Введение
Глава 1: Теоретико-методологические основы анализа корпоративной
социальной ответственности
1.1 Понятие корпоративной социальной ответственности и основные
теоретические подходы к ее анализу
1.2 Критический подход к концепции корпоративной социальной
ответственности.
1.3 Экономико-социологический подход к изучению корпоративной социальной ответственности: институциональный анализ
Глава 2: Корпоративная социальная ответственность в сфере fashion-ритейла. 41
29
1.1 Современная практика корпоративной социальной ответственности в сфере fashion-ритейла: особенности формирования, проблемы и тенденции. 42
1.2 Эмпирическое исследование корпоративной социальной ответственности
в сфере fashion-ритейла 55
Заключение
Литература и источники
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность темы. Экономический кризис формирует новые
представления о необходимости решения социальных проблем. Государство
оказывается не в состоянии быть единственным институтом, который
обеспечивает социальную стабильность в обществе. В данных условиях на
первый план выходит взаимодействие между государством, бизнесом и
обществом и установление эффективного социального диалога между этими
сторонами. Одним из инструментов такого взаимодействия является
корпоративная социальная ответственность.
Крупные западные корпорации начали внедрять в свою деятельность
принципы корпоративной социальной ответственности, начиная со второй
половины 20 века. К Глобальному Договору ООН, который является самой
крупной инициативой, призывающей бизнес принимать участие в достижении
глобальных целей устойчивого развития, на данный момент присоединились
более 9 500 компаний из 160 сфер производства 1 . Сегодня КСО является
необходимым элементом деятельности любой компании, которая хочет
успешно функционировать на международных рынках. Корпорации
воспринимаются обществом как социальные институты, которые не только
генерируют прибыль для своих акционеров, но и принимают участие в решении
социальных проблем общества, а именно: участвуют в улучшении качества
жизни населения в принимающем обществе, заботятся о решении и
предотвращении экологических проблем, уважают права сотрудников и
выделяют средства на их развитие и так далее.
Несмотря на все более широкое распространение подобных практик в
современных корпорациях некоторые исследователи говорят о кризисе
концепции социальной ответственности 2 . Проблемы системного характера
становятся очевидны особенно в условиях экономического кризиса, который
показывает истинное отношение компаний к социальным проблемам в
обществе. В существующих моделях корпоративная социальная
ответственность зачастую является периферийной, дополнительной и не
имеющей экономических целей 3 . КСО до сих пор остается прерогативой
крупных корпораций и в большей степени реализуется на уровне PRдепартаментов, нежели интегрируется во все бизнес-процессы.
Периферийность концепции для российского бизнеса подтверждается
сокращением расходов на социальные программы в условиях кризиса 4 .
Проблема дополнительной КСО проявляется в том, что компания,
соблюдающая стандарты социальной ответственности, не уменьшает и не
изменяет основной вред, которые наносится обществу ее деятельностью. Так
происходит с корпорациями в сфере fashion-ритейла. Fashion-ритейл
представляет собой российские и зарубежные компании, занимающиеся
розничной продажей сезонной брендовой одежды, обуви и аксессуаров. С
одной стороны, ведущие компании в данной сфере реализуют экологические и
социальные проекты в рамках своей деятельности в сфере КСО. Но в то же
время бизнес-модель строится на принципе «fast fashion» («быстрой моды»),
который предполагает постоянное обновление ассортимента, стимулирование
покупателя приобретать все больше товара, быструю смену модных образцов.
Суть данной модели противоречит основным принципам, которые заложены в
понятие корпоративной социальной ответственности и связанной с ним концепцией устойчивого развития.
