Введение 3
1 Федерализм и конституционные основы деятельности государственных
органов субъектов РФ 8
1.1 Федерализм в РФ и отражение принципов федеративного устройства в
деятельности государственных органов субъектов РФ 8
1.2 Механизм формирования органов государственной власти субъектов
РФ как элемент единой системы публичной власти современной России. 17
2 Особенности деятельности государственных органов субъектов Российской
Федерации 22
2.1 Особенности формирования и деятельности законодательных органов
субъектов РФ 22
2.2 Правовые особенности формирования и функционирования
исполнительных органов субъектов РФ 32
2.3 Особенности функционирования судебной власти в субъектах
Российской Федерации 37
3 Проблемы и перспективы функционирования государственных органов
субъектов РФ 46
3.1 Проблемы перераспределения полномочий между государственными
органами субъектов РФ и муниципальными органами власти 46
3.2 Модели взаимодействия государственных органов субъектов РФ с
гражданским населением 53
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 63
Актуальность темы исследования. История становления федерализма в российском государстве имеет довольно длительный период. Формально, федеративное устройство в России присутствует чуть больше века, однако, корни его возникновения восходят к более древним временам нашего государства. Зарождению федерализма способствовала необходимость обустройства широкого государственного аппарата по всей территории страны, регулировании полномочий между различными государственными органами и ветвями власти, а также порядок их взаимоотношений с населением, которое имеет не однородный национальный, культурный и религиозный состав. Попытки разграничения властных полномочий и децентрализации управления предпринимались в том или ином роде на протяжении всего исторического периода страны, но полноценное федеративное государство на территории России возникает лишь после Октябрьской революции 1917 года с образованием РСФСР и принятием первой в стране Конституции РСФСР 1918 года, в которой и закреплялся новый федеративный статус страны в качестве единой республики, с автономными национальными регионами. С образованием СССР в 1922 году и принятием новой советской Конституции в 1924 году, федерализм в стране трансформирует государство из субъекта с автономными регионами в единый политический союз нескольких самостоятельных субъектов (унитарных и федеративных государств), внутри которых, в свою очередь, могут присутствовать меньшие автономные регионы. Несмотря на формальную приверженность принципу разделения властей и делегирования полномочий от центра для союзных республик, советская система характеризовалась сильным государственным аппаратом центральной власти, которая тяготела к унитарным методам управления, не оставляя какой-либо реальной самостоятельности для региональных представительств субъектов внутри единых границ государства.
С распадом СССР и в связи с произошедшими в России политическими и экономическими реформами в конце XX века, наметилась тенденция перехода к более демократическому виду федерализма в стране. Новая Конституция РФ, принятая всенародным голосованием в 1993 году, определяла субъектами федерации, наряду с национальнотерриториальными, также и административно-территориальные образования, наделяя их большим количеством полномочий. Теперь субъекты федерации, руководствуясь общими принципами, закрепленными в федеральном законодательстве - самостоятельны в организации своей системы органов государственной власти и их представительств, издании законов, утверждении нормативно-правовых актов и иных правовых действий, регламентирующих организацию местного самоуправления. Важным нововведением стал конституционный принцип, по которому позволяется принимать нормативно-правовые акты субъектов федерации в юридической силе равных федеральным законам, а то и вовсе противоречащих им (что в свою очередь, ведет за собой к правовой коллизии и конфликту принятых в стране правовых норм, которые решаются в пользу федерального законодательства).
Произошедшие изменения, обусловившие новое функциональное значение органов государственной власти регионального уровня определили необходимость по-новому рассмотреть их роль и место в системе государственного устройства, создать научную концепцию особенностей организации и деятельности органов власти субъектов РФ. Научная и исследовательская литература предыдущих лет, посвященная данной теме, становится всё менее актуальной и более не справляется с задачами актуализации и проведения новых исследований для решения таких проблем как воплощение в жизнь принципа реального народного суверенитета в рамках региональной системы властных структур и осуществления ими равноправного взаимодействия с органами федеральной центральной власти России, в реалиях современного этапа развития отечественной государственности.
Проблемы необходимой федерализации органов государственной власти в стране являются распространенной и актуальной темой для общественных и политических дискуссий внутри страны, что представляет интерес в их рассмотрении, определяя важность и своевременность предпринятого исследования.
...
