Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы исследования 8
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания 8
1.2 Эмоциональное выгорание в профессиональной
деятельности педагогов 12
1.3 Концепция копинга: функции, виды 14
1.4 Особенности копинг-стратегий в эмоциональном выгорании
педагогов 17
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей копинг-поведения у педагогов при эмоциональном выгорании 20
2.1 Описание выборки, этапов и методология исследования 20
2.2 Качественно-количественный анализ уровня
эмоционального выгорания и копинг-поведения у педагогов 29
2.3 Разработка рекомендаций по профилактике выгорания и
формированию продуктивных стратегий поведения 56
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Актуальность исследования. Эмоциональное выгорание - это симптом нашего времени. Это состояние истощения, приводящее к утрате радости по отношению к жизни. Распространению синдрома выгорания способствует наша эпоха - время достижений, потребления, нового материализма, развлечений и получения удовольствия от жизни. В современных условиях в обществе, и в частности в сфере образования, наблюдается трансформация ценностей, норм, социальных стереотипов, таких как реализация индивидуального подхода к каждому учащемуся, снижение престижа профессии педагога, степени участия родителей в образовательном процессе и другие
Актуальность данного исследования заключается в том, что профессия учителя является одной из самых интеллектуально и эмоционально напряженного вида работ. Повышенные стрессовые особенности педагогической деятельности связаны с высокой социальной ответственностью за результаты своих действий, высоким динамизмом и рабочими перегрузками, ролевым конфликтом, потребностью в быстром принятии решений, распорядком дня, социальной оценкой и так далее. Стрессовым фактором также является сам процесс. Педагогическое общение, как субъект-субъектное взаимодействие происходит с неравной пропорцией ответственности сторон за положительный исход дела. Стресс- предрасполагающие характеристики личности педагога, несоответствие мотивов в деятельности, несоответствие между индивидуально-типологическими чертами личности и характером педагогической деятельности негативно влияют на личность учителя. И повторение таких состояний в педагогической деятельности может привести к синдрому выгорания. Выгорание - это долгосрочная реакция профессиональной напряженности межличностных коммуникаций, включающая эмоциональное истощение, обезличивание и редукцию личных достижений.
В разрешении стрессовых ситуаций существуют различные копинг-
стратегии.
Степень научной разработанности проблемы. Педагогическая деятельность представляется сложной, эмоционально напряженной и социально-ответственной формой активности с присутствием большого количества стресс-факторов. Это отмечается зарубежными и отечественными исследователями (А.А. Баранов, Т.А. Егоренко, И.А. Курапова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан).
Анализ работ, посвященных как проблемам копинг-поведения и выгорания педагогов, так и их взаимоотношениям между собой, обнаруживает следующее противоречие. С одной стороны, при рассмотрении особенностей копинг-стратегий учителей исследователи утверждают, что в зависимости от своего профессионального опыта учителя используют различный набор копинг-стратегий. Результаты отечественных и зарубежных исследований подтверждают, что молодые учителя склонны к непродуктивным копинг - стратегиям, тогда как опытные педагоги прибегают к продуктивным копинг - стратегиям (Т.В. Артемьева, Т.В. Ледовская, J. Griffith, A. Steptoe, M. Cropley).
С другой стороны, есть исследования, свидетельствующие об обратной тенденции: эмоциональному выгоранию больше подвержены опытные
учителя, поскольку они характеризуются устойчивым консерватизмом, минимальной профессиональной гибкостью и отсутствием творческого подхода в профессиональной деятельности (Л.П. Михальцова, Ю.А. Косаренко, С.В. Чернобровкина, В.В. Козлов, А.Ф. Берестовая).
В связи с отсутствием единой теории, изучение копинг-поведения в деятельности педагогов особо актуально.
Исходя из проведенного анализа литературных источников, можно сформулировать проблему исследования - противоречивость данных о копинг-поведении педагогов при эмоциональном выгорании педагогов.
Цель данного исследования: выявить особенности копинг-поведения при эмоциональном выгорании педагогов.
Объект исследования: эмоциональное выгорание педагогов.
Предмет исследования: особенности копинг- поведения при синдроме эмоционального выгорания педагогов общеобразовательного учреждения.
...
Цель данного исследования заключалась в выявлении особенностей копинг-поведения при эмоциональном выгорании педагогов.
Исходя из цели, в рамках магистерской диссертации нами было проведено исследование, направленное на изучение копинг-стратегий поведения при эмоциональном выгорании педагогов, где мы предполагали, что основными копинг-стратегиями среди учителей являются продуктивные, адаптивные модели поведения, такие как стратегия разрешения проблем, принятие ответственности, положительная переоценка, самоконтроль.
