Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере городского округа Тольятти Самарской области)

Работа №137753

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы135
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологический и правовой аспекты управления социально-экономическим развитием муниципальных образований 11
1.1 Понятие и содержание управления социально-экономическим
развитием муниципальных образований 11
1.2 Правовое регулирование в сфере управления развитием
муниципальных образований 24
1.3 Методическое обеспечение управления социально-экономическим
развитием территорий 34
Глава 2 Анализ и оценка механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере городского округа Тольятти Самарской области) 45
2.1 Общая характеристика ситуации развития городского округа
Тольятти 45
2.2 Анализ системы управления социально-экономическим развитием
муниципального образования 62
2.3 Методы оценки эффективности управления социально-экономическим развитием 72
Глава 3 Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования 83
3.1 Проблемы применения методов управления развитием муниципального
образования 83
3.2 Предложения по совершенствованию механизма управления развитием муниципального образования и оценка их эффективности.95
Заключение 111
Список используемых источников 116
Приложение А Участие городского округа Тольятти в реализации
национальных проектов 124


Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Местное самоуправление по своим целям, задачам, полномочиям и предметам ведения представляет собой уровень публичной власти, наиболее тесно связанный с населением, и, соответственно, с задачами и проблемами жизнедеятельности муниципальных образований, как территорий, в границах которых местное самоуправление организуется и функционирует. В соответствии с законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется, как непосредственно населением, так и через создаваемые в установленном порядке органы местного самоуправления. При этом одним из полномочий органов местного самоуправления в соответствии с законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации являются полномочия в сфере стратегического планирования, предусмотренные законодательством о стратегическом планировании в Российской Федерации.
Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» муниципальное управление определяется как деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития. Вместе с тем, с одной стороны, ознакомление с предусмотренным в федеральным законе о местном самоуправлении перечнем вопросов местного значения (то есть предметов ведения муниципальных образований) позволяет уяснить, что муниципальное управление предполагает решение вопросов не только развития, но и обеспечения текущей жизнедеятельности объектов и систем муниципального хозяйства. С другой стороны, в российском законодательстве отсутствует определение понятия «социально-экономическое развитие». Соответственно, имеет место проблема теоретического обоснования подсистемы объекта в системе управления, опосредующей реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования.
Управление развитием какого-либо объекта, системы в общем виде предполагает, во-первых, постановку целей и задач развития применительно к различным отрезкам времени, во-вторых, определение ресурсов, необходимых для достижения целей и решения задач, в-третьих, выявление возможностей и ограничений доступа к ресурсам. Специфика управления развитием территории любого масштаба (страны, региона, муниципального образования) состоит в высоком уровне сложности объекта управления, имеющего социальное, экономическое, территориальное, инфраструктурное и др. измерения. При этом, как известно, уровень сложности структуры субъекта управления определяется количеством структурных элементов и характером функциональных связей в рамках подсистемы объекта управления.
Требования к структуре муниципального управления, предусмотренные действующим законодательством, ограничиваются указанием на состав органов местного самоуправления, формируемых в муниципальных образованиях, перечень их полномочий, а также порядок формирования и взаимодействия таких органов по решению вопросов местного значения и реализации прав на решение иных вопросов. То есть положения законодательства не дают ответа на вопрос о том, какой на местном уровне должна быть оптимальная система управления развитием. В то же время, эффективность систем управления муниципальными образованиями остается, на наш взгляд, крайне недостаточной. Существует множество различных критериев оценки, однако в качестве одного из наиболее показательных примеров может быть приведен уровень износа систем коммунальной инфраструктуры, который, по данным министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в 2020 году достиг в среднем по стране 58 %. При этом уровень замены инженерных сетей составляет не более 2 % в год, при требуемом объеме не менее 5 % в год. Из чего следует вывод, что старение производственных фондов происходит в 2,5 раза быстрее, чем их замена. При этом организация в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, согласно федеральному закону, относится к числу вопросов местного значения.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования проблем применения системного подхода в деятельности по управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований (на примере городского округа Тольятти Самарской области) нами был сформирован ряд нижеследующих выводов и предложений теоретического и практического характера.
Во-первых, рассматривая управление социально-экономическим развитием муниципального образования как процесс управляющего воздействия субъекта муниципального управления на систему городского хозяйства и иные элементы жизнедеятельности территории, мы полагаем, что ключевой целью указанной деятельности является осуществление позитивных изменений качества жизни населения муниципального образования.
Во-вторых, законодательная база управления развитием на всех уровнях публичной власти оценивается нами как преимущественно сформированная. Однако в законах и иных нормативных правовых актах федерального уровня не предусмотрено регулирование механизма объединения ресурсов развития и координации совместной деятельности муниципальных образований в рамках межмуниципального сотрудничества, что представляет собой ограничение повышения эффективности развития, как городских агломераций, так и иных территорий.
В третьих, с учетом подразделения методов управления, применяемых в практике муниципального управления, на общие и специальные, мы склонны полагать, что эффективность применения специальных методов управления (программно-целевого, социального и муниципально-частного партнерства, межмуниципального сотрудничества), как методов, опосредующих взаимодействие органов местного самоуправления с другими участниками процесса управления развитием муниципального образования, в существенной степени определяется уровнем внедрения в практику
муниципального управления общих методов менеджмента, в том числе проектного метода, процессного управления, краудсорсинга, и др.
Во-четвертых, с учетом выявленного в результате проведенного анализа ситуации развития городского округа Тольятти недостаточного влияния проектов, как реализуемых, так и уже реализованных в сфере материального производства, инновационной деятельности и создания инфраструктуры промышленности и предпринимательства, на изменение тенденции миграционного оттока из города экономически активного населения, в качестве первоочередной задачи органов местного самоуправления и городского сообщества в области управления социально-экономическим развитием представляется необходимым создание комплекса условий для опережающей реализации проектов развития городской среды и других аспектов нематериальной составляющей качества жизни в городе.
Во-пятых, в результате внедрения результатов проведенных научно-исследовательских работ, проведенных по заказу администрации городского округа Тольятти, созданы содержательная (стратегия) и организационная (система управления) основы управления социально-экономическим развитием городского округа Тольятти. Однако отсутствие стратегического центра, как специализированной структуры, организующей процесс функционирования механизма управления городским развитием на основе проектного подхода, не позволяет реализовать в полной мере имеющиеся человеческие, финансовые, градостроительные и иные ресурсы развития. В то же время, с учетом преобладания внутри существующей системы местных администраций линейно-функционального принципа, проектная деятельность, на наш взгляд, требует организационного обособления в специализированной структуре, не находящейся в прямом подчинении местной администрации.
...


