Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младшего школьника умения анализировать образ-персонаж в произведениях Б.В.Шергина (Теория и методика обучения и воспитания, Северный (Арктический) федеральный университет)

Работа №137581

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы34
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования умения анализировать образ персонажа 6
1.1. Понятие образа персонажа в литературе 6
1.2. Значение анализа образа персонажа в литературном образовании 10
1.3. Методы и приемы работы с литературными текстами у младших школьников 13
2. Особенности произведений Б.В. Шергина и их значение для формирования умения анализировать образ персонажа 23
2.1. Изучение творчества Б.В. Шергина в младшей школе 23
2.2. Особенности образов персонажей в произведении Б.В. Шергина «Миша Ласкин» 24
3. Разработка конспекта урока по формированию умения анализировать образ персонажа в произведениях Б.В. Шергина у младших школьников 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Литература всегда играла важную роль в формировании личности человека. Она помогает развивать воображение, эмоциональную сферу и способность к анализу. Особенно важно формирование этих навыков в раннем возрасте, когда дети только начинают свое путешествие в мир литературы. Один из авторов, чьи произведения особенно привлекают внимание младших школьников, - Борис Васильевич Шергин. Его книги могут помочь в развитии у детей умения анализировать образы и персонажей.
Произведения Б.В. Шергина являются настоящим сокровищем для младших школьников. Их интерес привлекает красочное описание природы, остроумные диалоги и интересные повороты сюжета. Однако, для того чтобы полностью насладиться чтением и полноценно понять смысл произведения, необходимо научиться анализировать образы и персонажей, которых встречают герои в своих приключениях.
Анализ образа или персонажа в произведении подразумевает исследование его характеристик, поступков и мотивов, которые определяют его поведение в сюжете. Это помогает читателю глубже понять авторскую цель и тематику произведения, а также лучше узнать самих героев.
Произведения Б.В. Шергина содержат множество интересных образов и персонажей, которые могут стать отличной практикой для развития навыков анализа у младших школьников. Например, в книге "Старик Хоттабыч" главный герой - волшебник Хоттабыч - является ярким и неподражаемым персонажем. Разбирая его поступки и поведение, дети смогут лучше понять, каким нужно быть, чтобы достигнуть желаемого, и научатся анализировать мотивы героев.
Актуальность формирования у младшего школьника умения анализировать образы и персонажей в произведениях Б.В. Шергина неоспорима. Эти навыки помогут им стать активными, критически мыслящими читателями, способными уловить глубину сообщений и идеи произведений. Они разовьют у детей критическое мышление, аналитические способности и воображение.
Таким образом, формирование у младшего школьника умения анализировать образы и персонажей в произведениях Б.В. Шергина является актуальной задачей, она поможет детям развить критическое мышление, эмоциональную сферу и способность к анализу. Литературные произведения этого автора представляют отличную платформу для такого развития, поскольку они содержат интересные образы и персонажей, которые привлекают внимание детей и вызывают их интерес к чтению.
Объект курсовой работы – процесс формирования у младших школьников читательских умений.
Предмет курсовой работы – формирование у младших школьников умения целостно воспринимать образ-персонаж в произведении Б.В. Шергина.
Цель курсовой работы – разработка и реализация методического подхода к формированию у младших школьников умения анализировать образы персонажей в произведениях Б.В. Шергина.
Исходя из актуальности курсовой работы и поставленной цели решению подлежат такие задачи:
1. Изучить теоретические и методические аспекты формирования у мл. шк. читательского умения целостно воспринимать и анализировать образ персонаж в эпическом произведении (по М.П. Воюшиной).
2. Изучить методические приемы, способствующие формированию читательского умения целостно воспринимать образ в произведениях Б.В. Шергина (по М.П. Воюшиной).
3. Изучить выбранные произведения Б.В. Шергина, выделяя основные характеристики персонажей.
4. Подобрать методические приемы, способствующие формированию умения младших школьников целостно воспринимать образ в рассказе «Миша Ласкин» Б.В. Шергина и разработать, провести урок.
Гипотеза исследования – формирование читательского умения целостно воспринимать образ в произведении Б.В. Шергина «Миша Ласкин» будет успешным, если использовать такие методические приемы как создание портрета.
Методы: метод литературного анализа для изучения произведений Б.В.Шергина, выделение характеристик персонажей и особенностей стиля автора; обзор методических приемов обучения литературному анализу, выбор наиболее подходящих для работы с младшими школьниками; проведение опытно – экспериментальной работы по формированию (уроков) читательского умения младших школьников целостно воспринимать образв эпическом произведении.
Методологической основой для исследования послужили труды из области теории и методики обучения литературе, включая исследования о методах анализа литературных произведений у детей младшего школьного возраста таких авторов как: Е.Д. Иванова, Е.В. Культова, Н.А. Ромашина, В.В. Савушкина и др.
Теоретическая значимость заключается в том, что работа предоставляет методические подходы и стратегии для эффективного обучения младших школьников анализу образов-персонажей в литературных произведениях.
Практическая значимость заключается в том, что она предоставляет конкретные методики и практические рекомендации для преподавателей литературы, направленные на эффективное внедрение изучаемых аспектов в учебный процесс.
Структура работы. Курсовая работа выполнена на 32 страницах текста и включает введение с обоснованием актуальности и построенным методологическим аппаратом, а также, три последовательные главы, заключение и список литературы из 23 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были рассмотрены основные подходы к анализу литературных произведений, изучены теоретические аспекты формирования умения анализировать образы персонажей, а также выбран методологический подход, учитывающий возрастные особенности младших школьников.
На примере произведений Б.В. Шергина были выделены основные характеристики персонажей, а также проанализированы особенности изображения образов и персонажей в контексте литературного стиля автора.
Разработанная методика по формированию умения анализировать образ персонажа в произведениях Б.В. Шергина оказалась эффективным инструментом для развития литературных навыков у младших школьников. В процессе разработки эффективных уроков были использованы различные приемы, направленные на систематическое восприятие и анализ рассказа «Миша Ласкин».
Введение в жанр рассказа и общее знакомство с произведением создали основу для дальнейшего погружения в его структуру и содержание. Анализ структуры рассказа способствовал более глубокому пониманию композиционных элементов произведения, что сделало процесс анализа более системным и целостным.
Особое внимание уделено анализу персонажей, что позволило учащимся выявить мотивацию, черты характера и взаимоотношения между ними. Этот этап способствовал развитию критического мышления и пониманию роли персонажей в развитии сюжета.
Анализ стилевых особенностей и сравнение с другими произведениями Б.В. Шергина расширили кругозор учащихся, обогатив их литературный опыт. Обсуждение произведения на заключительном этапе позволило систематизировать полученные знания и высказать собственные впечатления.
В ходе исследования также были успешно разработаны и внедрены методы и приемы, направленные на активизацию мыслительной деятельности и развитие речи детей. Эти методы сочетают в себе образное и логическое начала, а их адекватность возрастным особенностям младших школьников была подтверждена результатами эксперимента.
Основные цели методического подхода были успешно достигнуты. Дети проявили повышенный интерес к анализу литературных персонажей, улучшили навыки самостоятельного мышления и выражения своих впечатлений. Методы словесного рисования, анализа отрывков и иллюстраций оказались эффективными инструментами для достижения поставленных целей.
Рекомендации по дальнейшей работе включают систематическое усовершенствование методов, учет обратной связи от учащихся и интеграцию результатов в широкий контекст образовательной программы. Такой подход будет способствовать разностороннему развитию школьников, подготавливая их к более глубокому восприятию художественных произведений и формированию критического мышления.



1. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. – М., 1986. – С.154, 155.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. – С. 78-129.
3. Бочаров С. Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. – М., 1962. – С. 320.
4. Брехт Б. Театр: В 5 т. – М., 1965. Т. 5. Ч. 2. – С. 213.
5. Вайнштейн О. Леопарды в храме. Деконструктивизм и культурная традиция // Вопр. лит. 1989. – № 12. – С. 193.
6. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1988. – 528 с.
7. Викторова О.И. Образ персонажа в литературе для детей дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 2015.
8. Винокур Г. О. Биография и культура. – М., 1927. – С.13;
9. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. – Л., 1971. – С. 3-134; 127-171.
10. Гафитулин, М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми./ М.С. Гафитулин – Фрунзе: Педагогика 1990 – 160 с.
11. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева / М.М.Гиршман. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 20-21.
12. Гинзбург Л. О литературном герое. – Л., 1979. – С. 89-90.
13. Звездинка Е.И. Литературное обучение начальных классов. Москва: Дрофа, 2018.
14. Иванова Е.Д. Образ литературного героя в процессе составления характеристики персонажа учениками младшего школьного возраста. Методы и приёмы // Евразийский научный журнал. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-literaturnogo-geroya-v-protsesse-sostavleniya-harakteristiki-personazha-uchenikami-mladshego-shkolnogo-vozrasta-metody-i-priyomy (дата обращения: 09.02.2024).
15. Культова Е.В. Литературное чтение в начальных классах. Москва: Просвещение, 2014.
16. Лившиц, Л.Я. Труд писателя / Л.Я. Лившиц // Вопросы литературы. – 1963 – №8. – C. 216-219
17. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.:Просвещение, 2016, 224 с.
18. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы [Текст] / Никифорова О.И. – М.: Книга, 2002. – 206 с.
19. Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением/ Ю. А. Озеров. – М.: Высш.школа, 1990.
20. Ромашина Н.А. Литература для детей 6–7 лет. Москва: Просвещение, 2011.
21. Савушкина В.В. Анализ персонажа в литературе для детей. Москва: Просвещение, 2017.
22. Саррот Н. Эра подозрения // Человек читающий. – М., 1983. – С. 189, 190.
23. Сухомлинская В.А. Похожи на персонажей. Москва: Просвещение, 2005.
24. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д.Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.
25. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения: Вопросы типологии / В.И.Тюпа. – Красноярск: Изд-во КГУ, 1987. – С. 22.
26. Франк С. Л. О задачах познания Пушкина // Пушкин в русской философской критике / сост. Р. А. Гальцева. – М., 1990. – С. 433.
27. Хорькова М. В. Своеобразие сказок Бориса Шергина // Филология и человек. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-skazok-borisa-shergina (дата обращения: 08.02.2024).
28. Шергин Б.В. Жизнь живая: [Из дневников разных лет]. – М., 1992.
29. Шемятова И.Б. Активность в чтении как условие эффективности формирования образной деятельности первоклассников. Москва: Просвещение, 2013.
30. Школьное учебное чтение. Часть 1. 2 класс. Москва: Мнемозина, 2019.
31. Шульман Ю.М. Борис Шергин : Запечатленная душа : (очерк жизни и творчества Бориса Шергина). – М., 2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