Введение…………………………………………………………….4
Глава 1. Графические принципы и формирование визуальной
системы ХХ века…
1.1. Концепции графического дизайна и изобразительного
искусства в первой половине 20 века. Основные этапы развития
графической системы ХХ века……………………………………21
1.2. Система современного искусства и графического
дизайна второй половины ХХ века. Графический дизайн и его
художественные концепции…………………………………… . 35
1.3. Принципы микрографики в графическом дизайне ХХ в.
Современное искусство и принципы дизайна. Микрографика и
художественная система ХХ в. Принципы микрографики в
художественных произведениях ХХ века……………………….57
1.4. Современные графические концепции и визуальные
системы. Принципы микрографики и аспекты современного
графического дизайна
Глава 2. Принципы графического сопровождения музеев
петрографии и музеев естественной истории……………………75
2. 1. Графическое сопровождение и принципы визуального
представления музеев петрографии……………………………...75
2. 2. Графическое сопровождение и принципы визуального
представления музеев естественной истории…………………..77
2. 3. Визуальные принципы графического сопровождения
музеев
Глава 3. Принципы микрографики и формирование визуального
образа музея петрографии СПБГУ. (Система графического
проекта и технологические элементы, использованные в
проекте)
3.1. Общая характеристика объекта………………………….…953
3.2. Идея проекта…………………………………………………98
3.3. Состав проекта……………………………………………….99
3.4. Описание и система проекта……………………………..…99
3.5. Основные этапы работы над проектом………………...…..101
3.6. Концепция проекта…
3.7. Перспективы практического использования
Заключение
Список использованной литературы и интернет-источников
Приложения
Список иллюстраций………
Настоящая работа посвящена исследованию вопросов
формирования принципов микрографики в художественном
пространстве и дизайне ХХ века. В данной работе исследуются
возможности использования принципов микрографики в
графических и дизайн-системах. Микрографика рассматривается
как элемент дизайна, востребованный в художественном
пространстве ХХ века и оказавший заметное влияние на
становление и развитие форм дизайна ХХ века. Это
исследование микрографических принципов положено в основу
настоящего графического проекта. Предложенная графическая
система использует визуальные конструкции и элементы
петрографии и опирается на важнейшие формы графической системы ХХ века.
Актуальность данного исследования связана с целым
рядом причин. Прежде всего, речь идет об интересе к
микрографическим принципам в дизайне – это обстоятельство
мы наблюдаем в дизайне ХХ века на всем протяжении столетия.
Ранние формы микрографики обнаруживают устойчивость этих
тем на протяжении всего ХХ века: дробность системных
элементов мы обнаруживаем в графике дадаизма, кубизма,
экспрессионизма и изобразительного искусства ХХ столетия1. В
то же время, микрографические элементы представляют собой
одну из важных особенностей современного дизайна – их можно
обнаружить в графике постмодернизма, визуальной системе
«новой волны» и в образцах современного дизайна.
Микрографика представляется важным маркером современной ситуации в дизайне.
Кроме того, важным направлением представляется
развитие музейной графики. Принципы визуального
представления, пути их графического решения – важнейшее
направление современной графики, крайне востребованное
сегодня. Музейная графика – способ представления материала,
который может быть и должен быть донесен до широкой
публики. Графический дизайн музея – это ясное и актуальное
представление коллекции, это поддержка образования, науки и
просвещения. Проекты подобного рода имеют важное социальное значение.
Наконец, в серьезной графической поддержке нуждаются
музеи камня, природных богатств, географические и
геологические музеи. В отличие от художественных музеев,
пиктографические и естественнонаучные музеи не уделяли
заметного внимания графическому оформлению и графическому
сопровождению. Исключения носят единичный характер, и мы
можем говорить о том, что геологические и петрографические
музеи не обладают сложившейся системой и сложившимися
принципами графического представления. Формирование
графического облика петрографических музеев в целом и
петрографического музея СПБГУ в частности – основное
направление данной работы. Оно представляется тем более
важным, что в последние годы создание графического облика
естественнонаучных музеев остается важным направлением графического и музейного дизайна.
