Введение 3
1 Теоретико-методические и правовые основы проектного управления в
органах государственной и муниципальной власти 6
1.1 Сущность, теоретические и правовые аспекты проектного управления 6
1.2 Система стратегического управления проектами и портфельное
управление в органах власти 20
1.3 Основные аспекты программного управления в органах власти в
рамках проектной деятельности 28
2 Анализ системы проектного управления органов власти на муниципальном
уровне 34
2.1 Анализ деятельности органов власти на муниципальном уровне 34
2.2 Анализ системы управления проектной деятельностью в
муниципальных образованиях 38
2.3 Анализ подходов проектного управления в органах власти на основе
стандартов 52
3 Совершенствование проектного управления в органах государственной и
муниципальной власти 58
3.1 Совершенствование процессов и моделей управления проектами на
основе методологий классического и гибкого подходов 58
3.2 Инструменты гибкой методологии и проектного офиса, рекомендуемые
к внедрению в проектную деятельность органов власти 62
3.3 Оценка эффективности применения гибридного подхода в управлении проектами в органах государственного и муниципального управления .... 70
Заключение 77
Список используемой литературы и используемых источников 79
Актуальность исследования обоснована тем, что требуется постоянное повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, поэтому совершенствование системы управления проектами в органах государственной и муниципальной власти является одной из приоритетных задач развития управленческого инструментария и механизма реализации проектов в государственном и муниципальном секторах. Действующая система проектного управления в органах власти на сегодняшний день не дает максимального эффекта, поэтому необходимо ее развитие, совершенствование подходов проектного управления, методов отбора проектов. Остаются нерешенными ряд проблем проектного управления в деятельности органов власти, такие как несоблюдение сроков проектов, их бюджетов, неэффективность использования различных ресурсов, невыполнение показателей и недостижение целей и другие. Одним из инструментов для повышения эффективности управления в органах власти является проектное управление и его инструменты, методы и подходы, которые позволяют достичь стратегических целей управления, выявить проблемы и недостатки в управлении, а также нивелировать их. Об эффективности проектного управления заявил еще в 2015 году Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию, где он отметил, что «Проектное управление - один из основных инструментов эффективного управления в органах власти».
Объектом исследования являются органы государственного и муниципального управления Самарской области. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, складывающиеся в процессе проектного управления.
Цель исследования - совершенствование системы проектного управления в органах государственной и муниципальной власти. Гипотеза исследования состоит в том, что повышение эффективности инструментов и методов проектного управления, позволит повысить эффективность и результативность проектов на всех уровнях власти, удержать проекты в ресурсных рамках, снизить риски недостижения целей проектного управления на всех уровнях власти.
Задачи исследования:
- провести исследование теоретико-методических и правовых основ проектного управления в органах государственной и муниципальной власти;
- рассмотреть систему стратегического управления проектами в органах власти;
- изучить сущность портфельного управления, а также основные аспекты программного управления в органах власти в рамках проектной деятельности;
- провести анализ системы проектного управления органов власти на муниципальном уровне;
- разработать направления совершенствования проектного
управления в органах государственной и муниципальной власти.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам проектного управления в органах государственной и муниципальной власти, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет- ресурсы, нормативно-правовые документы, регулирующие проектную деятельность на всех уровнях управления.
Базовыми для настоящего исследования явились также нормативно¬правовые акты и статистические материалы.
Методы исследования: экспертные методы, группировка,
классификации, сравнение, сопоставление, индукция, опрос и другое.
Опытно-экспериментальной базой исследования являются органы власти Самарской области.
Научная новизна исследования состоит в разработке подходов к проектному управлению в органах государственной и муниципальной власти и совершенствованию инструментария поддержки проектного управления для повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления.
Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании отдельных положений в области проектного управления. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные направления совершенствования проектного управления могут быть использованы в деятельности любых органов государственного и муниципального управления.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в анализе и исследовании проблем в области проектного управления органов власти.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- «Экономика и социум» №5(108) 2023.
На защиту выносятся:
- на основе исследований различных авторов, предложен гибридный подход и поддерживающие его инструменты для повышения эффективности проектной деятельности в органах власти;
- предложен методический инструмент для оценки проекта, его приоритетности (отнесении к приоритетному или отраслевому) и включения его в портфель проектного офиса органа власти.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников. Основной текст работы изложен на 86 страницах.
Таким образом, эффективность проектного управления является одним из самых значимых факторов социально-экономического развития территорий.
Совершенствование системы управления проектами в органах государственной и муниципальной власти является одной из приоритетных задач развития управленческого инструментария и механизма реализации проектов в государственном и муниципальном секторах. Действующая система проектного управления в органах власти на сегодняшний день не дает максимального эффекта, поэтому необходимо ее развитие, совершенствование подходов проектного управления, методов отбора проектов.
В рамках исследования достигнута цели работы и предложены направления совершенствования системы проектного управления в органах государственной и муниципальной власти.
В рамках магистерской диссертации были решены следующие задачи:
- проведено исследование теоретико-методических и правовых основ проектного управления в органах государственной и муниципальной власти;
- рассмотрена систему стратегического управления проектами в органах власти;
- изучена сущность портфельного управления, а также основные аспекты программного управления в органах власти в рамках проектной деятельности;
- проведен анализ системы проектного управления органов власти на муниципальном уровне;
- разработаны направления совершенствования проектного
управления в органах государственной и муниципальной власти.
Получена научная новизна исследования, которая состоит в разработке подходов к проектному управлению в органах государственной и муниципальной власти и совершенствованию инструментария поддержки проектного управления для повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления. В рамках научных результатов предложен инструмент поддержки принятия управленческого решений и развития проектного управления в органах государственной и муниципальной власти для использования в проектных офисах для оценки проекта, его приоритетности (отнесении к приоритетному или отраслевому) и включения его в портфель проектного офиса органа власти.
1. Амелина К.Е., Буренина В.И. Государственное регулирование инновационной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 32. С. 7-14.
2. Буренина В.И. Научно-техническая деятельность как объект государственного управления // Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 142-144.
3. Буренина В.И. Система законодательства, регулирующего научно-техническую деятельность: проблемы и противоречия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 9-1 (35). С. 19-24.
4. Ворошилов Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке // Проблемы развития территории. Вып. 3 (77). 2020. С. 144.
5. Выдрин И. В. Местное самоуправление в России: от идеи к практике // Конституционное и муниципальное право. 2020. №11. С. 75-80.
6. Голосова Л. Д. Российская Федерация, ее субъекты и
муниципальные образования как субъекты гражданского права [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/rossijskaya-federaciya-ee-subekty-i-municipalnye-obrazovaniya-kak-subekty-grazhdanskogo-prava.html.
7. ГОСТ Р 54869-2011 "Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом".
8. ГОСТ Р 54870-2011 "Проектный менеджмент. Требования к
управлению портфелем проектов".
9. ГОСТ Р 54871-2011 "Проектный менеджмент. Требования к
управлению программой".
10. ГОСТ Р 58184-2018 "Система менеджмента проектной деятельности. Основные положения".
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
- URL: http://www.consultant.ru.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
- URL: http://www.consultant.ru
13. Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 03.12.2008) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» / Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105/.
14. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой.В. В. Рудой - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 524 с.
15. Калиниченко Н. Понятие и основные признаки муниципального
образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://fb.ru/article/357098/ponyatie-i-osnovnyie-priznaki-munitsipalnogo-obrazovaniya.
...
57 источников