обеспечение управления социально-экономическим
развитием территорий 34
Глава 2 Анализ и оценка механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере городского округа Тольятти Самарской области) 45
2.1 Общая характеристика ситуации развития городского округа
Тольятти 45
2.2 Анализ системы управления социально-экономическим развитием
муниципального образования 62
2.3 Методы оценки эффективности управления социально-экономическим развитием 72
Глава 3 Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования 83
3.1 Проблемы применения методов управления развитием муниципального
образования 83
3.2 Предложения по совершенствованию механизма управления развитием муниципального образования и оценка их эффективности.95
Заключение 111
Список используемых источников 116
Приложение А Участие городского округа Тольятти в реализации
национальных проектов 124
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Местное самоуправление по своим целям, задачам, полномочиям и предметам ведения представляет собой уровень публичной власти, наиболее тесно связанный с населением, и, соответственно, с задачами и проблемами жизнедеятельности муниципальных образований, как территорий, в границах которых местное самоуправление организуется и функционирует. В соответствии с законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется, как непосредственно населением, так и через создаваемые в установленном порядке органы местного самоуправления. При этом одним из полномочий органов местного самоуправления в соответствии с законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации являются полномочия в сфере стратегического планирования, предусмотренные законодательством о стратегическом планировании в Российской Федерации.
Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» муниципальное управление определяется как деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития. Вместе с тем, с одной стороны, ознакомление с предусмотренным в федеральным законе о местном самоуправлении перечнем вопросов местного значения (то есть предметов ведения муниципальных образований) позволяет уяснить, что муниципальное управление предполагает решение вопросов не только развития, но и обеспечения текущей жизнедеятельности объектов и систем муниципального хозяйства. С другой стороны, в российском законодательстве отсутствует определение понятия «социально-экономическое развитие». Соответственно, имеет место проблема теоретического обоснования подсистемы объекта в системе управления, опосредующей реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования.
Управление развитием какого-либо объекта, системы в общем виде предполагает, во-первых, постановку целей и задач развития применительно к различным отрезкам времени, во-вторых, определение ресурсов, необходимых для достижения целей и решения задач, в-третьих, выявление возможностей и ограничений доступа к ресурсам. Специфика управления развитием территории любого масштаба (страны, региона, муниципального образования) состоит в высоком уровне сложности объекта управления, имеющего социальное, экономическое, территориальное, инфраструктурное и др. измерения. При этом, как известно, уровень сложности структуры субъекта управления определяется количеством структурных элементов и характером функциональных связей в рамках подсистемы объекта управления.
Требования к структуре муниципального управления, предусмотренные действующим законодательством, ограничиваются указанием на состав органов местного самоуправления, формируемых в муниципальных образованиях, перечень их полномочий, а также порядок формирования и взаимодействия таких органов по решению вопросов местного значения и реализации прав на решение иных вопросов. То есть положения законодательства не дают ответа на вопрос о том, какой на местном уровне должна быть оптимальная система управления развитием. В то же время, эффективность систем управления муниципальными образованиями остается, на наш взгляд, крайне недостаточной. Существует множество различных критериев оценки, однако в качестве одного из наиболее показательных примеров может быть приведен уровень износа систем коммунальной инфраструктуры, который, по данным министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в 2020 году достиг в среднем по стране 58 %. При этом уровень замены инженерных сетей составляет не более 2 % в год, при требуемом объеме не менее 5 % в год. Из чего следует вывод, что старение производственных фондов происходит в 2,5 раза быстрее, чем их замена. При этом организация в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, согласно федеральному закону, относится к числу вопросов местного значения.
...
Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» муниципальное управление определяется как деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития. Вместе с тем, с одной стороны, ознакомление с предусмотренным в федеральным законе о местном самоуправлении перечнем вопросов местного значения (то есть предметов ведения муниципальных образований) позволяет уяснить, что муниципальное управление предполагает решение вопросов не только развития, но и обеспечения текущей жизнедеятельности объектов и систем муниципального хозяйства. С другой стороны, в российском законодательстве отсутствует определение понятия «социально-экономическое развитие». Соответственно, имеет место проблема теоретического обоснования подсистемы объекта в системе управления, опосредующей реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования.
