Аннотация
Введение 5
Глава 1 Общая характеристика понятия «иностранный агент» 8
1.1 Понятие иностранных агентов 8
1.2 Правовой статус иностранных агентов 19
Глава 2 Особенности получения статуса иностранного агента, ответственность иностранного агента 26
2.1 Получение статуса иностранного агента, внесение в реестр иностранных
агентов 26
2.2 Ответственность иностранных агентов 36
Глава 3 Проблемы правового статуса иностранного агента в РФ 45
3.1 Основные проблемы признания лица «иностранным агентом» и пути
совершенствования правовых норм 45
3.2 Зарубежный опыт правового регулирования статуса «иностранный
агент» 53
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 66
Исследование на тему «Статус «иностранный агент»: понятие, особенности получения, ограничения» является актуальным по нескольким причинам.
Во-первых, статус «иностранный агент» является весьма спорным и вызывает много дискуссий в обществе. Это связано с тем, что данный статус может быть присвоен как организациям, так и отдельным гражданам, что может привести к ограничению их прав и свобод.
Во-вторых, получение статуса «иностранный агент» имеет свои особенности и нюансы.
В-третьих, статус «иностранный агент» накладывает на организации и граждан ряд ограничений, которые также нуждаются в изучении. Например, организации, получившие данный статус, обязаны сообщать о своей деятельности и финансовых потоках, что может привести к ограничению их свободы и конфиденциальности.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» был принят в 2012 году и вступил в силу в ноябре того же года. Он предусматривает обязательную регистрацию некоммерческих организаций, которые получают финансовую поддержку от иностранных государств или организаций и осуществляют политическую деятельность в России, как «иностранных агентов».
Цель закона заключается в том, чтобы обеспечить прозрачность и контроль за деятельностью таких организаций. Однако, этот закон вызвал много критики за то, что он может быть использован для политических целей и ограничения права на свободу выражения мнения.
Таким образом, исследование на тему «Статус «иностранный агент»: понятие, особенности получения, ограничения» является важным и актуальным в современном обществе, так как позволяет более глубоко понять данный статус и его значение.
На сегодняшний день в реестре иногентов содержится 571 позиция, в том числе и людей ранее исключенных из реестра иностранных агентов. В реестре можно найти ФИО, дату рождения, ОГРН, ИНН, регистрационный номер, СНИЛС, адрес, информационный ресурс, основание включения в реестр.
Помимо тех, кому просто запрещен въезд в РФ в 2023 году, среди знаменитостей появились иноагенты-артисты. Среди известных людей, признанный иногентами можно назвать следующих: Рамазанова Земфира - известная певица, Прусикин Илья - певец, Моргенштерн Алишер - рэп- исполнитель, бизнесмен, Пивоваров Алексей - журналист, блогер, в прошлом телеведущий, создатель канала «Редакция», Марат Гельман - галерист, публицист, блогер в статусе СМИ, Евгений Понасенков - видеоблогер, историк, публицист, Дмитрий Гудков - оппозиционный политик, сын экс¬депутата Госдумы РФ Геннадия Гудкова, Юрий Дудь - видеоблогер, в прошлом спортивный журналист, Сергей Ёлкин - художник-карикатурист, Александр Невзоров -экс-журналист, блогер, Олег Кашин - политический обозреватель, журналист, блогер, Евгений Чичваркин - бизнесмен, экс¬владелец салонов «Евросеть», Михаил Ходорковский - бизнесмен, политик, Гарри Каспаров - знаменитый шахматист, политический деятель , Екатерина Гордеева - журналист, блогер, интервьюер и другие.
Целью работы является всесторонний анализ правового регулирования статуса «иностранный агент»: понятие, особенности получения, ограничения.
Данная цель определяет постановку следующих задач:
- рассмотреть понятие иностранных агентов;
- охарактеризовать правовой статус иностранных агентов;
- проанализировать процедуру получения статуса иностранного агента, внесение в реестр иностранных агентов;
- исследовать ответственность иностранных агентов;
- обозначить основные проблемы признания лица «иностранным агентом» и пути совершенствования правовых норм;
- изучить зарубежный опыт правового регулирования статуса «иностранный агент»...
Термин «иностранный агент» обычно используется для обозначения физических или юридических лиц, которые занимаются политической деятельностью в интересах иностранного государства. Это может включать в себя финансирование и организацию мероприятий, распространение информации и лоббирование интересов иностранного государства.
Иностранных агентов не следует путать с лицами, аффилированными с иностранными агентами. Реестр, который ведет Минюст, содержит информацию о людях, которые связаны с иностранными агентами. К таким людям относятся те, кто работал или работает в органах юридического лица - иноагента, а также учредители, члены, участники, руководители или работники таких органов. Кроме того, в реестре будут перечислены люди, которые работали или работают в органах незарегистрированного общественного объединения-иностранного агента, а также учредители, члены, участники и руководители таких органов.
Некоторые страны вводят ограничения на деятельность иностранных агентов, включая ограничения на финансирование иностранными государствами политических партий, СМИ и некоммерческих организаций. Цель таких ограничений заключается в том, чтобы предотвратить негативное влияние иностранных государств на внутренние дела страны и защитить ее национальные интересы.
Закон FARA в США был принят для регулирования деятельности иностранных агентов, в том числе для борьбы с лоббированием иностранных политических интересов. Документ был принят в 1938 году и с тех пор был изменен несколько раз. Согласно закону FARA, лица, представляющие интересы зарубежных правительств, партий, организаций, компаний или частных лиц, обязаны зарегистрироваться в качестве иностранных агентов в Министерстве юстиции США. Это относится к таким сферам, как политическая деятельность, информационные услуги, политическое консультирование, сбор или распределение финансовых средств, представление интересов иностранного заказчика перед любыми ведомствами, госслужащими США или членами Конгресса. Закон FARA считается одним из самых разработанных законодательств в этой сфере.
