Особенности копинг-поведения педагогов при эмоциональном выгорании
|
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы исследования 8
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания 8
1.2 Эмоциональное выгорание в профессиональной
деятельности педагогов 12
1.3 Концепция копинга: функции, виды 14
1.4 Особенности копинг-стратегий в эмоциональном выгорании
педагогов 17
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей копинг-поведения у педагогов при эмоциональном выгорании 20
2.1 Описание выборки, этапов и методология исследования 20
2.2 Качественно-количественный анализ уровня
эмоционального выгорания и копинг-поведения у педагогов 29
2.3 Разработка рекомендаций по профилактике выгорания и
формированию продуктивных стратегий поведения 56
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Глава 1 Теоретический анализ проблемы исследования 8
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания 8
1.2 Эмоциональное выгорание в профессиональной
деятельности педагогов 12
1.3 Концепция копинга: функции, виды 14
1.4 Особенности копинг-стратегий в эмоциональном выгорании
педагогов 17
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей копинг-поведения у педагогов при эмоциональном выгорании 20
2.1 Описание выборки, этапов и методология исследования 20
2.2 Качественно-количественный анализ уровня
эмоционального выгорания и копинг-поведения у педагогов 29
2.3 Разработка рекомендаций по профилактике выгорания и
формированию продуктивных стратегий поведения 56
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Актуальность исследования. Эмоциональное выгорание - это симптом нашего времени. Это состояние истощения, приводящее к утрате радости по отношению к жизни. Распространению синдрома выгорания способствует наша эпоха - время достижений, потребления, нового материализма, развлечений и получения удовольствия от жизни. В современных условиях в обществе, и в частности в сфере образования, наблюдается трансформация ценностей, норм, социальных стереотипов, таких как реализация индивидуального подхода к каждому учащемуся, снижение престижа профессии педагога, степени участия родителей в образовательном процессе и другие
Актуальность данного исследования заключается в том, что профессия учителя является одной из самых интеллектуально и эмоционально напряженного вида работ. Повышенные стрессовые особенности педагогической деятельности связаны с высокой социальной ответственностью за результаты своих действий, высоким динамизмом и рабочими перегрузками, ролевым конфликтом, потребностью в быстром принятии решений, распорядком дня, социальной оценкой и так далее. Стрессовым фактором также является сам процесс. Педагогическое общение, как субъект-субъектное взаимодействие происходит с неравной пропорцией ответственности сторон за положительный исход дела. Стресс- предрасполагающие характеристики личности педагога, несоответствие мотивов в деятельности, несоответствие между индивидуально-типологическими чертами личности и характером педагогической деятельности негативно влияют на личность учителя. И повторение таких состояний в педагогической деятельности может привести к синдрому выгорания. Выгорание - это долгосрочная реакция профессиональной напряженности межличностных коммуникаций, включающая эмоциональное истощение, обезличивание и редукцию личных достижений.
В разрешении стрессовых ситуаций существуют различные копинг-
стратегии.
Степень научной разработанности проблемы. Педагогическая деятельность представляется сложной, эмоционально напряженной и социально-ответственной формой активности с присутствием большого количества стресс-факторов. Это отмечается зарубежными и отечественными исследователями (А.А. Баранов, Т.А. Егоренко, И.А. Курапова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан).
Анализ работ, посвященных как проблемам копинг-поведения и выгорания педагогов, так и их взаимоотношениям между собой, обнаруживает следующее противоречие. С одной стороны, при рассмотрении особенностей копинг-стратегий учителей исследователи утверждают, что в зависимости от своего профессионального опыта учителя используют различный набор копинг-стратегий. Результаты отечественных и зарубежных исследований подтверждают, что молодые учителя склонны к непродуктивным копинг - стратегиям, тогда как опытные педагоги прибегают к продуктивным копинг - стратегиям (Т.В. Артемьева, Т.В. Ледовская, J. Griffith, A. Steptoe, M. Cropley).