С 90-х годов 20 века проблемы в сфере fashion-ритейла начали активно
обсуждаться в средствах массовой информации и литературе. В качестве
примера можно привести книгу канадской журналистки Наоми Кляйн «No logo:
люди против брендов» (1999), в которой автор критикует всемирно известные
бренды (в числе которых Nike и Gap) за многочисленные нарушения прав
человека на фабриках, расположенных в развивающихся странах. Еще одной
важной темой являются экологические последствия функционирования
индустрии моды. В настоящее время брендам приходится отвечать на вызовы
со стороны общества и учитывать в своей деятельности экологические и
социальные аспекты. Так, крупнейшие корпорации, производящие одежду,
H&M и Inditex сегодня производят коллекции из экологически чистых
материалов5, организовывают процесс сбора и переработки ненужной одежды6,
принимают участие в благотворительных проектах международных
организаций7. Тема этичного производства и потребления одежды становится
все более актуальной. Современный потребитель ориентируется не только на
внешние качества приобретаемого товара, но и на условия его создания и последствия для экологии.
Несмотря на усиливающееся общественное внимание к данной проблеме
вопрос социальной ответственности корпораций в сфере fashion-ритейла не
является полностью решенным. Различные заинтересованные стороны
(корпорации, общественные организации, потребители) вступают в диалог по
поводу того, какой должна быть этичная и социально-ответственная компания,
отстаивая свои интересы. Экономический кризис стимулирует потребителей
более осознанно подходить к процессу выбора и покупки одежды. Крупные
корпорации в условиях конкуренции ищут новые механизмы привлечения
потребителей, делая акцент на экологической и социальной ответственности.
Актуальным становится вопрос о том, как изменятся стратегии КСО
корпорации в новых условиях, какие новые эффективные модели будут
разработаны и внедрены в их деятельность.
При изучении данного феномена необходимо принимать во внимание
влияние институтов. Без институционального влияния (например,
некоммерческих организаций) корпорации, производящие одежду, скорее
всего, вели бы себя более безответственно8. Также необходимо рассматривать
деятельность корпораций комплексно. А именно, анализировать не только
позитивные социально-ответственные практики, но и действия организации,
которые противоречат основным понятиям о социально-ответственном бизнесе.
Таким образом, данная проблематика является актуальной для изучения в
рамках экономической социологии, как науки, одной из сфер изучения которой
являются социальные аспекты экономического развития общества.
Степень разработанности темы. Теоретические дискуссии о том, должен
ли бизнес быть социально-ответственным и в чем должна заключаться эта
ответственность, начались во второй половине 20 века. Американский
экономист М. Фридмен в статье «Социальная ответственность бизнеса -
увеличивать свою прибыль» (1970) высказал идею о том, что главной целью
любой корпорации является производство продукции и увеличение прибыли.
Менеджеры компаний не должны заниматься решением социальных проблем
общества, так как они не обладают достаточными для этого компетенциями и
не имеют права тратить деньги акционеров так, как им этого хочется.
Единственно допустимой формой реализации социальной ответственности М.
Фридмен считал благотворительность, так как пожертвования могут приносить
выгоду компании, например, через освобождение от части налоговых обязательств.
Другой взгляд на необходимость КСО высказали сторонники парадигмы
этической экономики и ученые, занимающиеся исследованиями этики бизнеса.
Роль бизнеса в современном обществе изменилась. Сегодня на него возлагается
не только ответственность за получение прибыли, не только экономическая
эффективность, но и социальная. «Бизнес – это часть общества, следовательно,
действия людей в бизнесе также подвержены правилам морального
регулирования, и нет оснований предполагать, что люди более аморальны в экономической жизни, чем в частной».
Весомый вклад в развитие концепции и формирование ее теоретических
рамок внес А. Керолл. Он представил социальную ответственность в качестве
пирамиды, состоящей из четырех уровней: экономический, правовой,
этический и филантропический10. Тесно связанная с концепцией КСО теория
заинтересованных сторон подробно изложена в работах американского
исследователя Р.Э. Фримена11. Данная теория в большей степени соотносится с
теорией и практикой менеджмента и стратегического управления, анализа
социальной ответственности на уровне конкретной корпорации. Концепция
духовного и социального сознания корпорации представлена в работе К.Е. Годпастера и Т.И. Холлорана.
