Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о собственном теле в онтогенезе (Новосибирский Государственный Технический Университет)

Работа №137478

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы39
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1.Подходы к решению проблемы отражения собственного тела 5
1.1.Развитие проблемы понимания собственного тела в научных исследованиях5
1.2.Телесность человека как научная категория 8
1.3.Выводы по главе 1 11
2. Особенности развития представлений о собственном теле в онтогенезе 12
2.1.Этапы формирования представлений о собственном теле 12
2.2.Факторы, оказывающие влияние на развитие представлений о собственном теле…………. 16
2.3.Влияние представлений о собственном теле на развитие личности 18
2.4.Выводы по главе 2 22
Заключение 25
Список использованных источников 27


Актуальность проблемы исследования. На современном этапе к особенностям общественного развития можно отнести тенденцию к преобразованию всех общественных сфер и структур человеческой жизнедеятельности, с их активной информатизацией. Соответственно характерным является выражение личности современного человека в рамках медианасыщенной среды. При этом любая система социального взаимодействия человека предполагает высокоинтенсивный информационный обмен. Следствием является формирование нового мировосприятия человека, ключевым компонентом которого является информационный. В ситуации преобладания и экспансии информационного компонента, осуществляется вытеснение привычных ранее для человека жизненных смыслов, с преобразованием ценностные установок личности и изменением целевых ориентиров жизнедеятельности.
Непрерывные трансформации окружающего человека информационного и социокультурного пространства, способствуют обострению проблемы поиска им своего Я, своей идентичности, в совокупности составляющих его своеобразную защитную реакцию на изменение условий и специфики жизнедеятельности человека в неопределенных условиях [4].
Важным элементом внутренней личностной структуры определяется телесность человека, тесно взаимосвязанная и оказывающая существенное влияние на определение и проявление его идентичности. Телесность представляет собой сложное образование, которое выходит за границы физического тела субъекта и обеспечивает его взаимосвязь с окружающим природным миром и социумом в целом [7].
Представления человека о своем теле и его отношение к нему, на современном этапе также меняются. Посредством медиапространства создаются предпосылки для формирования своеобразного культа человеческого тела и задаются специфические каноны его красоты. Расширяется сфера услуг в области формирования нового, соответствующего современным тенденциям тела, активно разрабатывается методическая и техническая база [16]. Вместе с тем в современных условиях игнорируется важность решения внутренних проблем личности, которые носят психологический характер и взаимосвязаны с телесным Я человека. Это способствует формированию своеобразной разделенности между личностью современного человека и его телом, с развитием внутреннего конфликта и снижением показателей здоровья [19]. Решение перечисленных проблем определяет необходимость формирования у человека понимания высокой значимости его тела в развитии компонентов внутренней структуры его личности. Это представляется возможным при развитии системы представлений человека об особенностях формирования его тела на разных этапах онтогенеза.
Объект исследования: представления о собственном теле.
Предмет исследования: формирование представлений о собственном теле в онтогенезе.
Цель: изучение особенностей формирования представлений о собственном теле в онтогенезе.
Задачи:
1. рассмотреть развитие проблемы понимания собственного тела в научных исследованиях;
2. проанализировать телесность человека как научную категорию;
3. охарактеризовать этапы формирования представлений о собственном теле;
4. определить факторы оказывающие влияние на развитие представлений о собственном тела;
5. раскрыть особенности влияния представлений о собственном теле на развитие личности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и проведение анализа научной и методической литературы по теме исследования, с синтезом полученной информации, систематизацией и обобщением материала по проблеме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассматривая подходы к решению проблемы отражения собственного тела можно выделить приоритетным решение проблемы понимания собственного тела в рамках культурно- исторического подхода, определяющего зависимость развития представлений человека о его теле от возрастных закономерностей, и непосредственную зависимость процесса развития тела человека от специфики его социального и культурного развития.
Телесность человека ‒ результат сложного процесса, включающего онтогенетическое и личностное развитие. Структура телесности включает как внутренние, так и внешние компоненты. Посредством телесности выражаются индивидуально-психологические особенности личности, социальный, культурный и смысловой компоненты, которые в совокупности составляют структуру человеческого существа. Пересечение социальных и культурных аспектов телесности человека осуществляется на уровне семиотики человеческого тела.
Формирование представлений о собственном теле ‒ сложный процесс, который включен в структуру онтогенетического развития человеческой личности. На формирование представлений о теле, оказывают влияние психологические закономерности определяющие особенности развития и функционирования человека. То есть, по сути, формирование представлений индивида о собственном теле представляет собой этап становления личностной самоидентичности. Формирование представлений о собственном теле осуществляется на протяжении всей жизни человека, с коррекцией, дополнением и трансформацией под влиянием возрастных и социальных особенностей развития личности.
На формирование представлений о собственном теле оказывают влияние семья и система взаимоотношений между родителями и детьми; социальная среда детского развития и СМИ. Воздействие факторов не является изолированным, так как все они тесно связаны между собой и включены в структуру социокультурного контекста развития человека, которым они по сути обусловлены.
