Возможности применения тактической вентиляции при борьбе с задымлением в подземных транспортных коммуникациях
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты применения тактической вентиляции при борьбе с
задымлением 9
1.1 Основы вентиляции, ее назначение и значимость в процессе
дымоудаления. Типы вентиляционных систем 9
1.2 Сущность тактической вентиляции, ее цели и роль в борьбе с
задымлением. Оборудование, использующееся в тактической вентиляции 18
1.3 Особенности тактической вентиляции, способы, правила и
проблемы ее проведения 26
2 Практика применения тактической вентиляции при борьбе с задымлением в
подземных транспортных коммуникациях 34
2.1 Особенности пожаров и задымлений в подземных транспортных
коммуникациях 34
2.2 Стандарт действий по тактической вентиляции в подземных
транспортных коммуникациях 41
2.3 Основные проблемы, связанные с дымоудалением в подземных
транспортных коммуникациях 50
3 Совершенствование механизмов применения тактической вентиляции при борьбе с задымлением в подземных транспортных коммуникациях 57
3.1 Направления и инструменты адаптации существующих методов
применения тактической вентиляции для борьбы с задымлением в подземных транспортных коммуникациях 57
3.2 Прогноз применения и оценка эффективности мероприятий 65
Заключение 72
Список используемой литературы 75
Приложение А 82
1 Теоретические аспекты применения тактической вентиляции при борьбе с
задымлением 9
1.1 Основы вентиляции, ее назначение и значимость в процессе
дымоудаления. Типы вентиляционных систем 9
1.2 Сущность тактической вентиляции, ее цели и роль в борьбе с
задымлением. Оборудование, использующееся в тактической вентиляции 18
1.3 Особенности тактической вентиляции, способы, правила и
проблемы ее проведения 26
2 Практика применения тактической вентиляции при борьбе с задымлением в
подземных транспортных коммуникациях 34
2.1 Особенности пожаров и задымлений в подземных транспортных
коммуникациях 34
2.2 Стандарт действий по тактической вентиляции в подземных
транспортных коммуникациях 41
2.3 Основные проблемы, связанные с дымоудалением в подземных
транспортных коммуникациях 50
3 Совершенствование механизмов применения тактической вентиляции при борьбе с задымлением в подземных транспортных коммуникациях 57
3.1 Направления и инструменты адаптации существующих методов
применения тактической вентиляции для борьбы с задымлением в подземных транспортных коммуникациях 57
3.2 Прогноз применения и оценка эффективности мероприятий 65
Заключение 72
Список используемой литературы 75
Приложение А 82
Вопросы жизнеобеспечения и безопасности человека, находящегося в подземных сооружениях, всегда имели первостепенное значение в вопросах обслуживания данных объектов. В особенности это касается подземных сооружений транспортного назначения, а именно метрополитена, автотранспортных и железнодорожных тоннелей, а также подземных автостоянок, где предусмотрено пребывание людей. Замкнутость подземного пространства определяет такие факторы риска, как эмиссия вредных веществ при работе двигателей и возможность задымления токсичными продуктами сгорания при возникновении пожара.
Штатная система вентиляции, проектируемая для поддержания нормального микроклимата в подземных транспортных системах, не рассчитана на работу при наступлении чрезвычайной ситуации. Кроме этого, перевод системы вентиляции в аварийный режим во многом зависит от человеческого фактора и обстановки, сложившейся на пожаре, поэтому создание автономной системы вентилирования является весьма важным вопросом для исследования в рамках повышения эффективности устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
Соответственно, необходимость применения альтернативных методов вентиляции при борьбе с задымлением определяют актуальность настоящего диссертационного исследования. Особого внимания заслуживает совершенствование направлений использования тактической вентиляции, а также определение инструментов адаптации существующих методов ее применения для борьбы с задымлением в подземных транспортных коммуникациях.
Несмотря на то, что большая часть специализированной литературы по вопросам пожаротушения и дымоудаления была издана еще в ХХ веке, она до сих пор актуально. Однако, особенности современных пожаров, в частности повышенная токсичность продуктов горения, побуждает 3
специалистов исследовать вопросы более эффективных методик пожаротушения и дымоудаления. Одной из них является тактическая вентиляция.