Большой объем работ об эволюции концепции корпоративной социальной
ответственности и ее теоретических рамках принадлежит российскому
исследователю Ю.Е Благову, который также связывает концепцию с теорией и
практикой стратегического управления.
Экономико-социологический анализ КСО представлен в работах Дирка
Мэттена и Джереми Муна, Стэфани Хисс. Д. Мэттен и Дж. Мун в своих
работах анализируют две модели корпоративной социальной ответственности,
которые сложились в США и странах Европы. Различия в моделях
объясняются различиями в институциональных структурах, формирующих
национальные бизнес системы. Немецкая исследовательница С. Хисс
продолжает институциональный анализ двух моделей корпоративной
социальной ответственности на примере Германии 15 . Социальная
ответственность в данном случае является полем борьбы за свои интересы
между различными субъектами (бизнес, общество, некоммерческие
организации). Каждый субъект отстаивает свои интересы в определении того,
какое действие в данной сфере следует считать легитимным. Данный подход,
позволяющий провести комплексный анализ феномена корпоративной
социальной ответственности, практически не представлен в работах отечественных авторов.
Не смотря на внушительный объем работ, посвященных проблематике
КСО, как российских, так и зарубежных авторов, остается много актуальных
тем, которые не были широко представлены в литературе. Одной из таких тем
является экономико-социологический анализ КСО в сфере fashion-ритейла.
Цель работы: проанализировать корпоративную социальную
ответственность в сфере fashion-ритейла с точки зрения экономической социологии.
Задачи работы:
1. Рассмотреть классические теоретические подходы к корпоративной социальной ответственности.
2. Рассмотреть критические подходы к концепции корпоративной социальной ответственности.
3. Рассмотреть современные социологические подходы к анализу
корпоративной социальной ответственности, а именно: институциональный анализ.
4. Рассмотреть особенности формирования, противоречия, тенденции
развития корпоративной социальной ответственности в сфере fashion-ритейла.
15 Hiss S. From Implicit to Explicit Corporate Social Responsibility: Institutional Change as a Fight
for Myths // Business Ethics Quarterly. 2009. Vol. 19. N. 3. P. 433-451.9
5. Провести эмпирическое исследование корпоративной социальной
ответственности в сфере fashion-ритейла, а именно: исследование восприятия
постоянными потребителями социальной ответственности крупных корпораций в данной сфере.
Объект: корпоративная социальная ответственность.
Предмет: современные практики корпоративной социальной ответственности в сфере fashion-ритейла.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя
современные работы по исследованию корпоративной социальной
ответственности: критический подход к КСО (представленный в работах С.Б.
Банерджи), институциональный подход (П. ДиМаджио, У. Пауэлл, С. Хисс, Д.
Мэттен и Дж. Мун), положения теории заинтересованных сторон.
Эмпирической базой исследования послужили практики реализации
политики КСО крупными корпорациями в сфере fashion-ритейла,
представленные в социальных и экологических отчетах, новостных
публикациях на официальных сайтах, новостях в СМИ. Также эмпирической
базой исследования послужили результаты проведенных автором интервью и
опроса постоянных потребителей продукции крупных компаний в сфере fashion-ритейла.
Теоретическая значимость заключается в использовании критического
и институционального подхода к анализу КСО, редко представленного в
русскоязычной литературе, а также в расширении общей теоретико-методологической базы социологических исследований корпоративной социальной ответственности.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в
возможности использования выводов работы с целью повышения
эффективности существующих социально-ответственных проектов как
российскими, так и зарубежными компаниями в сфере fashion-ритейла на российском рынке.
Научная новизна работы заключается в сформированных по результатам
эмпирического исследования выводах о критичном отношении потребителей к реализациям политики КСО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенных
на параграфы, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений.
Цель работы заключалась в анализе корпоративной социальной
ответственности в сфере fashion-ритейла с точки зрения экономико-социологического подхода. Для достижения цели последовательно был выполнен ряд задач.