Процесс формирования представлений о собственном теле обладает выраженным гетерохронным характером. Так, в ходе личностного развития интенсивность связи между возрастными особенностями и степенью сформированности у индивида телесного образа его Я снижается, а интенсивность воздействия на формирование представлений семьи, окружения, СМИ и социальной среды ‒ увеличивается.
В качестве критериев, характеризующих уровень сформированности представлений о собственном теле, можно определить следующие:
1. дифференцированность представлений о теле и их когнитивная сложность;
2. количественные характеристики отраженных в представлениях осознанных индивидом телесных характеристик;
3. определение в представлениях его телесных границ;
4. особенности принятия индивидом своего тела в целом, с трансляцией степени удовлетворенности его отдельными параметрами;
5. проявление индивидом осознанности и заботы о своем теле, со способностью к сознательному контролю и управлению на интуитивном уровне своим внутренним состоянием и функциями своего тела, проявлением чувствительности к потребностям тела, направленностью на развитие комплекса телесных возможностей.
Представления о собственном теле оказывают влияние на самооценку личности, поведенческие паттерны, определяют особенности социальной перцепции личности и социальной адаптации человека. В процессе возрастного развития осознание человеком собственного тела совершенствуется, и повышается адекватность его отношения к телу.



1. Агарева М.В. Образ телесного "Я" детей как фактор их самопознания. / М.В. Агарева// Альманах современной науки и образования. ‒ 2008. ‒ № 10-2. ‒ С.9-12.
2. Аслямова А.Г. К проблеме исследования образа тела. / А.Г. Аслямова// В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. / Сборник статей по материалам CCCX международной научно-практической конференции. Москва, 2023. ‒ С.100-103.
3. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Мельникова Д.В., Лаврешкин Н.В., Будыкин С.В. Тело: с позиции теории социальных представлений. / И.Б. Бовина, Н.В. Дворянчиков, Д.В. Мельникова, Н.В. Лаврешкин, С.В. Будыкин // Психология и право. ‒ 2023. ‒ Том 13. ‒ № 1. ‒ С. 191-206.
4. Богданова В.О. Телесность в цифровую эпоху. / В.О. Богданова// В сборнике: Возможности и угрозы цифрового общества. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Соколова, А.А. Фролова. Ярославль, 2021. ‒ С.42-45.
5. Боулби Дж Создание и разрушение эмоциональных связей. / пер. с англ. В.В. Старовойтова, ‒ М.: Изд-во Канон Плюс, 2019. — 272 с.
6. Бызова В.М. Психология телесности: личностный подход. / В.М. Бызова ‒ СПб.: Скифия-принт, 2020. ‒ 102 с.
7. Габбасова Э.Р., Киреева Д.С., Дереча Г.И., Балашова С.В. Психология телесности и телесно-ориентированная психотерапия. / Э.Р. Габбасова, Д.С. Киреева, Г.И. Дереча, С.В. Балашова, ‒ Оренбург: ОГМУ, 2019. ‒ 195с.
8. Гребнев И.В. Концепт взаимосвязи духовности и телесности в философии и культуре: дис… канд. философск. наук: 09.00.11 / И.В. Гребнев; Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. ‒ Чебоксары, 2009. ‒ 169с.
9. Дзялошинский И.М. Телесная идентичность в системе самосознания индивида. / И.М. Дзялошинский// Corpus Mundi. ‒ 2020. ‒ Т. 1. ‒ № 1 (1). ‒ С.36-58.
10. Захарова М.Л. Психология телесности. / М.Л. Захарова. ‒ СПб.: СПбГПМУ, 2020. ‒ 76с.
11. Иванова Д.Н. Телесность как аспект формирования идентичности. / Д.Н. Иванова// В сборнике: Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. ‒ 2019. ‒ С.822-827.
12. Кадыралиев Н.М., Агеева И.А., Чымырбаева А.М., Булатаева И.Х. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и отношения подростков к образу тела. / Н.М. Кадыралиев, И.А. Агеева, А.М. Чымырбаева, И.Х. Булатаева// Теоретическая и экспериментальная психология. ‒ 2016. ‒ №3. ‒ С.6-16
13. Калякина Д.О. Проблема человеческого тела в философии. / Д.О. Калякина // Синергия Наук. ‒ 2019. ‒ № 33. ‒ С.606-613.
14. Каминская Н.А., Айламазян А.М. Исследования образа физического "Я" в различных психологических школах. / Н.А. Каминская, А.М. Айламазян//Национальный психологический журнал. ‒ 2015. ‒ № 3 (19). ‒ С.45-55.
15. Карасева, А.В. Теоретические аспекты изучения представлений личности о своем теле. / А.В. Карасева // Актуальные вопросы педагогики и психологии. ‒ 2017. ‒ № 3. ‒ С.125–127.
16. Кашунина А.В. Культура тела как психолого-педагогическое образование. / А.В. Кашунина// Colloquium-Journal. ‒ 2020. ‒ № 2-6 (54). ‒ С.40-41.
