Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование патриотических чувств у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с историей и культурой малой родины

Работа №137672

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа в формате PDF
Введение 5
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы формирования у детей
5-6 лет патриотических чувств в процессе ознакомления с историей
и культурой малой родины 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования у детей 5-6 лет патриотических чувств 9
1.2 Ознакомление с историей и культурой малой родины в формировании патриотических чувств у детей 5-6 лет 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе ознакомления с историей
и культурой малой родины 26
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет патриотических чувств 26
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет
патриотических чувств в процессе ознакомления с историей и культурой малой родины 43
2.3 Динамика уровня сформированности патриотических
чувств у детей 5-6 лет 53
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Список детей 5-6 лет, участвующих в экспериментальной работе 75
Приложение Б Анкета «С чего начинается Родина?» 76
Приложение В Результаты диагностики по анкете «С чего начинается
Родина?» 77
Приложение Г Результаты диагностики по беседе «Родной город» 79
Приложение Д Анкета «Я – патриот!» 81
4 Приложение Е Результаты диагностики по анкете «Я – патриот!» 82
Приложение Ж Результаты диагностики по наблюдениям во время
субботников «Дети тоже любят труд» 84
Приложение И Общие результаты диагностики по всем трем критериям 88
Приложение К Тематическое планирование совместной деятельности
по формированию патриотических чувств у детей 5-6 лет 90

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в
духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности
– культурной, идеологической, политической, экономической, военной и
других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде
всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими
корнями, питающими общественную жизнь поколений. Проблемой
формирования патриотических чувств у детей занимались такие педагоги как
Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.
В современной России патриотическое воспитание объективно
признано государством необходимостью, так как именно оно способно
обеспечить устойчивое политическое, социально-экономическое развитие и
национальную безопасность Российской Федерации. Под патриотическим
воспитанием понимается процесс содействия нравственному становлению
человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры,
ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика
(терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к
различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к
преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности
служения людям и Отечеству).
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образования. Именно дошкольный возраст – это тот период,
когда ребенок начинает любить свою Родину. Это выражается в
привязанности к тому месту, где он родился и живет, в преданности этому
месту и желании трудится на его благо, нести хоть пока и маленькую, но
ответственность за происходящее вокруг. В этом возрасте чувства
патриотизма и зарождаются, как любовь к своему родному городу. Свою
историю, традиции, культуру имеет не только вся наша огромная страна в
целом, но и каждый край, область, город, даже небольшое село. Именно
6
через знакомство ребенка с историей и культурой его малой родины,
дошкольник узнает о традициях, природе, памятниках и
достопримечательностях своего родного города. Н.В. Алешина,
Г.В. Корняева, И.Г. Рыбалова, в своих исследованиях любви к родному
городу выделяют более современные принципы патриотического
воспитания.
Таким образом проанализировав психолого-педагогическую
литературу, было выявлено противоречие между необходимостью в
формировании патриотических чувств у детей 5-6 лет и недостаточным
ознакомлением детей с историей и культурой малой родины,
способствующим данному процессу.
Проблема исследования: какова роль ознакомления детей 5-6 лет
с историей и культурой малой родины в формировании патриотических
чувств?
Основываясь на противоречии и проблеме исследования была
сформулирована тема исследования: «Формирование патриотических чувств
у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с историей и культурой малой
родины».
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально
проверить возможность формирования патриотических чувств у детей
5-6 лет в процессе ознакомления с историей и культурой малой родины.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет
патриотических чувств.
Предмет исследования: формирование патриотических чувств у детей
5-6 лет в процессе ознакомления с историей и культурой малой родины.
В исследовании была выдвинута гипотеза, состоящая в
предположении, что формирование патриотических чувств у детей 5-6 лет
возможно, если:
– разработан комплекс занятий по ознакомлению с историей и
культурой малой родины;
7
– организовано участие детей в городских культурных и спортивных
мероприятиях, выставках, праздниках, конкурсах;
– родители включены в совместные экскурсии, конкурсы и выставки,
праздники, а также привлечены к участию в занятиях и беседах об
истории и культуре малой родины.
Задачи исследования...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема нашей работы «Формирование патриотических чувств у детей 5-6
лет в процессе ознакомления с историей и культурой малой родины». Для теоретического исследования был изучен и проанализирован ряд источников
литературы на данную тему. Анализ литературы показал, что дети 5-6 лет
достаточно любознательны и имеют богатое воображение, любят исследовать мир вокруг. Данный возраст является наиболее подходящим для
начала патриотического воспитания посредством ознакомления их с
историей и культурой родного города. При этом формировать патриотические чувства у детей следует не только наполняя их новыми
знаниями о родном городе, но и мотивируя их на положительные эмоции по отношению к родному городу, а также побуждая совершать конкретные действия на пользу города.
Гипотеза работы состояла в том, что формирование патриотических чувств у детей 5-6 лет возможно, если:
– разработан комплекс занятий по ознакомлению с историей и
культурой малой родины;
– организовано участие детей в городских культурных и спортивных
мероприятиях, выставках, праздниках, конкурсах;
– родители включены в совместные экскурсии, конкурсы и выставки,
праздники, а также привлечены к участию в занятиях и беседах об
истории и культуре малой родины.
Для подтверждения гипотезы в старшей группе детского сада №39
«Петушок» села Чапланово, Холмского района, Сахалинской области было
проведено исследование по формированию патриотических чувств у детей 5-
6 лет в процессе ознакомления с историей и культурой малой родины.
Исследование проводилось в три этапа. На констатирующем этапе
была проведена диагностика детей на уровень сформированности у них
патриотических чувств. Использовались такие методики, как анкета «С чего
70
начинается Родина?» по методике В.М. Хлыстовой, беседа «Родной город»
по методике М.Ю. Новицкой, анкета «Я – патриот!» по методике
Н.Н. Бирюковой, методика «Рисунок» автора О.Н. Юденко, Наблюдение за
трудовой деятельностью детей «Дети тоже любят труд» (авторская
методика). После проведенной диагностики было выявлено, что уровень
сформированности патриотизма у детей находится на низком уровне.
В связи с этим на втором этапе было разработано и апробировано
содержание работы по формированию патриотических чувств у детей 5-6 лет
в процессе ознакомления с историей и культурой малой родины. В
содержание работы были включены занятия, направленная на воспитание
патриотизма, участие детей в городских мероприятиях, совместная
деятельность с родителями.
После завершения работы, на контрольном этапе снова провели
диагностику сформированности у детей патриотических чувств. Контрольная
диагностика показала эффективность проделанной работы. Ребята
значительно расширили свои представления о понятиях «Родина», «малая
Родина», «патриотизм», об истории и культуре малой родины. Кроме того,
дети стали проявлять больше чувств и переживаний к своему родному
городу. Многие дошкольники, хотя и не все, в конце эксперимента научились
выражать чувства патриотизма в действиях. Ребята начали с усердием
трудиться, чтобы сделать родной город лучше.
Оценив результаты старших дошкольников на контрольном этапе
исследования, было порекомендовано уделять больше внимания на развитие
у детей мотивации на поступки и действия, проводить больше работы в
форме дежурств и субботников. Ознакомление детей 5-6 лет с историей и культурой малой родины позволило сформировать у них более высокий уровень патриотических чувств. Гипотеза исследования подтвердилась, задачи решены, цель достигнута.