Фундаментально процессы пожарной безопасности и реализации необходимых мер по устранению негативного влияния опасных факторов всесторонне изучены в научных работах следующих авторов: Земский Г.Т. [10], Зычков Э.А. [11], Пучков В.А. [32], Теребнев В.В. [46] и другие. Вопросам тактической вентиляции уделено внимание преимущественно специалистами-практиками, например, Большаковым Д. [3], Гордиенко Д.М. [7], Серегиным М.В. [38-40] и др., а также учеными ВНИИПО МЧС России.
Нормативная база, касающаяся сферы пожарной безопасности, пожаротушения и дымоудаления, является обширной. Регулярно обновляются Приказы МЧС и формируются методические рекомендации по данным вопросам. Периодически пересматриваются Своды правил, касающиеся осуществления вентиляции воздуха, в т.ч. и в подземных тоннелях, метрополитене.
В целом, несмотря на процессы развития и внедрения различных инструментов и техник в практике борьбы с пожарами и задымлением, вопросы применения тактической вентиляции все еще находятся на стадии изучения. Их можно охарактеризовать как недостаточно исследованные, что и предопределило выбор темы настоящей диссертации, а также ее объект, предмет, цель и задачи.
Объект исследования: совокупность процессов применения
тактической вентиляции в целях дымоудаления.
Предмет исследования: методика применения тактической вентиляции в подземных транспортных коммуникациях c целью борьбы с задымлением.
Цель исследования: адаптация существующих методов использования тактической вентиляции в целях дымоудаления в подземных транспортных коммуникациях.
...
Штатная система вентиляции, проектируемая для поддержания нормального микроклимата в подземных транспортных системах, не рассчитана на работу при наступлении чрезвычайной ситуации. Кроме этого, перевод системы вентиляции в аварийный режим во многом зависит от человеческого фактора и обстановки, сложившейся на пожаре, поэтому создание автономной системы вентилирования является весьма важным вопросом для исследования в рамках повышения эффективности устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
Соответственно, необходимость применения альтернативных методов вентиляции при борьбе с задымлением определяют актуальность настоящего диссертационного исследования. Особого внимания заслуживает совершенствование направлений использования тактической вентиляции, а также определение инструментов адаптации существующих методов ее применения для борьбы с задымлением в подземных транспортных коммуникациях.
Несмотря на то, что большая часть специализированной литературы по вопросам пожаротушения и дымоудаления была издана еще в ХХ веке, она до сих пор актуально. Однако, особенности современных пожаров, в частности повышенная токсичность продуктов горения, побуждает 3
специалистов исследовать вопросы более эффективных методик пожаротушения и дымоудаления. Одной из них является тактическая вентиляция.
Фундаментально процессы пожарной безопасности и реализации необходимых мер по устранению негативного влияния опасных факторов всесторонне изучены в научных работах следующих авторов: Земский Г.Т. [10], Зычков Э.А. [11], Пучков В.А. [32], Теребнев В.В. [46] и другие. Вопросам тактической вентиляции уделено внимание преимущественно специалистами-практиками, например, Большаковым Д. [3], Гордиенко Д.М. [7], Серегиным М.В. [38-40] и др., а также учеными ВНИИПО МЧС России.
Нормативная база, касающаяся сферы пожарной безопасности, пожаротушения и дымоудаления, является обширной. Регулярно обновляются Приказы МЧС и формируются методические рекомендации по данным вопросам. Периодически пересматриваются Своды правил, касающиеся осуществления вентиляции воздуха, в т.ч. и в подземных тоннелях, метрополитене.
В целом, несмотря на процессы развития и внедрения различных инструментов и техник в практике борьбы с пожарами и задымлением, вопросы применения тактической вентиляции все еще находятся на стадии изучения. Их можно охарактеризовать как недостаточно исследованные, что и предопределило выбор темы настоящей диссертации, а также ее объект, предмет, цель и задачи.
Объект исследования: совокупность процессов применения
тактической вентиляции в целях дымоудаления.
Предмет исследования: методика применения тактической вентиляции в подземных транспортных коммуникациях c целью борьбы с задымлением.
Цель исследования: адаптация существующих методов использования тактической вентиляции в целях дымоудаления в подземных транспортных коммуникациях.
...
По результатам проведенного исследования сформулируем основные выводы.
