Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)

Работа №13761

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление проектами

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
748
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВАХ 11
ДИАГНОСТИКА ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД БЕЛГОРОД» 37
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. В течение последних двух десятилетий в российском обществе в политической жизни и социально-экономических отношениях произошли глубокие перемены, имеющие позитивную направленность. Одновременно обнаружились и серьезные проблемы, связанные с концентрацией власти на ее верхних уровнях, со слабостью и неэффективностью других элементов политической системы, экономических и социальных институтов, что, безусловно, создает препятствия для дальнейшего демократического развития общества. В связи с этим возрастает интерес к «человеческому» измерению демократии, к гражданскому обществу, способному влиять на власть посредством реализации различных форм общественного участия. Традиционно считается, что одним из основных способов обеспечения демократического характера взаимодействия сильной государственности и высокой гражданской активности является местное самоуправление. Принципиальное отличие органов местного самоуправления от государственных заключается в том, что они более тяготеют к гражданскому сообществу, общественному управлению. Именно местное самоуправление дает возможность каждому гражданину быть активным и непосредственным участником обеспечения своих разнообразных интересов. Особенно важным гражданское участие является при решении локальных проблем, касающихся, например, здравоохранения, состояния окружающей среды, школьного и дошкольного образования, уровня занятости и т.д., к рассмотрению которых политики и государственные чиновники иногда подходят, не имея детальной информации и не зная ситуацию «изнутри».
С другой стороны, проблема повышения эффективности местного самоуправления в России всегда была актуальной. И сегодня эта проблема остается одной из самых острых, несмотря на многолетний процесс реформирования данного института публичной власти. Преобразования касались в основном взаимоотношений центральной, региональной и местной власти и мало учитывали такой фактор, как участие граждан в осуществлении местного самоуправления. Между тем именно гражданское участие должно стать главным фактором при оценке эффективности местного самоуправления.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что актуальность выбранной нами темы, обусловлена несколькими факторами. Во-первых, уходом в прошлое традиционной для регионов России модели административного управления и усилением ориентации на гражданское общество. Во-вторых, связанным с этим ростом вовлеченности граждан и социальных групп в решение имеющихся общественных проблем. И в- третьих, недостаточной научной разработанностью, вызванной активным внедрением технологий гражданского участия, опережающих научное осмысление данного процесса.
Степень изученности темы. Изучение процесса институционализации гражданского участия, опирается на фундаментальную научную базу, исторически сформированную представителями различных наук. Истоки системного анализа местного самоуправления, его сущности и функций восходят к работам А. Токвиля. В современный период при изучении проблемы институционализации гражданского участия актуальность приобретают работы Д. Норта и его последователей . Они разработали целостную концепцию институтов, определили системные элементы в составе институтов. Также в данном исследовании использованы подходы к социальным институтам Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Э. Гидденса, Ю. Левады, Г.В. Осипова, С.С. Фролова, Я. Щепаньского, Р. Коуза . Значительный интерес представляют работы современных отечественных ученых, занимающихся проблемами гражданского участия. Среди них следует выделить таких авторов как, В.В. Абессонов, Л.Л. Лаврова, В.В. Мархина и др. Реальное состояние формирования и функционирования института местного самоуправления в современной России отражено в работах С.А. Алябьева, Ю.В. Астахова, В.П. Бабинцева, В.В. Гальченко, О.Н. Гундарь, И.Г. Долининой, И.А. Задонской, Б.В. Заливанского Б.М. Игошева, Е.А. Когай, А.А. Лавриковой, Э.Ю. Майковой, В.В. Петухова, В.В. Поповой, Е.В. Реутова, М.Н. Реутовой, А.М. Сузи, И.Н. Трофимовой и др. Несмотря на широкий спектр работ в области местного самоуправления недостаточно изученными являются методология и методика социологического анализа этих процессов, механизмы стимулирования гражданского участия.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью институционализации гражданского участия в местных сообществах и недостаточной разработанностью технологий и методик сопровождения данного процесса.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о доминирующем имитационном характере институтов гражданского участия в реальной практике муниципального управления.
Целью диссертационного исследования является разработка механизма институционализации гражданского участия в местном сообществе.
