Аннотация
Введение 5
Глава 1 Анализ научно-методической литературы по теме исследования 7
1.1 Теоретические основы физической рекреации 7
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей 7-8 лет 9
1.3 Общая характеристика координационных способностей 13
1.4. Особенности формирования координационных способностей в фигурном катании на начальном этапе подготовки 17
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 20
2.1 Задачи исследования 20
2.2 Методы исследования 20
2.3 Организация исследования 22
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 24
3.1 Обоснование использования средств физической рекреации на
развитие координационных способностей юных фигуристов 24
3.2 Обсуждение результатов опытно-экспериментального
исследования 41
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Актуальность исследования. В нашей стране здоровье, физическое воспитание и физическая подготовка нового поколения всегда были приоритетом национальной политики.
В период развития физической культуры и спорта, фигурное катание является, одним из востребованных видов спорта. Как вид спорта его относят к сложно-координационным видам, в связи с чем требуется повышенная координация.
Современное фигурное катание требует от спортсменов мастерства в выполнении сложных прыжков в трех и четырех оборотах. Для достижения стабильности в исполнении таких элементов необходимо иметь высокий уровень развития координационных способностей. Лучшее время для развития координации - младший возраст. В этом возрасте дети более податливы к обучению и могут быстрее освоить сложные движения на льду. Поэтому тренеры и родители должны уделять особое внимание развитию координации у молодых фигуристов, чтобы помочь им достичь высоких результатов в будущем.
В своих работах Есаулов И.Г. обращает внимание: «в основе развития двигательных качеств на первом этапе специализации лежит использование способностей организма к накопительной адаптации, при которой под влиянием повторяющихся воздействий происходит формирование основных структур движений. Таким образом, на начальной стадии обучения важным фактором является вариативность, которая позволяет охватить все разнообразие и больший объем тренировочных средств» [7].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, организуемый для юных фигуристов.
Предмет исследования: развитие координационных способностей у фигуристов начальной подготовки средствами физической рекреации.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование в учебнотренировочном процессе разработанных комплексов для развития координационных способностей и вестибулярной устойчивости позволит улучшить уровень развития координационных способностей у юных фигуристов.
Цель исследования: развитие координационных способностей у юных фигуристов.
Задачи исследования:
• Определить и исследовать начальный уровень развития координационных способностей у юных фигуристов.
• Разработать и внедрить в тренировочный процесс комплекс упражнений для развития координационных способностей у юных фигуристов средствами физической рекреации.
• На практике проверить эффективность разработанного комплекса.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы математической статистики.
Практическая значимость: разработанный комплекс упражнений может быть рекомендован для развития координационных способностей и его использования в тренировочном процессе на начальном этапе спортивной подготовки юных фигуристов.
Новизна работы: заключается в том, что выявлена возможность применения комплекса упражнений физической рекреации для развития координационных способностей у юных фигуристов.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из 50 страниц печатного текста и включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, 21 рисунка (диаграмм), двух таблиц.
Проведенное педагогическое исследование позволило в заключении сформулировать следующие выводы:
Координационные способности играют важную роль в фигурном катании, поскольку требуются для выполнения сложных элементов. Это включает в себя умение контролировать движения тела, балансировать на лезвиях коньков и выполнять грациозные движения. Поэтому разработка эффективных упражнений для развития координационных способностей является важной задачей для тренеров фигуристов.
В ходе педагогического эксперимента мы определяли уровень двигательно-координационных способностей юных фигуристок 7-8 лет экспериментальной и контрольной групп. Для этого проводили тестирование контрольных упражнений челночный бег, три кувырка вперед, проба Ромберга.
В исследовании был разработан комплекс (технология) упражнений, который был применен на тренировочных занятиях экспериментальной группы юных фигуристок. Этот комплекс включал в себя упражнения с различными предметами, эстафеты, спортивные игры, асаны йоги. Средства рекреации использовались на отдельном занятии, продолжительностью 90 минут.
Разработанная технология, которая использует комплекс упражнений и средства физической рекреации для развития координационных способностей, была протестирована на группе юных фигуристов. Результаты эксперимента показали, что участники экспериментальной группы, которые использовали разработанную технологию, показали более высокие показатели во всех тестах, чем участники контрольной группы.
Так, при выполнении теста «Челночный бег» в экспериментальной группе уменьшилось на 0,75 секунды, что составляет 7,5 %, в тесте «Три кувырка» время выполнения сократилось на 3,237 секунды, что составляет
35,3 %, в тесте «Проба Ромберга» время статического равновесия возросло на 1,8 секунды, что составляет 12,3 %.
Это подтвердило гипотезу, что использование этой технологии может улучшить уровень развития координационных способностей у юных фигуристов.
Координационные навыки играют важную роль в фигурном катании, так как требуются точность и слаженность движений. Развитие этих способностей может помочь юным фигуристам достичь большей производительности и улучшить свои навыки. Существует множество различных методов и технологий для развития координационных способностей. Однако, данная разработанная технология представляет собой инновационный подход, который может быть полезен для тренеров и спортсменов в фигурном катании. Таким образом, использование разработанной технологии может быть эффективным способом для улучшения координационных способностей юных фигуристов и помочь им достичь большего успеха в своей карьере.
Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2022, № 0001202210060013.
2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
3. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
6. Айенгар Б.К. Йога. Путь к здоровью /Флинта, 2017.
7. Аслаханов, С.А.М. О соотношении физической рекреации, физической культуры и общей рекреации / С.А.М. Аслаханов, М.А. Эльмурзаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. № 9 (151).
8. Белова Ю. В. Теория и технология физического воспитания детей [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Ю. В. Белова. - Саратов : Вузовское образование, 2018. - 111 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-4487-0141-2.
9. Боткин С.П., Захарьин Г.А. Лечебная физкультура М.: Медицина, 1979.
10. Ветков Н. Е. Спортивные и подвижные игры [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Н. Е. Ветков. - Орел : МАБИВ, 2016.
11. Виноградов, Г.П. Физическая рекреация : учебное пособие / Виноградов, Е.А. Ивченко, Е.В. Ивченко, [и др.]/ Москва : ИЦ «Академия», 2015. -240 с.
12. Добровольский В.К. Лечебное действие физических упражнений. - Л., 1968;
13. Есаулов, И.Г. Устойчивость и координация в хореографии [Электронный ресурс]: учеб. пособие - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2017.
14. Кудрявцева, О. В. Совершенствование координационных способностей в синхронном фигурном катании на коньках / О. В. Кудрявцева, А. В. Зенкина, О. А. Чернышева, М. А. Каймин, А. В. Харченко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 2. - С. 41-43.
15. Лях, В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 2005г....32