Цель данной работы – сформировать графический облик и
характер Музея петрографии СПБГУ. С одной стороны,
представляется чрезвычайно важным представить
Петрографический музей СПБГУ как ведущую академическую и
научную институцию. То есть сохранить и поддержать ее
традиционный научный облик. С другой стороны, важно
представить Музей петрографии СПБГУ как музей современный,
актуальный и востребованный. Здесь важен не только
академический характер музея, но и включенность в
пространство современной науки и его открытость
интернациональной академической среде. Эта задача отчасти
может быть решена средствами графического дизайна.
Предметом исследования данной работы является
изучение принципов микрографики и анализ возможностей их
применения в дизайне. Теоретические исследования
графических принципов положены в основу проекта графического сопровождения Музея петрографии СПБГУ.
Задачи работы:
- Исследование микрографики и ее принципов в
графической и художественной системе ХХ века.
- Изучение графического пространства ХХ века и
идентификация принципов микрографики в художественном пространстве.
- Изучение основных направлений и школ микрографической системы.
- Исследование основных работ с использованием
микрографических принципов.
- Анализ художественного наследия мастеров,
использовавших микрографические принципы.
- Изучение основных принципов музейной графики.
- Исследование принципов графического оформления
петрографических и естественнонаучных музеев.7
- Изучение актуальных форм графического сопровождения музейной среды.
- Исследование актуальных принципов визуальной
поддержки музейной и академической среды.
- Создание проекта визуального графического
сопровождения музея петрографии.
Методика исследования. В ходе подготовки
исследовательского и графического проектов были реализованы
следующие методологические принципы. Во-первых, были
рассмотрены основные теоретические труды по проблемам
актуального графического дизайна. Во-вторых, были собраны и
исследованы основные графические прототипы как в сфере
графического дизайна, так и в системе визуального
сопровождения естественнонаучных музеев. Эти теоретические
и визуальные компоненты положены в основу данного графического проекта.
Важным качеством данного проекта является его новизна –
и как исследовательского проекта, и как визуальной системы. В
настоящий момент существует целый ряд работ, посвященных
основным проблемам графического дизайна. Это работы В.
Аронова2, И. Розенсона3, С. Серова4, С. Хан-Магомедова5, Ш.
Филл6, С. Хилер7 и других авторов. Они посвящены вопросам
графического дизайна ХХ века, в частности рассматривают
фигуративный и шрифтовой плакат и его формы. Тем не менее,
принципы микрографики, важные для дизайна ХХ века (в
частности, ее принципы мы часто видим в решении шрифтовых
плакатов) пока остаются без внимания исследователей. То же
самое можно сказать и об исследованиях искусства ХХ века. Для
ХХ столетия микрографика и ее принципы являются важным
материалом. Тем не менее, большинство исследователей,
рассматривая принципы современного искусства в целом, не
уделяют достаточного внимания элементам микрографики. В то
же время, микрографические принципы мы можем обнаружить в
работах У. Морриса, В. Кандинского, М. Дюшана, Р. Дюфи, Д.
Поллока и других крупнейших художников ХХ века. Изучение
микрографики в контексте искусства и дизайна ХХ века
позволяет говорить о новизне данного исследования.
В то же время, данная работа использует принципы
микрографики как основу визуальной системы. Отдельные
попытки обращения к микрографическим принципам мы
обнаруживаем в работах В. Вайнгарта8, Д. Карсона9, П. Шер, С.
Загмайстера, Н. Трокслера10. Во многом, это обозначает данный
принцип как важное актуальное направление. В то же время,
актуальный принцип микрографики нигде не используется как
основной. Одна из задач данной работы – обозначить
микрографику как важный принцип современного дизайна и
продемонстрировать его как новый и актуальный прием.