Во-первых, в работе были рассмотрены классические концепции
корпоративной социальной ответственности. За более чем пятидесятилетнюю
научную дискуссию о вопросах взаимодействия бизнеса и общества было
сформировано множество теоретических подходов к КСО. В связи с этим,
сформулировать единое определение понятия оказывается трудно. Но оно
однозначно затрагивает учет бизнесом социальных и экологических
последствий своей деятельности, принятие бизнесом на себя ряда социальных
обязательств, которые направлены на улучшение качества жизни в конкретном
обществе. Теория заинтересованных сторон позволила персонифицировать
ответственность бизнеса, выделив в качестве ключевых участников компании и
социальные группы и организации, влияющие или находящиеся под влиянием
деятельности компаний. Основные концепции КСО связаны, в первую очередь,
с теорией и практикой менеджмента и стратегического управления, в связи с
чем наблюдается необходимость социологического взгляда на деятельность
компаний, который включает в себя анализ влияющих на КСО институтов,
критический анализ недобросовестных практик, а также изучение
потребительский ориентаций в данной сфере.
Во-вторых, в качестве социологического подхода в работе был
представлен критический анализ корпоративной социальной ответственности,
представленный в работах С.Б. Банерджи, Г. Ханлона, П. Флеминга. Диалог
между заинтересованными сторонами в ходе формирования политики КСО
далеко не всегда является равным. Корпорации, аккумулируя в своих руках
мощные экономические ресурсы, могут оказывать давление на другие
заинтересованные стороны. В связи с этим, необходимо принимать во81
внимание доминирующий в современном обществе корпоративный дискурс и
критически анализировать взаимодействие между основными стейкхолдерами.
Участие корпорации в международных рейтингах по КСО и публикация
эффектных социальных отчетов часто не соотносится с их реальной
деятельностью и реальными последствиями, которые прикрываются КСО
проектами. КСО формируется на пересечении противоречивых интересов
различных акторов. Также постоянно трансформируются общественные
представления о данном явлении, появляются новые заинтересованные стороны
со своим видением того, какой должна быть современная КСО. И практики
реализации компаниями принципов социальной ответственности находятся под влиянием этих изменений.
В-третьих, в работе также был представлен институциональный анализ
корпоративной социальной ответственности. Институциональный анализ
рассматривает в качестве причины внедрения в деятельность компаний
принципов КСО необходимость достижения ими социальной легитимности, а
именно: соответствия деятельности корпораций ожиданиям общества. Этим
можно объяснить все более активное внедрение компаниями политики КСО в
свою деятельность при условии, что не всегда возможно измерить ее
экономическую эффективность. Также исследователи утверждают, что на
формирование модели КСО в том или ином секторе производства влияние
могут оказывать не только сами корпорации (хотя они, безусловно, являются
одними из ключевых игроков), но и другие акторы: государство,
некоммерческие организации. В результате этого взаимодействия формируется
такая модель, которую никто из участников не мог заранее предугадать или
предвидеть. В настоящее время в мире все более широкое распространение
получает модель явной и добровольной КСО, при которой корпорации
добровольно берут на себя часть социальных обязательств и открыто
реализуют подобные проекты. Однако распространение этой модели имеет как
национальную специфику, так и особенности, связанные с распределением82
власти между заинтересованными сторонами в различных секторах производства.
