Введение 3
1 Теоретико-правовые основы института юридических лиц публичного
права 7
1.1 Определение понятия юридических лиц публичного права в
российской науке 7
1.2 Анализ нормативных правовых актов, определяющих деятельность
юридических лиц публичного права в РФ 20
2 Некоторые вопросы правового регулирования юридических лиц
публичного права 27
2.1 Правовой статус юридических лиц публичного права 27
2.2 Правовой режим имущества юридических лиц публичного права ... 31
2.3 Ответственность юридических лиц публичного права 46
3 Проблемы правового регулирования института юридических лиц
публичного права и направления его совершенствования 58
3.1 Проблемные аспекты деятельности юридических лиц публичного
права 58
3.2 Совершенствование законодательства РФ в области регулирования
деятельности юридических лиц публичного права 62
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 74
Актуальность темы исследования. Юридические лица как субъекты гражданского права превалируют в объеме экономического оборота. На сегодня в Российской Федерации задекларировано осуществление глубоких социально-экономических преобразований, а усиление частноправовых начал в отечественном секторе экономики призвано способствовать привлечению в гражданский оборот большего количества конкурентоспособных участников.
Некоторые теоретические положения и критерии выяснения правовой сути юридических лиц (объединений юридических лиц), их разделение как субъектов публичного и частного права было обосновано в юридической науке советского периода и является неприспособленными к рыночным отношениям и свободному предпринимательству.
Проблема юридического лица в публичной сфере имеет много аспектов, а именно:
- необходимость выделения юридического лица публичного права (публичного юридического лица) в гражданско-правовой доктрине России;
- положение юридического лица как субъекта конституционно- правовых отношений;
- юридическое лицо как субъект уголовной ответственности.
Это говорит о полезности такого института в глобальном общемировом смысле, о закономерности его существования в рамках сегодняшней правовой мысли. Выделение такого института документально будет логичным проявлением прогресса всей юридической науки. Любая правовая система должна быть динамична в своих элементах.
Классическая рассматриваемого понятия имеет ряд недостатков. Например, чрезмерным является отсылка к тому, что юридическое лицо публичного права является материальным образованием, ведь это свойство презюмируется пониманием его как социальной организации. Вместе с тем, отсутствует и необходимость указания на то, что такая организация обладает имуществом.
Понятие юридического лица входит в систему публичного права, но если выходить из того, что с юридическим лицом мы рассматриваем «нормативную, позитивно-правовую конструкцию». Вопросы его классификации популярны, доктрина насчитывает немало авторитетных классификаций, которые приведены логично и обоснованно [5].
Важнейшим является выделение характерных признаков юридического лица публичного права.
Во-первых, их правовой статус определен целями и задачами, которые являются публичными. Целевое назначение имущества - гарантированное обеспечение полномочий. Особенности: реализация полезных общественных функций, ответственность имеет публично-правовую природу, есть иерархическое начало, права и обязанности имеют публичный характер, узкая автономия, связанность с законом и т. п.
Во-вторых, создаются они исключительно за волей субъекта в публичной сфере, который характеризуется независимостью и самостоятельностью. Вследствие принятия публичного правового акта (необходима формальность в обязательном порядке) определяются границы правосубъектности.
В-третьих, у них существует отличительный правовой режим имущества, которое можно отнести к государству или муниципальному образованию, а использование этого имущества реализуется правом оперативного управления.
Система частных юридических лиц в российском гражданском праве является сформированной и не вызывающей глобальных критических вопросов. Во многом, об этом свидетельствует и то, что прошедшая реформа гражданского законодательства, осуществленная во исполнение Концепции развития гражданского законодательства, существенным образом не поменяла суть системы частных юридических лиц.
Несомненно, она подверглась изменениям: появилось, продиктованное доктриной и назревшее имеющейся практикой, деление юридических лиц на некорпоративные и корпоративные юридические лица, расширена и систематизирована официальная классификация юридических лиц, закрепленная Гражданским кодексом. Но, тем не менее, фундаментальных изменений в этой области гражданского права не произошло, поскольку эти изменения были заложены смежными законами, регулирующими правовой статус отдельных видов юридических лиц, а не всю систему целиком. Вследствие чего отсутствует важнейшее качество реформы - целостность.
...
По результатам проведенного исследования я могу сформулировать следующие выводы.