Возможность практического применения. Данный проект
полностью или частично может быть использован как форма
графического сопровождения Музея петрографии СПБГУ.
Отдельные разработки и принципы могут быть использованы как
формообразующие при создании проектов графической
поддержки петрографических музеев, геологических музеев и
музеев естественной истории. Некоторые элементы могут быть
использованы при формировании системного подхода к
созданию графического сопровождения естественнонаучных музеев.
Состав работы. Данная работа состоит из двух основных
компонентов: теоретическая часть и графический проект.
Графический проект включает в себя серию плакатов, цель
которых – представление и позиционирование Музея
петрографии СПБГУ, а также сопроводительный визуальный
материал. Теоретическая часть состоит из текстовой и
иллюстративной части. Иллюстративный раздел содержит в себе
подборку аналогов – графических прототипов и прототипов в
области изобразительного искусства ХХ века. Текстовая
теоретическая часть включает в себя Введение, Заключение и
три основные главы. В первой главе рассматриваются принципы
взаимодействия микрографики и художественной системы ХХ
века. Вторая глава посвящена анализу музейного пространства,
изучению основных петрографических и геологических музеев и
принципов их графического представления. Третья глава
содержит описание графического проекта визуального
сопровождения Музея петрографии СПБГУ. В ней изложены
основные принципы данного графического проекта.
Данный проект был посвящен изучению возможностей
микрографики в дизайн системы. Его практической формой
стала разработка проекта графического сопровождения музея
Петрографии Санкт-Петербургского государственного
университета. Итогом этой работы стало соединение
теоретических и практических элементов: изучение
микрографики как принципа, широко распространенного в
дизайне ХХ века и использование этих концептов при разработке
проекта Петрографического музея СПБГУ.
Это направление исследования представляется важным и
актуальным. На протяжении всего ХХ века мы можем говорить о
последовательном использовании принципов микрографики в
дизайне. В результате проведенного исследования было
выявлено, что микрографические формы возникают в дизайне
первой половины ХХ века и дают о себе знать в искусстве
экспрессионизма, дадаизма, кубизма и других течений ХХ века.
Важно, что принципы микрографики являются важным
элементом современного дизайна, их можно обнаружить в
формах пост-модернизма и «новой волны».
Другое направление исследования, проведенное в рамках
настоящего проекта – музейная графика, особенно
применительно к музеям геологии и естественной истории.
Ситуация, сложившаяся с художественными музеями более или
менее очевидна: они активно используют современный дизайн и
современную графику в создании своего образа.
С естественнонаучными музеями несколько сложнее:
далеко не все музеи осознают важность графической системы в
осуществлении своей деятельности. Тем не менее, данное
исследование позволило обнаружить важную тенденцию –105
попытки систематического обращения геологических и
естественнонаучных музеев к современному дизайну. Целью
этих проектов является как попытка создания позитивного
образа современной науки, так и стремление привлечь новых
посетителей в пространство музея. И в реализации этих
устремлений дизайн играет решающую роль.
В рамках данного проекта была предпринята и реализована
задача создания цельного образа естественнонаучного музея – в
данном случае музея Петрографии СПБГУ. Он представляет
собой уникальное явление и как научная, и как образовательная институция.
Целью данной работы стало создание графического облика
музея Петрографии СПБГУ. В данной работе представлялось
принципиально важным расставить целый ряд
исследовательских, художественных и смысловых акцентов.
Было важно подчеркнуть академический и интеллектуальный
статус Петрографического музея – он существует как важное
образовательное и исследовательское учреждение.
Одновременно с этим, было важно подчеркнуть
современный характер музея. Существуя и функционируя в
стенах СПБГУ, музей Петрографии представляет собой
современное учреждение – обращение к принципам дизайна
должно продемонстрировать современность музея, его
актуальность, подчеркнуть его значение для современного
культурного пространства. Здесь важны и включенность музея в
пространство современной науки, и его соответствие
актуальному контексту культуры.