В-четвертых, в работе были рассмотрены особенности формирования,
проблемы и тенденции корпоративной социальной ответственности в сфере
fashion-ритейла. Становление КСО в сфере fashion-ритейла происходило в
результате увеличивающегося общественного беспокойства по поводу
экологических и социальных последствий функционирования индустрии. В
1990-2000-х годах широкой публичной критике подверглись многие крупные
бренды (Nike, Adidas, Gap) за нарушения условий труда на фабриках,
располагающихся в развивающихся странах, а также губительные последствия
для экологии. Нарастающее общественное беспокойство повлияло как на
производителей, которые стали активно внедрять в практику принципы КСО,
так и на потребителей, которые стали уделять более пристальное внимание
экологическим и социальным последствиям функционирования индустрии
«быстрой моды». Сегодня современные крупные западные бренды уделяют
большое внимание вопросам КСО. Среди основных тенденций в сфере fashionритейла можно выделить: реализация принципов устойчивого развития в
производстве и потреблении (например, внедрение экономики замкнутого
цикла); активное вовлечение потребителей в КСО проекты (проекты по
переработке ненужной одежды, выпуск коллекций из органических и
переработанных материалов); информационная открытость (публикация
информации о поставщиках, социальных отчетов). Но, не смотря на все более
широкое распространение подобных проектов, современный fashion-ритейл
основывается на концепции «быстрой моды», основными принципами которой
являются копирование дизайна у люксовых домов моды, высокая скорость
пошива и доставки вещей в магазины, остромодность. Данная модель
продолжает реализовываться за счет высоких социальных и экологических
издержек. Модель «быстрой моды» противоречит принципам социальной
ответственности, но продолжает использоваться в связи с неготовностью83
корпораций изменить приносящей им выгоду модели и уменьшить объемы производства.
Современные fashion-ритейлеры обращают все большее внимание на
реализацию политики КСО, так как им необходимо соответствовать ожиданиям
социальной среды, достигать легитимости за счет учета социальных и
экологических аспектов деятельности. Одним из механизмов достижения
легитимности является подражательный изоморфизм. В условиях
неопределенности среды, когда любая крупная корпорация может быть уличена
СМИ в каких-либо нарушениях, все крупные бренды в сфере fashion-ритейла
обращают особое внимание на социальные и экологические проблемы, чтобы
избежать критики. Одним из важных социальных институтов, влияющих на
КСО, сегодня являются современные СМИ, а также социальные сети,
мгновенно распространяющие информацию среди пользователей.
В-пятых, в работе представлены результаты эмпирического исследования
постоянных потребителей крупных брендов в сфере fashion-ритейла. Действия
крупных корпораций укоренены в поле, где взаимодействуют разные акторы с
противоположными ожиданиями. Одними из основных заинтересованных
сторон для корпораций в сфере fashion-ритейла являются потребители. В
результате эмпирического исследования потребителей крупных брендов в
сфере fashion-ритейла были сделаны следующие важные выводы:
Молодые постоянные потребители, в целом, информированы о
существующих КСО проектах компаний. Также им известны случаи
нарушения компаниями принципов КСО, в особенности нарушения прав
сотрудников на фабриках, располагающихся в развивающихся странах.
Основными источниками информации являются: информация, исходящая
непосредственно от самих корпораций; СМИ; социальные сети. Этот
факт подтверждает тезис о важности СМИ и социальных сетей в
реализации политики КСО компаний в модной индустрии.
Эффективность существующих проектов с точки зрения воздействия на
покупателей воспринимается потребителями неоднозначно. КСО84
проекты, с одной стороны, позволяют им почувствовать личную
удовлетворенность от возможности участия в решении глобальных
проблем. В то же время потребители признают, что масштабы таких
проектов недостаточны для реального изменения существующей
ситуации и решения актуальных социальных и экологических проблем.
Среди способов влияния потребителей на деятельность компаний в
области социальной ответственности были выделены: участие/неучастие
потребителей в уже реализуемых компаниями проектах; социальные
сети, с помощью которых потребитель может публично высказать свое
мнение о неэтичных практиках компаний; бойкотирование продукции.
Препятствием, которое ограничивает возможности влияния
потребителей, является отсутствие развитых институциональных
инициатив (сообществ потребителей и т.п.).
Потребители критично относятся к существующим проектам компаний,
отмечая, что главными мотивами корпораций при их реализации
являются: улучшение имиджа компании, расширение целевой аудитории
и другие маркетинговые инструменты. Недоверие к подобным проектам
также связывается с противоречием между ними и существующей
моделью «быстрой моды». Проекты воспринимаются как недостаточно
масштабные, недостаточно поддерживаемые самими компаниями, государством, потребителями.