Управление развитием какого-либо объекта, системы в общем виде предполагает, во-первых, постановку целей и задач развития применительно к различным отрезкам времени, во-вторых, определение ресурсов, необходимых для достижения целей и решения задач, в-третьих, выявление возможностей и ограничений доступа к ресурсам. Специфика управления развитием территории любого масштаба (страны, региона, муниципального образования) состоит в высоком уровне сложности объекта управления, имеющего социальное, экономическое, территориальное, инфраструктурное и др. измерения. При этом, как известно, уровень сложности структуры субъекта управления определяется количеством структурных элементов и характером функциональных связей в рамках подсистемы объекта управления.
Требования к структуре муниципального управления, предусмотренные действующим законодательством, ограничиваются указанием на состав органов местного самоуправления, формируемых в муниципальных образованиях, перечень их полномочий, а также порядок формирования и взаимодействия таких органов по решению вопросов местного значения и реализации прав на решение иных вопросов. То есть положения законодательства не дают ответа на вопрос о том, какой на местном уровне должна быть оптимальная система управления развитием. В то же время, эффективность систем управления муниципальными образованиями остается, на наш взгляд, крайне недостаточной. Существует множество различных критериев оценки, однако в качестве одного из наиболее показательных примеров может быть приведен уровень износа систем коммунальной инфраструктуры, который, по данным министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в 2020 году достиг в среднем по стране 58 %. При этом уровень замены инженерных сетей составляет не более 2 % в год, при требуемом объеме не менее 5 % в год. Из чего следует вывод, что старение производственных фондов происходит в 2,5 раза быстрее, чем их замена. При этом организация в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, согласно федеральному закону, относится к числу вопросов местного значения.
...
В результате проведенного исследования проблем применения системного подхода в деятельности по управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований (на примере городского округа Тольятти Самарской области) нами был сформирован ряд нижеследующих выводов и предложений теоретического и практического характера.
Во-первых, рассматривая управление социально-экономическим развитием муниципального образования как процесс управляющего воздействия субъекта муниципального управления на систему городского хозяйства и иные элементы жизнедеятельности территории, мы полагаем, что ключевой целью указанной деятельности является осуществление позитивных изменений качества жизни населения муниципального образования.
Во-вторых, законодательная база управления развитием на всех уровнях публичной власти оценивается нами как преимущественно сформированная. Однако в законах и иных нормативных правовых актах федерального уровня не предусмотрено регулирование механизма объединения ресурсов развития и координации совместной деятельности муниципальных образований в рамках межмуниципального сотрудничества, что представляет собой ограничение повышения эффективности развития, как городских агломераций, так и иных территорий.
В третьих, с учетом подразделения методов управления, применяемых в практике муниципального управления, на общие и специальные, мы склонны полагать, что эффективность применения специальных методов управления (программно-целевого, социального и муниципально-частного партнерства, межмуниципального сотрудничества), как методов, опосредующих взаимодействие органов местного самоуправления с другими участниками процесса управления развитием муниципального образования, в существенной степени определяется уровнем внедрения в практику
муниципального управления общих методов менеджмента, в том числе проектного метода, процессного управления, краудсорсинга, и др.
Во-четвертых, с учетом выявленного в результате проведенного анализа ситуации развития городского округа Тольятти недостаточного влияния проектов, как реализуемых, так и уже реализованных в сфере материального производства, инновационной деятельности и создания инфраструктуры промышленности и предпринимательства, на изменение тенденции миграционного оттока из города экономически активного населения, в качестве первоочередной задачи органов местного самоуправления и городского сообщества в области управления социально-экономическим развитием представляется необходимым создание комплекса условий для опережающей реализации проектов развития городской среды и других аспектов нематериальной составляющей качества жизни в городе.