17. Майорова О.А. Онтология телесности в когнитивном аспекте. / О.А. Майорова// Когнитивные исследования языка. ‒ 2020. ‒ № 3 (42). ‒ С.70-74.
18. Малер Маргарет С., Пайн Фред, Бергман Анни Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. / Пер. с англ. ‒ М.: Когито-Центр, 2021. ‒ 413 с.
19. Молоканов А.А. Телесность как категория философской антропологии. / А.А. Молоканов// Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. ‒ 2022. ‒ № 4. ‒ С.58-64.
20. Молоканов А.А., Пономарев П.А. Человеческая телесность как социокультурный феномен. / А.А. Молоканов, П.А. Пономарев// Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. ‒ 2023. ‒ Т.16. ‒ №1. ‒ С.243-250.
21. Морозова И.С., Белогай К.Н. Проблематика образа тела в контексте психологии развития. / И.С. Морозова, К.Н. Белогай//Общество: социология, психология, педагогика. ‒ 2017. ‒ № 8. ‒ С.43-46.
22. Нагорная Л.А. Введение в философию искалеченной телесности. / Л.А. Нагорная// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. ‒ 2021. ‒ Т.10. ‒ № 1A. ‒ С.115-131.
23. Немцева А.В. Границы телесности: понятие и значение. / А.В. Немцева// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. ‒ 2021. ‒ № 11. ‒ С.50-53.
24. Пирогова О.Д., Василенко В.Е. Удовлетворенность образом тела и межличностные отношения у старших подростков. [Электронный ресурс] /
О.Д. Пирогова, В.Е. Василенко// Мир науки. Педагогика и психология. ‒ 2022. ‒ Т. 10. ‒ № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-obrazom-tela-i-mezhlichnostnye-otnosheniya-u-starshih-podrostkov (Дата обращения: 08.01.2022).
25. Радыгина Ю.С. Проблема понимания телесности и образа тела в психологии. / Ю.С. Радыгина//Студенческий вестник. ‒ 2022. ‒ № 3-2 (195). ‒ С.28-29.
26. Сушкова Е.В. Становление понятия «образ тела» в психологической науке. / Е.В. Сушкова//История российской психологии в лицах. ‒ 2017. ‒№6 ‒ С.131-135.
27. Трушина Н.П. Представления о человеческом теле в XX - XXI вв.: анализ основных тенденций. / Н.П. Трушина//В сборнике: Медицина завтрашнего дня. /Материалы XVII межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 65-летию Читинской государственной медицинской академии: сборник научных трудов. ‒ Читинская государственная медицинская академия. 2018. ‒ С. 419-420.
28. Ушакова В.Р., Юртаева А.С. Образ тела как компонент "Я-концепции". / В.Р. Ушакова, А.С. Юртаева// Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. ‒ 2019. ‒ № 4 (18). ‒ С.33-38.
29. Чемеревская В.А. Особенности образа телесного "Я" у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. / В.А. Чемеревская// Вестник Вятского государственного университета. ‒ 2020. ‒ № 2 (136). ‒ С.150-162.
30. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. / Д. Шеффер. ‒ 6-е изд. СПб.: Питер, 2003. ‒ 976с.
31. Шукалова О.С. Онтогенетический аспект формирования телесного Я в структуре Я-концепции. / О.С. Шукалова// В сборнике: Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки. / Материалы 8 молодёжной международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. ‒ Научно-издательский центр «Открытие». 2015. ‒ С.152-156.
32. Юртаева А.С. Образ тела как компонент "Я-концепции". / А.С. Юртаева // Форум молодых ученых. ‒ 2019. ‒ №6 (34). ‒ С.1423-1425
33. Babich, Olha. (2023). "Everyday Body" Model of Physicality in Theoretical and Practical Heritage of Merce Cunningham. [Electronic resource] / O. Babich // National academy of managerial staff of culture and arts herald. ‒ Access mode: https://www.researchgate.net/publication/376745557_Everyday_Body_Model_of_Physicality_in_Theoretical_and_Practical_Heritage_of_Merce_Cunningham (Date of application: 08.01.2022).
34. Bell Martha. (2016). Knowing "what my body can do”: Physical moments in the social production of physicality. [Electronic resource] / M. Bell// Waikato Journal of Education. ‒ 2016. ‒ Vol. 10 (10). https://www.researchgate.net/publication/312655483_Knowing_what_my_body_can_do_Physical_moments_in_the_social_production_of_physicality (Date of application: 08.01.2022).
35. Rodrigues Batista. Beauty standards: beauty patterns. [Electronic resource] / B. Rodrigues// Journal of Textile Engineering & Fashion Technology. ‒ 2023. ‒ Vol. 1. (06). ‒ P. 79-90.
36. Stanford J.N., McCabe M.P. Sociocultural influences on adolescent boys' body image and body change strategies. / J.N. Stanford, M.P. McCabe // Body Image, 2005. ‒ Vol. 2. ‒ Р.105-113.
37. Tiggemann, M. Body image across the adult life span: stability and change / M. Tiggemann // Body Image. 2004. ‒ Vol. 1. ‒ P. 2941-2947.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