В процессе работы над данным проектом были
рассмотрены не только основополагающие работы по истории
дизайна, но и важнейшие образцы дизайна ХХ века. Мы исходим106
из предположения, что для создания проекта важно понимать
опыт дизайн-проектирования предшествующих десятилетий. Это
позволяет видеть основные методы работы, направления их
изменения, преимущества и недостатки отдельных графических приемов.
В системе данного проекта мы рассматривали не только
проекты из сферы дизайна, но и современного искусства.
Материал, который предоставляют шлифы камней, находит
много параллелей в изобразительном искусстве ХХ века: это
работы П. Дюбюффе, Д. Поллока, В. Кандинского, П. Филонова
и т.д. В рамках данной работы было принципиально важным
подчеркнуть художественный контекст. В качестве дизайнграфических ориентиров, демонстрирующих возможность использования микрографических принципов, были выбраны
работы В. Вайнгарта, Д.Карсона, С. Загмайстера, Н. Трокслера.
В первой главе данного исследования были
проанализированы принципы микрографики и
последовательность их формирования в художественной системе
ХХ века. Были рассмотрены аспекты использования
микрографических систем в художественном пространстве
второй половины XIX столетия и в начале ХХ века. В частности,
рассмотрены и проанализированы работы импрессионистов,
пуантилистов, венского сецессиона и прежде всего – Г. Климта.
Далее в первой главе были рассмотрены основные
авангардные течения первой половины ХХ века. Этот раздел
исследования был посвящен изучению микрографических
принципов в работах фовистов, экспрессионистов, футуристов и
кубистов. В результате исследования было выявлено, что
микрографическая система является важной составляющей
художников первой половины ХХ века. Микрографические107
элементы, напоминающие о шлифах камней, могут быть
обнаружены в работах Ж. Брака, Л. Кирхнера, Э. Нольде, В.
Кандинского, П. Филонова, М. Дюшана и других ключевых
художников ХХ века. Также микрографические принципы
находят свои параллели в работах сюрреалистов и
представителей абстрактной живописи.
Также в первой главе рассматриваются изобразительные
принципы второй половины ХХ века. Важной формой
использования микрографики в искусстве ХХ столетия был
абстракционизм и его различные формы. В частности,
микрографика является важным элементом такой системы как
абстрактный экспрессионизм. Мастера этого направления
поддерживали идеи европейского экспрессионизма и, в то же
время, поддерживали развитие спонтанного метода,
выраженного в абстрактных хаотических формах. Одним из
важнейших примеров этой графической схемы можно считать
работы Д. Поллока. Его произведения представляют собой
комбинацию мельчайших форм – элементы этого графического
принципа были использованы в данной работе при подготовке графического проекта.
Важный этап первой главы – изучение принципов
микрографики в системе графического дизайна. В этом разделе
выявлено три основных направления, которые объединяют
формы графического дизайна и микрографики. Прежде всего,
микрографические принципы дают о себе знать в системе
швейцарского плаката. Одновременно с этим, использование
микрографической системы заметно в рамках японской школы
плаката. Микрографические элементы в работах Р. Ямасиро, Ю.
Камекура, К. Нагаи, И. Танака связаны с преобразованием изображения и текста.
В современной художественной системе использование
микрографики может быть соотнесено с художественной
системой пост-модернизма и «Новой волны». В рамках этих
программ использованы микрографические элементы и
мозаичные принципы. В графике «Новой волны» нарушение
привычного композиционного порядка предполагало
использование дробных элементов. Микрографические
принципы использованы в работах В. Вайнгарта, Н. Трокслера, Э.
Грейман, Д. Карсона и являются важной частью дизайна и художественного пространства ХХ века.
Первую главу завершают выводы о том, что
микрографические принципы были важной частью
изобразительного искусства ХХ века. Они объединяют такие
направления как изобразительное искусство и дизайн и дают
основание рассматривать искусство и графику как единую
систему. По итогам наблюдений, сделанных в первой главе,
можно сказать, что микрографические принципы являются
важным элементом художественной системы и дизайна ХХ века.