Достижение цели диссертации планируется через решение следующих задач:
1) исследовать теоретические основания институционализации гражданского участия в местном сообществе;
2) диагностировать состояние институтов гражданского участия в городском округе «Город Белгород»;
3) разработать проект, направленный на повышение уровня институционализации гражданского участия в городском округе «Город Белгород».
Объектом исследования является практика гражданского участия в осуществлении местного самоуправления.
Предметом диссертации является механизм институционализации гражданского участия в городском округе «Город Белгород».
Теоретико-методологическую основу составляют общенаучные методы познания общественных явлений: системный, историко¬сравнительный подходы, социологический и статистический методы изучения социальных явлений и процессов, логически-структурный метод, сочетающий со структурным подходом логические методы и приемы — индукцию, дедукцию, анализ и синтез; системный, структурно¬функциональный, структуралистский, интегральный подходы, принципы единства социального и исторического познания, должного и сущего, взаимосвязи объективного и субъективного в социальных процессах. Для сбора первичной социологической информации использовался анализ документов и анкетный опрос экспертов.
Эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые акты федерального и муниципального уровня, регулирующие практику гражданского участия , статистические материалы, нормативно¬методические, аналитические материалы органов власти разных уровней. Также были использованы аналитические и справочные источники, материалы СМИ и сети Интернет, данные социологических мониторингов, в том числе, результаты авторского социологического исследования.
Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании основных направлений дальнейшей институционализации гражданского участия в муниципальном образовании, в качестве которых предлагаются: повышение качества регламентации норм взаимодействия субъектов гражданского участия (граждан, НКО и др.) и органов муниципальной власти; минимизация имитационных практик гражданского участия и квазиобщественных инициатив со стороны муниципальной власти; формирование позитивного имиджа гражданского участия, его субъектов и институтов; изменение ценностной структуры коллективного сознания местного сообщества в направлении принятия социальной ответственности и гражданского активизма.
Потенциал проектного подхода в формировании благоприятной институциональной и социокультурной среды гражданского участия в г. Белгороде заключается в разработке методического обеспечения практик гражданского участия в городском округе «Город Белгород» - формировании методических стандартов и элементов информационного пространства местного сообщества, способствующих популяризации идеи и практик гражданского участия посредством их мониторинга, трансляции и инкорпорации в общественное сознание.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Основываясь на концепции институциональных и социокультурных матриц, следует утверждать, что ключевой проблемой функционирования институтов гражданского участия в модернизирующихся обществах является расхождение между институциональным дизайном (институтами демократии и гражданскими институтами) и комплексом неформальных практик и институтов, укорененных в социокультурной системе и задающих контуры взаимодействий между группами интересов местного сообщества. В результате формируется феномен имитации гражданского общества и практик общественного участия.
В большинстве муниципалитетов России гражданское участие находится лишь в начальной фазе институционализации, связанной с формированием институционального дизайна - зачастую вне привязки к реальным проблемам развития муниципального сообщества и уровню и характеру потенциала общественного участия.
2. В результате социологической диагностики гражданского участия и эффективности его институтов выявлено, что общественная активность в городском округе находится на низком уровне, а институциональные механизмы гражданского участия не развиты в достаточной мере. В качестве основных причин такого ситуации - пассивность граждан, отсутствие у них опыта активного участия в местном самоуправлении и сопротивление со стороны органов власти. Большинство действующих в городе Белгороде институтов гражданского участия являются либо неэффективными, либо эффективными в лишь отдельных случаях. Относительной эффективностью отличаются проекты электронной демократии, инициированные региональной и местной властью, «Народная экспертиза» и «Активный горожанин». Перспективными, но достаточно сложными для исполнения, экспертами признаны краудфандинговые проекты. Также была заявлена необходимость существования широкой сети некоммерческих организаций, которые бы имели необходимые ресурсы и были независимы от органов муниципальной и государственной власти.