В ходе исследования нами были проанализированы научно - теоретические подходы к определению и описанию синдрома эмоционального выгорания в широком смысле и узком-сугубо для учителей. Поскольку синдром эмоционального выгорания во всех литературных источниках всегда представляется в тесной связи с копинг-стратегиями, мы также провели анализ и систематизацию существующих подходов к нему.
На первом этапе исследования были выявлены параметры сформированности синдрома эмоционального выгорания у учителей с разным педагогическим стажем. На втором этапе, после проведения итогов диагностики и анализа полученных результатов, были разработаны рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и формированию продуктивных копинг-стратегий.
В рамках теоретического анализа было установлено, что выгорание - это долгосрочная реакция профессиональной напряженности межличностных коммуникаций, включающая эмоциональное истощение, обезличивание и редукцию личных достижений.
Данная проблема в настоящее время изучается в контексте профессиональных стрессов. Выгорание начинается с сильного и продолжающегося стресса на работе, когда внутренние и внешние ресурсы, имеющиеся у человека, не соответствуют предъявляемым ему требованиям. А это нарушает психофизиологическое равновесие, что неизбежно приводит к выгоранию.
Основные группы симптомов эмоционального выгорания вызывают изменения в чувствах (аффективные симптомы), познавательной сфере (когнитивные), системе отношений (к себе, к людям), соматическом здоровье (физические).
Проблема преодоления человеком трудностей рассматривается учеными в контексте анализа копинг-поведения. Среди особенностей выбора копинг- поведения в деятельности педагога отмечается, что молодые педагоги выбирают стратегию избегания. Более опытные педагоги прибегают к стратегии разрешения проблем, положительной переоценке и самоконтролю. При выборе копинг-стратегий педагогу нужно осознавать цели своего поведения, обращать внимание на субъективные ощущения, принимать во внимание все особенности ситуации.
Практически по всем признакам, характеризующим выгорание, у учителей с разным педагогическим стажем, выявлен низкий уровень выгорания. Педагоги характеризуются высокой способностью к продуктивному проживанию стресса, а в преодолении преобладают адаптивные варианты поведения.
В работе были проанализированы особенности копинг-поведения педагогов в зависимости от педагогического стажа. Молодые учителя в стрессовой ситуации при эмоциональном истощении предпочитают копинги принятия ответственности и бегства-избегания; педагоги со стажем 4-15 лет выбирают копинг, ориентированный на эмоции; учителя, стаж которых свыше 15 лет - дистанцирование и копинг бегства-избегания.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о том, что:
- копинг-поведение педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания характеризуется использованием таких непродуктивных стратегий поведения, как дистанцирование, избегание, а также копинг, ориентированный на эмоции;
- адаптивные формы поведения педагогов с низким уровнем выгорания имеют связь с копингами, направленными на планирование и решение задач.
Были теоретически и эмпирически проверены положения, выносимые на защиту:
- эмоциональное выгорание - это состояние истощения, приводящее к утрате радости по отношению к жизни. Выгорание начинается с сильного и продолжающегося стресса на работе, когда внутренние и внешние ресурсы, имеющиеся у человека, не соответствуют предъявляемым ему требованиям;
- копинг-поведение - это осознанные действия в преодолении стрессовых ситуаций имеющимися у человека ресурсами, уменьшение их отрицательного воздействия на организм. Продуктивное копинг - поведение имеет связь с проблемно-ориентированными стратегиями «Планирование и разрешение проблемы».
По итогам реализации модели организации работы по профилактике выгорания можно предположить, что произойдет восстановление адаптивных возможностей личности, быстрое купирование на ранних стадиях развития синдрома эмоционального выгорания и выработка эффективных средств для адаптации в профессиональной деятельности и окружающей социальной среде.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.: Дело, 2000. 512с.
2. Абрамова Г.С. Психология в медицине: учеб. пособие М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. 272 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПБ: Питер, 2001. 272 с.
4. Артемьева Т.В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2004. № 4 (42). С. 79-82.
5. Асмолов А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.
6. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома
профессионального выгорания педагогов: автореферат диссертации.
Хабаровск, 2007.
7. Балакшина Е.В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности // Вестник ТвГУ. 2016. № 4. С. 15-20. (Педагогика и психология).
8. Битюцкая Е.В. Опросник способов копинга: методическое пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2015. 80 с.
9. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб: Питер, 2003. 474 с.
10. Борисова М.В. Психологические детерминанты синдрома выгорания у педагогов // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография. Курск: Гос. ун-т, 2008. С. 130-137.
11. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие . 2-е изд., стереотип. Минск: Изд-во Гревцова, 2011. 336 с.: ил.
12. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 352 с.
13. Водопьянова Н.Е. Копинг-стратегии как фактор
профессиональной адаптации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т.5. № 1. С.73-82.
14. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. 2-е изд., перераб. М: Питер, 2009. 336 с.
15. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
...
66 источников