Аннотация
Введение 4
Глава 1 Исследование темы человека в работе в истории мировой живописи 9
1.1 Образ человека в работе в искусстве Древнего мира 9
1.2 Образ человека в работе в искусстве Средневековья 18
1.3 Образ человека в работе в искусстве Нового времени 26
1.4 Тема человека в работе в Новейшей истории и искусстве
современных художников 42
Глава 2 Предварительная подготовка к созданию живописной картины 51
2.1 Поиск идей, сюжета и образов для дипломной картины 51
2.2 Выполнение поисковых и натурных эскизов, этюдов, зарисовок 53
Глава 3 Процесс создания картины «В мозаичной мастерской» 59
3.1 Процесс создания картона 59
3.2 Процесс создания живописного полотна 64
Заключение 72
Список используемой литературы 74
Приложение А Условные наброски возможного сюжета 77
Приложение Б Эскизы к дипломной композиции 78
Приложение В Карандашные наброски 83
Приложение Г Наброски маркерами 86
Приложение Д Гуашевые зарисовки 87
Приложение Е Зарисовки сепией 88
Приложение Ж Этюдный портрет 89
Приложение И Цветовые поиски 90
Приложение К Картон в процессе разработки 91
Приложение Л Итоговый картон 93
Приложение М Процесс работы над картиной 94
Приложение Н Картина «В мозаичной мастерской» 98
Мозаика - это способ создания изображения или композиции из мелких деталей разнообразного материала, отличающегося по фактуре, текстуре и цвету, в которой частицы материала разнообразной формы прикрепляются к общей поверхности в определенном порядке, согласно задумке художника. Мозаика является разновидностью композиции и предмета в одно время. Так же называются базирующиеся на этой технике типы изобразительного, декоративного, декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства различных исторических эпох и жанров. Рассматриваемый раздел искусства применяется для украшения абсолютно всего, от различных предметов интерьера до пола. Во всем мире и многих цивилизациях мозаика была и остается одной из актуальных форм образного выражения и идентификации.
Работа в мозаичной мастерской ни на что не похожий и полностью аутентичный процесс, направленный на создание готового и полноценного произведения декоративно-монументального искусства. Человек,
работающий в мозаичной мастерской, должен обладать как физическим ремеслом и определенными моторными навыками, так и незаурядным талантом, широкой насмотренностью, развитым эстетическим вкусом. Также работающему с мозаикой необходимы знания техники и технологии работы с материалами и специфики рассматриваемого ремесла. Несомненно, важно умение работать с инструментами, используемыми для создания готового продукта, и, кроме того, доскональное понимание «внутренней кухни» и всех протекающих в мозаичной мастерской процессы.
Создание мозаики охватывает широкий спектр интересов и применения как художниками, так и обычными потребителями или людьми, интересующимися визуальным искусством. С помощью этой разнообразной техники становится возможным создание огромного ассортимента элементов, позволяющих разнообразить визуальность окружающей человека среды.
Диапазон использования мозаики невероятно обширен: от мелкой декоративной сувенирной продукции, к примеру, небольших тематических панно для украшения интерьера, до более крупных изделий, например, мебели или скульптур. Невозможно переоценить многогранность употребления мозаичных техник в церковной архитектуре, а также в архитектуре советского модернизма, как в монументальном плане применения, так и в оформлении малых городских форм. Так с самых древних времен и в наши дни мозаикой украшаются сены, пол, потолок и отдельные элементы храмов, так как это очень зрелищный и устойчивый к влиянию времени метод. Гуляя по Тольятти, нельзя не заметить разнообразие применения мозаичного декорирования как во внешнем убранстве зданий, так и во внутреннем наполнении. Это и отдельно взятые архитектурные формы, такие как стела-панно «Радость труда», состоящая из 16 сюжетов, и впечатляющие по своим размерам, красочности и задумкам городские панно, и отделка целых стен и этажей памятников архитектуры советского модернизма как внутри, так и снаружи, и даже облицовка обычных жилых панельных домов. Описанные формы использования мозаичных техник несомненно отличаются зрелищностью, монументальностью, эстетической, культурной, исторической и художественной ценностью, но также нуждается в поддержании благополучного состояния, благоустройстве и восстановлении. Важность и значимость этого вопроса нельзя не поднять в данной дипломной работе. Ведь во многом визуальная идентификация нашего города строится именно на мозаичных элементах больших и малых архитектурных сооружений.
Все это объясняет актуальность наличия и развития в нашем городе мозаичной мастерской, расположившейся и успешно работающей на базе тольяттинского государственного университета. Именно некоторый опыт работы с мозаикой в университетской мастерской, его необычность и специфика указали автору на важность исследования данной темы. В рамках курса монументального и декоративного искусства мы учились работать с материалами и инструментами, применяемыми для реализации идей в технике мозаики, к примеру, со смальтоколом, круглогубцами и пинцетами, смальтой, мрамором и другими камнями, а также способам и особенностям обработки, выкладывания и закрепления стекла и камня. Эти процессы являются трудоемкими, кропотливыми и, вместе с тем, увлекательными и уникальными. Простая красота человека в работе, человека, занятого делом и знающего свое ремесло, подводит нас к извечной, но не теряющей своей значимости, теме человека в работе...