3. Проектирование институционализации гражданского участия в городском округе «Город Белгород» связано с созданием актуализируемой муниципальной информационной базы НКО и гражданских инициатив, позволяющей аккумулировать и транслировать наиболее эффективные практики гражданского участия; формированием муниципального института социальной экспертизы ведущих практик и форм гражданского участия, позволяющего осуществлять селекцию наиболее эффективных инициатив и прогнозирование тенденций гражданского участия в муниципальном образовании; внедрением практики социологического мониторинга гражданского участия в городском округе, позволяющей получать адекватное представление о мнениях и установках участников местного сообщества в сфере общественной активности и формировать управленческие модели поддержки и регулирования конструктивных форм и практик гражданского участия; модернизацией модели электронных коммуникаций посредством веб-ресурсов между НКО, населением и муниципальной властью.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке муниципальных концепций, программ и проектов, направленных на повышение эффективности институтов муниципального управления и поддержку конструктивных практик гражданского участия.
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором в публикациях: «Развитие институтов гражданского участия в городе Белгороде» (г. Москва, 2017) и «Механизмы гражданского участия в местном сообществе (на примере городского округа «Город Белгород»)» (г. Москва, 2017).
Структура диссертационного исследования состоит из введения, содержания, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема повышения эффективности местного самоуправления в России является актуальной. При этом гражданское участие может стать как ключевым ресурсом муниципального развития, так и главным критерием оценки эффективности местного самоуправления. Особенно важным гражданское участие является при решении локальных проблем, касающихся, например, здравоохранения, состояния окружающей среды, школьного и дошкольного образования, уровня занятости и т.д. Для жителей российских муниципальных образований характерна гражданская пассивность, обусловленная рядом факторов. Это низкий уровень осведомленности граждан о сущности местного самоуправления, непонимание его механизмов и роли собственного участия в нем, недоверие к органам власти вообще, вне зависимости от ее уровня.
Данные проблемы имеют как объективные, так и субъективные причины. К первым можно отнести большое влияние опыта старшего поколения, для которого местная власть была неотъемлемой частью единой советской системы управления, которая в свою очередь подверглась многочисленным и противоречивым преобразованиям в постсоветский период. К субъективным же факторам можно отнести с одной стороны недостаточный уровень проводимой работы со стороны органов местного самоуправления по информированию граждан, а с другой, неготовность или нежелание самих граждан к получению этой информации. Для некоторых из этих проблем нами были предложены пути решения, найденные в ходе данной работы. Другие пока остаются неразрешенными, что оставляет поле для будущих научных исследований по данной теме.
Гражданское участие рассматривается как участие индивидов в различных структурах и демократических институтах, предполагающее объединение индивидов в различные группы для решения проблем конкретного сообщества. Институционализация гражданского участия представляет собой многомерный процесс, включающий артикуляцию общественного запроса на участие в общественной жизни, формирование системы статусов и ролей коммуникантов в данной сфере и развитие правовых форм регламентации соответствующих практик.
В целом, в ситуации с гражданским участием в городе Белгороде есть ряд проблем. Так, в ходе экспертного опроса был зафиксирован низкий уровень гражданской активности и недостаточную развитость институциональных механизмов гражданского участия. В качестве основных причин такого положения дел - пассивность граждан, отсутствие у них опыта активного участия в местном самоуправлении и сопротивление органов власти.
Большинство действующих в городе Белгороде институтов гражданского участия признаются либо неэффективными, либо эффективными только в отдельных случаях и ситуациях. Преимущественно положительную оценку получили только такие проекты, как «Народная экспертиза» и «Активный горожанин». В качестве необходимого потенциального элемента институционального дизайна гражданского участия были указаны краудфандинговые проекты, объединяющие на добровольной основе финансовые или другие ресурсы граждан - чаще всего посредством глобальной сети Интернет - для поддержки усилий других людей или организаций. Также существует необходимость в развитии широкой сети некоммерческих организаций, которые бы имели необходимые ресурсы и были независимы от органов муниципальной и государственной власти.
Результатом данной работы стал ряд предложений и рекомендаций, касающихся направлений институционализации гражданского участия в городе Белгороде:
К основным направлениям совершенствования процесса институционализации гражданского участия следует отнести дальнейшую регламентацию норм взаимодействия субъектов гражданского участия (граждан, НКО и др.) и органов муниципальной власти; 2) минимизацию имитационных практик гражданского участия и квазиобщественных инициатив, формирование позитивного общественного мнения относительно гражданского участия, создание благоприятного имиджа общественных организаций, изменение ценностной структуры коллективного сознания местного сообщества в направлении принятия социальной ответственности и гражданского активизма.