1. Аверкиева Е.С. Теоретико-методологические аспекты исследования
общественного благосостояния // JER. 2014. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teoretiko-metodologicheskie-aspekty- issledovaniya-obschestvennogo-blagosostoyaniya(дата обращения: 29.11.2022).
2. Алиева, С. В. Краудсорсинг и краудфандинг как технологии партисипативного управления муниципальным образованием / С. В. Алиева, Е. А. Агеева // Вестник экспертного совета. - 2020. - № 4(23). - С. 3-7.
3. Аналитическое агентство «Автостат»: официальный сайт в сети
Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:ZZwww.autostat.ru/news/52481(дата обращения: 18.04.2023).
4. Безменов, Д. А. Юридическая оценка функционирования органов государственного и муниципального управления в Российской Федерации / Д. А. Безменов // Конституционные ценности и ценность Конституции : Материалы круглого стола с международным участием, проводимого в рамках XV Фестиваля науки города Москвы, Москва, 09 октября 2020 года. - Москва: Издательство "Саратовский источник", 2020. - С. 149-154.
5. Большакова Ю. А. Формирование системы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных районов / Ю. А. Большакова // Kant. - 2019. - № 3(32). - С. 256-261.
6. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZbigenc.ru/lawZtextZ4244993(Дата обращения: 02.12.2022.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. Закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ [принят Гос.Думой 17.07.1998] // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.
8. Веснин В.Р., Кафидов В.В. Стратегическое управление: учебное пособие. - СПб: Питер, 2009. - 256 с.
9. Вибе, А. И. Организация проектного подхода в органах местного самоуправления: сценарный подход к определению результатов / А. И. Вибе, А. А. Кузьминчук. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64648/(дата обращения: 30.11.2022).
10. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М., 2001.
11. Головашенко М.О. Государственные услуги и функции. В чем
отличия? // Евразийский Союз Ученых. 2015. №4-9 (13). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-uslugi-i-funktsii-v-chem- otlichiya(дата обращения: 29.11.2022).
12. Гончарова, А. М. Понятие социального развития / А. М. Гончарова, С. Н. Соловьева // Проблемы развития современного общества : сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 24-25 января 2019 года / Юго-Западный государственный университет. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 41-42.
13. ГОСТ Р 52614.4-2016/ИСО 18091:2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001 в органах местного самоуправления (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2016 N 1863-ст).
14. Гоцко Т.В. Бенчмаркинг. Рекомендации для муниципальной власти // Бюджет. - 2019. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bujet.ru/article/370126.php(Дата обращения: 30.11.2022).
15. Демографический энциклопедический словарь / Гл. ред. Валентей Д. И. — Москва: Советская энциклопедия, 1985. — 608 с.
...
64 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