По аналогии с США в законодательство России в 2012 году было введено понятие «иностранный агент» в отношении НКО, занимающихся в РФ политической деятельностью и финансируемых из иностранных источников. Соответствующий законопроект - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» - был разработан группой депутатов во главе с Ириной Яровой (фракция «Единая Россия», впоследствии состав инициаторов неоднократно расширялся). 20 июля 2012 года федеральный закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным.
В документе было прописано, что российская НКО получает финансирование или имущество от других государств, международных или зарубежных организаций, иностранных граждан и в то же время занимается политической деятельностью на территории РФ, представляя зарубежные интересы, то она признается иностранным агентом. Однако, закон не запрещает работу таких НКО, но требует от них регистрации в специальном реестре, который ведет Министерство юстиции РФ. Для того чтобы оставаться в реестре, такие НКО должны предоставлять сведения о составе руководства, расходовании средств и проходить аудиторскую проверку. Минюст также имеет право проводить внеплановые проверки таких организаций и принудительно регистрировать их.
В 2015 году был принят закон, который устанавливает порядок исключения некоммерческих организаций из реестра "иностранных агентов". Согласно этому закону, НКО может быть исключена из реестра, если она не получала финансирование из зарубежных источников более года, а также если она не занималась политической деятельностью в течение трех лет.
Закон о СМИ-иноагентах в России был принят в 2017 году, вскоре после того, как Минюст США потребовал от RT America - филиала российской телекомпании - зарегистрироваться в качестве иностранного агента на территории Соединенных Штатов. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, принятие закона стало «зеркальной реакцией» на действия американской стороны.
29 сентября 2017 года в Госдуму РФ был внесен законопроект, касавшийся изменений статьи 15.3 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В изначальном варианте он предполагал только досудебную блокировку сайтов запрещенных в РФ организаций.....
1. Агамалян Е. А. Предложения Петербургского парламента по корректировке законодательства о СМИ-иноагентах в сборнике: Реклама, PR и медиа: современное состояние и перспективы развития. Сборник статей международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. с. 7-14.
2. Артамонов А.Н. Выявление иностранных агентов как функция по защите национального суверенитета // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7. С. 47 - 50.
3. Бадзгарадзе Т. А, Тюнин В. И. Уголовно -правовая и криминалистическая ха рактеристика 1 создания некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан //Криминалистъ . 2021. №о 2 (35). С. 7 -14.
4. Белоусов, А. И. Нормативное регулирование деятельности лиц,
находящихся под иностранным влиянием / А. И. Белоусов // Актуальные проблемы развития российского законодательства и практика его применения : Сборник научных статей по результатам Всероссийской научно¬
практической конференции с международным участием, Ижевск, 15-16 ноября 2022 года. - Ижевск: Ижевский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 2022. - С. 106-110.
5. Белоусов, А. И. Законодательные новеллы в сфере административного контроля за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием / А. И. Белоусов // Правовая система и вызовы современности : Материалы XIX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Уфа, 30 ноября - 02 2022 года / Отв. редактор Н.С. Латыпова. - Уфа: Научно-исследовательский институт проблем правового государства, 2022. - С. 369-372.
6. Боброва О. В., Подберёзкин А. И., Подберёзкина О. А. Специфика НКО и правовые основы их деятельности // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2021. № 8 (379). С. 17-49.
7. Галагуз, И. В. Влияние законодательства об иностранных агентах
на статус правозащитных организаций / И. В. Галагуз // Проблемы обеспечения национальной безопасности в постковидный конституционный цикл: материалы международной научно-практической конференции,
Иркутск, 15 апреля 2022 года / Байкальский государственный университет. - Иркутск: Байкальский государственный университет, 2022. - С. 27-34
8. Грибанкова, Н. А. Статус иноагента: современные проблемы толкования / Н. А. Грибанкова // Новый юридический вестник. - 2023. - № 1(40). - С. 12-16.
9. Гультяев С.В. Административная ответственность за нарушение
законодательства о СМИ / С.В. Гультяев // Актуальные вопросы юридических наук: Материалы V Международной научной конференции (г. Краснодар, 20 - 23 июня 2019 г.): Сборник научных статей / Редактор И.Г. Ахметов.
Краснодар: Новация, 2019. С. 7 - 9.
10. Дегтярева А. А. К вопросу о правовом регулировании политической деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 2. С. 180-189.
11. Дегтярева А.А. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, в системе некоммерческих организаций: административно-правовой аспект // Административное право и процесс. - 2020. - № 10. - С. 62-66.
12. Дубинин, Д. С. статус иностранного агента / Д. С. Дубинин, Т. Г. Жукова // Актуальные проблемы правоприменения и управления на современном этапе развития общества : Сборник статей по материалам IV Национальной заочной научно-практической конференции, Ставрополь, 17 декабря 2021 года. - Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-информационный центр «Фабула», 2022. - С. 239-241
13. Ермакова, О. К. Контракты с иностранцами в эпоху Петра I: инновации или преемственность? / О. К. Ермакова // Петр Великий: исследования и открытия : к 350-летию со дня рождения : материалы Международной научной конференции, Москва, 17-19 мая 2022 года / Российское историческое общество, Институт российской истории РАН, Санкт-Петербургский институт истории РАН. - Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2022. - С. 204-212.
14. Захаров Д. С. Особенности деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2021. № 2 (34). С. 45 -47.
15. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 29.12.2022) «О средствах массовой информации»// «Российская газета», № 32, 08.02.1992...42