1. Агапова И. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные
мероприятия: 1-11 классы. Москва: ВАКО, 2006. 368 с.
2. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом:
Конспекты занятий. Москва: Творческий центр Сфера, 1999. 111 с.
3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод.
Пособие. Москва: ЦГЛ, 2004. 252 с.
4. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания
патриотизма у детей младшего школьного возраста. // Начальная школа.
2007. № 9. С. 17–20.
5. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. 2005. № 1. С.16–24.
6. Афтонасьев А. Ф. Мысли о воспитании. Антология педагогической
мысли в России в первой половине XIX века. Москва: Педагогика, 1987.
402 с.
7. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13-ти томах / Т. 4
Москва: АН СССР, 1954. 676 с.
8. Виноградова И. А., Андреева Т. Н. Метод проектов в
патриотическом воспитании старших дошкольников. // Обучение и
воспитание: методики и практика. 2015. № 19. С. 40–48.
9. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников; под. ред.
А. М. Виноградовой. Москва: Айрис-Пресс, 2009. 232 с.
10. Гражданско-патриотическое воспитание в образовательном
учреждении: проблемы, опыт, перспективы: материалы Всероссийской
научно-практической конференции (11 декабря 2015 года); сост. и науч. ред.
Е. И. Тихомирова. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2016. 283 с.
11. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.
Москва: Русский язык - Медиа, 2003. 866 c.
72
12. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край:
пособие для воспитателей детских садов. Москва: Просвещение, 1990. 213 с.
13. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданскопатриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа). Москва:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008. 104 с.
14. Ипполитова Н. В. Развитие проблемы патриотического воспитания
в истории и теории педагогики // Вестник Шадринского государственного
педагогического института. 2015. № 1. С. 4–11.
15. Козлова С. Н. Нравственное воспитание детей в современном мире
// Дошкольное воспитание. 2001. № 9...36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