ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА 5
1.1 Понятие и признаки закона 5
1.2 Значение закона в правовой системе Российской Федерации 7
1.3 Классификация законов в Российской Федерации 10
2. ПОДЗАКОННЫЙ АКТ КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ 11
2.1 Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов 11
2.2 Юридическая природа подзаконных нормативных актов в Российской Федерации 14
2.3 Проблемы определения признаков подзаконных нормативных правовых актов в Российской Федерации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Актуальность темы в том, что современный период отличается возрастающей потребностью в регулировании различных сторон общественной жизни. В настоящее время в Российской Федерации принимается большое число нормативных правовых актов. Это создает необходимость теоретического изучения закона, выявления его роли в условиях формирования правового государства и демократизации общественной жизни.
За последнее десятилетие изменилась структура органов государства: с 1990 г. введена должность Президента Российской Федерации. С самого начала своей деятельности он стал активно использовать свои правотворческие полномочия. Им принимается значительное число нормативных указов. Однако Конституция Российской Федерации не достаточно четко разграничила полномочия между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации. Поэтому остро встает проблема взаимоотношений между федеральным законом и нормативным указом Президента.
Помимо этого, органы исполнительной власти также активно занимаются правотворческой деятельностью. Проблемы взаимоотношения принимаемых ими подзаконных нормативных правовых актов с законами приобретают первостепенное значение.
Современное подзаконное правовое регулирование трансформируется, принимая более адекватные и совершенные формы, соответствующие новым правовым, экономическим, социальным и иным реалиям, а также, основным направлениям политики государства. По справедливому мнению Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина «речь должна идти не просто о правовой реформе, а о правовой модернизации общественных отношений. Реформа - это преобразование формы того, что уже существует. Модернизация же предполагает еще и появление качественно новых идей, институтов и практик». Сказанное свидетельствует о теоретической актуальности и практической значимости выбранной темы исследования.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Марченко М. Н., Морозова Л. А., Перевалов В. Д., Енгибарян Р. В., Венгеров А. Б., Рассолов М. М. и др.
Объектом исследования являются: общественные отношения, подпадающие под действие подзаконного нормативного правового регулирования; деятельность субъектов законодательного нормотворчества по принятию (изданию) законов, нормативных актов и подзаконному регулированию общественных отношений.
Предметом исследования выступают: понятие, признаки, юридическая природа и классификация закона, подзаконного нормативного правового акта; наиболее общие закономерности установления, функционирования и совершенствования системы подзаконных нормативных правовых актов, а также закономерности ее взаимодействия с системой законодательных актов.
Целью данной работы является изучение законов и подзаконных нормативно-правовых актов, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и признаки закона;
- Исследовать значение закона в правовой системе Российской Федерации;
- Определить классификацию законов в Российской Федерации;
- Охарактеризовать понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов;
- Проанализировать юридическую природу подзаконных нормативных актов в Российской Федерации;
- Выявить проблемы определения признаков подзаконных нормативных правовых актов в Российской Федерации.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Его ведущее положение определяется следующими признаками:
-принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
-обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
-регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
Виды законов могут выть выделены по разным основаниям. Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Подзаконное правотворчество — это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию нормативных актов, издаваемых в соответствии с законом, направленных на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующих отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
Ведомственные акты - это все виды актов, издаваемых министерствами, госкомитетами, комитетами, службами, департаментами, инспекциями и иными разновидностями центральных органов управления.
В России к нему относится подзаконное правотворчество Президента, Правительства, органов федеральной исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ. Подзаконному правотворчеству не присуща рассмотренная выше многоступенчатость (как в законодательстве). Ее заменяет «круг согласования». Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания. Существует соответствующий порядок:
-подготовки и принятия указов Президента РФ (Президент РФ издает указы нормативного характера по вопросам исполнения законов);
-подготовки и принятия постановлений и распоряжений Правительства (Правительство РФ издает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией, другими законами к его компетенции. В форме постановлений выпускаются решения федерального Правительства, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным и другим текущим вопросам ненормативного характера могут выходить в форме распоряжения Правительства).
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 04.07.2020. – № 144.
II. Научная и учебная литература
2. Братановский С. Н. Теория государства и права; Приор−издат − Москва, 2018. − 174 c.
3. Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ − Москва, 2018. − 168 c.
4. Енгибарян Р. В. Теория государства и права : учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов ; Моск. гос. ин−т междунар. отношений (Университет) МИД России, Междунар. ин−т упр. − М., 2020. − 575 с.
5. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма − Москва, 2019. − 442 c.
6. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2−е, испр. и доп. − Москва, 2019. − 616 c.
7. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права; Юрайт − Москва, 2019. − 640 c.
8. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия − Москва, 2018. − 192 c.
9. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия − Москва, 2020. − 208 c.
10. Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект − Москва, 2019. − 652 c.
11. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права; Дело − Москва, 2019. − 528 c.
12. Мокичев, К.А. Теория государства и права; М.: Юридическая литература − Москва, 2019. − 520 c.
13. Морозова Л. А. Теория государства и права : [учебник для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция"] / Л. А. Морозова. − М., 2020. − 477 с.
14. Оксамытный, В.В. Теория государства и права; ИМПЭ−ПАБЛИШ − Москва, 2019. − 563 c.
15. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник : / В. Д. Перевалов. − М., 2020. − 379 с.
16. Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт − Москва, 2019. − 752 c.
17. Радько Т. Н. Теория государства и права; Академический Проект − , 2019. − 816 c.
18. Рассказов Л. П. Теория государства и права; Инфра−М, РИОР − Москва, 2018. − 480 c.
19. Рассолов М. М. Теория государства и права; Юрайт − Москва, 2020. − 640 c.
20. Смоленский М. Б. Теория государства и права; Феникс − Москва, 2018. − 288 c.
21. Сырых В. М. Теория государства и права; Юстицинформ − Москва, 2020. − 704 c.
22. Теория государства и права; АСТ, Сова − Москва, 2019. − 160 c.
23. Теория государства и права; КноРус − Москва, 2020. − 382 c.
24. Теория государства и права; Сова, Астрель − Москва, 2020. − 160 c.
25. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало−М − Москва, 2019. − 516 c.
26. Теория государства и права : учебник / [Пиголкин А. С. и др.] ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. − М., 2020. − 613 с.