Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Хронотоп в произведениях магического реализма

Работа №137430

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы магического реализма 9
1.1 Магический реализм как художественный метод 9
1.2 Магический реализм и неомифологизм 18
1.3 Значение хронотопа в произведениях магического реализма 24
Глава 2 Особенности хронотопа произведений магического реализма 32
2.1 Сборник Л. Белоиван «Южнорусское Овчарово» 32
2.2 Роман Д.М. Липскерова «Сорок лет Чанжоэ» 41
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 59
Приложение А Сценарий проведенного тематического внеклассного мероприятия по литературе 63

Магический реализм как художественный метод возник в XX веке и стал ярким явлением литературного процесса, повлияв на многих авторов. В сложное для всего мира время магический реализм стал одним из способов осмысления усложняющегося положения художника, сумев примирить различные стороны жизни. В современном литературоведении под магическим реализмом чаще всего понимается «особый тип художественного мышления, свойственный разнородным явлениям в литературе XX века, при котором писатель отрицает плодотворность рационалистического мышления в стремлении выразить и художественно осмыслить мифически-магическую модель мироведения и для которого характерно органичное использование элементов фантастики наряду с обязательным наличием черт легко опознаваемой исторической реальности». Поскольку произведения магического реализма отражают мировосприятие автора, при анализе необходимо учитывать множество аспектов, влияющих на это самое мировосприятие (исторический, культурологический, философский, психологический и другие). Одним из значимых элементов любого художественного произведения является хронотоп, который, приобретая символическое значение может вместить и отразить в себе все вышеперечисленные аспекты авторского миропонимания.
Степень научной разработанности темы исследования. Об истории магического реализма как художественного метода писали А.А. Гугнин , А.Ф. Кофман , УМ. Панеш , Е.М. Мелетинский.
Феномен магического реализма, его специфические характеристики и приемы были выявлены в работах К.Н. Кислицына , Е.Г. Масловой , И.Г. Зумбулидзе , Н.М. Шамсутдиновой .
Хронотоп в качестве компонента художественного произведения был изучен такими выдающимися учеными как М.М. Бахтин , Ю.М. Лотман , В.Н. Топоров , Г. Башляр, И. Регеци.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной степенью изученности магического реализма как художественного метода в отечественной литературе. Особый интерес изучения произведений Л. Белоиван и Д.М. Липскерова заключается в выявлении своеобразия произведений магического реализма вообще, а также отдельных способов и приемов для изображения художественной реальности посредством хронотопа, поскольку он представляется чрезвычайно емкой категорией любого литературного произведения.
Отдельные категории произведений магического реализма, в частности хронотоп, рассматриваются лишь как малая часть комплексного анализа, хотя являются смысловым ядром подобных произведений, поэтому изучение хронотопа в качестве главной структурной единицы произведений магического реализма определяет научную новизну данной работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для изучения литературы в школе, служить дополнительным материалом для подготовки к практическим занятиям по литературным дисциплинам в вузе.
Целью данной работы является раскрытие особенностей хронотопа в произведениях магического реализма. Объектом исследования являются произведения магического реализма современных российских писателей, предметом исследования являются пространственные и темпоральные характеристики художественного мира в произведениях магического реализма.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет заключить, что магический реализм как литературное течение стал ответом на стремительно меняющуюся реальность, позволив проиллюстрировать «двоемирие» XX века. Традиционно термин «магический реализм» применяют для характеристики литературы Латинской Америки из-за истории его возникновения и развития. Однако, если считать одним из ключевых понятий данного художественного метода категорию «чудо» как особенность человеческого мировосприятия, становится понятно, что магический реализм находит отражение в литературе разных стран, в том числе и России. Любопытно, что данный художественный метод более прочих подвержен воздействию национальной картины мира, поскольку зачастую опирается на фольклорную традицию. Русский магический реализм имеет ту же «отправную точку» что и латиноамериканский, поскольку оба направления исходят из восприятия писателями пространства собственной страны с учетом географических, исторических и культурных процессов.
Магический реализм во многом также отражает мифические представления об устройстве мира, связь эта выражается в изображении «двукодовой» образной окружающей действительности. Данный факт, безусловно, заставляет вспомнить главную антиномию для мифологического мышления - сакральный-профанный. Повествование в произведениях магического реализма рождается из восприятия бинарной оппозиции (реальный-ирреальный), которое сводится к представлению об их единстве. Единство становится возможным при введении некоего срединного понятия, своеобразного медиатора, одновременно выступающего как граница в бинарной оппозиции, а также как «место» соприкосновения антиномичных явлений. Для магического реализма становится чрезвычайно важным феномен неомифологизма, который подразумевает, с одной стороны, актуализацию классических мифов и отдельных их элементов, с другой стороны, создание по данной модели современного мифа, в котором на первый план выходит не сакральное значение архаичного оригинала, а положение героя в мире, осмысливаемом посредством этого мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности» .
Подобные характеристики во многом и определяют хронотоп произведений магического реализма. Из-за наделения пространственных и временных характеристик символическим значением хронотоп перестает быть просто точкой взаимодействия времени и пространства, но становится понятием аксиологическим. Герой произведений магического реализма во многом определяется через взаимодействие с окружающем миром и способе бытования в нем, иными словами, он реализует, по выражению Гастона Башляра, функцию обитателя.
Магический реализм как художественный метод за счет своей многоплановости позволяет авторам сочетать осмысление действительности с культурной, исторической, мифологической и литературной традицией, отражая таким образом особое мироведение в рамках собственного творчества.
Для выявления особенностей хронотопа в произведениях магического реализма в данной работе мы обратились к сборнику «Южнорусское Овчарово» Лоры Белоиван и роману «Сорок лет Чанчжоэ» Дмитрия Михайловича Липскерова. Сборник «Южнорусское Овчарово» являет собой пример свободного обращения с сюжетами и мотивами мифопоэтического наследия в качестве материала для самостоятельного художественного мифологизирования. Проявлением мифотворчества Лоры Белоиван можно считать необычную динамику соотношения пространства и времени. Мы можем интерпретировать Южнорусское Овчарово исключительно как пространство, получающее свое содержание и структуру за счет «смыслового порядка», в рамках которого оно формируется. На узнаваемое пространство, которое довольно точно определено географически, накладываются фольклорные и мифологические представления.
...


