Формирование у младшего школьника умения анализировать образ-персонаж в произведениях Б.В.Шергина (Теория и методика обучения и воспитания, Северный (Арктический) федеральный университет)
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования умения анализировать образ персонажа 6
1.1. Понятие образа персонажа в литературе 6
1.2. Значение анализа образа персонажа в литературном образовании 10
1.3. Методы и приемы работы с литературными текстами у младших школьников 13
2. Особенности произведений Б.В. Шергина и их значение для формирования умения анализировать образ персонажа 23
2.1. Изучение творчества Б.В. Шергина в младшей школе 23
2.2. Особенности образов персонажей в произведении Б.В. Шергина «Миша Ласкин» 24
3. Разработка конспекта урока по формированию умения анализировать образ персонажа в произведениях Б.В. Шергина у младших школьников 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33
1. Теоретические аспекты формирования умения анализировать образ персонажа 6
1.1. Понятие образа персонажа в литературе 6
1.2. Значение анализа образа персонажа в литературном образовании 10
1.3. Методы и приемы работы с литературными текстами у младших школьников 13
2. Особенности произведений Б.В. Шергина и их значение для формирования умения анализировать образ персонажа 23
2.1. Изучение творчества Б.В. Шергина в младшей школе 23
2.2. Особенности образов персонажей в произведении Б.В. Шергина «Миша Ласкин» 24
3. Разработка конспекта урока по формированию умения анализировать образ персонажа в произведениях Б.В. Шергина у младших школьников 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Литература всегда играла важную роль в формировании личности человека. Она помогает развивать воображение, эмоциональную сферу и способность к анализу. Особенно важно формирование этих навыков в раннем возрасте, когда дети только начинают свое путешествие в мир литературы. Один из авторов, чьи произведения особенно привлекают внимание младших школьников, - Борис Васильевич Шергин. Его книги могут помочь в развитии у детей умения анализировать образы и персонажей.
Произведения Б.В. Шергина являются настоящим сокровищем для младших школьников. Их интерес привлекает красочное описание природы, остроумные диалоги и интересные повороты сюжета. Однако, для того чтобы полностью насладиться чтением и полноценно понять смысл произведения, необходимо научиться анализировать образы и персонажей, которых встречают герои в своих приключениях.
Анализ образа или персонажа в произведении подразумевает исследование его характеристик, поступков и мотивов, которые определяют его поведение в сюжете. Это помогает читателю глубже понять авторскую цель и тематику произведения, а также лучше узнать самих героев.
Произведения Б.В. Шергина содержат множество интересных образов и персонажей, которые могут стать отличной практикой для развития навыков анализа у младших школьников. Например, в книге "Старик Хоттабыч" главный герой - волшебник Хоттабыч - является ярким и неподражаемым персонажем. Разбирая его поступки и поведение, дети смогут лучше понять, каким нужно быть, чтобы достигнуть желаемого, и научатся анализировать мотивы героев.
Актуальность формирования у младшего школьника умения анализировать образы и персонажей в произведениях Б.В. Шергина неоспорима. Эти навыки помогут им стать активными, критически мыслящими читателями, способными уловить глубину сообщений и идеи произведений. Они разовьют у детей критическое мышление, аналитические способности и воображение.
Таким образом, формирование у младшего школьника умения анализировать образы и персонажей в произведениях Б.В. Шергина является актуальной задачей, она поможет детям развить критическое мышление, эмоциональную сферу и способность к анализу. Литературные произведения этого автора представляют отличную платформу для такого развития, поскольку они содержат интересные образы и персонажей, которые привлекают внимание детей и вызывают их интерес к чтению.
Объект курсовой работы – процесс формирования у младших школьников читательских умений.
Предмет курсовой работы – формирование у младших школьников умения целостно воспринимать образ-персонаж в произведении Б.В. Шергина.
Цель курсовой работы – разработка и реализация методического подхода к формированию у младших школьников умения анализировать образы персонажей в произведениях Б.В. Шергина.
Исходя из актуальности курсовой работы и поставленной цели решению подлежат такие задачи:
1. Изучить теоретические и методические аспекты формирования у мл. шк. читательского умения целостно воспринимать и анализировать образ персонаж в эпическом произведении (по М.П. Воюшиной).
2. Изучить методические приемы, способствующие формированию читательского умения целостно воспринимать образ в произведениях Б.В. Шергина (по М.П. Воюшиной).
3. Изучить выбранные произведения Б.В. Шергина, выделяя основные характеристики персонажей.
4. Подобрать методические приемы, способствующие формированию умения младших школьников целостно воспринимать образ в рассказе «Миша Ласкин» Б.В. Шергина и разработать, провести урок.
Гипотеза исследования – формирование читательского умения целостно воспринимать образ в произведении Б.В. Шергина «Миша Ласкин» будет успешным, если использовать такие методические приемы как создание портрета.