1. В специализированной литературе под вентиляцией, основным назначением которой является обеспечение оптимального микроклимата для жизнедеятельности человека и работы технологического оборудования, понимается обмен воздуха в помещениях для удаления избытка теплоты, влаги и вредных веществ.
Существует большое количество различных типов вентиляционных систем, которые принято классифицировать по нескольким основным признакам. Тип вентиляционной системы выбирается исходя из особенностей расположения и внутренней структуры вентилируемого объекта, а также задач, выполняемых самим объектом.
2. Поскольку при возникновении пожара, т.е. неконтролируемого горения вне специального очага, выделяется большое количество вредных веществ, задачи дымоудаления в ходе пожаротушения являются весьма актуальными. Одним из эффективных способов для их решения является применение тактической вентиляции.
Тактическая вентиляция - активно развивающаяся технология, однако в России применяется довольно мало. Тактическая вентиляция реализуется посредством использования специального оборудования (как правило, передвижными вентиляторами) или параллельно со стационарными системами дымоудаления. Важнейшими целями применения тактической вентиляции являются:
- управление воздухообменом на пожаре;
- снижение вероятности воздействия опасных факторов на здоровье людей, что выражается в обеспечении притока свежего воздуха для дыхания.
3. Все подземные сооружения относятся к объектам повышенной опасности. Возникновение пожаров в подземных коммуникациях является менее частым явлением по сравнению с наземными сооружениями, однако за счет специфики условий они имеют большую степень опасности и сложнее в процессе ликвидации из-за темноты, суженности проходов, удалении тоннелей от выходов и других причин.
4. Учитывая особую важность обеспечения притока свежего воздуха при пожаре в подземные транспортные коммуникации во избежание гибели большого количества людей, в настоящей работе исследованы особенности вентиляции в указанных условиях. Она позволяет значительно повысить эффективность тактических действий пожарно-спасательных подразделений при тушении пожаров в непригодной для дыхания среде.
Безусловно, в ряде случаев тактическая вентиляция является оптимальным способом замены отравленной среды, особенно, если подразделение ГДЗС обеспечено в достаточной мере специальным оборудованием (автомобилями дымоудаления, инструментами для перекрытие путевых тоннелей и др.). В то же время, отмечается, что ее применение не всегда эффективно, что в большей степени обусловлено значительными временными затратами на проведение работ и отсутствием достаточного опыта у членов личного состава.
5. Среди ключевых трудностей и проблем, связанных с дымоудалением в подземных транспортных сооружениях, автором выделяются:
- проблемы со связью;
- высокая смертность личного состава при проведении операций;
- отсутствие ясности в нормативно-правовом регулировании вопросов обеспечения безопасности сотрудников ГДЗС;
- длительность и специфика подготовки оборудования к работе;
- немалое число ограничений использования оборудования.
6. Для решения проблем, связанных с «зашумлением» связи, автор предлагает использование одного из двух вариантов:
- применение командой отдельного канала связи;
- использование таких радиоканальных устройств, которые
осуществляют автоматический контроль работоспособности
радиоканала, и имеют возможность автоматического перехода на резервный канал связи.
7. На основании анализа статистических данных МЧС России автором делается вывод о высокой смертности личного состава при проведении операций. Отравление продуктами горения и воздействие экстремальных температур являются одними из наиболее распространенных причин травмирования и гибели личного состава при пожаротушении. Около 10% случаев имеют смертельный исход.
8. Поскольку применение классических схем тактической вентиляции в подземных сооружениях осложнено особенностями их проектирования и длительностью проведения работ, автором предложен способ применения оборудования для тактической вентиляции в целях охлаждения личного состава при проведении операции по пожаротушению в подземных транспортных коммуникациях.
Также отмечается важность формирования особых команд, задействованных в пожаротушении и дымоудалении, которые будут сконцентрированы лишь на задаче спасения членов личного состава в рамках АРИСП. Это поможет сберечь здоровье сотрудников, задействованных на пожаротушении, и повысить уровень эффективности проведения операции.
9. На основании проведенной оценки социальной эффективности предложенных мер, доказывается, что указанные в работе мероприятия помогут сберечь здоровье сотрудников и сократить их гибель и уровень травматизма на 5,6%. Утверждение подтверждается расчетом коэффициента частоты травматизма и гибели и показателя травматизма и гибели на пожарах.