Низкая заинтересованность российских потребителей в участии в
подобных проектах связывается с культурными и институциональными
особенностями, а именно: отсутствием в стране институциональных
инициатив сфере экологии, отсутствием культуры социально-ответственного потребления, а также низким уровнем благосостояния. Но также было отмечено, что озабоченность этими проблемами возрастает,
прежде всего, у молодого поколения.
Среди перспективных проектов были выделены: масштабное
распространение проектов по переработке ненужной одежды,
сопровождающиеся системой поощрения потребителей; активное медиа
сопровождение проектов посредством социальных сетей и лидеров
мнений. Просвещение потребителей по поводу социальных и
экологических последствий «быстрой моды» может также стать
эффективным стимулом для привлечения внимания постоянных
покупателей к КСО проектам. Также потребители ожидают от компаний
большего уровня прозрачности в уже существующих КСО проектах.
Таким образом, в процессе развития корпоративной социальной
ответственности в сфере fashion-ритейла наблюдается взаимовлияние
производителей и потребителей. Крупные компании, реализуя социальные и
экологические проекты, с одной стороны, воздействуют на потребителей,
привлекают их внимание к своему бренду и формируют лояльность. Но, с
другой стороны, потребители также оказывают влияние на то, какой будет КСО
компаний. С. Хисс отмечает, что легитимность является социальносконструированным понятием, определение того, какое действие является
легитимным в сфере, зависит от контекста. Хотя корпорации и являются
одними из наиболее влиятельных акторов, они все равно находятся под
воздействием социальной среды. Социальный запрос на более ответственных
подход к производству одежды исходит, в том числе, и от потребителей,
которых эти проблемы начинают беспокоить все больше. Пристальное
внимание со стороны медиа и публики в социальных сетях также оказывает
определенное давление и формирует соответствующий социальный запрос. То,
каким образом происходят эти процессы, сильно зависит от национального
контекста. В России потребители все еще мало задумываются о необходимости
выбора социально-ответственных производителей и более осознанном подходе
к приобретению одежды. Двигателями развития КСО в сфере fashion-ритейла в
нашей стране являются описанные в работе крупные компании, которые,
следуя своей международной стратегии в области КСО, реализуют подобные86
проекты и в нашей стране. Противоречие между социально-ответственной
деятельностью и принципом «быстрой моды» сохраняется сегодня,
существенно ослабляя существующие позитивные проекты компаний. Но,
несмотря на это, сегодняшний fashion-ритейл развивается в направлении КСО.
Можно предположить, что подобные проекты будут только масштабироваться
и становиться более популярными. Вероятно, в процессе взаимодействия всех
заинтересованных сторон удастся выстроить новую систему, которая бы в
большей мере соответствовала вызовам времени.
1. Абрамов Р.Н. Корпоративная социальная ответственность как пример
организационного изоморфизма в условиях глобализации // Журнал
исследований социальной политики. 2005. Т 3. № 3. С. 327-346.
2. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и
стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. №
2(3). С. 17-34.
3. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция
концепции СПб.: Санкт-Петербургский Государственный университет.
Высшая школа менеджмента, 2015. 272 с.
4. Благотворительный фонд. Gloria Jeans. URL: https://corp.gloriajeans.ru/company/charity/. (дата обращения: 25.04.2019)
5. Виноградов Д.А., Петров А.В. Социальная ответственность российского
бизнеса в период современного глобального экономического кризиса:
проблемы и тенденции // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 3. C. 64 –
67.
6. Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного
управления // ARSADMINISTRANDI (Искусство управления). 2011. № 4.
С. 45-55.
7. Глава H&M в России: “Наш рынок - уникальный, аналогов ему в мире
нет”. РБК. URL: https://style.rbc.ru/people/5bc6f8569a79473b65aa4726.
(дата обращения: 07.05.2019)
8. Годпастер К.Е., Холлоран Т.Е. Анатомия духовного и социального
сознания корпорации: кейс Medtronic, Inc // Российский журнал
менеджмента. 2006. Т.4. № 4. С. 99-118.