Для формирования благоприятной институциональной и социокультурной среды институционализации гражданского участия в г. Белгороде в рамках исследования предложен проект «Методическое обеспечение практик гражданского участия в городском округе «Город Белгород», целью которого является формирование методических стандартов и элементов информационного пространства местного сообщества, способствующих популяризации идеи и практик гражданского участия посредством их мониторинга, трансляции и инкорпорации в общественное сознание.
Проект предполагает реализацию таких мероприятий, как: создание муниципальной информационной базы общественных инициатив; создание экспертной группы при МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий» для анализа практик гражданского участия; организация социологического мониторинга гражданского участия в городском округе; реорганизация информационных ресурсов НКО и общественных движений.
Основными ожидаемыми результатами проекта являются: актуализируемая муниципальная информационная база НКО и гражданских инициатив, позволяющая аккумулировать и транслировать наиболее эффективные практики гражданского участия; муниципальный институт социальной экспертизы ведущих практик и форм гражданского участия, позволяющий осуществлять селекцию наиболее эффективных инициатив и прогнозирование тенденций гражданского участия в муниципальном образовании; наличие системы социологического мониторинга гражданского участия в городском округе, позволяющая получать адекватное представление о мнениях и установках участников местного сообщества в сфере общественной активности и формировать управленческие модели поддержки и регулирования конструктивных форм и практик гражданского участия; модернизированная модель электронных коммуникаций посредством веб-ресурсов между НКО, населением и муниципальной властью.



1. Европейская хартия местного самоуправления [Текст] : принята Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы 15 октября 1985 г. : вступила в силу для РФ 11 апреля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36.
2. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831) - 21 января.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изменениями на 7 июня 2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации [электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ (с изменениями на 3 июля 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об общественных объединениях [Текст] : федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (с изменениями на 2 июня 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О некоммерческих организациях [Текст] : федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (с изменениями на 19 декабря 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. О политических партиях [Текст] : федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (с изменениями на 19 декабря 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об Общественной палате Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (с изменениями на 28 декабря 2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях [Текст] : федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // Российская газета. - 2004. - 23 июня.
10. О территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа «Город Белгород» [Электронный ресурс] : Решение Совета депутатов города Белгорода от 23 мая 2006 № 288 (ред. от 30 апреля 2013 г.). - Режим доступа: http://zakon- region.ru/belgorodskaya-oblast/15301/.
11. Об Общественной палате города Белгорода [Электронный ресурс] : Решение Совета депутатов города Белгорода от 21.02.2017 г. № 480. - Режим доступа: http://www.sovetdep31.ru/h/activity/resheniya- sd/?page=6.
12. О создании муниципального автономного учреждения
«Институт муниципального развития и социальных технологий» путем изменения типа муниципального учреждения «Институт муниципального развития и социальных технологий» [Электронный ресурс] : Решение администрации города Белгорода от 16 августа 2011 г. № 2866. - Режим доступа:
http://www.beladm.ru/media/b/file/docs/286611.pdf.
13. Устав Муниципального автономного учреждения «Институт муниципального развития и социальных технологий». - Режим доступа: http://imrst.ru/about/documents/.
14. Абдуллаев, Р.А. Интернет, гражданское общество и политическое участие граждан [Текст] / Р.А. Абдуллаев // Вестник ННГУ. - 2014. - № 2-1. - С. 339-343.
15. Александров, А.А. Гражданское участие в местном самоуправлении [Текст] / А.А. Александров, И.С. Тарбеева // Управленческое консультирование. - 2016. - № 12 (96). - С. 63-71.
16. Алябьева, С.А. Потенциал институтов общественного участия - местный уровень [Текст] / С.А. Алябьева // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - № 1 - C. 249-255.
17. Астахов, Ю.В. Актуальные проблемы кадровой проблематики в органах местного самоуправления [Текст] / Ю.В. Астахов // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - № 3 (7). - С. 89-97.
18. Астахов, Ю.В. Некоторые аспекты функционирования системы местного самоуправления городского округа «Город Белгород» (социологический аспект) [Текст] / Ю.В. Астахов // Наука. Искусство. Культура. - 2016. - № 3 (11) - С.76-81.