1. В специализированной литературе под вентиляцией, основным назначением которой является обеспечение оптимального микроклимата для жизнедеятельности человека и работы технологического оборудования, понимается обмен воздуха в помещениях для удаления избытка теплоты, влаги и вредных веществ.
Существует большое количество различных типов вентиляционных систем, которые принято классифицировать по нескольким основным признакам. Тип вентиляционной системы выбирается исходя из особенностей расположения и внутренней структуры вентилируемого объекта, а также задач, выполняемых самим объектом.
2. Поскольку при возникновении пожара, т.е. неконтролируемого горения вне специального очага, выделяется большое количество вредных веществ, задачи дымоудаления в ходе пожаротушения являются весьма актуальными. Одним из эффективных способов для их решения является применение тактической вентиляции.
Тактическая вентиляция - активно развивающаяся технология, однако в России применяется довольно мало. Тактическая вентиляция реализуется посредством использования специального оборудования (как правило, передвижными вентиляторами) или параллельно со стационарными системами дымоудаления. Важнейшими целями применения тактической вентиляции являются:
- управление воздухообменом на пожаре;
- снижение вероятности воздействия опасных факторов на здоровье людей, что выражается в обеспечении притока свежего воздуха для дыхания.
3. Все подземные сооружения относятся к объектам повышенной опасности. Возникновение пожаров в подземных коммуникациях является менее частым явлением по сравнению с наземными сооружениями, однако за счет специфики условий они имеют большую степень опасности и сложнее в процессе ликвидации из-за темноты, суженности проходов, удалении тоннелей от выходов и других причин.
4. Учитывая особую важность обеспечения притока свежего воздуха при пожаре в подземные транспортные коммуникации во избежание гибели большого количества людей, в настоящей работе исследованы особенности вентиляции в указанных условиях. Она позволяет значительно повысить эффективность тактических действий пожарно-спасательных подразделений при тушении пожаров в непригодной для дыхания среде.
Безусловно, в ряде случаев тактическая вентиляция является оптимальным способом замены отравленной среды, особенно, если подразделение ГДЗС обеспечено в достаточной мере специальным оборудованием (автомобилями дымоудаления, инструментами для перекрытие путевых тоннелей и др.). В то же время, отмечается, что ее применение не всегда эффективно, что в большей степени обусловлено значительными временными затратами на проведение работ и отсутствием достаточного опыта у членов личного состава.
5. Среди ключевых трудностей и проблем, связанных с дымоудалением в подземных транспортных сооружениях, автором выделяются:
- проблемы со связью;
- высокая смертность личного состава при проведении операций;
- отсутствие ясности в нормативно-правовом регулировании вопросов обеспечения безопасности сотрудников ГДЗС;
- длительность и специфика подготовки оборудования к работе;
- немалое число ограничений использования оборудования.
6. Для решения проблем, связанных с «зашумлением» связи, автор предлагает использование одного из двух вариантов:
- применение командой отдельного канала связи;
- использование таких радиоканальных устройств, которые
осуществляют автоматический контроль работоспособности
радиоканала, и имеют возможность автоматического перехода на резервный канал связи.
7. На основании анализа статистических данных МЧС России автором делается вывод о высокой смертности личного состава при проведении операций. Отравление продуктами горения и воздействие экстремальных температур являются одними из наиболее распространенных причин травмирования и гибели личного состава при пожаротушении. Около 10% случаев имеют смертельный исход.
8. Поскольку применение классических схем тактической вентиляции в подземных сооружениях осложнено особенностями их проектирования и длительностью проведения работ, автором предложен способ применения оборудования для тактической вентиляции в целях охлаждения личного состава при проведении операции по пожаротушению в подземных транспортных коммуникациях.
Также отмечается важность формирования особых команд, задействованных в пожаротушении и дымоудалении, которые будут сконцентрированы лишь на задаче спасения членов личного состава в рамках АРИСП. Это поможет сберечь здоровье сотрудников, задействованных на пожаротушении, и повысить уровень эффективности проведения операции.
9. На основании проведенной оценки социальной эффективности предложенных мер, доказывается, что указанные в работе мероприятия помогут сберечь здоровье сотрудников и сократить их гибель и уровень травматизма на 5,6%. Утверждение подтверждается расчетом коэффициента частоты травматизма и гибели и показателя травматизма и гибели на пожарах.