Во-пятых, в результате внедрения результатов проведенных научно-исследовательских работ, проведенных по заказу администрации городского округа Тольятти, созданы содержательная (стратегия) и организационная (система управления) основы управления социально-экономическим развитием городского округа Тольятти. Однако отсутствие стратегического центра, как специализированной структуры, организующей процесс функционирования механизма управления городским развитием на основе проектного подхода, не позволяет реализовать в полной мере имеющиеся человеческие, финансовые, градостроительные и иные ресурсы развития. В то же время, с учетом преобладания внутри существующей системы местных администраций линейно-функционального принципа, проектная деятельность, на наш взгляд, требует организационного обособления в специализированной структуре, не находящейся в прямом подчинении местной администрации.
...
Во-первых, рассматривая управление социально-экономическим развитием муниципального образования как процесс управляющего воздействия субъекта муниципального управления на систему городского хозяйства и иные элементы жизнедеятельности территории, мы полагаем, что ключевой целью указанной деятельности является осуществление позитивных изменений качества жизни населения муниципального образования.
Во-вторых, законодательная база управления развитием на всех уровнях публичной власти оценивается нами как преимущественно сформированная. Однако в законах и иных нормативных правовых актах федерального уровня не предусмотрено регулирование механизма объединения ресурсов развития и координации совместной деятельности муниципальных образований в рамках межмуниципального сотрудничества, что представляет собой ограничение повышения эффективности развития, как городских агломераций, так и иных территорий.
В третьих, с учетом подразделения методов управления, применяемых в практике муниципального управления, на общие и специальные, мы склонны полагать, что эффективность применения специальных методов управления (программно-целевого, социального и муниципально-частного партнерства, межмуниципального сотрудничества), как методов, опосредующих взаимодействие органов местного самоуправления с другими участниками процесса управления развитием муниципального образования, в существенной степени определяется уровнем внедрения в практику
муниципального управления общих методов менеджмента, в том числе проектного метода, процессного управления, краудсорсинга, и др.
Во-четвертых, с учетом выявленного в результате проведенного анализа ситуации развития городского округа Тольятти недостаточного влияния проектов, как реализуемых, так и уже реализованных в сфере материального производства, инновационной деятельности и создания инфраструктуры промышленности и предпринимательства, на изменение тенденции миграционного оттока из города экономически активного населения, в качестве первоочередной задачи органов местного самоуправления и городского сообщества в области управления социально-экономическим развитием представляется необходимым создание комплекса условий для опережающей реализации проектов развития городской среды и других аспектов нематериальной составляющей качества жизни в городе.
Во-пятых, в результате внедрения результатов проведенных научно-исследовательских работ, проведенных по заказу администрации городского округа Тольятти, созданы содержательная (стратегия) и организационная (система управления) основы управления социально-экономическим развитием городского округа Тольятти. Однако отсутствие стратегического центра, как специализированной структуры, организующей процесс функционирования механизма управления городским развитием на основе проектного подхода, не позволяет реализовать в полной мере имеющиеся человеческие, финансовые, градостроительные и иные ресурсы развития. В то же время, с учетом преобладания внутри существующей системы местных администраций линейно-функционального принципа, проектная деятельность, на наш взгляд, требует организационного обособления в специализированной структуре, не находящейся в прямом подчинении местной администрации.
...
Подобные работы
- Эффективность муниципального управления, его критерии и индикаторы (на примере городского округа Тольятти)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Разработка основных направлений муниципальной молодежной политики (на примере г.о. Тольятти)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность общественных ветеранских организаций войны, Вооруженных сил и труда г.о. Тольятти Самарской области по патриотическому воспитанию в Российской Федерации(1986-2016)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Маркетинг территории как инструмент эффективного управления на примере городского округа Барнаул
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Повышение эффективности управления процессом взаимодействия между органами власти муниципального образования и бизнес-сообществом
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - Повышение эффективности управления процессом
взаимодействия между органами власти муниципального образования и бизнес-сообществом
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2021 - Разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона (на примере Самарской области)
Бакалаврская работа, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Государственное управление развитием малого предпринимательства (на примере Самарской области)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование механизма применения современных информационных технологий в государственном и муниципальном управлении (на материалах администрации городского округа Тольятти)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020





