Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовой анализ охраны и защиты права на товарный знак 7
1.1 Историко-правовой анализ охраны и защиты права на товарный
знак 7
1.2 Понятие и виды товарных знаков 12
1.3 Понятие охраны и защиты прав на товарный знак. Условия
возникновения права на охрану и защиту товарного знака 19
Глава 2 Правовые аспекты охраны и защиты права на товарный знак в условиях современных реалий санкционного давления на Российскую
Федерацию 19
2.1 Особенности охраны права на товарный знак 27
2.2 Способы и порядок защиты права на товарный знак 38
Глава 3 Перспективы и тенденции развития законодательства о товарных знаках для охраны и защиты права на товарный знак в современных реалиях санкционного давления на Российскую Федерацию 50
3.1 Практика защиты прав на товарный знак в условиях санкционного
давления на Российскую Федерацию 50
3.2 Основные направления совершенствования защиты прав на товарный знак в условиях санкционного давления на Российскую
Федерацию 58
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 65
Актуальность исследования. Охрана интеллектуальной собственности является одним из крупнейших достижений цивилизации и культуры человечества, вытекающая из принципа защиты естественных прав человека и имеющая публично-правовой аспект. Исследование правовой охраны и защиты непосредственно товарных знаков также является одной из значимых проблем для общества и государства как в научно-правовом, так и в практическом аспектах в современных условиях санкционного давления на Российскую Федерацию.
Правовой анализ охраны и защиты прав на товарные знаки имеет особое значение в условиях интенсивно меняющегося законодательства. Данная тенденция обусловлена ростом количества лиц, обладающих исключительным правом на товарные знаки, развитием торговли и переходом предпринимателей и коммерческих организаций в сеть Интернет, увеличением рекламы товаров и услуг также в сети Интернет. Возникает проблема экстерриториальной защиты прав на товарный знак, правовая охрана которого ограничена территориальными пределами его национальной границы.
Кроме того, использование товарных знаков в сети Интернет способствует возникновению новых способов нарушений, среди которых их незаконное использование в доменном имени. При этом, несмотря на то, что отечественной практикой выработаны позиции относительно соотношения прав на товарный знак и прав на доменное имя, следует признать, что не на все вопросы найдены ответы, что снижает эффективность защиты товарных знаков от неправомерного использования их в составе доменного имени. Так, трудности возникают при установлении правонарушителя, что обусловлено отсутствием законодательно установленных требований к объему информации о лице, на имя которого зарегистрирован домен. Кроме того, отсутствует возможность оперативной блокировки доменного имени неправомерно использующего товарный знак.
В научно-теоретическом аспекте возникает вопрос о понятии «товарный знак», которое в различных национальных доктринах имеет как общие, так и отличительные интерпретации. Данная ситуация является причиной различного уровня правовой охраны товарных знаков в отдельных национальных правовых системах.
Одной из актуальных проблем является субъектный состав обладателей исключительного права на товарный знак. Так, дискуссионным является вопрос об ограничении публичных образований являться обладателями права на товарный знак. Неоднозначно оценивается учеными и расширение круга правообладателей товарных знаков с 29 июня 2023 года [121]
В современных условиях международной напряженности и санкционного давления на Российскую Федерацию особую актуальность приобретает проблема исчерпания исключительного права на товарный знак, а именно, легализация параллельного импорта, которая имеет не только положительные, но и отрицательные моменты.
К положительным последствиям параллельного импорта, безусловно, относится увеличение продавцов на товарном рынке, что увеличивает конкуренцию и как следствие приводит к снижению уровня цен. Следствием параллельного импорта является также отсутствие предпосылок для злоупотребления единственным правообладателем своим положением на товарном рынке.
В тоже время, параллельный импорт, увеличивая долю импорта на внутреннем рынке, вызывает риск развития «контрафактных» товаров, что отрицательно отражается на правах потребителей и их защите.
До недавнего времени в Российской Федерации параллельный импорт не был разрешен. Однако в современных санкционных условиях данный запрет мог привести к ограничению конкуренции, увеличению сроков поставки, сужению ассортимента, созданию рынка устаревших моделей. Поэтому, Правительством РФ в 2022 году [59] был официально разрешен параллельный импорт, который фактически нарушает исключительные права правообладателей, которые не давали соответствующего разрешения...
В заключительной части исследования необходимо подвести итоги, сделать выводы и предложения.