Выделяются следующие особенности «юридических лиц публичного права»:
- они создаются публично-правовыми образованиями для выполнения публично-правовых функций;
- их правовой статус и деятельность регулируются не только гражданским, но и публичным правом, в частности, финансовым, бюджетным;
- они обладают специальной правоспособностью, вправе участвовать в гражданском обороте постольку, поскольку это служит достижению публичных целей, ради которых они созданы;
- они находятся в значительной степени под влиянием публичной власти (органов государственной власти и органов муниципальной власти);
- автономия воли в принятии решений у таких субъектов ограничена;
- наконец, они подконтрольны и подотчетны государственным органам или органам местного самоуправления.
Особенно актуальными проблемами являться вопрос ликвидации, приватизации публичных юридических лиц частными инвесторами. Государство прилагает все усилия, во избежание приватизации и разбазаривания данных предприятий, и как следствие их банкротство. Также нередко бывают случаи искусственной конкуренции, для того чтобы данное предприятие стало убыточными, как следствие наступает процедура банкротства данного предприятия.
Решение данной проблемы видится во внесении поправок в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ. Думается, что необходимо полностью запретить приватизацию государственного и муниципального имущества, связанного с инфраструктурой.
Второй путь решения данной проблемы видится во внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. В случае несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия, или государственного унитарного предприятия предлагается упразднить все методы, кроме финансового оздоровления, потому что, как показывает практика, предприятия, которые оказывают социальные услуги населению (перевозки социальных групп), жизненно необходимы для функционирования городской инфраструктуры.
В целях совершенствования положений, регулирующих ответственность лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица, можно предложить следующую формулировку ч. 3 ст. 53.1 ГК РФ: «Любое лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица и/или влиять на финансовое состояние юридического лица, в том числе возможность давать указания, обязано не использовать эту возможность во вред интересам юридического лица, и несет ответственность за убытки, причиненные его недобросовестными или неразумными действиями».
1. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 27 июля 2014 г. по делу № 33-5853/2014 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Арыстан А. Аналитическая справка о возможности и перспективах внедрения конструкции юридических лиц публичного права в Республике Казахстан // Информационно-правовая система нормативныхправовых актов Республики Казахстан: [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/wniobzor/spr 12 (дата обращения: 10.10.2022).
3. Баженова О.И. К проблеме юридического лица публичного права, или Соотношение частного и публичного в категории юридического лица// Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. 20 с.
4. Безбородова М.А. Проблемы гражданско-правовой
ответственности юридических лиц // Юридическое образование вЗабайкальском крае: 20 лет юридическому факультету Забайкальскогогосударственного университета: Материалы национальной научно¬
практической конференции. Забайкальский государственный университет; Ответственные редакторы: А.В. Макаров, Н.А. Киселева. 2018. С. 136-141.
5. Габов А.В. Об ответственности членов органов управления юридических лиц // Вестник ВАС РФ. № 7. 2013 г. С. 36-79.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29 июля 2018 г. № 225-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5, ст. 410.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
8. Гражданское право: учебник для вузов: в 4 т. Т. 1 / под ред. Е. А. Суханова. M.: Волтерс Клувер, 2010. 516 с.
9. Домрачев Р.Ю., Петренко Н.И. Актуальные проблемы органов государственной и муниципальной власти как юридических лиц публичного права // Правовые проблемы государственного и муниципальногоуправления: сборник научных статей. под ред. Н.И. Петренко, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола, 2017. С. 25-31.
10. Евтихиев А. О юридических лицах публичного права // Проблемы современного права: сб. ст. правового факультета Харьковского института народного хозяйства, посвящ. памяти академика, профессора В.М. Гордона / ред. Н.И. Палиенко [и др.]. Харьков, 1927. 76 с.
11. Жемалетдинов Р.М. Гражданско-правовое регулирование концессионных соглашений. М.: Юрлитинформ. 2013. 124 с.
12. Зайцев В.В., Рыбаков В.А. Некоторые теоретические вопросы развития гражданского законодательства // Право и экономика. 2015. № 9. С. 13-21.
13. Залавская О.М., Гончарова В.С. Гражданско-правовая
ответственность юридических лиц // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей IX
Международной научно-практической конференции. М. 2018. С. 163-165.
14. Инжиева Б.Б. Участие государства в современном гражданском обороте: монография / под ред. А.Я. Рыженкова. М.: Юстицинформ, 2014. С. 51-55.
15. Кавелин К.Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам // Избранные произведения по гражданскому праву. М. 2003. С. 33-41.
...
69 источников