Во второй главе данного исследования рассмотрена
графическая и дизайн практика музеев – прежде всего, музеев
геологии и естественной истории. Во второй главе были
проанализированы формы графического сопровождения
крупнейших музеев, посвященных естественнонаучной теме. На
основании проведенного исследования можно сделать вывод о
том, что музеи естественной истории (в том числе музеи,
связанные с геологией) проявляют заметный интерес к
графическому дизайну. Они видят в графическом
сопровождении способ решения проблем, связанных с
позиционированием и посещаемостью музея. В то же время, до
сих пор не существует убедительной формы и системы109
представления геологических и естественнонаучных музеев. На
сегодняшний момент невозможно назвать ни одного
геологического музея, чей графический стиль был бы по-настоящему убедителен.
Создание проекта графического сопровождения музея
Петрографии СПБГУ было призвано отчасти решить эту
проблему. С одной стороны, речь идет о разработке дизайнпроекта, который мог бы представлять музей как академическое,
образовательное учреждение, как интеллектуальный центр. С
другой стороны, одной из наших целей было создание
прецедента – формирование графического стиля для музея Петрографии СПБГУ
1. Аббасов И.Б. Основы графического дизайна. М. ДМК Пресс,2008. – 224 с.
2. Аксенов Г. П. Эволюция художественно-образной
выразительности в графическом дизайне в процессе развития
полиграфических средств: автореф. дис. канд. искусствоведения.
М., ВНИИТЭ, 2008. – 24 с.
3. Андреева Е. Постмодернизм. (Новая история искусства). СПб:
"Азбука-классика", 2007. — 488 с.
4. Андреева Е. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве
второй половины ХХ века. — СПб: Издательство Ивана Лимбаха,2004. – 710 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.:
Архитектура-С, 2007. – 392 с.
6. Аронов В. Дизайн в культуре ХХ века. 1945 — 1990. М.:
«Издатель Дмитрий Аронов», 2013. — 408 с.
Аронов В. Р. Баухауз и ВХУТЕМАС, М.:ВНИИТЭ, 1982г. – Вып.3
7. Аронов В.Р. Дизайн в культуре XX века. Анализ
теоретических концепций: автореф. дис. док-ра
искусствоведения (теория и история культуры)/ Российский
институт культурологии. М., 1995. – 30 с.
8. Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна 1.
М. : ВНИИТЭ, 1992. – 122 с.
9 . Аронов В. 100 дизайнеров Запада / В. Аронов, А. Иконников,
А. Дижур и др. М. : ВНИИТЭ, 1992. – 216 с.111
10. Бабурина Н. И. Русский плакат Вторая половина XIX -
начало XX века / Нина Бабурина.—Л. : Художник РСФСР, 1988.
— 192 с.; ил.
11. Барт, Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М. 2003.
– 272 с.
12. Беккерман Я.И. Технология оформительских работ / Я. И.
Беккерман. - М.: Высшая школа, 1991. – 128 с.
13. Бенуа А. Задачи графики. // Искусство и печатное дело-1910.
№ 2-3. С. 41-48.
14. Бергер К.М. Путеводные знаки. Дизайн графических систем
навигации. РИП-Холдинг, 2005. – 176 с.
15. Бодрийяр Ж. Общество потребления (1970). М.: Республика,
2006. – 272 с.
16. Богачев А. Плакат. / Под. ред. В. Лесового.- Л.: Благо, 1926. –
38 с.
17. Бойтлер М. Реклама и кинореклама М.: Кинопечать, 1926. –
112 с.
18. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. Текст. М.:
Издатель Дм. Аронов, 2006. – 432 с.
19. Буковицкая О. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет.
М., ДМК, 2000. – 304 с.
20. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его
технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996. – 240 с.