Во-первых, историю становления и развития института товарных знаков следует рассматривать в международно-правовом аспекте, исследуя нормы не только национального (отечественного и зарубежного) законодательства, но и международного права. Современная концепция товарных знаков (trademarks) имеет сравнительно недавнюю историю, начало которой отсчитывают с момента принятия в 1875 году английского Закона о регистрации товарных знаков. Наряду с национальным законодательством развивались и нормы международного права в части регулирования товарных знаков. Обусловлено это было необходимостью гармонизации в использовании и охраны товарных знаков, которые в разных правопорядках имели отличительные подходы и критерии охраноспособности, что могло повлечь нарушение интересов правообладателей товарных знаков.
Во-вторых, по своей правовой природе товарные знаки признаются средствами индивидуализации и приравниваются к охраняемым объектам интеллектуальной собственности. Индивидуализируются товары, работы и услуги посредством обозначения, которое должно быть функционально независимым и условным, т.е. отвлеченным по отношению к обозначаемым им товарам, работам или услугам. Товарные знаки выполняют индивидуализирующую, рекламную, гарантийную и коммуникативную функции. Кроме того, товарный знак указывает на источник происхождения товара. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительные, объемными, комбинированными, световыми, звуковыми, голографическими, осязательными, обонятельными, вкусовыми, общеизвестными и коллективными и др.
В-третьих, под охраной товарного знака следует понимать действия производителей товаров, направленные на его охрану по отношению к неопределенному кругу лиц. Под защитой прав на товарный знак понимают действия производителей товаров в рамках административного, гражданского и уголовного судопроизводства по отношении к лицам, нарушившим их исключительные права на товарный знак. Законодатель не определяет момент возникновения права на охрану и защиту товарных знаков. Но можно предположить, что исключительное право возникает с момента регистрации товарного знака. При этом оно действует ретроспективно, то есть распространяет свое действие на период с даты подачи заявки на госрегистрацию товарного знака, а если он регистрируется по выделенной заявке - с даты подачи первоначальной заявки. Когда право на товарный знак отчуждается по договору, такое отчуждение нужно зарегистрировать, поскольку сам товарный знак подлежит регистрации. Следовательно, исключительное право переходит к приобретателю в момент регистрации перехода исключительного права.
В-четвертых, рассмотрены особенности правовой охраны общеизвестных и коллективных товарных знаков. При рассмотрении правовой охраны общеизвестных товарных знаков обращено внимание на то, что в Приказе Минэкономразвития России от 27.08.2015 г. № 602 в подп. 3 п. 17 приведен открытый список сведений, которые могут свидетельствовать об общеизвестности товарного знака. Поэтому, кроме перечисленных в подп. 3 п. 17 Приказа Минэкономразвития России от 27.08.2015 г. № 602 критериев, практика устанавливает и другие критерии. Универсальные критерии для признания товарного знака общеизвестным устанавливаются и международными законотворческими органами и законодательством зарубежных стран. Однако нормы национального законодательства разных стран не единообразны в перечне критериев общеизвестности товарного знака, что затрудняет их правовую охрану на международном уровне. При этом, следует признать, что правовая охрана общеизвестного товарного знака не ограничивается только его регистрацией. Поэтому в унифицированном перечне нуждаются критерии общеизвестности товарного знака, который должен иметь приоритет для всех стран...
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
2. Белобородов М.В., Гряськин Д.И. Понятие и правовая природа товарного знака в современном гражданском праве // Закон и право. 2021. № 4. С. 34 - 36.
3. Белых В.С., Панова А.С. Параллельный импорт как экономико-правовая категория // Юрист. 2023. № 3. . 34 - 40.
4. Васильева Е.Н. Компенсация за нарушение исключительного права на интеллектуальную собственность // Труды Института государства и права РАН. 2015. № 6. С. 101 - 124.
5. Гаврилов Э.П. Комментарий к гл. 69, 70, 71, 76 ч. 4 ГК РФ. М., 2008. 270 с.
6. Геец К.В. Обратный захват доменного имени в российской и зарубежной практике // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2022. № 4. С. 96 - 119.
7. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М.: Волтерс Клувер, 2006. 420 с.
8. Городов О.А. Право промышленной собственности. М.: Статут, 2011. 610 с.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // СЗ РФ. 2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5496.
11. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева: В 3 т. М., 2010. Т. 3. 790 с.
12. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2008. Т. 1. 890 с.
13. Гришаев С.П. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2022.
14. Гришаев С.П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2015.
15. Давыдов Р.Н. Эволюция экономической природы товарного знака // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 3. С. 185-190....128