Методы: метод литературного анализа для изучения произведений Б.В.Шергина, выделение характеристик персонажей и особенностей стиля автора; обзор методических приемов обучения литературному анализу, выбор наиболее подходящих для работы с младшими школьниками; проведение опытно – экспериментальной работы по формированию (уроков) читательского умения младших школьников целостно воспринимать образв эпическом произведении.
Методологической основой для исследования послужили труды из области теории и методики обучения литературе, включая исследования о методах анализа литературных произведений у детей младшего школьного возраста таких авторов как: Е.Д. Иванова, Е.В. Культова, Н.А. Ромашина, В.В. Савушкина и др.
Теоретическая значимость заключается в том, что работа предоставляет методические подходы и стратегии для эффективного обучения младших школьников анализу образов-персонажей в литературных произведениях.
Практическая значимость заключается в том, что она предоставляет конкретные методики и практические рекомендации для преподавателей литературы, направленные на эффективное внедрение изучаемых аспектов в учебный процесс.
Структура работы. Курсовая работа выполнена на 32 страницах текста и включает введение с обоснованием актуальности и построенным методологическим аппаратом, а также, три последовательные главы, заключение и список литературы из 23 наименований.
Произведения Б.В. Шергина являются настоящим сокровищем для младших школьников. Их интерес привлекает красочное описание природы, остроумные диалоги и интересные повороты сюжета. Однако, для того чтобы полностью насладиться чтением и полноценно понять смысл произведения, необходимо научиться анализировать образы и персонажей, которых встречают герои в своих приключениях.
Анализ образа или персонажа в произведении подразумевает исследование его характеристик, поступков и мотивов, которые определяют его поведение в сюжете. Это помогает читателю глубже понять авторскую цель и тематику произведения, а также лучше узнать самих героев.
Произведения Б.В. Шергина содержат множество интересных образов и персонажей, которые могут стать отличной практикой для развития навыков анализа у младших школьников. Например, в книге "Старик Хоттабыч" главный герой - волшебник Хоттабыч - является ярким и неподражаемым персонажем. Разбирая его поступки и поведение, дети смогут лучше понять, каким нужно быть, чтобы достигнуть желаемого, и научатся анализировать мотивы героев.
Актуальность формирования у младшего школьника умения анализировать образы и персонажей в произведениях Б.В. Шергина неоспорима. Эти навыки помогут им стать активными, критически мыслящими читателями, способными уловить глубину сообщений и идеи произведений. Они разовьют у детей критическое мышление, аналитические способности и воображение.
Таким образом, формирование у младшего школьника умения анализировать образы и персонажей в произведениях Б.В. Шергина является актуальной задачей, она поможет детям развить критическое мышление, эмоциональную сферу и способность к анализу. Литературные произведения этого автора представляют отличную платформу для такого развития, поскольку они содержат интересные образы и персонажей, которые привлекают внимание детей и вызывают их интерес к чтению.
Объект курсовой работы – процесс формирования у младших школьников читательских умений.
Предмет курсовой работы – формирование у младших школьников умения целостно воспринимать образ-персонаж в произведении Б.В. Шергина.
Цель курсовой работы – разработка и реализация методического подхода к формированию у младших школьников умения анализировать образы персонажей в произведениях Б.В. Шергина.
Исходя из актуальности курсовой работы и поставленной цели решению подлежат такие задачи:
1. Изучить теоретические и методические аспекты формирования у мл. шк. читательского умения целостно воспринимать и анализировать образ персонаж в эпическом произведении (по М.П. Воюшиной).
2. Изучить методические приемы, способствующие формированию читательского умения целостно воспринимать образ в произведениях Б.В. Шергина (по М.П. Воюшиной).
3. Изучить выбранные произведения Б.В. Шергина, выделяя основные характеристики персонажей.
4. Подобрать методические приемы, способствующие формированию умения младших школьников целостно воспринимать образ в рассказе «Миша Ласкин» Б.В. Шергина и разработать, провести урок.
Гипотеза исследования – формирование читательского умения целостно воспринимать образ в произведении Б.В. Шергина «Миша Ласкин» будет успешным, если использовать такие методические приемы как создание портрета.
Методы: метод литературного анализа для изучения произведений Б.В.Шергина, выделение характеристик персонажей и особенностей стиля автора; обзор методических приемов обучения литературному анализу, выбор наиболее подходящих для работы с младшими школьниками; проведение опытно – экспериментальной работы по формированию (уроков) читательского умения младших школьников целостно воспринимать образв эпическом произведении.
Методологической основой для исследования послужили труды из области теории и методики обучения литературе, включая исследования о методах анализа литературных произведений у детей младшего школьного возраста таких авторов как: Е.Д. Иванова, Е.В. Культова, Н.А. Ромашина, В.В. Савушкина и др.