19. Бабинцев, В.П. Экспертное сообщество как субъект гражданского участия в регионе [Текст] / В.П. Бабинцев, И.Э. Надуткина, В.А. Сапрыка // Власть. - 2014. - № 7. - С. 5-9.
20. Бабинцев, В.П. Ценности жителей Белгородской области как приграничного региона России [Текст] / В.П. Бабинцев, В.Б. Тарабаева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2014. - № 9 (180). - С.37-43.
21. Бабинцев, В.П. Формирование солидарного общества как стратегия регионального развития: проблемы и риски реализации [Текст] / В.П. Бабинцев // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2012. - № 20 (139). - С.57-64.
22. Батанина, И.А. Институционализация самоорганизации граждан: теоретико-методологические аспекты исследования [Текст] /
И.А. Батанина, А.А. Лаврикова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 3. - С. 116-124.
23. Батанина, И.А. Политическая компетентность россиян как фактор политического участия [Текст] / И.А. Батанина, А.А. Лаврикова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №1 (31). - С. 50-56.
24. Бекижева, Д.И. Активность женских общественных объединений в современном политическом процессе [Текст] / Д.И. Бекижева, В.Н. Кулябцева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2012. - № 3. - С.190-199.
25. Бударина, К.А. Роль института масс-медиа как основного коммуникатора между гражданским обществом и государственными структурами [Текст] / К.А. Бударина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 3. - С. 82-88.
26. Василенко, И.А. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга [Текст] / И.А. Василенко, Е.В. Василенко, В.Н. Ляпоров. - М.: Наука, 2005. - 222 с.
27. Васютин, Ю.С. Потенциал общественного участия в процессе модернизации государственного управления в современной России [Текст] / Ю.С. Васютин, Е.В. Матвеева // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 4. - С. 73-82.
28. Волков, Д. Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем: Сводный аналитический отчет [Электронный ресурс] / Д. Волков, С. Гончаров. - 2014.- Режим доступа: //www.levada.ru/old/sites/default/files/potencial_grazhdanskogo_uchastiya_ 0.pdf.
29. Вендров, Е.Е. Муниципальное хозяйство [Текст] / Е.Е. Вендров. - М.: Астра, 2012. - 160 с.
30. Владимиров, Д.А. Классификация форм участия граждан в управлении делами государства и тенденции развития гражданского общества в России [Текст] / Д.А. Владимиров // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 6. - С. 38-43.
31. Гаврилова, И.Н. Гражданское участие в России и Нидерландах: проблемы и перспективы [Текст] / И.Н. Гаврилова //
Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2012. - № 5 (25). - С. 6-13
32. Гальченко, В.В. Гражданское участие в местном самоуправлении: как самим решать проблемы в своем городе, поселке [Электронный ресурс] / В.В. Гальченко // Электронный журнал "Местное устойчивое развитие" : [сайт] / - М., 2014. - Режим доступа: http: //www.undp .ru/publications/grazhdanskoe_uchastie.pdf.
33. Гоголева Е.Н. Формы участия граждан в местном самоуправлении в России: востребованность и эффективность [Текст] / Е.Н. Гоголева, Е.Г. Самарцева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4. - С. 10-18.
34. Головчин, М.А. Участие гражданских институтов в решении проблем региональной системы образования [Текст] / М.А. Головчин // Проблемы развития территории. - 2015. - № 2 (76). - С. 87¬98.
35. Горбатюк, Е.С., Право на самоуправление в российских условиях [Текст] / Е.С. Горбатюк // Политекс. - 2012. - № 2. - С. 74-81..
36. Гриценко, Е.В. Законодательная основа муниципальной реформы [Текст] / Е.В. Гриценко, И.В. Васильев. - М.: Формула права, 2012. - 336 с.
37. Гундарь, О.Н. Потенциал и практики политического протеста [Текст] / О.Н. Гундарь // Kant. - 2013. - № 1 (7). - С. 116-118.
38. Дан-чин-ю, Е.Ю. Участие населения в местном самоуправлении: формы и модели взаимодействия [Текст] / Е.Ю. Дан- чин-ю // Социология власти. - 2014. - №1. - С. 122-128.
39. Долинина, И. Г. Политическая культура студентов: готовность к гражданскому участию [Текст] / И.Г. Долинина // Власть. - 2013. - № 5. - С. 135-138.