21. Бродская Н. Фовисты. Из истории французской живописи XX
века. СПб.: Аврора, Паркстоун, 1996. – 288 с.112
22. Васильева Е. В. Город и тень. Образ города в
художественной фотографии XIX - начала XX века. Lambert
Academic Publishing, Германия. – 281 с.
23. Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе
интернационального стиля: предмет и объект в концепции
дизайна ХХ века. // Международный журнал исследований
культуры, № 4 (25), 2016
24. Васильева Е. В. Фотография и феномен времени. // Вестник
Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15,
2014. Вып. 1, с. 64 – 79.
25. Васильева Е. В. Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и
проблема нормы. // Вестник Санкт-Петербургского
государственного университета. Серия 15, 2014, вып. 3, с. 64 – 80.
Велъфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема
эволюции стиля в новом искусстве. / Пер. с нем. А.
Франковского- М.-Л.: 1930.- 289 с.
26. Вернер И. Все о мультимедиа. Киев: BHV, 1996. – 351 с.
27. Виолле ле Дюк. Беседы об архитектуре : [В 2-х томах], М.:
Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1937—1938.
28. Bлacoв В., Лyкинa H.. Aвангардизм. Mодернизм.
Постмодернизм: терминологический словарь. CПб: AзбукаКлассика, 2005. – 320 с.
29. Вольф Н. Экспрессионизм. М.: АРТ-РОДНИК, 2006. – 96 с.
30. Герман М. Модернизм : искусство первой половины XX века
– СПб. : Азбука-классика, 2003. – 478 с.
31. Герчук Ю. История графики и искусства книги. М.: Аспектпресс, 2000. – 320 с.113
32. Глазычев В. Проблемы массовой культуры.//Вопросы
философии 1970. № 12. – 14-16 с.
33. Глинтерник Э. Реклама в России XVIII - первой половины
XX века. СПб.: Аврора, 2007. — 360 с.
34. Глинтерник Э. В плену эфемерных созданий.(100 лет
русскому рекламному плакату) // Мир дизайна. 1995. № 1. — С.
30-36.
35. Гомбрих Эрнст. История искусства. М.: Аст, 1995. – 675 с.
36. Горощенко Г. Как работать над плакатом М.-Л.: Изогиз, 1932.
– 82 с.
37. Гурова Е. А. Концепции визуальной коммуникации в
журнальном дизайне США (конец ХIХ - середина ХХ вв.).
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения, Санкт-Петербург, 2011
38. Девишвили Д. В. Интернациональный стиль и современный
графический дизайн. Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата искусствоведения, Москва, 2004
39. Девшивили Д. В. Зарождение интернационального стиля в
графическом дизайне // Ракурсы. Сб. статей. Вып. 4. М.,
Государственный институт искусствознания, 2002. — С. 309-321.
40. Делез, Ж. Логика смысла (1969). М: Раритет, 1998 – 480 с.
41. Диденко И., Островенец А., Циглер Б. Художественное
оформление средств наглядной агитации и пропаганды. М.:
Просвещение, 1979. – 159 с.
42. Евстафьев В., Пасютина Е. История российской рекламы. М.:
ИМА-пресс, 2002. – 392 с.114
43. Ерохина Ю. В. Художественно-стилевые атрибуты и
типология российского киноплаката /Известия высших учебных
заведений: Проблемы полиграфии и издательского дела.
М.: МГУП, №4, 2008. — с.113—120.
44. Заварицкий А. Что же такое петрография? // Вестник АН
СССР 1940. № 1/2. С. 114-117
45. Иванов Д. Виртуализация общества. Версия 2.0. Текст. СПб.:
Петербургское востоковедение, 2002. — 224 с.
46. Иттен Й. Искусство цвета. М.: «Издатель Дмитрий Аронов»,
2001. – 96 с.
47. Иттен Й. Искусство формы. М.: «Издатель Дмитрий Аронов»,
2009. – 136 с.