С другой стороны, есть исследования, свидетельствующие об обратной тенденции: эмоциональному выгоранию больше подвержены опытные
учителя, поскольку они характеризуются устойчивым консерватизмом, минимальной профессиональной гибкостью и отсутствием творческого подхода в профессиональной деятельности (Л.П. Михальцова, Ю.А. Косаренко, С.В. Чернобровкина, В.В. Козлов, А.Ф. Берестовая).
В связи с отсутствием единой теории, изучение копинг-поведения в деятельности педагогов особо актуально.
Исходя из проведенного анализа литературных источников, можно сформулировать проблему исследования - противоречивость данных о копинг-поведении педагогов при эмоциональном выгорании педагогов.
Цель данного исследования: выявить особенности копинг-поведения при эмоциональном выгорании педагогов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание педагогов.
Предмет исследования: особенности копинг- поведения при синдроме эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения.
...
Актуальность данного исследования заключается в том, что профессия учителя является одной из самых интеллектуально и эмоционально напряженного вида работ. Повышенные стрессовые особенности педагогической деятельности связаны с высокой социальной ответственностью за результаты своих действий, высоким динамизмом и рабочими перегрузками, ролевым конфликтом, потребностью в быстром принятии решений, распорядком дня, социальной оценкой и так далее. Стрессовым фактором также является сам процесс. Педагогическое общение, как субъект-субъектное взаимодействие происходит с неравной пропорцией ответственности сторон за положительный исход дела. Стресс- предрасполагающие характеристики личности педагога, несоответствие мотивов в деятельности, несоответствие между индивидуально-типологическими чертами личности и характером педагогической деятельности негативно влияют на личность учителя. И повторение таких состояний в педагогической деятельности может привести к синдрому выгорания. Выгорание - это долгосрочная реакция профессиональной напряженности межличностных коммуникаций, включающая эмоциональное истощение, обезличивание и редукцию личных достижений.
В разрешении стрессовых ситуаций существуют различные копинг-
стратегии.
Степень научной разработанности проблемы. Педагогическая деятельность представляется сложной, эмоционально напряженной и социально-ответственной формой активности с присутствием большого количества стресс-факторов. Это отмечается зарубежными и отечественными исследователями (А.А. Баранов, Т.А. Егоренко, И.А. Курапова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан).
Анализ работ, посвященных как проблемам копинг-поведения и выгорания педагогов, так и их взаимоотношениям между собой, обнаруживает следующее противоречие. С одной стороны, при рассмотрении особенностей копинг-стратегий учителей исследователи утверждают, что в зависимости от своего профессионального опыта учителя используют различный набор копинг-стратегий. Результаты отечественных и зарубежных исследований подтверждают, что молодые учителя склонны к непродуктивным копинг - стратегиям, тогда как опытные педагоги прибегают к продуктивным копинг - стратегиям (Т.В. Артемьева, Т.В. Ледовская, J. Griffith, A. Steptoe, M. Cropley).
С другой стороны, есть исследования, свидетельствующие об обратной тенденции: эмоциональному выгоранию больше подвержены опытные
учителя, поскольку они характеризуются устойчивым консерватизмом, минимальной профессиональной гибкостью и отсутствием творческого подхода в профессиональной деятельности (Л.П. Михальцова, Ю.А. Косаренко, С.В. Чернобровкина, В.В. Козлов, А.Ф. Берестовая).
В связи с отсутствием единой теории, изучение копинг-поведения в деятельности педагогов особо актуально.
Исходя из проведенного анализа литературных источников, можно сформулировать проблему исследования - противоречивость данных о копинг-поведении педагогов при эмоциональном выгорании педагогов.
Цель данного исследования: выявить особенности копинг-поведения при эмоциональном выгорании педагогов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание педагогов.
Предмет исследования: особенности копинг- поведения при синдроме эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения.
...
Цель данного исследования заключалась в выявлении особенностей копинг-поведения при эмоциональном выгорании педагогов.
Исходя из цели, в рамках магистерской диссертации нами было проведено исследование, направленное на изучение копинг-стратегий поведения при эмоциональном выгорании педагогов, где мы предполагали, что основными копинг-стратегиями среди учителей являются продуктивные, адаптивные модели поведения, такие как стратегия разрешения проблем, принятие ответственности, положительная переоценка, самоконтроль.