Теоретическая значимость заключается в том, что работа предоставляет методические подходы и стратегии для эффективного обучения младших школьников анализу образов-персонажей в литературных произведениях.
Практическая значимость заключается в том, что она предоставляет конкретные методики и практические рекомендации для преподавателей литературы, направленные на эффективное внедрение изучаемых аспектов в учебный процесс.
Структура работы. Курсовая работа выполнена на 32 страницах текста и включает введение с обоснованием актуальности и построенным методологическим аппаратом, а также, три последовательные главы, заключение и список литературы из 23 наименований.
В ходе исследования были рассмотрены основные подходы к анализу литературных произведений, изучены теоретические аспекты формирования умения анализировать образы персонажей, а также выбран методологический подход, учитывающий возрастные особенности младших школьников.
На примере произведений Б.В. Шергина были выделены основные характеристики персонажей, а также проанализированы особенности изображения образов и персонажей в контексте литературного стиля автора.
Разработанная методика по формированию умения анализировать образ персонажа в произведениях Б.В. Шергина оказалась эффективным инструментом для развития литературных навыков у младших школьников. В процессе разработки эффективных уроков были использованы различные приемы, направленные на систематическое восприятие и анализ рассказа «Миша Ласкин».
Введение в жанр рассказа и общее знакомство с произведением создали основу для дальнейшего погружения в его структуру и содержание. Анализ структуры рассказа способствовал более глубокому пониманию композиционных элементов произведения, что сделало процесс анализа более системным и целостным.
Особое внимание уделено анализу персонажей, что позволило учащимся выявить мотивацию, черты характера и взаимоотношения между ними. Этот этап способствовал развитию критического мышления и пониманию роли персонажей в развитии сюжета.
Анализ стилевых особенностей и сравнение с другими произведениями Б.В. Шергина расширили кругозор учащихся, обогатив их литературный опыт. Обсуждение произведения на заключительном этапе позволило систематизировать полученные знания и высказать собственные впечатления.
В ходе исследования также были успешно разработаны и внедрены методы и приемы, направленные на активизацию мыслительной деятельности и развитие речи детей. Эти методы сочетают в себе образное и логическое начала, а их адекватность возрастным особенностям младших школьников была подтверждена результатами эксперимента.
Основные цели методического подхода были успешно достигнуты. Дети проявили повышенный интерес к анализу литературных персонажей, улучшили навыки самостоятельного мышления и выражения своих впечатлений. Методы словесного рисования, анализа отрывков и иллюстраций оказались эффективными инструментами для достижения поставленных целей.
Рекомендации по дальнейшей работе включают систематическое усовершенствование методов, учет обратной связи от учащихся и интеграцию результатов в широкий контекст образовательной программы. Такой подход будет способствовать разностороннему развитию школьников, подготавливая их к более глубокому восприятию художественных произведений и формированию критического мышления.
На примере произведений Б.В. Шергина были выделены основные характеристики персонажей, а также проанализированы особенности изображения образов и персонажей в контексте литературного стиля автора.
Разработанная методика по формированию умения анализировать образ персонажа в произведениях Б.В. Шергина оказалась эффективным инструментом для развития литературных навыков у младших школьников. В процессе разработки эффективных уроков были использованы различные приемы, направленные на систематическое восприятие и анализ рассказа «Миша Ласкин».
Введение в жанр рассказа и общее знакомство с произведением создали основу для дальнейшего погружения в его структуру и содержание. Анализ структуры рассказа способствовал более глубокому пониманию композиционных элементов произведения, что сделало процесс анализа более системным и целостным.
Особое внимание уделено анализу персонажей, что позволило учащимся выявить мотивацию, черты характера и взаимоотношения между ними. Этот этап способствовал развитию критического мышления и пониманию роли персонажей в развитии сюжета.
Анализ стилевых особенностей и сравнение с другими произведениями Б.В. Шергина расширили кругозор учащихся, обогатив их литературный опыт. Обсуждение произведения на заключительном этапе позволило систематизировать полученные знания и высказать собственные впечатления.
В ходе исследования также были успешно разработаны и внедрены методы и приемы, направленные на активизацию мыслительной деятельности и развитие речи детей. Эти методы сочетают в себе образное и логическое начала, а их адекватность возрастным особенностям младших школьников была подтверждена результатами эксперимента.
Основные цели методического подхода были успешно достигнуты. Дети проявили повышенный интерес к анализу литературных персонажей, улучшили навыки самостоятельного мышления и выражения своих впечатлений. Методы словесного рисования, анализа отрывков и иллюстраций оказались эффективными инструментами для достижения поставленных целей.
Рекомендации по дальнейшей работе включают систематическое усовершенствование методов, учет обратной связи от учащихся и интеграцию результатов в широкий контекст образовательной программы. Такой подход будет способствовать разностороннему развитию школьников, подготавливая их к более глубокому восприятию художественных произведений и формированию критического мышления.