1. Алимбочка И.В. Хронотоп как структурный компонент художественного образа. URL: https://clck.ru/343a73 (дата обращения 15.01.2023).
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. : Худож. лит., 1965. 527 с.
3. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Худож. лит., 1975. С. 234-408.
4. Башляр Г. Поэтика пространства. М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. 352 с.
5. Белоиван Л. Южнорусское Овчарово. М. : Лайвбук, 2017. 368 с.
6. Бердяев Н.А. Судьба России. М. : Азбука, 2022. 416 с.
7. Вагнер Е.Н. Эсхатологический миф в русской постмодернистской литературе. URL: https://clck.ru/34gZAJ (дата обращения 20.03.2023).
8. Войводич Я. Неомифологизм в актуальной русской прозе : монография. М. : ФЛИНТА, 2021. 240 с.
9. Гоголь Н.В. Миргород. М. : Худож. литература, 1957. 252 с.
10. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. 232 с.
11. Гомер Одиссея / Пер. с древнегреч. В. Жуковского. М. : Издательство АСТ, 2019. 416 с.
12. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. URL: https://clck.ru/343AXP (дата обращения 21.04.2023).
13. Гройс Б.Е. Россия как подсознание Запада // Искусство утопии. М. : Художественный журнал, 2003. 320 с.
14. Гугнин А.А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления. Москва, 1998. 117 с.
15. Зумбулидзе И.Г. Традиции магического реализма в творчестве В. Орлова. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26291569_70798013.pdf (дата обращения 12.02.2023).
... всего 54 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