В ходе исследования нами были проанализированы научно - теоретические подходы к определению и описанию синдрома эмоционального выгорания в широком смысле и узком-сугубо для учителей. Поскольку синдром эмоционального выгорания во всех литературных источниках всегда представляется в тесной связи с копинг-стратегиями, мы также провели анализ и систематизацию существующих подходов к нему.
На первом этапе исследования были выявлены параметры сформированности синдрома эмоционального выгорания у учителей с разным педагогическим стажем. На втором этапе, после проведения итогов диагностики и анализа полученных результатов, были разработаны рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и формированию продуктивных копинг-стратегий.
В рамках теоретического анализа было установлено, что выгорание - это долгосрочная реакция профессиональной напряженности межличностных коммуникаций, включающая эмоциональное истощение, обезличивание и редукцию личных достижений.
Данная проблема в настоящее время изучается в контексте профессиональных стрессов. Выгорание начинается с сильного и продолжающегося стресса на работе, когда внутренние и внешние ресурсы, имеющиеся у человека, не соответствуют предъявляемым ему требованиям. А это нарушает психофизиологическое равновесие, что неизбежно приводит к выгоранию.
Основные группы симптомов эмоционального выгорания вызывают изменения в чувствах (аффективные симптомы), познавательной сфере (когнитивные), системе отношений (к себе, к людям), соматическом здоровье (физические).
Проблема преодоления человеком трудностей рассматривается учеными в контексте анализа копинг-поведения. Среди особенностей выбора копинг- поведения в деятельности педагога отмечается, что молодые педагоги выбирают стратегию избегания. Более опытные педагоги прибегают к стратегии разрешения проблем, положительной переоценке и самоконтролю. При выборе копинг-стратегий педагогу нужно осознавать цели своего поведения, обращать внимание на субъективные ощущения, принимать во внимание все особенности ситуации.
Практически по всем признакам, характеризующим выгорание, у учителей с разным педагогическим стажем, выявлен низкий уровень выгорания. Педагоги характеризуются высокой способностью к продуктивному проживанию стресса, а в преодолении преобладают адаптивные варианты поведения.
В работе были проанализированы особенности копинг-поведения педагогов в зависимости от педагогического стажа. Молодые учителя в стрессовой ситуации при эмоциональном истощении предпочитают копинги принятия ответственности и бегства-избегания; педагоги со стажем 4-15 лет выбирают копинг, ориентированный на эмоции; учителя, стаж которых свыше 15 лет - дистанцирование и копинг бегства-избегания.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о том, что:
- копинг-поведение педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания характеризуется использованием таких непродуктивных стратегий поведения, как дистанцирование, избегание, а также копинг, ориентированный на эмоции;
- адаптивные формы поведения педагогов с низким уровнем выгорания имеют связь с копингами, направленными на планирование и решение задач.
Были теоретически и эмпирически проверены положения, выносимые на защиту:
- эмоциональное выгорание - это состояние истощения, приводящее к утрате радости по отношению к жизни. Выгорание начинается с сильного и продолжающегося стресса на работе, когда внутренние и внешние ресурсы, имеющиеся у человека, не соответствуют предъявляемым ему требованиям;
- копинг-поведение - это осознанные действия в преодолении стрессовых ситуаций имеющимися у человека ресурсами, уменьшение их отрицательного воздействия на организм. Продуктивное копинг - поведение имеет связь с проблемно-ориентированными стратегиями «Планирование и разрешение проблемы».
По итогам реализации модели организации работы по профилактике выгорания можно предположить, что произойдет восстановление адаптивных возможностей личности, быстрое купирование на ранних стадиях развития синдрома эмоционального выгорания и выработка эффективных средств для адаптации в профессиональной деятельности и окружающей социальной среде.
Исходя из цели, в рамках магистерской диссертации нами было проведено исследование, направленное на изучение копинг-стратегий поведения при эмоциональном выгорании педагогов, где мы предполагали, что основными копинг-стратегиями среди учителей являются продуктивные, адаптивные модели поведения, такие как стратегия разрешения проблем, принятие ответственности, положительная переоценка, самоконтроль.