48. Кандинский В. О духовном в искусстве (1912). М.: Архимед,
1992. – 109 с.
49. Кар Л. Прерафаэлиты: Модернизм по-английски. М.: АСТ,
2002. – 128 с.
50. Капр А. Эстетика искусства шрифта. М: «Книга», 1979 – 124
с.
51. Клифорд Дж. Иконы графического дизайна. М: Эксмо, 2015.
– 239 с.
52. Кнорре К. Наружная реклама. М.: Бератор-Пресс, 2002. —
192 с.
53. Королькова А. Живая типографика. М.: Index Market, 2007. –
220 с.
54. Крапивенко А. В. Технологии мультимедиа и восприятие
ощущений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 271 с.115
55. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. СЛОВО.
Москва, 2000.
56. Кузнецов Е. А. Краткий курс петрографии (магматических и
метаморфических пород): учеб. для гос. ун-тов и втузов / М.:
Издательство Московского университета, 1970. — 325 с.
57. Курушин В. Графический дизайн и реклама. М.ДМК Пресс,
2001. – 272 c.
58. Лаврентьев А. Н. Лаборатория конструктивизма. М.: Грантъ,
2008. – 256 с.
59. Лакан, Ж. Телевидение (1974). М., 2000. – 160 с.
60. Лаптев В.В. Швейцарский панк или типографика «новой
волны» // Просто design. Журнал по графическому дизайну. 2005,
№ 2 (17) – с.23-35.
61. Лебедев А., Лебединский В. Популярная
петрография. М.: Наука, 1968. — 224 с.
62. Левинас, Э. Тотальность и бесконечное: эссе о внешности.
СПб, 1998.
63. Левинсон-Лессинг Ф., Струве Э. Петрографический словарь.
М.: ГНТИ лит. геологии и по охране недр, 1963. – 448 с.
64. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна (1979). М.: Институт
экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – 160 с.
65. Лобзин Ю., Рожавский В. Графический дизайн. М.: Русское
слово, 2008. – 288 с.
66. Лола Г. Рекламные коммуникации в современном искусстве.
СПб.: СПбГУКИ, 2007
67. Лотман. Ю. Статьи по семиотике и типологии культуры.
Таллин.: «Александра», 1992. – 472 с.116
68. Лю Цзянь. Шрифтовой художественный плакат: традиции и
современность. Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения, Санкт-Петербург, 2008
Ляхов В. Советский рекламный плакат и рекламная графика.
М.:1977. – 183 с.
69. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека
печатающего. М.: «Мир», 2005. – 495 с.
70. Михайлов С. История дизайна. М.: Союз дизайнеров России,
2006. – 393 с.
71. Михалкович В. Изобразительный язык средств массовой
коммуникации. М.: Наука,1986. — 222 с.
72. Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Мол.
Гвардия, 1994 – 336 с.
73. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? М.: Астрель, 2005
– 256 с.
74. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Восстание
масс. М. : Радуга, 2003. - 203 с.
75. Охочинский В. Плакат: развитие и применение. Л.: Изд-во
Акад. художеств, 1926. – 92 с.
76. Пажитнов Н. Творческое наследие Баухауса (1919-1933), ДИ.
1962. № 7, 8.
77. Потапов С. Образ продукта дизайна и его ценностное
осознание//Философские и эстетико-теоретические основы
исследования эстетической ценности промышленных изделий.
Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». М.: ВНИИТЭ,
1982. - Вып.38. - С. 94-103.117
78. Райли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов
стиля от Ренессанса до Постмодернизма. М.: Магма, 2004. – 544
с.
79.Риверс Ш. Максимализм. Графический дизайн эпохи упадка и
пресыщенности. М.: АСТ, Астрель, 2008. – 302 с.
80.Розенсон И. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2006. –
224 с.
81. Романычева Э. Дизайн и реклама: Компьютерные технологии.
М.: ДМК, 2000. – 432 с.
82. Рудер Э. Типографика. М.: Книга, 1982. – 286 с.