40. Егорышев С.В. Социологический мониторинг общественного мнения в практике муниципального управления [Текст] / С.В. Егорышев // Вестник ВЭГУ. - 2011. - № 1. - С. 180-182.
41. Задонская, И.А. Особенности формирования гражданской культуры молодежи в современном российском обществе [Текст] / И.А. Задонская // Вестник ТГУ. - 2012. - № 11. - С. 294-299.
42. Заливанский, Б.В. Муниципальные средства массовой информации в восприятии городского сообщества [Текст] / Б.В. Заливанский // Власть. - 2013. - № 5. - С. 139-143.
43. Зайцев, А.В. Институциональный дизайн публичной политики и институционализация диалога государства и гражданского общества [Текст] / А.В. Зайцев // Политика, государство и право. - 2014. - № 7. - С. 32-36.
44. Иванова, И.Г. Индикаторы гражданского участия [Текст] / И.Г. Иванова // СИСП. - 2013. - № 9 (29). - С. 7.
45. Игошев, Б.М. Гражданская активность студенческой молодежи: концептуальный словарь [Текст] / Б.М. Игошев // Политическая лингвистика. - 2013. - № 4. - С. 41-49.
46. Исааков, О.Д. Управление в городском хозяйстве [Текст] / О.Д. Исааков. - Самара: ЛогоС, 2012. - 245 с.
47. Исаева, Е.А. Нормативно закрепленные диалоговые площадки власти и общества в субъектах России: предпосылки эффективности [Текст] / Е.А. Исаева // Власть. - 2013. - № 8. - С. 39¬41.
48. Когай, Е.А. Социальные практики гражданского участия в развитии регионов Центрального Черноземья [Текст] / Е.А. Когай // Вестник ОмГУ. - 2015. - № 3. - С. 167-173.
49. Концыбовская, М.Н. Основные модели взаимодействия институтов гражданского общества и государства в условиях глобализации [Текст] / М.Н. Концыбовская // Известия Саратовского государственного ун-та. Серия Социология. Политология. - 2015. - № 2. - С. 108-113.
50. Копотева, И.В. Гражданское общество и гражданская активность сельской России [Текст] / И.В. Копотеева // Крестьяноведение. - 2016. - № 1. - С. 142-166.
51. Краснопольская, И. Гражданское общество как среда производства и распространения социальных инноваций [Текст] / И. Краснопольская, И. Мерсиянова // Форсайт. - 2014. - № 4. - С. 40-53.
52. Климова, С.Г. Опыт изучения территориального контекста гражданского участия [Текст] / С.Г. Климова // Мониторинг. - 2015. - № 3 (127). - С. 13-28.
53. Ключникова, Т.Н. Социальная активность граждан как источник преобразований в местном самоуправлении [Текст] / Т.Н. Ключникова // СИСП. - 2015. - № 2 (46). - С. 155-170.
54. Ключникова, Т.Н. Социальный потенциал гражданского участия в местном самоуправлении как метод развития муниципального управления [Текст] / Т.Н. Ключникова // Вопросы управления. - 2014. - № 4 (10). - С. 162-168.
55. Кулькова, Ю.В. Зарубежный опыт инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций [Текст] / Ю.В. Кулькова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 29. - С. 43-50.
56. Лаврикова, А.А. Факторы институционализации арен взаимодействия в системе «власть общество» [Текст] / А.А. Лаврикова // Известия ТулГУ. - 2014. - № 3. - С. 141-151.
57. Магомедов, К.О. Проблемы функционирования и развития местного самоуправления в России [Текст] / К.О. Магомедов // Мониторинг. - 2015. - № 4 (128). - С. 96-103.
58. Майкова, Э.Ю. Гражданское участие населения как фактор развития местного самоуправления в российских муниципальных образованиях [Текст] / Э.Ю. Майкова // Власть. - 2014. - № 1. - С. 90-94.
59. Овчинников, В. Ежегодный доклад о состоянии гражданского общества Белгородской области в 2014 г. [Электронный ресурс] / В. Овчинников. - Режим доступа:
http://www.op31.ru/910/.