В ходе исследования нами были проанализированы научно - теоретические подходы к определению и описанию синдрома эмоционального выгорания в широком смысле и узком-сугубо для учителей. Поскольку синдром эмоционального выгорания во всех литературных источниках всегда представляется в тесной связи с копинг-стратегиями, мы также провели анализ и систематизацию существующих подходов к нему.
На первом этапе исследования были выявлены параметры сформированности синдрома эмоционального выгорания у учителей с разным педагогическим стажем. На втором этапе, после проведения итогов диагностики и анализа полученных результатов, были разработаны рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и формированию продуктивных копинг-стратегий.
В рамках теоретического анализа было установлено, что выгорание - это долгосрочная реакция профессиональной напряженности межличностных коммуникаций, включающая эмоциональное истощение, обезличивание и редукцию личных достижений.
Данная проблема в настоящее время изучается в контексте профессиональных стрессов. Выгорание начинается с сильного и продолжающегося стресса на работе, когда внутренние и внешние ресурсы, имеющиеся у человека, не соответствуют предъявляемым ему требованиям. А это нарушает психофизиологическое равновесие, что неизбежно приводит к выгоранию.
Основные группы симптомов эмоционального выгорания вызывают изменения в чувствах (аффективные симптомы), познавательной сфере (когнитивные), системе отношений (к себе, к людям), соматическом здоровье (физические).
Проблема преодоления человеком трудностей рассматривается учеными в контексте анализа копинг-поведения. Среди особенностей выбора копинг- поведения в деятельности педагога отмечается, что молодые педагоги выбирают стратегию избегания. Более опытные педагоги прибегают к стратегии разрешения проблем, положительной переоценке и самоконтролю. При выборе копинг-стратегий педагогу нужно осознавать цели своего поведения, обращать внимание на субъективные ощущения, принимать во внимание все особенности ситуации.
Практически по всем признакам, характеризующим выгорание, у учителей с разным педагогическим стажем, выявлен низкий уровень выгорания. Педагоги характеризуются высокой способностью к продуктивному проживанию стресса, а в преодолении преобладают адаптивные варианты поведения.
В работе были проанализированы особенности копинг-поведения педагогов в зависимости от педагогического стажа. Молодые учителя в стрессовой ситуации при эмоциональном истощении предпочитают копинги принятия ответственности и бегства-избегания; педагоги со стажем 4-15 лет выбирают копинг, ориентированный на эмоции; учителя, стаж которых свыше 15 лет - дистанцирование и копинг бегства-избегания.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о том, что:
- копинг-поведение педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания характеризуется использованием таких непродуктивных стратегий поведения, как дистанцирование, избегание, а также копинг, ориентированный на эмоции;
- адаптивные формы поведения педагогов с низким уровнем выгорания имеют связь с копингами, направленными на планирование и решение задач.
Были теоретически и эмпирически проверены положения, выносимые на защиту:
- эмоциональное выгорание - это состояние истощения, приводящее к утрате радости по отношению к жизни. Выгорание начинается с сильного и продолжающегося стресса на работе, когда внутренние и внешние ресурсы, имеющиеся у человека, не соответствуют предъявляемым ему требованиям;
- копинг-поведение - это осознанные действия в преодолении стрессовых ситуаций имеющимися у человека ресурсами, уменьшение их отрицательного воздействия на организм. Продуктивное копинг - поведение имеет связь с проблемно-ориентированными стратегиями «Планирование и разрешение проблемы».
По итогам реализации модели организации работы по профилактике выгорания можно предположить, что произойдет восстановление адаптивных возможностей личности, быстрое купирование на ранних стадиях развития синдрома эмоционального выгорания и выработка эффективных средств для адаптации в профессиональной деятельности и окружающей социальной среде.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5010 р. Год сдачи: 2018 - Различия в копинг-стратегиях педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2022 - ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Самоактуализация как личностный ресурс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у медицинских работников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Эмоциональное выгорание у школьных педагогов в условиях очного и дистанционного образования (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - Методы совладающего поведения при эмоциональном выгорании у представителей юридических специальностей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2024 - ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с
продолжительностью профессиональной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017