9. Гурова О.Ю. Fast Fashion: быстро сшить, быстро продать, быстро
выбросить. Концепция моды и потребление вещей в современном
российском обществе // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 5. C.
56-67.88
10.Димаджио П.Дж., Пауэлл У.В. Новый взгляд на «железную клетку»:
институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в
организационных полях // Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 1.
С. 34-56.
11.Добрые дела. Melon fashion group. URL:
https://www.melonfashion.ru/about/charity/. (дата обращения: 25.04.2019)
12.Как трагедия сподвигла фэшн-марки защищать права рабочих.
Wonderzine. URL:
https://www.wonderzine.com/wonderzine/style/style/194871-bangladesh.
(дата обращения: 25.04.2019)
13.Корпоративная социальная ответственность: необходимость, а не выбор.
Международное исследование бизнеса 2008. URL:
http://www.gtrus.com/doc/public/surveys/2008/gti_ibr2.
14.Кузина О., Чернышева М. Корпоративная благотворительность и
корпоративная филантропия: экономико-социологический анализ //
Вопросы экономики. 2016. № 3. С. 115-130.
15.О нас. 12Storeez. URL: https://12storeez.com/about/brend. (дата обращения:
25.04.2019)
16.От Instagram-аккаунта до 16 магазинов по России и выручки в миллиард
рублей: история модного бренда 12Storeez. Vc.ru. URL:
https://vc.ru/offline/60023-ot-instagram-akkaunta-do-16-magazinov-po-rossiii-vyruchki-v-milliard-rubley-istoriya-modnogo-brenda-12storeez. (дата
обращения: 25.04.2019)
17.Петров А.В. Глобализация экономики: социальные и политические
аспекты СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009.
198 c.
18.Петров А.В. О некоторых перспективных направлениях современной
экономической социологии // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 3. С.
63-66.89
19. Хасс Дж. Социологический неоинституционализм и анализ организаций
(предисловие к разделу) // Вестник Санкт-Петербургского университета.
2003. № 8. С. 112-125.
20.Экономическая социология: теория и история / Под ред. Ю. В. Веселова и
А. Л. Кашина. СПб.: Нестор-История, 2012. 768 с.
21.Burberry откажутся от пластика к 2025 году. Blueprint. URL:
https://theblueprint.ru/news/10489. (дата обращения: 25.04.2019)
22.H&M извинились за расистскую фотографию на сайте. Blueprint. URL:
https://theblueprint.ru/news/6197. (дата обращения: 28.03.2019)
23.Prada создадут совет по разнообразию после обвинений в расизме.
Blueprint. URL: https://theblueprint.ru/news/9639. (дата обращения:
25.04.2019)
24.Vagabond запустит программу по переработке обуви. Wonderzine. URL:
https://www.wonderzine.com/wonderzine/style/stylenews/241127-vagabondrecycle. (дата обращения: 25.04.2019)
25.About us. Inditex. URL: https://www.inditex.com/en/about-us/inditex-aroundthe-world#continent/264. (дата обращения: 25.04.2019)
26.Banerjee S.B. Corporate Social Responsibility: The Good, the Bad and the
Ugly // Critical Sociology. 2008. N. 34(1) P. 51-79.
27.Bowen H. Social responsibilities of the businessman. Harper & Row: N.Y.,
1953.
28.Campbell J.L. Institutional analysis and the paradox of corporate social
responsibility // American Behavioral Scientist. 2006. V. 49. N. 7. P. 925-938.
29.Carroll A. B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral
management of organizational stakeholders // Business Horizons. 1991. N.
34(4). P. 39-48.
30. Dahlsrud A. How Corporate Social Responsibility is Defined: an Analysis of
37 Definitions // Corporate Social Responsibility and Environmental
Management. 2008. N. 15. P. 1–13.90
31.Freeman R. E. Strategic management: a stakeholder approach. Marshfield:
Pitman Publishing, 1984.
32.Garriga E., Mele D. Corporate Social Responsibility Theories: Mapping the
Territory // Journal of Business Ethics. 2004. N. 53. P. 51-57.