83. Сальникова Е. Эстетика рекламы. Культурные корни и
лейтмотивы. М.: Алетейа, 2002. – 288 с.
84. Сануйе М. Дада в Париже. М.: Ладомир, 1999. – 638 с.
85. Сарабьянов Д. Модерн. История стиля. М.: Галарт, 2001. –
343 с.
86. Серов С. Стиль в графическом дизайне 60-80-х гг. М.:
ВНИИТЭ, 1991. – 116 с.
87. Серов С. Типографика визуальной коммуникации. М.:
«Линия График», 2002. – 32 с.
88. Селюков М. Социально-экономические аспекты
формирования бренда: автореферат на соискание ученой степени
кандидата экономических наук. 08.00.05, Белгород, 2004, 25с.
89. Сидоров А. Искусство плаката.//Горн.- 1922,- № 2.- С. 122-
127.
90. Сидоров А. Русская графика начала XX века: Очерки истории
и теории М.: Искусство, 1969. – 250 с.118
91. Смирнов С. Шрифт и шрифтовой плакат. М.: Плакат, 1977. –
148 с.
92. Тоффлер, Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. – 557 с.
Typчин В. По лабиринтам авангарда. M: Издaтeльcтвo MГУ,
1993. – 248 с.
93. Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль,
новейшие технологии и креативные идеи. М.: АСТ, 2007. – 256 с.
94. Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Konemann, 2004. – 428 с.
95. Филл Ш., Филл П. История дизайна. М.: КоЛибри, АзбукаАттикус, 2014. — 512 с.
96. Филонов П. Н. Пропевень о Проросли Мировой. СПб.:
Журавль, 1915
97. Павел Филонов. Каталог. — Л.: ГРМ, 1988
98. Фостер Х. Искусство с 1900 года. Модернизм,
антимодернизм, постмодернизм. М.: Ад Маргинем, 2015. - 816 с.
99. Xaн-Maгoмeдoв С. Пионеры советского дизайна. M: Гaлapт,
1995. – 424 с.
100. Хембри Р. Самый полный справочник. Графический дизайн.
АСТ, Астрель. 2008.
101. Хёлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и
102. производства газет, журналов и книг. М.: Книга, 1984. – 56 с.
103. Чихольд Я. Новая типографика. М.: Издательство студии
Артемия Лебедева, 2011. – 244 с.
104. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном
оформлении и типографике. М.: Издательство студии Артемия
Лебедева, 2008. - 228 с.119
105. Шеньо-Жандрон Ж. Сюрреализм. М.: НЛО, 2002. – 416 с.
106. Alexandrian, S. Surrealist Art. London: Thames & Hudson,
1970. – 256 p.
107. Ambrose G., Harris P. Basics Design: Format. Lausanne: AVA
Publishing SA, 2004. – 192 p.
108. Ambrose G., Harris P. Basics Design: Grids. Lausanne: AVA
Publishing SA, 2008. – 208 p.
109. Ambrose G., Harris P. Basics Design: Image. Lausanne: AVA
Publishing SA, 2005. – 176 p.
110. Ambrose G., Harris P. Basics Design: Layout. Lausanne: AVA
Publishing SA, 2005 – 216 p..
111. Ambrose G., Harris P. Basics Design: Print & Finish. Lausanne:
AVA Publishing SA, 2006. – 184 p.
112. Ambrose G., Harris P. Basics Design: Typography. Lausanne:
AVA Publishing SA, 2005. – 176 p.
113. Ambrose G., Harris P. The Fundamentals of Graphic Design.
Lausanne: AVA Publishing SA, 2008. – 200 p.
114. Ambrose G., Harris P. The Production Manual: A Graphic
Design Handbook. Lausanne: AVA Publishing SA, 2008. – 192 p.
115. Ambrose G., Harris P. The Visual Dictionary of Graphic Design.
Lausanne: AVA Publishing SA, 2006. – 288 p