Изучение и анализ нормативной правовой базы, судебной практики и специальной литературы по теме работы, позволяет сделать следующие выводы:
Понятие «федерализма» широко и многогранно. Оно имеет под собой давнюю историю развития в России и характеризуется не только территориальным, но и политико-государственным признаком. Федерализм может выступать в качестве государственного устройства, в котором присутствуют автономные субъекты, в рамках своих полномочий и территориальных границ, осуществляющих государственную власть и находящихся в подчинении федерального центра. Как политическая идея федерализм базируется на принципах демократичности, открытости власти, делегировании властных полномочий, взаимодействии между собой разных уровней государственной власти (федеральной, субъектов федерации и муниципальной), при активном участии гражданского населения.
Принцип разделения властей играет большую роль в работе государственных органов субъектов РФ. Законодательные органы региона формируются на основе различных типов выборных систем, а исполнительные - на основе уставов и конституций субъектов страны. Судебная власть осуществляется посредством присутствия федеральных судов и конституционных (уставных) судов региона страны.
Наличие выборных органов и присутствие народного контроля за деятельностью исполнительной ветви государственной власти характеризуют принцип работы публичной власти в субъекте РФ. Публичность власти характеризуется подотчетностью представителей властных структур в отношение населения и в постоянных контактах со своими гражданами, в рамках своих обязанностей.
Грамотное разделение полномочий между различными уровнями государственной власти - залог стабильного сосуществования между ними и населением. Полномочия органов власти субъекта РФ могут определятся его собственными законами, так и федеральным законодательством. Общий объём взаимодействия органов власти субъекта с муниципальной властью и населением определяется на основе регионального законодательства, участия федеральных органов власти и соглашений с населением.
Перераспределение полномочий имеет под собой большую нишу, так как это позволяет улучшить функционирование органов власти субъектов или местного самоуправления. Важно знать, что перераспределение полномочий может изменять функционал разных властных органов, наделяя новыми полномочиями или лишая их возможности проявлять деятельность для определенной сферы.
Контроль населения за деятельностью государственных органов может быть двух видов - контрольный и программный. Прямое участие гражданского населения в отношениях с государственными органами и органами местного самоуправления может проявляться посредством создания территориального общественного управления, выбора старост и проведения сходов. Активность гражданского населения приводит к распространению публичного формата реализации власти, в том числе и со стороны властей субъектов федерации, что положительно сказывается на развитие общества и государственной системы в целом.
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: учебное пособие: в 2 т. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2019. Т. 1. 864 с.
2. Алебастрова И.А. Территориальное деление и территориальное устройство публичной власти в государстве: основные модели // Lex Russica (Русский закон). 2018. № 5. С. 925-937.
3. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2018 г. № 56- АПГ17-22.
4. Бай Н.Г., Безбах В.В. и др. Правоведение: учебник для вузов / под ред. Безбах В.В., Копылова М.М. - М.: изд-во РУДН, 2016. 561 с.
5. Безруков А.В. Разграничение компетенции между уровнями публичной власти: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 16. С. 8-12.
6. Бредихин А.Л. Федеративная система Российской Федерации: Учебник. (Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2018). 46 с.
7. Букатина Е.Г. Основные компетенции конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации как фактор обеспечения конституционной законности // Инновационные технологии управления и права. 2018. № 3 (4). С. 16-24.
8. Витрук В.Н. Конституционное правосудие в России (1991-2001 годы). М.: Городец-издат, 2001. 508 с.
9. Владимирская область. Официальный сайт. - Электрон. Дан. - Режим доступа: http:// avo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=37 &Itemid=44.
10. Гаврилов Е.В. Пределы дискреции регионального законодателя по вопросам ведения субъекта Российской Федерации // Реформы и право. 2016. № 1. С. 32-38.
11. Глигич-Золотарева М.В. Конституционно-правовые основы российского федерализма: проблемы теории, методологии и практики: Автореф. дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. Тюмень, 2009. 42 с.
12. Гошуляк А.В. Конституционные и уставные суды субъектов РФ как основной инструмент обеспечения конституционной законности // Бизнес в законе. 2019. № 2. С. 12-15.
13. Демидов В.Н. Роль регионального конституционного правосудия в реализации принципа правового государства // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2018. Т. 14. Вып. 4. С. 20-26.
14. Доклад о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2018 г. - начало 2019 г.). URL: https://minjust.ru/sites/default/files/inf_0.doex (дата обращения: 10.09.2020).
15. Доклад Общероссийского Конгресса муниципальных
образований "О состоянии местного самоуправления, перспективах его развития и предложения по совершенствованию организации местного самоуправления в Российской Федерации ". URL: http://www.kontora74.ru/img/userimgs/134/files/OKMO2019.pdf (дата
обращения: 10.09.2020).
... всего 72 источника