Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы нотариальной деятельности в Российской Федерации 7
1.1 Организационные и правовые основания нотариальной
деятельности в Российской Федерации 7
1.2 Нотариат в правовой системе Российской Федерации, вопросы
осуществления нотариального производства 23
Глава 2 Нормативно-правовое и организационное обеспечение контрольно-надзорной деятельности государственных органов 36
2.1 Контроль и надзор как основные функции эффективного
государственного управления 36
2.2 Принципы осуществления государственного контроля и
надзора 41
Глава 3 Проблемы государственного регулирования нотариальной деятельности 49
3.1 Проблемы государственного контроля нотариальной
деятельности 49
3.2 Роль Министерства юстиции Российской Федерации в системе
государственного контроля и надзора за нотариальной деятельностью 52
3.3 Проблема двойственности правовой природы нотариальной
деятельности 62
Заключение 69
Список используемой литературы и используемых источников 75
Степень развития нотариальной деятельности является важным показателем как уровня правовой системы страны, так и общественной свободы. Возникновению нотариата как составляющей правовой культуры предшествует, прежде всего, необходимость легализации различных юридически значимых событий (фактов). Без нотариуса практически не может обойтись ни одно государство, гражданин или юридическое лицо, ведь он является связующим звеном между гражданами об их отношении к гражданским правам и обязанностям.
Нотариат - это правовой институт, носители которого - нотариусы - уполномочены государством осуществлять и заверять юридические акты, придавая им публичной силы. Именно поэтому история нотариата совпадает с историей доказательств, когда письменные доказательства заменили устные.
Нотариальная деятельность всегда выполняла важную роль в общественной жизни стран, ведь им обеспечивалась частная собственность на имущество, в том числе недвижимое. От качества нотариальной деятельности зависит нормальное функционирование гражданского оборота государства, эффективность охраны и защиты имущественных прав и законных интересов граждан и других субъектов хозяйствования.
Правовое регулирование нотариальной деятельности - это государственно-властное влияние на нотариальные общественные отношения с помощью правовых средств с целью их упорядочения, утверждения, охраны и развития. Оно обусловлено рядом факторов, в частности: уровнем экономического развития общества, социальной структурой общества, уровнем образованности и правовой культуры граждан, уровнем средств и методов правового регулирования.
Современное состояние функционирования нотариата в Российской Федерации происходит в условиях основательного реформирования правовой системы России и аппарата государства, что обуславливает переходный этап развития нотариата, связанный с преодолением монополии государства на нотариальную деятельность и формированием независимой профессиональной системы нотариата. Поэтому проблематика организации и функционального назначения нотариальной деятельности как важного элемента гражданского общества и неотъемлемого института функционирования государства требует научного переосмысления на уровне теоретико-правовых исследований с целью выработки целостной концепции развития и совершенствования нотариата в России, что заложило бы основу дальнейшего развития системы нотариата и активизации научных правовых исследований функционирования нотариата теоретико-правового и отраслевого характера.
Проблема осуществления государственной политики в сфере контроля за различными правоотношениями является на сегодняшний день одной из самых интересных. На сегодняшний день в России реализуется, пожалуй, самая масштабная реформа контрольной (надзорной) деятельности, которая полностью изменяет подход к осуществлению контрольных функций государства, взаимодействия с контролируемыми лицами.
Тема контрольной (надзорной) деятельности и ее влияние на развитие государства в последние два года претерпевают значительные изменения. Меняется нормативно-правовая база, которая стремится успеть за постоянно изменяющимся рынком, на сегодняшний день мы можем увидеть попытку Законодателя решить многолетние проблемы, связанные с осуществлением контрольных функций. Кроме того, изменяется в целом парадигма взаимодействия, вместо систем наказания отдается приоритет системе поощрения, проведения профилактики нарушений, что, по мнению Законодателя, должно положительно отразиться на развитие страны.
Концептуальные теоретико-правовые исследования в области института нотариата представлены в работах таких исследователей, как Р.И. Вергасова, Р.И. Виноградова, Д.Х. Гольская, Б.М. Гонгало, Ю.Б. Гонгало, Н.В. Гончарова, Т.И. Зайцева, А.О. Иншакова, О.П. Казаченок, В. Кузнецов, Л.Ф. Лесницкая, И.Г. Медведев, Е.А. Молчанова, И.В. Москаленко, И.А. Остапенко, Н. Полтавская, Л.А. Стешенко, Ю.А. Тымчук, Г.Г. Черемных, И.Г. Черемных, Т.М. Шамба.
Объектом исследования выступают общественные отношения, определяющие содержание государственного контроля и надзора за нотариальной деятельностью.
...
Развитие общественных отношений в большей степени определило полномочия нотариуса, которые, отражая нынешний уровень развития общества, государства, экономики, права и пр. по сей день расширяются, отвечая потребностям правовой и социальной действительности.
Основной задачей нотариата является обеспечение законности, провозглашенного Конституцией Российской Федерации, реализация таких конституционных прав граждан на практике и получение последними профессиональной квалифицированной помощи посредством совершения установленных законом нотариальных действий. Такое положение определяет нотариат как публично-правовой институт.
Однако нотариат обладает двойственной природой, и, будучи публично-правовым институтом, функционирующим независимо от различных факторов и подчиняясь нормам права, он так же выражает и защищает частные интересы, что определяет частноправовое содержание деятельности нотариуса.