33.Hanlon G., Fleming P. Updating the Critical Perspective on Corporate Social
Responsibility // Sociology Compass. 2009. N. 3/6. P. 937-948.
34.Hiss S. From Implicit to Explicit Corporate Social Responsibility: Institutional
Change as a Fight for Myths // Business Ethics Quarterly. 2009. Vol. 19. N. 3.
P. 433-451
35.Islam M.A., Deegan C. Media pressures and corporate disclosure of social
responsibility performance information: A study of two global clothing and
sports retail companies // Accounting and Business Research/ 2010. N. 40. P.
131-148.
36.Joergens C. Ethical fashion: myth or future trend? // Journal of Fashion
Marketing and Management: An International Journal. 2006. N. 3. Vol. 10. P.
360-371.
37.Join Life. Care for fiber, care for water, care for planet. URL:
https://www.zara.com/ru/ru/ustoychivoye-razvitiye-l1449.html. (дата
обращения: 25.02.2019)
38.Kuhn T.R., Deetz S. Critical Theory and Corporate Social Responsibility:
Can/Should We Get Beyond Cynical Reasoning? The Oxford Handbook of
Corporate Social Responsibility. Edited by Andrew Crane, Dirk Matten,
Abagail McWilliams, Jeremy Moon, and Donald S. Siege. 2008. URL:
https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199211593.0
01.0001/oxfordhb-9780199211593-e-008. (дата обращения: 07.05.2019)
39.Lim A., Tsutsui K. Globalization and commitment in corporate social
responsibility: cross-national analyses of institutional and political-economy
effects // American Sociological Review. 2012. N. 77 (1). P. 69-98.91
40.Matten D., Moon J. "Implicit" and "Explicit" CSR: A Conceptual Framework
for a Comparative Understanding of Corporate Social Responsibility // The
Academy of Management Review. 2008. Vol. 33. N. 2. P. 404-424.
41.Meet our head of sustainability. H&M group. URL:
https://about.hm.com/en/media/Our-stories/annagedda.html. (дата обращения:
25.04.2019)
42.Nielsen K.S., Gwozdz W. Field report. Consumer Survey URL:
http://mistrafuturefashion.com/wp-content/uploads/2017/06/Nielsen-andGwozdz-Field-report-Consumer-Survey.pdf. (дата обращения: 15.04.2019)
43.Our participants. The UN Global Compact URL:
https://www.unglobalcompact.org/what-is-gc/participants. (дата обращения:
25.02.2019)
44.Partnerships. Inditex URL: https://www.inditex.com/en/how-we-dobusiness/right-to-wear/partnerships. (дата обращения: 25.02.2019)
45.Pedersen E.R.G, Gwozdz W. From Resistance to Opportunity-Seeking:
Strategic Responses to Institutional Pressures for Corporate Social
Responsibility in the Nordic Fashion Industry // Journal of Business Ethics.
2014. N. 119. P. 245-264.
46.Pookulangara S., Shephard A. Slow fashion movement: Understanding
consumer perceptions - An exploratory study // Journal of Retailing and
Consumer Services. 2013. Vol. 20. N. 2. P. 200-206.
47.Recycle your clothes. H&M Group URL:
http://about.hm.com/en/sustainability/get-involved/recycle-your-clothes.html.
(дата обращения: 25.02.2019)
48.Sustainability report 2018. Highlights. H&M group. URL:
https://about.hm.com/content/dam/hmgroup/groupsite/documents/masterlangua
ge/CSR/reports/2018_Sustainability_report/Highlights_HM_group_Sustainabil
ityReport_2018.pdf. (дата обращения: 25.04.2019)92
49.Sustainable fashion. H&M group. URL:
https://about.hm.com/en/sustainability/sustainable-fashion.html. (дата
обращения: 25.04.2019)
50.Visser W. The age of responsibility: CSR 2.0 and the new DNA for business //
Journal of Business Systems, Governance and Ethics. 2011. N. 3. Vol. 5. P. 7-
22