Итак, в ходе работы над дипломом автором было изучено отражение темы человека в работе в мировой художественной культуре, а именно в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Рассмотрение разновременных произведений искусства, затрагивающих рамки интересующей автора темы, сопутствовало осмыслению и усвоению средств художественной выразительности, использующихся художниками для наиболее выгодного раскрытия темы человека в работе. Изучение опыта мастеров, укрепившихся в истории изобразительного искусства, позволило автору расширить насмотренность и общую эрудированность.
В очередной раз подтвердилась актуальность выбранной темы, как в минувшем времени, так и для новых поколений художников. Тема человека в работе, человека ремесленника закреплена в веках и поколениях, плотно связана с нашим прошлым, повседневностью и будущим.
Кроме того, автор убедился, что невозможно переоценить значимость и необходимость вспомогательного материала в виде набросков, зарисовок, эскизов и этюдов, сопутствующих успеху в реализации задумки и живописной станковой картины. Поисковой материал отражает путь автора, его стремление к соблюдению технологии и всех необходимых этапов, ведущих к достижению поставленной цели - написанию живописной станковой картины «В мозаичной мастерской».
Вместе с этим автор пришел к пониманию того, что использование разнообразных изобразительных материалов (графитный карандаш, маркеры, сепия, соус, гуашь, масляные краски) расширяет спектр возможностей и умений, а также кругозор. Знания о технике работы разнообразными материалами и областях их применения непременно помогут автору в будущих работах, исследованиях и творческих поисках.
В живописной части работы так же использовались лаки, разбавители, масло, тряпки, щетинные и синтетические кисти и мастихины. Через исправление ошибок, творческие пробы и смену подхода были определены способы, наиболее подходящие к реализации задуманного.
Таким образом, автор оценил значимость грамотного подбора материалов и важность степени их качественности.
Использованные в создании дипломной картины материалы, холст и подрамник отвечают всем технологическим и техническим стандартам качества, что делает возможным сохранность красочного слоя, грунта и полотна живописной работы на долгие годы.
Необходимо отметить значимость этапа выбора багета для картины, ведь рама дополняет работу, выявляя ее достоинства и недостатки. Рама была подобрана с учетом колорита и композиции дипломной работы и удачно ее дополнила.
Подводя итоги, можно сказать, что с применением автором знаний, полученных за годы обучения, приоритетная цель - создание станкового живописного полотна на тему «В мозаичной мастерской» - достигнута. При этом решены установленные промежуточные задачи:
• изучена и проанализирована тема человека в работе;
• исследована тематика человека и его ремесла;
• реализованы композиционные эскизы и поисковые наброски, а также полноразмерный картон в технике мягких материалов.
Дипломная работа «В мозаичной мастерской» осуществлена.
1. Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Геометрия. Архаика. Классика. — СПб: Азбука-классика, 2007. — 460 с.
2. Алпатов М.В. Питер Брейгель мужицкий [Текст] / М. Алпатов ; Обл. и тит. л. Н. Лобанов. — Москва : Изогиз, 1933. — 40 с.
3. Атрощенко О. От биографии к житию. Русская интеллигенция в творчестве Михаила Нестерова. — Третьяковская галерея: журнал. — 2014. — № 2 (43)
4. Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. — М., 1953. — 53 с.
5. Власов В. Г.. Русский классицизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т.8., 2008. — С.346-353.
6. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. — М. : Искусство, 1996. — 423 с.
7. Гуревич А. Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры. — М.: ОГИ, 2002. — Вып. 1. — С. 39—55.
8. Жан Делюмо. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.) / Пер. с франц. И.Б. Иткина, Е.Э. Ляминой, Е.И. Лебедевой, А.Г. Пазельской под ред. Д.Э. Харитоновича. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. — 752 с.
9. Зонова З. Т. История создания картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» // Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования, т. 2. — М.: Советский художник, 1958. — С. 115— 124.
10. Иовлева Л. И. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. Русское искусство XII — начала XX века: живопись, рисунок. — М.: Трилистник, 2001. — 159 с.
11. Калитина Н. Н. Гюстав Курбе : очерк жизни и творчества / Н. Н. Калитина. — М. : Искусство, 1981. — 183 с.
12. Козорозенко П. Виктор Попков. — М.: АРТ, 2012. — 464 с.
13. Конфуций. Суждения и беседы. Пер. с кит. П. С. Попова. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2015. — 224 с.
14. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. — Государственный Эрмитаж, 1940. — 212 с.
15. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Искусство, 1970...25