Нотариат с организационной точки зрения не является элементом государственной власти, поэтому выделение его в институт совершенно оправдано и позволяет действовать независимо от государства, что, в свою очередь, обосновывает наличие частнопрактикующих нотариусов, число которых значительно увеличивается.
Каждый нотариус в своей деятельности руководствуется правами и обязанностями, установленными законом, за несоблюдение которых в отношении нотариуса подлежит применению соразмерная мера ответственности - от дисциплинарной до уголовной.
Определяя целью деятельности нотариуса служение закону и общественным и частным интересам, закон налагает ограничения на деятельность нотариуса, в частности, на осуществление
предпринимательской деятельности, результатом чего является систематическое получение дохода, и на оказание посреднических услуг при заключении договора, что может нарушить балансы интересов сторон такой сделки.
Одним из назначений нотариата, которое не во всей литературе прослеживается, хотя и является вполне очевидным, является снижение нагрузки на суды, т.к. нотариус обязан, осуществляя натуральны действия, не только удостовериться в чистоте сделки, но и предупредить возможность появления спорных ситуаций.
Исследовав в работе ряд актуальных вопросов современного нотариата, которые связаны с определением его места в системе гражданской юрисдикции, следует отметить высокую значимость изменений, коснувшихся законодательства о нотариате и расширивших его полномочия, тем самым ужесточив требования к лицам, вступающим в соответствующую должность.
Действительно, возможности нотариата постоянно расширяются, что есть закономерное следствие развития государства и общества, процессов, в нем протекающих и определяющих направление развития права.
Однако уже сейчас мы можем сделать вывод о том, что роль нотариата будет только возрастать, что, в свою очередь, окажет влияние не только на популяризацию развития этого института в России, но и позитивно скажется на формировании правосознания нашего общества и дальнейшем развитии страны как демократичного правового государства. Однако без соответствующего постоянного мониторинга законодательства, осмысления проблем и перспектив развития нотариата и повышения эффективности механизма правового регулирования нотариата в виде, к примеру, нового нормативно-правового акта, создающего условия для развития и модернизации нотариата, современные проблемы правового статуса нотариуса и деятельности нотариата в целом могут быть не преодолены.
Предлагается добавить перечень требований к лицам, которые намерены работать нотариусом в России. Так, необходимо отметить, что кандидат должен постоянно проживать на территории Российской Федерации, владеть иностранным языком (языки государств прежнего СССР не учитываются), иметь личные, деловые способности, а также пригодность к исполнению функций нотариуса. Также с целью получения максимального практического опыта целесообразно было бы ввести стажировку сроком не менее двух лет на базе, как минимум, двух нотариальных контор (под руководством двух разных нотариусов). По нашему мнению, установление повышенных требований к лицам, которые намерены работать нотариусом, должно способствовать росту престижа институт нотариата в России вообще, а также повышению качества предоставления нотариальных услуг.
...
1. Абалдуев В.А. Актуальные вопросы правового регулирования и развития современного нотариата / Абалдуев В.А. и др.; под ред. И.Ю. Захарьящевой, Е.В. Ильговой. - Саратов: СГЮА, 2018. 418 с.
2. Андреева Ю.А. Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю и надзору в сфере нотариата // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 73-81.
3. Антюшина В.И. О необходимости эффективной контрольно-надзорной деятельности государства в сфере нотариата // Проблемы экономики и юридической практики. 2011. С. 169-171.
4. Аргунов В.В. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации / Аргунов В.В., Борисова Е.А., Жуйков В.М. и др.; под ред. Е.А. Борисовой. - М.: Городец, 2019. 558 с.
5. Ахрамеева О.В. Основы нотариального права / О.В. Ахрамеева, Г.О. Беланова. - Ставрополь: Нотариальная палата Ставропольского края, 2019. 170 с.
6. Беляев В.П. О проблемах эффективности государственного контроля // Правоведение. 2006. № 2. С. 67-73.
7. Батухтина Е.М. Нотариальное право / Батухтина Е.М. и др.; под редакцией В.В. Яркова, А.Г. Плешанова. - М.: Статут, 2018. 221 с.
8. Бегичев А.В. Соотношение правового статуса государственного и частного нотариусов // Евразийская адвокатура. 2017. № 2. С. 83-86.
9. Беньягуев Г.И. Нотариат как часть судебной системы // Нотариус. 2016. № 4. С. 42-47.
10. Бурибаев Е.А. Организация нотариата и нотариальной деятельности: опыт государств-участников организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) / Е.А. Бурибаев, Ж.А. Хпмзина. - М.: Издательский дом «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2016. 428 с.
11. Гейвандов Я.А. Некоторые концептуальные и терминологические проблемы законодательства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 5. С. 93-100.
12. Гугушвили А.М. Система нотариата в США и Великобритании // Colloquium-journal. 2019. № 9-9 (33). С. 28-31.
13. Гуревич А.Е. Особенности правового статуса нотариуса в Российской Федерации // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(28). - Новосибирск: СибАК, 2019. С. 30-33.
14. Демина Н.В. Развитие правового регулирования нотариальной деятельности на современном этапе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 119. С. 263-266.
15. Егоров Д.С. Экономика и управление: проблемы, решения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 3. № 6 (126). С. 59-65.
...
56 источников