60. Остапенко, А.С. Общественные объединения в качестве конструктов гражданского общества: функциональная роль и эволюция [Текст] / А.С. Остапенко // Вестник ТИУиЭ. - 2015. - № 1 (21). - С. 75-81.
61. Петухов, В.В. Гражданский активизм в России: мотивация, ценности и формы участия [Текст] / В.В. Петухов, Р. Э. Бараш // Власть. -2014. - № 9. - С. 11-19.
62. Петухов, В.В. Гражданское общество и гражданское участие [Текст] / В.В. Петухов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2012. - № 1. - С. 23-26.
63. Попова, В.В. Местное самоуправление: власть и население [Текст] / В.В. Попова // Социология власти. - 2012. - № 2. - С. 143.
64. Реутов, Е.В. Общественный активизм в России и Украине [Текст] / Е.В. Реутов, Л.В. Колпина // Власть. - 2014. - № 8. - С. 14-18.
65. Реутов, Е.В. Деятельность общественных организаций как фактор развития солидарных отношений в регионе [Текст] / Е.В.
Реутов, М.Н. Реутова, И.В Шавырина. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015. - № 5. - С. 59¬67.
66. Реутов, Е.В. Взаимопомощь и самоорганизация как микропрактики солидарности в местном сообществе [Текст] / Е.В. Реутов, А.А. Турьянский // Трансформация социальных отношений в региональном социуме. VI Сухаревские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Саранск, 2016. - С. 169-173.
67. Рябев, В.В. Гражданское общество: утопия или реальность [Текст] // Вестник МГТУ. - 2014. - № 4. - С. 747-752.
68. Сапрыка, В.А. Практика формирования системы гражданской экспертизы в современной России [Текст] / В.А. Сапрыка, И.С Шаповалова, Л.Н. Шмигирилова // Власть. - 2013. - № 12. - С. 35¬39.
69. Скалабан, И.А. Социальное, общественное и гражданское участие: к проблеме осмысления понятий [Текст] / И.А. Скалабан // Вестник Томского государственного ун-та. Серия Философия. Социология. Политология. - 2011. - №1. - С. 131.
70. Сковиков, А.К. Гражданское общество как социально-политический феномен [Текст] / А.К. Сковиков // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - С. 100.
71. Соколов, А.В. Добровольческий ресурс развития общества [Текст] / А.В. Соколов, А.А. Власова // Власть. - 2014. - №11. - С. 110¬115.
72. Соколов, А.В. Тенденции развития гражданского участия в современной России [Текст] / А.В. Соколов, А.В. Палагичева //PolitBook. - 2016. - № 3. - С. 85-97.
73. Сузи, А.Н. Формирование имиджа региона и гражданское участие [Текст] / А.Н. Сузи // Власть. - 2012. - № 11. - С. 046-047.
74. Трофимова, И.Н. Эффективность местного самоуправления в российской федерации и проблема гражданского участия [Текст] / И.Н. Трофимова // Ars Administrandi. - 2012. - № 1. - С. 55-63.
75. Цирельникова, Л.Г. Проблема участия населения в определении структуры органов местного самоуправления [Текст] / Л.Г. Цирельникова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2012. - № 31. - С. 12.
76. Цыцорина, И.А. Информационное обеспечение управления здравоохранением в субъекте Российской Федерации на основе экспертных оценок [Текст] / И.А. Цыцорина, Е.Г. Тоцкая, В.В. Степанов, О.И. Иванинский и др. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология, клиническая медицина. - 2014. - № 4. - С. 54-58.
77. Филиппова, Н.А. Новые институты гражданского участия в России как национальный вариант делегативной демократии [Текст] / Н.А. Филиппова // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. - 2013. - № 2. - С.101-114.
78. Фролов, А.А. Механизмы осуществления гражданской активности [Текст] / А.А. Фролов // Власть. - 2014. - № 10. - С. 61-65.
79. Энциклопедия инновационных практик социально ориентированных некоммерческих организаций [Текст] / Под ред. проф. Е.И. Холостовой и проф. Г.И. Климантовой. - М.: Издательско¬торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 848 с.
80. Ямельницкий, О.Я. Политический флешмоб как форма горизонтальной коммуникации [Текст] / О.Я. Ямельницкий // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2013. - № 15 (158). - С. 154-159.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